Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
204
Маленькая детская палатка в гостиной может стать таким местом, либо уголок встроенного шкафа, стенная ниша или даже стол, покрытый скатертью до пола. Вместе с ребенком вы можете наполнить «грот» любимыми мягкими игрушками, подушками и одеялами, книжками и любыми другими веща- ми, создающими ощущение уюта. Пусть ребенок примет учас- тие в создании этого спокойного места. Постарайтесь, чтобы у него возникли только позитивные ассоциации с ним. «Грот» не будет спокойным, если вы станете отправлять туда ребен- ка в качестве наказания. Но когда ему тяжело, вы можете предложить такое место как особое преимущество. «Хочешь посидеть в твоем спокойном гроте? Мы можем поговорить позже». Или: «Что нужно, чтобы тебе стало лучше? Хочешь, я отведу тебя в твое спокойное место?» Цель состоит в том, чтобы ребенок имел особое место, в котором он может чувст- вовать себя непринужденно и в безопасности, и чтобы он мог отправиться туда, если ему кажется, что он теряет контроль над собой.
Подберите успокаивающую музыку
Еще один полезный инструмент для самоуспокоения, который ребенок может добавить в свой набор, — это песня. Он может исполнять или слушать ее в моменты расстройства. Возможно, ему покажется успокаивающей классическая музыка или более стремительные молодежные ритмы. Некоторые дети хорошо реагируют на звуки леса, моря или на управляемые визуали- зации. При творческом подходе ребенок даже может создать свой плейлист, к которому он будет обращаться для успокое- ния. Пусть выберет разные песни и стили и находит наиболее подходящее для его настроения. Даже сам процесс надевания наушника и выбора песни может оказывать успокаивающее действие.

П
РИСУТСТВИЕ
ОБЪЕДИНЯЕТ
И
УСПОКАИВАЕТ
205
Музыка успокаивает дикого зверя внутри нас.
Составьте список активных движений
Вместе с «гротом спокойствия» и успокаивающей музыкой од- ним из лучших и самых простых приемов для самоуспокое- ния является активное движение. Танцы, бег на месте, качели, ведение мяча, катание на карусели — любое физическое дви- жение потенциально успокаивает возбужденную нервную си- стему. Тело постоянно снабжает мозг сенсорной информацией, в том числе относящейся к эмоциям. Если у вас болит живот, вы испытываете тревогу, стискиваете зубы, когда сердитесь, и напрягаете плечи, когда находитесь в состоянии повышен- ной готовности. Тело посылает в мозг сигналы независимо от того, сознаем мы это или нет.
Эмоциональное состояние человека может совершенно из- мениться при энергичном движении. Оно освобождает от гне- ва, раздражения, напряженности и других негативных эмоций и возвращает душевное равновесие. Иными словами, движение успокаивает тело и эмоции, которые мы испытываем.
Такую простую концепцию могут усвоить даже самые ма- ленькие дети. Мы знаем одну маму, которая послушала нашу


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
206
лекцию и стала регулярно пользоваться этой методикой. По ее словам, сначала она прислушалась к чувствам детей и дала им ощутить свое сопереживание — это самое главное, — а потом приступила к активным действиям. Она разрешала детям бе- гать по дому или говорила что-нибудь вроде: «Побежали на задний двор! Я слышу, как поют птицы, которых мы разгляды- вали вчера». Ее дети еще маленькие, им три и пять лет, и она сказала нам: «Когда они подрастут, придется как-то изменить стратегию, но сейчас я даю им возможность развеяться и из- бавляться от расстроенных чувств, и это работает лучше, чем все, что я пробовала раньше».
Как и любая другая методика, такой подход не каждый раз бывает эффективным. Это всего лишь один из инструментов в наборе. Тем не менее это очень полезный способ помочь ребенку изменить его эмоциональное состояние. А если вы объясните ребенку, что именно вы делаете, у него будет еще одна стратегия для самостоятельного использования. Когда он станет подростком, он может осознать, что лучшим способом избавиться от расстроенных чувств является энергичная про- бежка.
– Помнишь,
как хорошо ты себя чувст-
вовала, когда мы последний
раз прыгали вместе? Давай
попробуем!

