Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, роль и значение закупочной работы, планирование закупок в торговле
1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров
1.3 Организация и технология закупок товаров у поставщиков
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАЯК»
3.1 Совершенствование организации и управления закупочной деятельности
3.2 Совершенствование стимулирования закупок и продаж товаров
, гигиенический сертификат и др.), прайс-листы поставщиков и т.д.
В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Показатели деятельности торгового предприятия делятся на показатели экономической эффективности и экономической эффект. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов и полученными результатами. Экономический эффект – от функционирования предприятия: товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль.
Проведем анализ коммерческо-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Маяк» на основании данных, приведенных в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Основные экономические показатели ООО «Маяк» за 2004-2005 год.
Основная функция коммерческой деятельности – получение прибыли от купли и продажи товаров, ее величина в основном зависит от объема их реализации и валового дохода. Они являются исходными статьями, обеспечивающими реальный доход по торговому предприятию. Существует прямая связь между величиной товарооборота и объемом реализации товаров, чем больше товарооборот, тем выше вероятность роста объема продажи товаров. Объем реализации зависит от ассортимента, конкурентоспособности продукции, цены, платежеспособности населения и т.д.
По нашему предприятию: - товарооборот в 2005 г. по отношению к 2004 г. вырос на 7600,1 тыс. руб. и достиг 13672,9 тыс. руб. или на 225,2%.
- валовой доход увеличился на 1164,3 тыс. руб. или на 226,1%. Валовой доход представляет собой сумму денежных средств, полученных от реализации продукции за вычетом стоимости ее приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки.
Чем меньше расходы на закупку, тем выше валовой доход.
Проанализируем влияние динамики выработки и численности на изменение объема валовой продукции.
Определим индекс выработки продукции:
; (2.1)
где Во.п. – выработка отчетного периода;
Вп.п. – выработка предыдущего периода.
Определим индекс численности персонала.
(2.2)
где Nо.п. – численность работающего персонала в отчетном периоде.
Nп.п. – численность работающего персонала в предыдущем периоде.
Индекс изменения объема валовой продукции:
(2.3)
Методом цепных подстановок определим влияние этих факторов:
где ΔВПQ – прирост валовой продукции за счет прироста численности персонала;
ΔВПВ – прирост валовой продукции за счет роста производительности труда.
Определим долю прироста продукции за счет повышения производительности труда:
(2.4)
Таким образом увеличение объема валовой продукции на 7600.1 тыс.руб. объясняется влиянием трудовых факторов: за счет роста численности – объем продукции увеличился на 506.0 тыс.руб. или на 6.4% за счет роста выработки на 207.8% - рост валовой продукции составил 7095.4 тыс.руб. или 93.6%.
В отчетном периоде выросли издержки обращения на 188.2 тыс.руб. или 17.7%. При таком росте товарооборота это объяснило, но из-за неимения данных объяснить это за счет каких факторов это произошло невозможно.
В отчетном году чистая прибыль предприятия составила 723.6 тыс.руб. против 286 тыс.руб. в 2004 г. или в 2.5 раза.
Изменение прибыли от реализации продукции:
ΔР = Р1 – Р0 (2.5)
Р1 – прибыль отчетного периода
Р0 – прибыль базисного периода.
ΔР = 723.6 – 286 = 437.6 тыс. руб.
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
11585.6 : 4149.7 = 2.7919
Затем базисную прибыль вычитаем из ее скорректированной величины:
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
16585.5-11585.3 = 5000.2 тыс.руб.
Износ основных средств в 2005 г. составил 1061,0 тыс.руб., что меньше против 2004 г. на 624 тыс.руб.
Рентабельность реализации увеличилась с 4,71% в 2004 г. до 5,29 в 2005 г., что составило рост на 12%.
- Среднесписочная численность персонала в 2005 г. выросла на 2 чел.
- Значительно выросла выработка на одного работника с 253,0 тыс. руб. до 525,9 тыс. руб.; рост составил 207,8%.
Рост всех показателей в 2005 г. можно объяснить таким фактом – ООО «Маяк» выиграло конкурсные торги на поставку продовольственных товаров муниципальным учреждениям и предприятиям г. Гуково, что естественно повлияло на рост валового дохода, прибыль предприятия, рентабельность и т.д.
Рассмотрим вопросы складского хозяйства и обеспечения товарными запасами.
ООО «Маяк» собственных помещений не имеет и поэтому арендует их у ООО «Весна». Ежемесячная арендная плата составляет 20000 руб. арендуются следующие помещения: торговый зал, складские помещения, подсобные, помещение под кафетерий, а также кабинет бухгалтерии и директора.
Рассмотрим оборудование складских помещений. Т.к. предприятие ООО «Маяк» реализует скоропортящиеся, а также продовольственные товары, требующие особого режима хранения, - складские помещения оборудованы импортным морозильным и холодильным оборудованием.
