Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, роль и значение закупочной работы, планирование закупок в торговле
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
3.2 Совершенствование стимулирования закупок и продаж товаров
5) Порядок расчетов. Расчеты за продукцию производятся по договорным ценам путем 100% предоплаты или по факту поставки наличными деньгами.
6) Особые условия. Во всем, что не предусмотрено договором стороны руководствуются действующим законодательством РФ. Изменения и дополнения могут быть внесены только по письменному соглашению сторон.
В большинстве случаев поставка продукции ООО «Маяк» осуществляется на основании заявки-заказа. В заявке на поставку указываются следующие данные: наименование товара, количество товара, дата отгрузки. Необходимо отметить, что заявки и заказы на продукцию направляются только тем поставщикам, с которыми заключены договора на поставку продовольственных товаров. Цена согласовывается директором или же заведующим по телефону или посредством факсимильной связи.
На предприятии также практикуется личное участие при закупке товаров (на основании доверенности, осуществляется представителем ООО «Маяк», в лице которого чаще всего выступает заведующий магазином) – применяется при работе главным образом с теми поставщиками, с которыми не заключен договор на поставку.
Поставщикам руководство ООО «Маяк» может также направлять запросы, по факсу позволяющие получить информацию о наличие товара на складе поставщика, его количества, цены, качества и т.д. также практикуются телефонные переговоры, позволяющие получить информацию о поставке и согласовать ее условия.
На предприятии отсутствует методика оценки поставщика и выбор его производителя в зависимости от расстояния и договорной цены на товар. В настоящее время в связи с ростом товарооборота, а также конкурентности меняется отношение к этому вопросу: разрабатывается оценка поставщиков с учетом многих факторов: качества, расстояния, минимальной партии закупки, цены, надежности поставок и др. Предположительная оценка представлена в таблице 2.6.
Кроме того, между ООО «Маяк» и поставщиками отсутствует системы стимулирования сбыта. В результате слабой договорной системы, отсутствия своего транспорта в достаточном количестве, поставщики сосредоточены в одном количестве, поставщики сосредоточены в одном регионе – Ростовская область и в большей степени Ростов-на-Дону. Это не позволяет в достаточной мере получать конкурентоспособные товары высокого качества. На предприятии отсутствует план маркетинга и маркетинговая стратегия на будущее. В существующих арендных помещениях трудно уже сегодня увеличивать товарооборот.
Таблица 2.6
Предположительный анализ поставщиков ООО «Маяк» по 10-бальной шкале в 2004-2005 гг.
Критерий выбора поставщика | ООО «Миллениум-Дон» | ООО «Кег-Сервис» | ООО «Корпус» | ООО «Росток» | ООО «Мишель Алко» |
Качество продовольственных товаров | 9 | 8 | 10 | 8 | 10 |
Расстояние до поставщика | 4 | 10 | 4 | 4 | 4 |
Минимальная партия закупки | 5 | 6 | 8 | 4 | 4 |
Цена | | | | | |
Надежность поставки | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Возможность внеплановых поставок | 10 | 1 | 10 | 10 | 10 |
Централизованная доставка | 10 | 10 | 10 | 10 | 1 |
Условия платежа | 9 | 8 | 5 | 4 | 6 |
Итого: | 57 | 53 | 58 | 60 | 45 |
б) Сбытовая деятельность.
Организацией сбытовой деятельности занимаются заведующий и директор ООО «Маяк».
Схема товародвижения ООО «Маяк» изображена на рис. 2.7. Закупка товаров производится: 1) у производителей (ООО МК «Воронежский», ООО «Калория» и др.) или же у оптовых посредников (большая часть – ООО «Росток-плюс», ООО «Регата», ООО «Миллениум Аква» и др.).
Поставщики и производители ООО «Маяк» (ООО «Росток», ООО «Регата Плюс», ООО «Миск-С», ООО «Калория»)
Реализация муниципальным учреждениям г. Гуково
ООО «Маяк»
Розничная реализация ООО «Маяк»
Оптовая реализация
Рис. 2.7 Схема товародвижения ООО «Маяк»
Реализация продовольственных товаров производится по трем каналам:
1. реализация муниципальным предприятиям и учреждениям г. Гуково (по тендеру);
2. розничная реализация – через розничный магазин ООО «Маяк»;
3. оптовая реализация.
