ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема | Виды речевой деятельности | Кол. заданий* | Номер задания* | Проверяемая цель | Тип задания* | Описание задания* | Время на выполнение, мин.* | Кол-во баллов* | Общий балл |
Культура народов мира. Природные ресурсы планеты Земля | Слушание | 3 | 1 | 9.1.2.1 Понимать значение слов общественно-политической тематики | МВО | Обучающийся понимает информацию сообщения | 10 мин | 3 | 5 |
2 | 2 | 9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста | МВО | Учащийся определяет основную мысль текста, учитывая структуру текста | 1 | ||||
3 | |||||||||
1 | |||||||||
Чтение | 2 | 1 | 9.3.6.1 Анализировать содержание художествен. произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения | РО | Обучающийся анализирует фрагмент текста из художеств. произведения, определяет стиль, находит художествен. средства, перефразирует предложения | 10 мин | 3 | 10 | |
2 | 3 | ||||||||
2 | 3 | 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов | РО | 9.3.1.1 Обучающийся понимает главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов | 2 | ||||
4 | |||||||||
2 | |||||||||
Письмо | 1 | 1 | 9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста- рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания | РО | Обучающийся выбирает тему и создает эссе - рассуждение, выражая и обосновывая свое мнение. В работе использует простые и сложные предложения, различные грамматические формы существительных, прилагательных, наречий | 20 | 10 | 10 | |
Говорение | 1 | 1 | 9.2.3.1 Соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю | РО | Обучающийся участвует в обсуждении темы, высказывает свою точку зрения, предлагая решение проблемы Проверяется отдельно | 1-2 минуты (проверяется отдельно) | 10 | 5 | |
| 9.2.4.1 Создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию | ||||||||
Использование языковых единиц | | | 9.1.2.1 Использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения 9.5.1.1 Использовать существ, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах | | Обучающийся использует простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения, использует существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах | | | | |
ИТОГО: | 11 | | | | | 40 мин (без говорения | | 30 | |
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения |
Задания по суммативному оцениванию за 1 четверть
Слушание
Прослушайте текст Сабитова Ильяса «К слову о Родине» и выполните задания.
Транскрипт
Над желтыми степями, горными вершинами, под голубыми далями из века век пролетают, распластав величественные крылья, как бы стремясь объять бескрайние просторы, вековые беркуты - незримые свидетели истории земли, смены поколений. Они - великое напоминание о круговороте жизни, о тленности человеческого бытия, безвестности и вечности.
Притяжение земли, память и связь с этой вечностью, для которой нужно сохранить, что оставлено предками, приумножить и передать следующим поколениям. Помнить, кто ты, откуда и куда? Хранить связь с землей. Эта щемящая душу привязанность к Родине сродни с привязанностью ребенка к матери, с молоком которой рождается понятие «родное», вкус родного слова, сопричастность к родному и вечному долгу перед ней.
Сейчас молодые люди разлетелись по всему миру: кто получить образование, кто перенять опыт, кто просто посмотреть. Предки наши говорили: “Пока ты на коне, познай мир”. Пока молод, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов. Но, тем не менее, где бы ты ни был, в какой точке земного шара ни оказался, родная земля остается для тебя одной единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни”.
Пока молод, надо обогащаться культурно и духовно, приобщаться к другим культурам, пропагандировать свои национальные ценности. Однако, куда бы нас не манили дороги, возвращаться нужно к родным могилам, отсюда мы начинались, и здесь нас будут помнить, сюда будут приводить тех, кто идет за нами. Возвращаться, чтобы приобретенное воплотить в жизнь для улучшения благосостояния народа, решения вопросов в экономическом, политическом, человеческом измерениях.
Судьба казахского, к тому же государственного языка волнует Мухтара Шаханова. Без сохранения родного языка, без соблюдения обычаев и традиций, нашего национального кода, без прошлого “без этой связи человек как перекати-поле, без роду, без племени, как беспамятный манкурт”.
Есть такая трава қаңбақ — перекати-поле. Она растет в степи. Корень у перекати-поле очень короткий, всего-то 2-3 сантиметра. Стоит подуть ветру, как трава легко срывается и катится куда придется. А еще в степи растет жантақ — верблюжья колючка. С виду небольшое неприметное растение, но корни у него уходят вглубь на два-три метра. И никакой ветер его не сорвет, потому что крепко врос корнями в землю. Вот и язык
любого народа должен быть таким же глубоким, сплачивающим своими корнями народ. Если этого не будет, то у него нет будущего.
Таким образом, это и есть поле действий современной молодежи. Эти проблемы поднимать, решать, говорить на своем языке, пропагандировать среди сверстников, предлагать прорывные проекты. Это и есть патриотизм - величайшая ценность, с которой рождается человек, и во имя чего живет, творит, созидает.
( https://massaget.kz/layfstayl/debiet/proza/57948/)
Задания.
1.Найдите соответствие слов и их значений, запишите в таблицу под цифрами правильные буквенные обозначения.
А) Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
B) Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
C) Общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения [3]
-
патриотизм
обычай
память
2. Укажите предложение, в котором выражена основная мысль прослушанного текста.
А) Не потеряться во времени, пространстве, потоке времени, событий.