П
РИСУТСТВИЕ
ОБЪЕДИНЯЕТ
И
УСПОКАИВАЕТ
207
Придумайте «сигнал бедствия»
Последний инструмент в нашем наборе — это «сигнал бедст- вия». Детям
не всегда нужно пользоваться внутренними стра- тегиями самоутешения. Они не одни. В сущности, лучший спо- соб помочь себе для маленьких детей, подростков и даже для взрослых — это обратиться за помощью, если она необходима.
Мы на протяжении всей жизни нуждаемся в других людях, которые помогают регулировать наше внутреннее состояние.
Совместная регулировка существует в близких отношениях независимо от возраста. Маленькие дети особенно нуждают- ся в этом в начале жизни. Однако всем нам нужен баланс между внутренними ресурса- ми эмоциональной регулировки и взаимной помощью в близких отношениях с другими людьми.
Бывают случаи, когда нам нужно, чтобы кто-то вмешался и протянул руку помощи.
Иногда необходимо просто поговорить или поплакать на плече у другого человека и об- нять его. Как мы говорили, это особенно важно для маленьких детей. Они нуждают- ся в нашей близости и утешении. Но пока дети растут и развиваются, возникнет много ситуаций, при которых они окажутся не в состоянии самосто- ятельно преодолеть плохое настроение. Поэтому так важно по- нимать, когда нужно обратиться за помощью.
Поговорите с детьми о том, как важно обращать внимание на происходящее внутри них и обращаться за помощью, если возникает такая потребность. Так вы можете сосредоточиться на внутреннем и внешнем аспекте утешения. Возможно, ваш ребенок общителен по натуре и без труда просит вас о помо- щи в сложных ситуациях. Но большинство детей по тем или


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

208
иным причинам не делают этого. В таком случае придумайте вместе «сигнал бедствия» — например, кодовое слово, означа- ющее: «Мне нужна помощь. Я не знаю, как успокоиться». Это может быть какое-нибудь смешное слово, вроде «цурипопик», или ребенок захочет выбрать что-нибудь нейтральное, вроде
«картонка». Можно даже не пользоваться словами и придумать невербальный сигнал: например, если ребенок тянет себя за мочку уха, это значит: «Мне нужна помощь».
Способ передачи сигнала не имеет значения. Главное — по- нять, что, пока ребенок учится самостоятельно успокаиваться, неизбежно будут случаи, когда ему понадобится ваше близкое присутствие и помощь в эмоциональной регулировке.
Самая очевидная польза для детей, пока они учатся успока- иваться с помощью родителей, а потом и самостоятельно, за- ключается в том, что, вступая в подростковый возраст, в труд- ных и болезненных ситуациях они смогут лучше и увереннее разбираться с такими проблемами и будут обладать навыками внутренней регулировки и здорового общения. Обеспечивая их набором инструментов для самоуспокоения с различными тактиками избавления от неприятных эмоций, вы укрепляете их мнение о себе. Они понимают, что имеют в своем распо- ряжении конкретные стратегии, которыми могут пользовать- ся, если чувствуют, что теряют самообладание. Некоторые из этих стратегий внутренние, другие интерактивные. В жизни нам нужно и то, и другое. Если гнев в красной зоне выводит ребенка из равновесия или защитная реакция в голубой зоне заставляет его прятаться и замыкаться в себе, он может пред- принять конкретные шаги, чтобы не оказаться жертвой своих чувств и обстоятельств.
Обратите внимание, что большинство принципов и страте- гий целостного мозга в равной мере относится и к взрослым людям. (Вам не хочется освободить место в углу стенного шка- фа и устроить там тайник с шоколадками?)

