Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
156
Что могут сделать родители? Стратегии,
позволяющие детям чувствовать себя замеченными
Стратегия № 1: пусть любопытство будет полезным
Первый шаг к тому, чтобы дети чувствовали себя замеченны- ми, — простое наблюдение за ними. Найдите время, чтобы посмотреть на их поведение, отбросив любые предрассудки, поймите, что происходит на самом деле и не делайте поспеш- ные выводы. Мы можем многое узнать о детях, если просто сбавим обороты и внимательно посмотрим на них. Когда мы ставим под вопрос присвоенные ярлыки, наше мнение стано- вится непредвзятым.
Однако правильное понимание детей обычно требует боль- шего, чем поверхностное наблюдение за их поведением. Иногда нужно копнуть поглубже и разобраться в том, что происходит
под покровом слов и поступков ребенка. Конечно, все мы сле- дим за их занятиями и слушаем то, что они нам говорят. Но дети, как и взрослые, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Следовательно, родители должны смотреть шире и вы- ходить за рамки очевидного.
С практической точки зрения, это означает готовность за- глянуть за пределы своих первичных мнений и интерпретаций о том, что происходит с вашими детьми. Это означает, что вы находитесь в позиции любопытства, а не готовых суждений.
Любопытство — это ключ и один из важнейших инструмен- тов заботливых родителей. Когда малыш опрокидывает тарелку спагетти, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, первоначаль- ной реакцией родителей, скорее всего, будет раздражение. Если они полагают, что он испытывает пределы их терпения или просто слишком расшалился, то и действуют соответственно.
Но если родители внимательно посмотрят на ребенка и увидят, как он заворожен красными брызгами соуса на полу и стене, то, возможно, отреагируют по-другому. Психологи Элисон Гоп-

Ц
ЕННОСТЬ
ВНИМАНИЯ
157
ник, Эндрю Мельцофф и Патриция Кюль пишут об «ученом в колыбели» и объясняют, что многие младенцы и малыши совершают такие поступки из-за интуитивного стремления изучать окружающий мир.
При этом, осознавая детское стремление познавать мир, вы все равно можете быть расстроены необходимостью уборки, когда спагетти падают на пол. Но если при этом вы воздер-
Вместо готовых суждений и критики…
будьте любознательны и смотрите глубже.
– Он делает это,
чтобы разозлить меня.
– Интересно, почему
он это сделал? Что творится
у него в голове?


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
158
живаетесь от мгновенной реакции и даете волю любопытству, то можете сделать паузу и задать вопрос: «Интересно, почему он это сделал?» Тогда вы сможете взглянуть на малыша как на маленького исследователя, который собирает информацию об окружающем мире, и отреагировать на его поступок более терпимо и снисходительно, даже если вам придется устранять последствия эксперимента. (При этом вы тоже приобретете
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22

Что мы видим.
Что сказал бы ребенок, если бы мог:
– Она всегда игнорирует
меня. Меня бесит, когда она
говорит, что я еще слишком
маленький.

Ц
ЕННОСТЬ
ВНИМАНИЯ
159
некоторый опыт и будете знать, что на данном этапе развития ребенка в следующий раз лучше подстелить тряпку.)
В книге «Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспи- тать характер» мы поощряем родителей исследовать причины детского поведения. Если мы спрашиваем «Почему мой ребе- нок это сделал?» вместо того, чтобы сразу же назвать его посту- пок «дурным поведением», то с гораздо большей вероятностью реагируем на причину поступка, а не на внешние проявления.
Иногда действительно проблема может быть в поведении. Мы неустанно повторяем, что дети определенно нуждаются в огра- ничениях, и родители должны учить их отличать дозволенное от недозволенного. Даже если поведение на самом деле требует дисциплинарного вмешательства (определяемого как настав- ления и развитие навыков), мы будем более эффективными наставниками, если зададимся вопросом о причинах детских поступков и точно определим, что происходит в голове ребен- ка и почему вообще появилось такое поведение.
То же самое относится к другим ситуациям. Если ваша дочь не желает здороваться с незнакомым взрослым человеком и не отвечает на вопросы, это еще не значит, что ей не хочется вы- глядеть воспитанной девочкой. Возможно, она просто стесня- ется или побаивается. Опять-таки, это не говорит о том, что вы не должны учить ее навыкам общения или поощрять к раз- говору даже в неудобных ситуациях. Это значит, что вам стоит разобраться в
причине ее поведения. Какие чувства стоят за ним? Изучите причину ее застенчивости, и тогда ваша реакция будет разумнее и эффективнее.
Кстати, родители очень любят иметь четкие и даже очень высокие ожидания от детей. Их нужно учить ценности упор- ной работы и воодушевлять для новых достижений, которые они считали недоступными для себя. Но иногда, заглянув по- глубже, родители понимают, что предъявляют слишком высо- кие требования к ребенку. Все мы определенно хотим помочь

