Файл: Литература (с нерусским языком обучения) 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть


Тема

Виды речевой деятельности

Кол. заданий*

Номер задания*

Проверяемая цель

Тип задания*

Описание задания*

Время на выполнение, мин.*

Кол-во баллов*

Общий балл

Культура народов мира. Природные ресурсы планеты Земля

Слушание

3

1

9.1.2.1 Понимать значение слов общественно-политической тематики

МВО

Обучающийся понимает информацию сообщения

10 мин

3

5

2

2


9.1.4.1

Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста

МВО


Учащийся определяет основную мысль текста, учитывая структуру текста

1


3

1

Чтение

2

1


9.3.6.1 Анализировать содержание художествен. произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения

РО

Обучающийся анализирует фрагмент текста из художеств. произведения, определяет стиль, находит художествен. средства, перефразирует предложения

10 мин

3


10



2



3


2

3


9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов

РО


9.3.1.1 Обучающийся понимает главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов



2



4

2

Письмо

1

1

9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста- рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания

РО

Обучающийся выбирает тему и создает эссе - рассуждение, выражая и обосновывая свое мнение. В работе использует простые и сложные предложения, различные грамматические формы существительных, прилагательных, наречий

20

10

10

Говорение

1

1

9.2.3.1 Соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю

РО

Обучающийся участвует в обсуждении темы, высказывает свою точку зрения, предлагая решение проблемы

Проверяется отдельно

1-2 минуты

(проверяется отдельно)

10

5




9.2.4.1 Создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию

Использование языковых единиц








9.1.2.1 Использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения

9.5.1.1 Использовать существ, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах




Обучающийся использует простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения,

использует существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах










ИТОГО:

11













40 мин (без говорения




30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Задания по суммативному оцениванию за 1 четверть
Слушание

Прослушайте текст Сабитова Ильяса «К слову о Родине» и выполните задания.

Транскрипт
Над желтыми степями, горными вершинами, под голубыми далями из века век пролетают, распластав величественные крылья, как бы стремясь объять бескрайние просторы, вековые беркуты - незримые свидетели истории земли, смены поколений. Они - великое напоминание о круговороте жизни, о тленности человеческого бытия, безвестности и вечности.

Притяжение земли, память и связь с этой вечностью, для которой нужно сохранить, что оставлено предками, приумножить и передать следующим поколениям. Помнить, кто ты, откуда и куда? Хранить связь с землей. Эта щемящая душу привязанность к Родине сродни с привязанностью ребенка к матери, с молоком которой рождается понятие «родное», вкус родного слова, сопричастность к родному и вечному долгу перед ней.

Сейчас молодые люди разлетелись по всему миру: кто получить образование, кто перенять опыт, кто просто посмотреть. Предки наши говорили: “Пока ты на коне, познай мир”. Пока молод, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов. Но, тем не менее, где бы ты ни был, в какой точке земного шара ни оказался, родная земля остается для тебя одной единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни”.

Пока молод, надо обогащаться культурно и духовно, приобщаться к другим культурам, пропагандировать свои национальные ценности. Однако, куда бы нас не манили дороги, возвращаться нужно к родным могилам, отсюда мы начинались, и здесь нас будут помнить, сюда будут приводить тех, кто идет за нами. Возвращаться, чтобы приобретенное воплотить в жизнь для улучшения благосостояния народа, решения вопросов в экономическом, политическом, человеческом измерениях.

Судьба казахского, к тому же государственного языка волнует Мухтара Шаханова. Без сохранения родного языка, без соблюдения обычаев и традиций, нашего национального кода, без прошлого “без этой связи человек как перекати-поле, без роду, без племени, как беспамятный манкурт”.

Есть такая трава қаңбақ — перекати-поле. Она растет в степи. Корень у перекати-поле очень короткий, всего-то 2-3 сантиметра. Стоит подуть ветру, как трава легко срывается и катится куда придется. А еще в степи растет жантақ — верблюжья колючка. С виду небольшое неприметное растение, но корни у него уходят вглубь на два-три метра. И никакой ветер его не сорвет, потому что крепко врос корнями в землю. Вот и язык

любого народа должен быть таким же глубоким, сплачивающим своими корнями народ. Если этого не будет, то у него нет будущего.

Таким образом, это и есть поле действий современной молодежи. Эти проблемы поднимать, решать, говорить на своем языке, пропагандировать среди сверстников, предлагать прорывные проекты. Это и есть патриотизм - величайшая ценность, с которой рождается человек, и во имя чего живет, творит, созидает.

( https://massaget.kz/layfstayl/debiet/proza/57948/)

Задания.

1.Найдите соответствие слов и их значений, запишите в таблицу под цифрами правильные буквенные обозначения.

А) Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

B) Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

C) Общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения [3]

патриотизм

обычай

память










2. Укажите предложение, в котором выражена основная мысль прослушанного текста.

А) Не потеряться во времени, пространстве, потоке времени, событий.

В) Пока молод, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов.

С) “Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,

Того, кто забыл о своих четырех Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить,

Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.

D) Вот и язык любого народа должен быть таким же глубоким, сплачивающим своими корнями народ. [1]
Чтение

Транскрипт

В. Распутин. Прощание с Матерой.

