Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, роль и значение закупочной работы, планирование закупок в торговле
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
3.2 Совершенствование стимулирования закупок и продаж товаров
Практика заключения генеральных контрактов приводит к тому, что покупатель осуществляет покупки только у одного поставщика, причем объемы заказов становятся более крупными. Поставщик и покупатель в этом случае тесно связаны между собой договорными обязательствами. Поэтому другим поставщикам очень сложно нарушить эти связи. Это может произойти только тогда, когда покупателя перестает устраивать сервис или цены данного поставщика.
Оценка эффективности работы поставщика
На этом этапе покупатель дает оценку эффективности работы поставщика. Он может связаться с конечными пользователями товара и получить их оценку удовлетворенности данным товаром. Оценка эффективности работы поставщика может заставить покупателя принять решение продлить, изменить или приостановить соглашение с ним. Задача продавца состоит в том, чтобы контролировать соответствие своей работы требованиям покупателя.
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
На поведение предприятия-покупателя оказывают влияние как маркетинговые факторы (товар, распределение, цена, продвижение) так и целый ряд других факторов, прежде всего экономических, политических, культурных, технологических, правовых, конкурентных.
Благодаря воздействию этих факторов, а также внутренних факторов, предприятие-покупатель вырабатывает свою политику закупок (рис. 1.1).
Эта политика включает выбор товара, установление поставщика, определение объема заказа, условия поставки, обслуживания и оплаты.
Закупками могут заниматься один-единственный снабженец, несколько агентов по закупкам или отдел материально-технического снабжения.
Среди внешних факторов особо существенное влияние на поведение предприятий-покупателей оказывают экономические факторы. Это, прежде всего, существующий спрос на отдельные товары, возможности получения льготного кредита, наличие оборотных средств, возможности экономического роста. Кроме того, сюда можно отнести и такие факторы, как уровень развития научно-технического прогресса, политическая стабильность в обществе, наличие правовой базы, способность государства осуществлять контроль за выполнением законов, наличие конкурентов.
Предприятие-покупатель
Личностные и межличностные факторы
Организационные факторы
индивидуальный снабженец
Внешние факторы, влияющие на закупки
Результаты
решения о
закупках
закупочный центр
Рис. 1.1 Модель покупательского поведения предприятия [4.с.103-105]
Организационные факторы – принимать решение о закупках могут как отдельные работники, так и закупочные центры. Следует выяснить:
- сколько работников и кто конкретно принимает участие в разработке и обосновании решений о закупках?
- кто принимает окончательное решение о закупках?
- какую политику распределения реализует предприятие?
Характерными особенностями политики распределения являются следующие:
- повышение роли и статуса отделов по закупкам;
- более широкое использование централизованных закупок;
- возрастание роли и значения децентрализованных закупок второстепенных товаров;
- увеличение числа долгосрочных контрактов.
На рис. 1.2 отражен процесс принятия решения о закупках.
запрос предложений от поставщиков
поиск поставщиков
разработка
спецификации товаров
оценка предложений
формирование закупочного
центра
выбор поставщиков
заключение контракта
оценка работы поставщика
осознание потребности
Рис. 1.2 Процесс принятия решений о закупках
Оптовые закупки товаров являются важной составной частью коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий. Они дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения розничной торговой сети, осуществлять воздействие торговли на производство в соответствии с требованиями покупательского спроса. Правильно организованные оптовые закупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарных запасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения. Весь процесс
закупочной работы состоит из предварительных, собственно-закупочных и заключительных коммерческих операций.
К предварительным операциям по закупке относятся:
- изучение покупательского спроса;
- изучение источников поступления и поставщиков товаров;
- составление заявок и заказов на поставку товаров;
- разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.
Собственно-закупочные операции включают:
- заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров;
- уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров;
- приемку товаров и их оплату поставщикам.
Заключительные операции по закупкам подразделяются на:
- оперативный учет выполнения договоров поставки;
- оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договоров поставки;
- контроль за ходом выполнения закупочной работы.
Главные задачи организации оптовых закупок:
-
определение потребности в товарах в соответствии со спросом населения;
-
определение сроков и частоты поставок партий товаров;
-
обеспечение ритмичности и бесперебойности поступления товаров от поставщиков;
-
контроль хода поставок по частным срокам, ассортименту и качеству товаров; -
требование от поставщиков постол иного обновления ассортимента товаров, включения в поставки новых видов товаров.
Правильная организация закупочной работы заключается в осуществлении планомерной реальной деятельности в соответствии с действующими нормативными актами, Положением о поставках товаров народного потребления, договорами поставки отдельных товаров и другими нормативными документами.
Технология закупки товаров торговыми предприятиями зависит от источников поступления товаров. Закупка товаров ведется на оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, на оптовых складах, в мелкооптовых магазинах-складах, у индивидуальных частных предпринимателей [26.c. 220].
Закупка товаров на оптовых ярмарках
Одной из основных функций коммерческих работников торговых предприятий является закупка на оптовых ярмарках. Они представляют собой периодически организуемые в определенном месте мероприятия, во время которых осуществляется преимущественно оптовая продажа товаров и заключаются договоры на их поставку. Организаторами таких ярмарок могут выступать предприятия и организации любых форм собственности.
Оптовая ярмарка — это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей — продавцов и покупателей — в установленном месте и на установленный срок. Оно организуется с целью заключения договоров купли-продажи (поставки) и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках является прогрессивной, эффективной формой оптовых закупок.
Основная цель ярмарочных торгов — оптовая закупка и продажа товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых предприятий, организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества. Ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте. Появляется возможность более гибкого и своевременного реагирования на изменение спроса потребителей. Предметом деятельности оптовой ярмарки является:
-
оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок; -
налаживание деловых контактов, укрепление деловых контактов между оптовыми покупателями и поставщиками товаров; -
упорядочение процесса оптовой торговли; -
анализ и подготовка конъюнктурной информации; -
организация рекламы.
Регулярное участие коммерческих работников предприятий в работе оптовых ярмарок позволяет повысить эффективность закупочной работы. Это прежде всего связано с расширением круга поставщиков и возможностью установления с ними долгосрочных хозяйственных связей. Развитие таких отношений благоприятно сказывается на расширении ассортимента и повышении качества закупаемых товаров.
Заключение договоров на поставку товаров производится непосредственно на ярмарке. Порядок заключения договоров на ярмарке ускоряет и упрощает установление хозяйственных связей, устраняет длительный процесс заочной переписки и связанные с ним бюрократические проволочки. Кроме того, на ярмарке стороны могут уточнять условия ранее заключенных договоров и ассортимент подлежащих поставке товаров в долгосрочных договорах по прямым хозяйственным связям. Развернутый ассортимент товаров в спецификациях может быть согласован на неполный объем закупленных товаров. Это позволяет в установленный срок дополнительно согласовать развернутый ассортимент на весь объем поставки и прежде всего за счет новых, более технически совершенных товаров или модных и сезонных изделий.