Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, роль и значение закупочной работы, планирование закупок в торговле
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
3.2 Совершенствование стимулирования закупок и продаж товаров
На предприятии нет работника, который бы занимался именно маркетинговой деятельностью ООО «Маяк». Анализ ассортимента товаров реализуемых предприятием проводит заведующий магазином, также в его обязанности входит поддержание широты ассортимента. Необходимо также отметить, что закупаются не только те товары, которые используются повышенным спросом, но и те на которые спрос низкий (в небольшом количестве). Это осуществляется для поддержания широты ассортимента ООО «Маяк».
Основными конкурентными преимуществами ООО «Маяк» приведены в таблице 2.11: расположение магазина в центре города, а также достаточная широта ассортимента, большая площадь торгового зала и складских помещений и др. Оценка эта проведена среди сотрудников предприятия.
Таблица 2.11
Оценка конкурентоспособности ООО «Маяк»
Факторы конкурентоспособности | Исследуемые предприятия | ||
ООО»Маяк» | ООО «Магнит» | ООО «Океан» | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1) Расположение магазина | Центр города | Ближе к окраине | Ближе к окраине |
2) Площадь торгового зала, м2 | 120 | Около 100 | Около 60 |
3) Площадь складских помещений, м2 | 75 | Около 30 | Около 50 |
4) Наличие розничной сети | - | Есть | Есть |
5) Ассортимент товаров | Достаточно широкий | Широкий | Недостаточно широкий |
6) Обслуживание покупателей | Из-за прилавка | Самообслуживание | Из-за прилавка |
7) Оформление фасада магазина | Внешнее оформление безлико | Имеется фирменная вывеска | Внешнее оформление безлико |
Продолжение таблицы 2.11 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
8) Реклама | | | |
- внешняя | - | + | - |
- печатная реклама | - | Буклеты, каталоги | - |
- реклама в Интернете | Нет | Имеется сайт | Нет |
- применение логотипа на реализуемой продукции | Не применяется | Логотип применяется | Не применяется |
- реклама в СМИ | Нет | Есть | нет |
Также необходимо отметить, что у предприятия ООО «Маяк» нет других торговых точек в отличие от: магазина «Магнит» - в г. Гуково имеется второй магазин (разветвленная торговая сеть по Ростовской области и Краснодарскому краю); а также ООО «Океан» - у него имеются еще две розничные точки. Оформление фасада ООО «Маяк» безлико, реклама в СМИ и печатных изданиях не применяется, фирменного логотипа нет.
При определении сильных и слабых сторон предприятия или фирмы, возможностей и угроз, следует использовать SWOT-анализ. Общий алгоритм его приведен на рисунке 2.9 [15 c. 339].
Анализ внешней
среды
Анализ внутренней среды
выявление возможностей и опасностей
выявление сильных и слабых сторон
сильные стороны слабые стороны
возможности опасности
Рис. 2.9 Алгоритм SWOT-анализа [4.с.340]
В результате проведенного SWOT-анализа определены сильные и слабые стороны предприятия (приведены в таблице 2.12), на которых и необходимо сосредоточить маркетинговые исследования.
Таблица 2.12
SWOT-анализ торгового предприятия ООО «Маяк» в 2005 г.
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
1. Хорошая репутация у покупателей 2. Высокая квалификация персонала 3. Расположение в центре города 4. Большие складские и торговые площади | 1. Нет ясных стратегических направлений развития предприятия 2. Нет квалификационных сотрудников, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии |
Возможности: | Угрозы: |
1. Открытие новых розничных точек в городе и поселках 2. Расширение ассортимента реализуемой продукции | 1. Высокая конкуренция 2. Открытие новых торговых точек конкурентами (например, «Магнит») |
Ценовая политика на предприятии строится очень примитивно без учета многих факторов и конъюнктуры рынка. Розничная цена рассчитывается как сумма издержек обращения, затрат на зарплату персоналу, умноженной на 10-15%.
Оптовая цена рассчитывается из условий применения наценки до 10% в зависимости от товара.
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
Исходя из проведенного SWOT-анализа по предприятию выявлены слабые стороны, ликвидация которых, позволит повысить эффективность коммерческой деятельности.
В настоящее время, как было отмечено, предприятие арендует помещения, которые сегодня удовлетворяют существующей мощности. Дальнейшее расширение может осуществляться или дополнительной арендой помещений ли строительством собственных, на что потребуется дополнительные капитальные вложения. Но это будет выгоднее, чем аренда их, т.к. арендная плата в связи с постоянным ростом стоимости коммунальных услуг будут также расти.
Кроме того строительство можно вести в районах более заселенных, что повысит эффект коммерческой деятельности предприятия.