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
160
нашим детям в полной мере раскрыть их потенциал, но совсем не нужно заставлять ребенка делать вещи, которые на самом деле находятся за рамками его способностей.
Важно задавать себе следующий вопрос: вы уверены, что ре- бенок
не хочет так себя вести или он не может это делать? Если он
не хочет успокоиться, то реакция родителя может сильно отличаться от ситуации, когда он
не может сидеть смирно или четко следовать указаниям из-за синдрома гиперактивности или какого-то другого незначительного расстройства развития.
Тина недавно участвовала в дискуссии, хорошо объясняю- щей этот момент. Она выступала на презентации перед педа- гогами и говорила о важности умозрения и поиска глубин- ных причин поведения учеников. Во время сессии вопросов и ответов после презентации опытная учительница по имени
Дебора встала и сказала: «Если все, что вы сказали, соответст- вует действительности, то мне нужно заново пересмотреть мои принципы дисциплины в классной комнате». Тина попросила рассказать подробнее, и Дебора рассказала, что она пишет на листках бумаги имена учеников и прикрепляет их бельевыми прищепками на веревку трех цветов: зеленую, желтую и крас- ную. В начале каждого учебного дня листки с именами учени- ков висят в зеленой секции. Если кто-то плохо себя ведет, его имя перемещается в желтую секцию, которая означает преду- преждение. Последующие нарушения дисциплины приводят в красную часть веревки. Это значит, что родители будут из- вещены о дурном поведении и что ученика ожидают послед- ствия, например, пропуск следующей перемены.
Дальше разговор между Тиной и Деборой происходил при- мерно таким образом:
ТИНА:
Насколько эффективно работала эта система?
ДЕБОРА:
Для большинства детей она работала отлично, но с дву- мя мальчиками были постоянные проблемы.


Ц
ЕННОСТЬ
ВНИМАНИЯ
161
ТИНА:
Значит, их имена чаще всего оказывались в красной секции?
ДЕБОРА:
Да. Листок с именем одного мальчика двигался так ча- сто, что порвался и пришлось написать его имя на новом.
ТИНА:
Это были определенные виды поведения, и они повто- рялись?
ДЕБОРА:
Совершенно верно.
ТИНА:
Тогда похоже, что система оказалась не слишком эф- фективным средством дисциплинарного контроля. Ваши наказания и домашние последствия не повлияли на его по- ведение. А как насчет одноклассников? Как его поведение влияет на них?
ДЕБОРА:
Одноклассники тоже сердиты на него. Они устали от того, что он их отвлекает, когда они работают. Их также раз- дражают перерывы на то, чтобы разбираться с его поведе- нием, во время которых приходится отрываться от занятия.
ТИНА:
Давайте я сформулирую то, что услышала. В ходе учеб- ного процесса, когда все остальные ученики в целом до- вольны и соглашаются с вашими методами, этот мальчик продолжает вести себя как раньше, несмотря на недоволь- ство сверстников, на дисциплинарные меры и взбучки от родителей?
ДЕБОРА:
Да, именно так. Мне нужно пересмотреть мою дисци- плинарную систему.
ТИНА:
Ясно. Иными словами, нужно задуматься, почему он про- должает совершать поступки, которые сталкиваются с нега- тивной реакцией практически со всех сторон? Разумеется, ему приходится нелегко. Детям обычно не нравится снова и снова попадать в неприятности, особенно если их сверст- ники неодобрительно относятся к этому. Тогда позвольте задать вопрос: вы стали бы передвигать листок с именем ученика в желтую и красную зону, если бы он не мог до- статочно быстро читать из-за дислексии?
ДЕБОРА:
Разумеется, нет. Ведь он ни в чем не виноват.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
162
ТИНА:
Разумеется, нет. Поскольку вы знаете, что ребенок
не мо-
жет делать иначе и избежать нарушения ваших ожиданий.
Мне кажется, если мы видим ребенка с таким неподобаю- щим поведением, которое регулярно повторяется на уроках и причиняет ему много проблем, то не исключено, что он тоже не может поступать иначе. Возможно ли, что он просто
не может, тогда как у всех возникает впечатление, что он не
хочет? Возможно, он не обладает соответствующими навы- ками, или его стадия развития пока не позволяет ему вести себя по-другому. Если у ребенка проблемы с обучением, мы обычно подходим к этому с более терпимой и любознатель- ной позиции и стараемся
поддержать его. Для нас нет разни- цы, являются ли его проблемы социальными, эмоциональны- ми, или он испытывает задержку в развитии. Мы не можем наказывать ребенка за то, с чем он не может справиться.
ДЕБОРА:
Мне было бы очень неприятно, если бы кто-то сердил- ся на меня за то, в чем я не виновата. Особенно если бы это происходило перед моими друзьями и если бы я старалась все делать лучше, но просто не могла.
ТИНА:
Вот именно. Все это не значит, что вы должны позволить мальчику нарушать учебные правила или отвлекать других учеников. Разумеется, с таким поведением надо разбираться ради его же блага и ради учебного процесса остальных. Наш подход дает представление, почему ваша нынешняя система не работает для этого мальчика. Когда вы проявляете любоз- нательность и разбираетесь, что происходит на самом деле, то можете не только относиться к ребенку с большим сочувст- вием, но и корректировать его поведение упреждающими ме- рами. Конечно, это будет метод проб и ошибок. Вам придется применять альтернативные стратегии и проявлять терпение, чтобы помочь этому мальчику, но я рекомендую привлечь его к работе, обсуждать с ним его поведение и прислушиваться к его соображениям о том, что может быть полезным для него.


