Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, роль и значение закупочной работы, планирование закупок в торговле
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
3.2 Совершенствование стимулирования закупок и продаж товаров
Каждый вид продовольственных товаров принимается в соответствии с утвержденными правилами по приемке: П-6 и П-7.
Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и их составляющего – товарных запасов является необходимым этапом планирования потребности предприятия в товарных запасах.
Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения по объему и срокам. Необходимо отметить, что соблюдение сроков поставки товаров, равномерность поставки имеют важное значение для предприятий торговли, так как это обеспечивают бесперебойную продажу товаров и не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых.
Структура товарных запасов ООО «Маяк» на 1 января 2005 г. представлена в таблице 2.4.
Как видно из таблицы, наибольший вес в запасах занимают колбасные изделия – 22,1%; минеральная вода и напитки – 16,8%
Таблица 2.4
Показатели наличия товарных запасов по ООО «Маяк»
Группа товаров | Дневной товарооборот, тыс. руб. | Запас на 1 января 2005 г., тыс. руб. | Структура товарных запасов, % | Уровень товарных запасов, дни |
Колбасы | 7,3 | 52,2 | 22,1 | 7,6 |
Алкогольная продукция | 5,4 | 16,5 | 7 | 3 |
Минер. вода и напитки | 4,3 | 39,6 | 16,8 | 9,2 |
Кондитерские | 4,0 | 11,8 | 5 | 2,9 |
Бакалейные | 3,6 | 50,3 | 21,3 | 13,9 |
Жировые | 3,4 | 37,8 | 16 | 10,9 |
Молочные, кисломолочные | 2,5 | 8,3 | 3,5 | 3,2 |
Табачные изделия | 0,9 | 22,9 | 9,7 | 25,4 |
Вкусовые товары и приправы | 0,5 | 10,6 | 4 | 19,4 |
Итого: | 37,4 | 250 | 100 | |
Бакалейные товары – 21,3%, жировые – 16,0%, табачные изделия – 9,7%, остальные товары – менее 8%.
Наименьший вес в запасах занимают хлебобулочные изделия и молочные продукты – это товары однодневного запаса.
По вышеперечисленным товарам, где большой товарный запас, товарооборот также большой – по колбасным изделиям – дневной оборот составляет 7,3 тыс. руб. в день, а запасы на 1.01.2005 г. – 52,2 тыс. руб. или более, чем на 7 дней; алкогольная продукция – 5,4 тыс. руб. в день, запасы – 16,5 тыс. руб. или более 3 дней; минеральная вода и напитки – 4,3 тыс. руб. в день, запас – 39,6 тыс. руб. или на более 8 дней. Большие запасы и по остальным видам товарных группы: табачные изделия – 25 дней торговли, вкусовых товаров и приправ – 19 дней, бакалейных – 13,9 дней и т.д. Схематически это показано на рис. 2.6.
Рис. 2.6 Структура средних товарных запасов по ООО «Маяк»
Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся во взаимосвязи с товарооборотом:
(2.6)
где ТЗн, ТЗк – товарные запасы на начало и конец года.
П – объем поступления товаров
ОТО – оптовый товарооборот.
По предприятию:
Таким образом, запасы на конец года значительно уменьшились и объясняется это за счет уменьшения поступления. Объяснить причины очень затруднительно из-за отсутствия данных.
Определим коэффициент обеспеченности по формуле:
(2.7)
где П – поступление товаров
ТЗср – средняя величина товарного запаса.
ТЗср= (250.0 + 141.2):2=195.6 тыс. руб.
Кобесп.= (13564.1+195.6):13672.9=1.006
Произведем расчет коэффициентов эффективности использования товарных запасов:
а) коэффициент товарооборачиваемости:
(2.8)
б) время обращения товаров, в днях:
Д – число дней в периоде (год 365 дней)
Анализ и расчеты позволяют сделать вывод, что в 2005 г. показатели эффективности использования товарных ресурсов значительно выросли.
Рассмотрим вопрос использования трудовых ресурсов. Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд связан со сменой формы собственности и составляет около 1/3 трудовых затрат торговых работников. В розничной торговле доля живого труда выше, чем в оптовой торговле, т.к. в последней в силу торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств механизации, в этом случае выше доля овеществленного труда.
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
Обязанности по организации закупочной деятельности возложены главным образом на заведующего магазином. Контроль за осуществлением закупочной деятельностью возложен на директора ООО «Маяк».
Большинство поставщиков ООО «Маяк» находится в других городах, в частности, в г. Ростове-на-Дону, поэтому на предприятии имеется собственный автомобиль. Необходимо также заметить (таб. 4.1.), что большинство договоров на поставку товаров заключается на основе самовывоза покупателем.
Наиболее значимыми поставщиками являются ООО «Вестник», ООО «Регата-Плюс» (вино-водочная продукция), ООО «Миск-С», ООО «Вестник» (табачные изделия), ТД «Приазовский», ООО «Калория» (кисломолочная продукция), ООО «Миллениум Аква» (минеральная вода). Данные об основных поставщиках приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Основные поставщики ООО «Маяк» за 2004-2005гг.