П
РИСУТСТВИЕ
ОБЪЕДИНЯЕТ
И
УСПОКАИВАЕТ
209
Стратегия № 2 для самоуспокоения ребенка:
пять слагаемых успеха
Существуют всевозможные методики и долгосрочные стра- тегии, которыми мы можем пользоваться, если ребенок рас- строен. Здесь мы перечислили лишь некоторые, но гораздо больше их содержится в бесчисленных книгах о воспитании детей и в онлайн-ресурсах или зарождается в вашем творче- ском разу ме. Однако не существует волшебного средства, ко- торое работает всегда, как и «единственно верного ответа» на то, что вы можете сказать или сделать, чтобы помочь детям, когда они страдают.
П
рисутствие
У
частие
З
аботливость
С
покойствие
С
опереживание
Тем не менее существует общая реакция на эмоциональные страдания детей, которая практически всегда оказывается пра- вильной. Возможно, она не всегда эффективна для успокое- ния ребенка и не каждый раз мгновенно приводит к желаемым результатам. Но, в контексте близости к детям, демонстрации любви и утешительного присутствия, это правильная вещь. Вы можете предложить ребенку пять слагаемых успеха: присутст- вие, участие, заботливость, спокойствие и сопереживание.


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
210
Давайте обсудим, что это значит. Каждое слагаемое успеха представляет собой ключевой элемент близости к детям в мо- менты, когда они испытывают то или иное эмоциональное расстройство.
Присутствие
Будьте рядом с ребенком, когда ему больно. Демонстрируйте свое присутствие и неравнодушие. Мы обсуждали эту идею во всех разделах книги, но она особенно актуальна, если ребенок страдает и нуждается в помощи. Близкое присутствие подра- зумевает открытое состояние сознания, чуткость и восприим- чивость, которая способствует ощущению близости. В этом состоянии мы не судим о детях, но
видим их такими, какие они есть. Мы открыты и доступны для них, и дети понимают, что они не одни, и что они — наша главная ценность.
Иногда ребенку приходится ждать, пока родители вернутся с работы. Или, если они находятся в деловой поездке, ему хо- чется поговорить с ними по телефону. Но он знает, что когда родители ему понадобятся, то они будут рядом.
Будьте рядом, когда ребенок нуждается в вас.
– Когда бы я тебе
ни понадобилась,
я буду с тобой.

П
РИСУТСТВИЕ
ОБЪЕДИНЯЕТ
И
УСПОКАИВАЕТ
211
Имейте в виду, что присутствие также озна- чает настройку на текущую ситуацию и на вну- треннее состояние ребенка. Это значит, что вы должны распознавать моменты, когда ребенок
не хочет, чтобы вы физически находились ря- дом с ним. Тогда бывает лучше сказать: «Хоро- шо, занимайся своими делами. Я буду на кухне, если вдруг понадоблюсь тебе». Смысл в том, что вы добровольно предлагаете помощь и говори- те, что вы доступны. Тогда ребенок не будет гадать, сможете ли вы оказаться рядом, когда окажетесь нужны ему.
Участие
Вторая составная часть успеха заключается в подлинном участии в проблемах ребенка.
Очень важно то,
каким образом вы проявляе- те свое присутствие. Вы активно слушаете. Вы пользуетесь невербальными сигналами, пока- зывающими, как важно для вас находиться рядом с ребенком и как вы цените то, что он рассказывает. Вы кладете руку на плечо ребенка или обнимаете его, когда он плачет. Вы демон- стрируете свое присутствие таким образом, ко- торый полностью раскрывает ваше участливое отношение к ребенку и его переживаниям — без уговоров, без критики, без пренебрежительного отношения и чтения лекций.
Вот упражнение, помогающее думать о раз- ных способах близости с помощью невербаль- ного общения. Руками укажите на собственном теле семь невербальных сигналов. Они будут
Разные способы
невербального общения
Выражение лица
Визуальный контакт
Тон голоса
Осанка
Жесты
Своевременная реакция
Интенсивность реакции