Ц
ЕННОСТЬ
ВНИМАНИЯ
163
Этот разговор сосредоточен на школьной ситуации, но он хоро- шо иллюстрирует вопрос «Не хочет или не может?» Если ребе- нок
не может вести себя по-другому, то как вы отнесетесь к на- казанию за то, что он не в состоянии контролировать? Иногда ребенку может мешать какое-то внутреннее препятствие вроде нарушений обучаемости или сенсорной обработки, хроническое нарушение сна, вызванное разводом родителей, переездом в но- вый дом, или… Однако это не значит, что ребенок не может нормально расти и приобретать новые навыки; это всего лишь говорит о том, что требования окружающей среды превосходят его нынешние способности. Необычное поведение часто бывает связано с задержками развития, и ребенку нужно больше време- ни и навыков решения проблем, чтобы показывать лучшие ре- зультаты. Но мы не узнаем, в чем дело, если не заглянем глубже и не увидим, что происходит на самом деле.
Стратегия № 2: находите время и место,
чтобы смотреть и учиться
Обратите внимание, что
преднамеренность является ключом к подлинному восприятию и пониманию наших детей. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя замеченным, мы можем просто уделять ему внимание в течение дня. Это одно из преи- муществ целостного родительского подхода к воспитанию: вам не нужно дожидаться серьезных разговоров, чтобы заниматься важной работой по обучению ваших детей чему-то. Достаточ- но быть рядом и уделять им внимание — присутствовать там, где нужно.
К тому же, пока вы внимательно наблюдаете за детьми в те- чение дня, у вас есть много возможностей
увидеть, кто они такие на самом деле. Да, вы можете узнать многие вещи, про- сто следя за жизнью детей и прислушиваясь к тому, что они говорят о вещах, привлекающих их внимание. При этом вы

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
164
можете беседовать с детьми на свободные темы, чтобы глубже погрузиться в их мир и узнать подробности, в которые иначе не были бы посвящены.
Вечер — это золотое время и отличная возможность сбли- зиться с детьми. Есть нечто умиротворяющее в конце дня.
В доме становится тихо, мы испытываем приятную усталость, отвлекающие моменты исчезают, и защитные барьеры опу- скаются. Это делает нас более склонными делиться мыслями и воспоминаниями, страхами и желаниями. Дети успокаива- ются, ложатся в постель и делятся с вами своими вопросами, размышлениями, идеями и догадками, особенно если вы удоб- но устраиваетесь рядом с ними и не торопите их.
Вместе с тем вам нужно приложить некоторые усилия к пла- нированию семейного расписания. Детям нужен полноценный сон (мы не устаем говорить об этом), поэтому в идеальном случае нужно пораньше начинать подготовку ко сну, чтобы оставалось время для обычных процедур и де- сять-пятнадцать минут на всякую бол- товню или даже на тихое присутствие рядом, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и рассказать то, что ему хочется. Дневные перегрузки могут быть опасны для детей, а вечерние ритуалы и обильный сон являются мощными инструментами для регу- лировки детских эмоций и поведения.
Проявив определенную предусмотри- тельность, вы можете выделить время для тесного общения перед сном и сделать его частью вечернего ритуала. Когда детей не подгоняют, они более склонны делить- ся подробностями своего дня и задавать вопросы, помогающие вам глубже понять, что происходит в реальном и воображае- мом мире вашего ребенка.
Д
а, вы можете узнать многое, просто следя за жизнью детей и прислушива- ясь к тому, что они говорят о ве- щах, привлекающих их вни- мание.