«Отсюда, с макушки острова, видно было как на ладони и Ангару, и дальние чужие берега, и свою Матеру, смыкающуюся за сосновой пустошью в одно целое с Подмогой, так что островная земля тянулась чуть не до горизонта и лишь у самого его краешка проблескивала полоска воды. Правый широкий рукав реки, словно оттопыриваясь на сгибе, теснил низкий противоположный берег, вдаваясь в него, и опять выпрямлялся вдали, спадая ровно и аккуратно; левый рукав, более спокойный и близкий, как бы принадлежащий Матере, свисая с ее крутого берега, в этот час при тихом солнце казался неподвижным. Его в Матере так и называли: своя Ангара. В эту сторону смотрела деревня, сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир, до каждого камешка все здесь было изучено и запомнено, а за
протокой при колхозе держали поля, которые только нынче и забросили.

И тихо, покойно лежал остров, тем паче, родная, самой судьбой

назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми

начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала она в достатке - не потому ли и назвалась громким именем Матера? И тихо, потаенно лежала она - набиралась соков раннего лета: на правый искосок от бугра, где сидела Дарья, густой гладью зеленели озими, за ними вставал лес, еще бледный, до конца не распустившийся, с томными пятнами елей и сосен; поверху и понизу в нем сквозила дорога, уходящая к Подмоге. …

Там же, как царь-дерево, громоздилась могучая, в три обхвата, вековечная лиственница (листвень - на "он" знали ее старики), с прямо оттопыренными тоже могучими ветками и отсеченной в грозу верхушкой. Поблизости от нее стояла, будто подбиралась, да так и не подобралась, испугавшись грозного ли вида, или онемев от казни, береза; Дарья хорошо помнила ее еще молоденькой, помнила березкой, а теперь коряво разошелся на две половины ствол, закаменела, разваливаясь, кора и обвисли, запрокинулись вниз тяжелые ветви…

http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/matera.txt_with-big-pictures.html

Задания

  1. Определите стиль текста. Приведите 2 аргумента.____________________ [2]

  2. Какие художественные средства использует автор? Какова их роль в тексте?

__________________________________________________________________ [3]

  1. Какова авторская позиция по отношению к природе? Через какие слова и выражения проявляется эта позиция?_______________________________ [2]

  2. Прочитайте предложения, следуя образцу, составьте новые, которые должны начинаться из заданных слов и передавать смысл исходных предложений.

Образец: Закаменела кора, и обвисли, запрокинулись вниз тяжелые ветви…

Ответ: Запрокинувшись вниз, обвисли тяжелые ветви, и закаменела кора.
а) Поверху и понизу в нем сквозила дорога, уходящая к Подмоге. …

Дорога, которая __________________
б) Обвисли, запрокинулись вниз тяжелые ветви…

Запрокинувшись вниз, ______________________________________________ [2]

Всего баллов: 10

Схема выставления баллов

Чтение

вопроса

Ключи ответов

баллы

Дополнительная информация

1

Художественный стиль.

1

Возможны другие аргументы. 1 балл присуждается за определение стиля

1балл за каждый аргумент.

1) цель - воздействовать на чувства и мысли читателей при помощи созданных автором образов (остров, река…)

1



2) использование языковых средств (олицетворение, сравнение, эпитеты…)

1

2

Автор использует сравнения (словно оттопыривая) олицетворение (свисая, спадая, теснил)

1

Возможны другие варианты. 2 балла – примеры изобразительно - языковых средств;

1 балл – определение роли изобразительно - языковых средств в отрывке

Автор использует эпитеты (тихое солнце, бледные лес) для того, чтобы создать образ реки, леса

1

Автор использует художественно-изобразительные средства для того, чтобы создать образ реки, леса

1

3

Автор восхищается природой, рекой Ангарой, ее силой, стойкостью… Его позиция проявляется через слова: «своя Ангара», «родная земля».

1

Возможны другие варианты.

1 балл присуждается за определение авторской позиции;

1балл за умение привести примеры

Его позиция проявляется через слова: «своя Ангара», «родная земля».

1

4

а) Дорога, которая уходила к Подмоге, сквозила в нем поверху и понизу.

1


за верную формулировку предложения -1 балл.

Возможны и другие верные перефразированные

предложения.

б) Запрокинувшись вниз, обвисли тяжелые ветви.

1

всего




10





Говорение Создайте аргументированное высказывание-рассуждение на одну из предложенных тем. [5]

1. «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом». Абай Кунанбаев

2. «Человеческий разум глубоко проникает в тайны природы. Человек должен сотрудничать с природой, а не губить ее» Ч. Айтматов

3.«Историей бессмертье суждено:

Ему всегда быть гордостью и славой,..» В.Гундарев

4. «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить». Сладков А. Н.








Схема выставления баллов

Говорение

Баллы

Содержание и точность языка

5

Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Говорит связанно.

4Соблюдает орфоэпич

ские нормы. Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику. Учитывает целевую аудиторию. В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания


Точно раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. Говорит связанно, речь поставлена. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка, которые сам исправляет. Ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию. В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания

3

Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию.




Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание

1

Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речь несвязанная. Использует очень ограниченную лексику.