Поставщик | Город | Наличие заключенного договора на поставку с ООО «Маяк» | Транспорт | Закупаемая продукция |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ООО «Регата-Плюс» | Ростов-на-Дону | + | В зависимости от партии | Различные виды коньяка, водки, вин. |
ООО «Вестник» | Ростов-на-Дону | + | самовывоз | Табачные изделия (сигареты, папиросы и т.д.) |
ООО «Миллениум-Дон» | Ростов-на-Дону | - | | Вина |
ООО «Кег-Сервис» | Гуково | + | Централизованная доставка | Слабоалкогольные напитки (пиво и т.д.), минеральная вода |
ООО «Росток Плюс» | Ростов-на-Дону | + | | Колбасы, ветчина |
ЧП Авитесян | Ростов-на-Дону | - | самовывоз | Напитки («Фанта», «7 up» и др.) |
ООО «Миллениум Аква» | Ростов-на-Дону | - | | Минеральная вода («Аксинья»), напитки |
ООО «Корпус» | Шахты | + | самовывоз | Ликероводочная продукция (коньяк «Нахимов», водка), |
Продолжение таблицы 2.5 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | минеральная вода «Меркурий». |
ООО «Дрожжевой завод» | Ростов-на-Дону | + | самовывоз | Дрожжи, улучшители теста |
ООО «Вега Плюс» | Аксай | - | самовывоз | Соль, крупы, сахар |
ООО «Мишель Алко» | Ростов-на-Дону | + | | Ликероводочная продукция |
ТД «Приазовский» | Азов | - | самовывоз | |
ООО «Премьер» | Ростов-на-Дону | + | | Натуральные соки, нектары |
ООО «Росток» | Ростов-на-Дону | | самовывоз | Алкогольная продукция |
ООО «Мега-2000» | Ростов-на-Дону | | | |
ТД «Моррос» | Ростов-на-Дону | + | самовывоз | Мороженое (с наполнителями, добавками фруктов) |
ОАО «Воронежский МК» | Воронеж, представительство в г. Ростов-на-Дону | + | самовывоз | Различные сорта пастеризованного молока (2,5%; 4,5%) |
ООО «Калория» | Шахты | + | самовывоз | Кефир, молоко, тетра-пак |
ООО «Шанс» | Гуково | + | самовывоз | Мороженое |
Аксайский рынок | Аксай | - | самовывоз | Овощи (картофель, морковь, свекла, капуста), фрукты, цитрусовые и т.д. |
Необходимо заметить, что руководство ООО «Маяк» (заведующий магазином, директор, бухгалтер) проводят сравнительный анализ цен на продукцию у поставщиков. Надо заметить, что данная деятельность на предприятии не автоматизирована.
Рассмотрим основные условия договора, заключаемого на предприятии на поставку.
1) Общие положения. Поставка продукции осуществляется по договорным ценам, действующим на момент поставки. Продукция должна соответствовать по качеству требованиям стандартов и нормативных условий. Качество отгруженной продукции удостоверяется в товарно-транспортной накладной по показателям, предусмотренным действующими ТУ:
2) Порядок и сроки поставки. Поставка продукции производится как централизованным транспортом поставщика по согласованному сторонами графику, отраженному в спецификации, так и самовывозом со склада поставщика на основании доверенности покупателя. Количество и ассортимент продукции, подлежащей поставке, определяется по предварительной заявке покупателя поставщику не позднее суток со дня получения продукции. Минимальная партия при централизованной доставке составляет не менее 500 руб. при этом стоимость доставки включается в цену продукции. Приемка продукции по количеству и качеству осуществляется при централизованной доставке непосредственно с борта автомашины поставщика, а в случае самовывоза – на складе поставщика представителем покупателя. Разгрузка, приемка продукции и оформление документов производителя покупателем в сроки, установленные Единым тарифом на перевозку груза автомобильным транспортом.
3) Тара и упаковка. Многооборотная тара поставщика является возвратной. Залоговая стоимость тары оплачивается покупателем одновременно с оплатой продукции. При возврате тары поставщик делает зачет на сумму возвращенной тары. Покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару в следующие сроки: ящики (корзины) полиэтиленовые в течении 2-х суток; фляги – в течении 5 суток; ящики деревянные – в течении 10 суток. За не возврат тары в установленные сроки покупатель уплачивает поставщику штраф в размере 100% стоимости невозвращенной тары. Стороны ведут количественный учет тары по видам.
4) Приемка товаров по количеству и качеству. Приемка товаров по количеству и качеству производится в порядке и в сроки установленные действующим законодательством и в соответствии с инструкциями П-6, П-7. в случае обнаружения брака при приеме продукции. Доставленной централизованно покупатель обязан немедленно сообщить поставщику.