Таблица 2.7
Ассортимент основных групп товаров реализуемых ООО «Маяк» в 2004-2005 гг.
Группа товаров | Ассортимент |
1 | 2 |
1. бакалейные товары | - растительные масла (оливковое, подсолнечное); - крупы (ячневая, пшеничная, гречневая, манная и т.д.); - сахар; - чай (черный, зеленый, с бергамотом и т.д.); - кофе (растворимый, молотый, в зернах и т.д.); |
2. молочные и кисломолочные продукты («Российский», «Голландский» и др.); - плавленые копченые («Янтарь») | - сыры: - плавленые («Янтарь», «Дружба», «Орбита», «Городской», «Президент», «Хохланд» и др.); - сычужные сыры – пастеризованное молоко («Буренка», «Кубанская буренка»); - сметана; |
3. кондитерские товары | - пирожные, торты и т.п.; - шоколад (с наполнителями, без |
Продолжение таблицы 2.7 | |
1 | 2 |
| наполнителей, натуральный черный, белый молочный и т.д.); - мед; - шоколадные конфеты («Ласточка», «Премьер», «Буревестник»); - различные виды карамели («Фруктовая», «Яблочная», «Грушевая», «Клубника со сливками» и др.); - помадные конфеты – «Орбита», «Школьные»; |
4. Алкогольная продукция | - коньяк («Нахимов», «Арарат» и др.); - вина («Крепленое», «Виноградное» «Плодово-ягодное», «Монастырская изба»); - водка («Столичная», «Пшеничная», «Кристалл», «Адмирал», «Белый лебедь» и др.); |
5. слабоалкогольная продукция | - пиво («Золотая бочка», «Старый мельник», «Клинское», «Стела Артуа», «Дон классическое», «Балтика» и др.); - алкогольсодержашие энергетические напитки; |
6. минеральная вода и прохладительные напитки, натуральные соки | - «Аксинья», «Аксу», «Меркурий», «Богатяновская», «Ессентуки», «Бон-Аква»; - соки – «Добрый» (яблочный, абрикосовый), «Любимый сад» (вишневый, яблочный); - «Фанта» (0,33; 0,5; 1 л), Пепси (0,33; 0,5; 1 л); - «Лимон-Лайм», «Крем-сода», «Дюшес», «Буратино», «Апельсин», «Лимон»; |
7. табачные изделия | папиросы, сигареты («Петр 1», «LM», «Winston» и др. |
8. вкусовые товары и приправы | - кориандр; - горчица и горчичный порошок; - поваренная соль, поваренная соль йодированная; - майонез («ЛБК», «Солнечный», «Моя семья», «Балтимор» и др.); - перец черный, красный; |
9. хлеб и хлебобулочные изделия | «Бородинский», «Богородский», «Столичный», «Дон», «Колосок», «Ромашка» |
10. колбасы и колбасные | изделия: - варенные; - варено-копченые; - копченные; - полукопченные («Купеческая», «Славянская», «Армавирская» и т.д.); - ветчины («Тавр») |
Как видно из таблицы 2.7, ассортимент товаров подобен конкурирующим предприятиям и довольно однообразен. Данные таблицы 2.8 показывают, что хотя товарооборот в целом по ООО «Маяк» вырос в два раза, произошло это за счет оптового товарооборота и поставок по тендеру.
Таблица 2.8
Объемы товарооборота по основным каналам товародвижения ООО «Маяк» за 2004-2005 гг.
Показатель | 2004г. | 2005г. | Отклонение, +/- | Темп, % |
Товарооборот в целом по предприятию, тыс. руб. | 6072,7 | 13672,9 | 7600,2 | 225% |
В том числе: | | | | |
оптовый товарооборот, тыс. руб. | 546,5 | 1640,7 | 1094,2 | 300,20% |
розничный товарооборот, тыс. руб. | 4767,1 | 7656,8 | 2889,8 | 160,62% |
поставка по тендеру, тыс. руб. | 759,1 | 4375,3 | 3616,2 | 576,39% |
Рис. 2.8 Структура товарооборота ООО «Маяк» за 2004 и 2005 года
Необходимо отметить, что в 2005 году по сравнению 2004 годом изменилась структура товарооборота (рис. 2.8). Из данного рисунка видно, что доля розничного товарооборота в 2005 году сократилась до 56% (в 2004 году – 78%); но произошло увеличение поставок по тендеру – 32% (в 2004 году – 13%) и оптового товарооборота – 12% (в 2004 году – 9%).