В) Пока молод, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов.
С) “Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,
Того, кто забыл о своих четырех Матерях.
Народ, что четыре Святыни не смог защитить,
Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.
D) Вот и язык любого народа должен быть таким же глубоким, сплачивающим своими корнями народ. [1]
Чтение
Транскрипт
В. Распутин. Прощание с Матерой.
«Отсюда, с макушки острова, видно было как на ладони и Ангару, и дальние чужие берега, и свою Матеру, смыкающуюся за сосновой пустошью в одно целое с Подмогой, так что островная земля тянулась чуть не до горизонта и лишь у самого его краешка проблескивала полоска воды. Правый широкий рукав реки, словно оттопыриваясь на сгибе, теснил низкий противоположный берег, вдаваясь в него, и опять выпрямлялся вдали, спадая ровно и аккуратно; левый рукав, более спокойный и близкий, как бы принадлежащий Матере, свисая с ее крутого берега, в этот час при тихом солнце казался неподвижным. Его в Матере так и называли: своя Ангара. В эту сторону смотрела деревня, сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир, до каждого камешка все здесь было изучено и запомнено, а за
протокой при колхозе держали поля, которые только нынче и забросили.
И тихо, покойно лежал остров, тем паче, родная, самой судьбой
назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми
начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала она в достатке - не потому ли и назвалась громким именем Матера? И тихо, потаенно лежала она - набиралась соков раннего лета: на правый искосок от бугра, где сидела Дарья, густой гладью зеленели озими, за ними вставал лес, еще бледный, до конца не распустившийся, с томными пятнами елей и сосен; поверху и понизу в нем сквозила дорога, уходящая к Подмоге. …
Там же, как царь-дерево, громоздилась могучая, в три обхвата, вековечная лиственница (листвень - на "он" знали ее старики), с прямо оттопыренными тоже могучими ветками и отсеченной в грозу верхушкой. Поблизости от нее стояла, будто подбиралась, да так и не подобралась, испугавшись грозного ли вида, или онемев от казни, береза; Дарья хорошо помнила ее еще молоденькой, помнила березкой, а теперь коряво разошелся на две половины ствол, закаменела, разваливаясь, кора и обвисли, запрокинулись вниз тяжелые ветви…
http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/matera.txt_with-big-pictures.html
Задания
-
Определите стиль текста. Приведите 2 аргумента.____________________ [2] -
Какие художественные средства использует автор? Какова их роль в тексте?
__________________________________________________________________ [3]
-
Какова авторская позиция по отношению к природе? Через какие слова и выражения проявляется эта позиция?_______________________________ [2] -
Прочитайте предложения, следуя образцу, составьте новые, которые должны начинаться из заданных слов и передавать смысл исходных предложений.
Образец: Закаменела кора, и обвисли, запрокинулись вниз тяжелые ветви…
Ответ: Запрокинувшись вниз, обвисли тяжелые ветви, и закаменела кора.
а) Поверху и понизу в нем сквозила дорога, уходящая к Подмоге. …
Дорога, которая __________________
б) Обвисли, запрокинулись вниз тяжелые ветви…
Запрокинувшись вниз, ______________________________________________ [2]
Всего баллов: 10
Схема выставления баллов
Чтение
№ вопроса | Ключи ответов | баллы | Дополнительная информация |
1 | Художественный стиль. | 1 | Возможны другие аргументы. 1 балл присуждается за определение стиля 1балл за каждый аргумент. |
1) цель - воздействовать на чувства и мысли читателей при помощи созданных автором образов (остров, река…) | 1 | ||
2) использование языковых средств (олицетворение, сравнение, эпитеты…) | 1 | ||
2 | Автор использует сравнения (словно оттопыривая) олицетворение (свисая, спадая, теснил) | 1 | Возможны другие варианты. 2 балла – примеры изобразительно - языковых средств; 1 балл – определение роли изобразительно - языковых средств в отрывке |
Автор использует эпитеты (тихое солнце, бледные лес) для того, чтобы создать образ реки, леса | 1 | ||
Автор использует художественно-изобразительные средства для того, чтобы создать образ реки, леса | 1 | ||
3 | Автор восхищается природой, рекой Ангарой, ее силой, стойкостью… Его позиция проявляется через слова: «своя Ангара», «родная земля». | 1 | Возможны другие варианты. 1 балл присуждается за определение авторской позиции; 1балл за умение привести примеры |
Его позиция проявляется через слова: «своя Ангара», «родная земля». | 1 | ||
4 | а) Дорога, которая уходила к Подмоге, сквозила в нем поверху и понизу. | 1 | за верную формулировку предложения -1 балл. Возможны и другие верные перефразированные предложения. |
б) Запрокинувшись вниз, обвисли тяжелые ветви. | 1 | ||
всего | | 10 | |
Говорение Создайте аргументированное высказывание-рассуждение на одну из предложенных тем. [5]
1. «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом». Абай Кунанбаев | 2. «Человеческий разум глубоко проникает в тайны природы. Человек должен сотрудничать с природой, а не губить ее» Ч. Айтматов |
3.«Историей бессмертье суждено: Ему всегда быть гордостью и славой,..» В.Гундарев | 4. «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить». Сладков А. Н. |
| Схема выставления баллов Говорение
|