В результате проведенного анализа выявлено, что предприятия в настоящее время имеет такие сильные стороны: хорошая репутация у покупателей, высокая квалификация торгового персонала, расположение в центре города, большие торговые площади и складские помещения. Для дальнейшего развития, повышения эффективности коммерческой деятельности мною предлагается решить ряд вопросов, на которых я и остановлюсь.
Предприятие сегодня имеет слабые стороны, которые в ходе деятельности следует устранить.
Это, прежде всего: нет ясных направлений стратегического развития, отсутствие плана маркетинга и квалифицированных работников по маркетингу.
Организация и управление закупочной деятельностью предполагает ликвидацию всех слабых звеньев, выявленных в ходе SWOT-анализа.
Здесь следует выделить такие вопросы:
- планирование закупочной деятельности;
- организация и управление закупками;
- контроль за ведением закупок.
Так как сегодня ООО «Маяк» занимается оптовой и розничной торговлей, т.е. торгово-закупочной деятельности, то необходимо составить долгосрочный или стратегический план на 3-5 лет.
На основе ее будут составляться годовые планы. Основу стратегической маркетинговой программы составляют такие блоки, как цели фирмы, цели маркетинга, планы развития хозяйственного портфеля фирмы и стратегия роста фирмы.
Предприятию необходимо сосредоточить свое внимание на росте. Поэтому хозяйственный портфель фирмы определяется как совокупность закупаемых товаров и оказываемых услуг, предлагаемых для продажи. Этим планом сегодня необходимо предусмотреть строительство собственных помещений, открытие новых розничных точек в городе и окружающих поселках. Для этого ежегодно часть прибыли должна выделяться на эти цели. В городе Гуково и других городах торговая фирма «Магнит» имеет ряд розничных, при этом крупных, предприятий.
И это осуществляется постоянно. Это можно делать путем нового строительства или приобретением зданий и переоборудованием их под торговые точки. Это позволит заниматься расширением торговых услуг в городе и на селе.
В связи с этим возникает и второй важный вопрос – расширение ассортимента реализуемой продукции. Предприятию необходимо изменить подход к выбору поставщиков, разработать концепцию их выбора.
При выборе поставщиков должны учитываться следующие факторы: формы поставки, ассортимент, быстрое реагирование на требования предприятия, качество и многие другие.
Из множества поставщиков отбирается 2-3 наиболее подходящих для предприятия.
Для выбора поставщиков на предприятии необходимо применить предлагаемую схему оценки поставщиков взамен той, которую предлагают на предприятии. В качестве критериев предлагаются такие: цена, качество (сорт) товара, производственная мощность, продолжительность выполнения заказа, периодичность поставки, расстояние до поставщика, форма расчетов и вид упаковки, а также форма поставки.
Примерная схема оценки поставщиков представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Предлагаемая схема оценки поставщиков с 2006 г.
Критерий | 5 баллов – очень хорошо | 4 балла – хорошо | 3 балла – средне | 2 балла – удовлетворительно | 1 балл - плохо | |
Качество | Высшее качество | Превосходит минимальные требования стандартов | Соответствует минимальным требованиям стандартов | В некоторых случая не соответствует минимальным требованиям | В редких случаях соответствует минимальным требованиям | |
Цена | Ниже средней цены более чем на 5% | Ниже средней цены не более чем на 5% | Соответствует средней цене | Выше средней цены не более чем на 5% | Выше средней цены более чем на 5% | |
Время | Меньше среднего более чем на 10% | Меньше среднего не более чем на 10% | Соответствует среднему времени поставки | Превышает среднее не более чем на 10% | Превышает среднее более чем на 10% | |
П О К А З А Т Е Л И Н А Д Е Ж Н О С Т И | Качество | Поставки превосходят точность по всем пунктам договора | Качество превосходит точность по некоторым пунктам договора | Качество точно соответствует договору | Качество имеет некоторые (небольшие) отклонения | Качество имеет значительные отклонения |
Время | Время договора точно выполняется | Поставки осуществляются на 1 неделю раньше срока договора | Поставки осуществляются на 2 дня позже или более чем на 1 неделю раньше срока договора | Поставки осуществляются на 1 неделю позже срока договора | Поставки осуществляются более чем на 2 недели позже срока договора | |
Количество товара | Поставляемое количество товара соответствует договору | Поставляемое количество может превышать договорное не более чем на 5% | Поставляемое количество может превышать более чем на 5% договорное или быть меньше на 5% | Поставляемое количество может быть меньше договорного на 10% | Поставляемое количество может быть меньше договорного более чем на 10% | |
Условие платежа | Все возможные | По факту поставки продукции с предоставлением кредита | По факту поставки продукции | 50% предоплаты | 100% предоплаты | |
Удаленность | В пределах области | В пределах региона | В пределах соседних областей | В других областях | В странах СНГ |