В таб. 2.9 приведен перечень основных потребителей, а также продукции поставленной за июнь 2005 года муниципальным предприятиям и учреждениям г. Гуково ООО «Маяк».
Таблица 2.9
Потребители, которым ООО «Маяк» поставляет продукцию по тендеру
Наименование потребителя | Продукция | Сумма |
Управление детских дошкольных учреждений | Хлебобулочные и кондитерские изделия, молоко, говядина, кисломолочные продукты | 179095 |
ОАО «Дон Энерго» | молоко | 2925 |
«Тепловые сети» | молоко | 6309 |
Итого: | - | 188329 |
Необходимо отметить, что с каждой организацией (муниципальным учреждением) заключается договор на поставку продовольственных товаров. К каждому договору составляется приложение, где указываются: наименования продтоваров; условия определения цены, количество и т.д., также составляется и прилагается к договору поставки график на отгрузку заказываемой продукции.
Для этого по предприятию ООО «Маяк» довольно четко и подробно разработан перечень сбытовых функций и ответственность должностных лиц за их выполнение, т.к. отсутствует маркетинговый отдел или маркетолог.
При росте товарооборота выполнять эти функции по совместительству будет невозможным.
В таблице 2.10 приведены основные сбытовые функции и должностные лица, занимающиеся решением вопросов по сбыту ООО «Маяк». Директор ООО «Маяк» заключает договорные соглашения на поставку продовольственных товаров муниципальным предприятиям, а также принимает участие в подготовке планов по реализации товаров; осуществляет контроль за исполнением заказов оптовых предприятий и муниципальных учреждений; проводит оценку эффективности коммерческой деятельности по сбыту. Заведующий магазином осуществляет деятельность по поиску оптовых покупателей и оптовых потребителей; ответственен за своевременное оформление отгрузочных и расчетных документов; организовывает отгрузку продовольственных товаров со склада предприятия; составляет отчетность по сбытовой деятельности ООО «Маяк»; осуществляет исследование рыночной конъюнктуры, а также конкурентов.
Таблица 2.10
Функции, выполняемые должностными лицами ООО «Маяк» при закупке и сбыте продукции
Функции сбыта | Директор | Заведующий магазином | Бухгалтер | Заведующий складом | Водитель- экспедитор |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Заключение договора на поставку готовой продукции оптовым покупателям и муниципальным учреждениям | + | - | - | - | - |
2. Обеспечение заказов на закупаемую продукцию | - | + | - | - | - |
3. Участие в подготовке планов по реализации продукции | + | + | - | + | |
4. Своевременное оформление отгрузочных расчетных и платежных документов и сдача их в бухгалтерию | - | + | - | - | - |
5. Контроль за запасами продовольственных товаров и обеспечение необходимого количества запаса на складах | - | - | - | + | - |
6. Организация отгрузки продовольственных товаров со склада предприятия | - | + | - | + | - |
7. Организация поставки товаров потребителям, доставка товаров. | - | + | - | - | + |
8. Обеспечение своевременного поступления средств на расчетный счет за реализованный товар | - | - | + | - | - |
9. Контроль за исполнением заказов, соблюдением сроков и условий поставки и т.д. в соответствии с договором купли-продажи | + | + | - | - | - |
10. Составление отчетности по сбытовой деятельности | - | + | - | - | - |
11. Исследование рынка сбыта, поиск и выбор оптимальных каналов сбыта | - | + | - | - | - |
Продолжение таблицы 2.10 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12. Исследование товаров и цен конкурентов | - | + | - | - | - |
13. Оценка эффективности коммерческой деятельности по сбыту | + | + | - | - | - |