Из немеханического оборудования на складе имеются стеллажи и поддоны. Стеллажи позволяют наиболее эффективно использовать площади склада, а также позволяют наиболее быстро находить нужный товар работникам предприятия. Также на предприятии используются дощатые поддоны, позволяющие хранить на складе такие товары, как: мука, сахар, крупы (в больших мешках). Овощи (картофель, лук, морковь, свекла) хранятся в пластмассовых ящиках, а также навалом (выполнения процессе подсортировочных работ).
На складе ООО «Маяк» используются следующие виды тары: решетчатые пластмассовые ящики (многооборотная тара); металлические ящики для стеклянных бутылок (данный вид тары является залоговой и после отгрузки продукции на склад ООО «Маяк» она возвращается); мешковат тара (упаковывается сахар, мука и т.д.).
Из упаковочных материалов на предприятии используются: полиэтиленовая пленка – ПЭТ бутылки с минеральной водой, прохладительными напитками, слабоалкогольной продукцией; картонные ящики из гофрокартона ( упаковывается большинство продукции); картонные ячейки – яйца.
На складе предприятия применяются следующие виды переработки товаров: сортировочные работы – применяются при переработке овощей, фруктов, зелени. Данные продукты сортируются по размерам, качеству, удаляются некондиционные овощи и фрукты, что позволяет ускорить реализацию.
При приемке продукции используются следующие товаросопроводительные документы как: товаротранспортные накладные и счета-фактуры (см. приложение 2.3). Также при приемке продукции обращается пристальное внимание на наличие документов подтверждающих надлежащее качество принимаемых товаров: сертификат качества, сертификат соответствия.
2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности
В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Показатели деятельности торгового предприятия делятся на показатели экономической эффективности и экономической эффект. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов и полученными результатами. Экономический эффект – от функционирования предприятия: товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль.
Проведем анализ коммерческо-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Маяк» на основании данных, приведенных в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Основные экономические показатели ООО «Маяк» за 2004-2005 год.
№ п/п | Показатель | 2004 г. | 2005 г. | Отклонение, +/-, тыс. руб. | Темп изменения % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Товарооборот, тыс. руб. | 6072,7 | 13672,9 | 7600, | 225,2% |
2 | Валовой доход, тыс. руб. | 923 | 2087,3 | 1164,3 | 226,1% |
3 | Себестоимость реал. пр. | 4149,7 | 11585,6 | 7435,9 | 197,9% |
4 | Издержки обращения, тыс. руб. | 1061,8 | 1250 | 188,2 | 117,7% |
5 | Чистая прибыль, тыс. руб. | 286 | 723,6 | 437,6 | 253,0% |
Продолжение таблицы 2.3 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | ФЗП, тыс. руб. | 468,9 | 488 | 19139 | 104,1% |
7 | Износ ОС, тыс. руб. | 924 | 1061 | 137 | 114,8% |
8 | Рентабельность реализации, % | 4,71% | 5,29% | 0,58% | 112,4% |
9 | Среднесписочная численность персонала, чел. | 24 | 26 | 2 | 122,2% |
10 | Административно-управленческий персонал, чел. | 5 | 5 | 0 | 100,0% |
11 | Торгово-оперативный персонал, чел. | 10 | 10 | 0 | 100,0% |
| Рабочие, чел. | 9 | 11 | 2 | 122,2% |
| Среднегодовая выработка на 1-го работника, тыс. руб. | 253,0 | 525,9 | 272,9 | 207,8% |
| Среднегодовая выработка на 1-го работника торгово-оперативного персонала, тыс. руб. | 607,3 | 1367,3 | 760,0 | 225,2% |
| Среднегодовая выработка на 1-го работника административно-управленческого персонала, тыс. руб. | 1214,5 | 2734,6 | 1520, | 225,2% |
Основная функция коммерческой деятельности – получение прибыли от купли и продажи товаров, ее величина в основном зависит от объема их реализации и валового дохода. Они являются исходными статьями, обеспечивающими реальный доход по торговому предприятию. Существует прямая связь между величиной товарооборота и объемом реализации товаров, чем больше товарооборот, тем выше вероятность роста объема продажи товаров. Объем реализации зависит от ассортимента, конкурентоспособности продукции, цены, платежеспособности населения и т.д.
По нашему предприятию: - товарооборот в 2005 г. по отношению к 2004 г. вырос на 7600,1 тыс. руб. и достиг 13672,9 тыс. руб. или на 225,2%.
- валовой доход увеличился на 1164,3 тыс. руб. или на 226,1%. Валовой доход представляет собой сумму денежных средств, полученных от реализации продукции за вычетом стоимости ее приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки.
Чем меньше расходы на закупку, тем выше валовой доход.
Проанализируем влияние динамики выработки и численности на изменение объема валовой продукции.
Определим индекс выработки продукции:
; (2.1)
где Во.п. – выработка отчетного периода;
Вп.п. – выработка предыдущего периода.
Определим индекс численности персонала.
(2.2)
где Nо.п. – численность работающего персонала в отчетном периоде.
Nп.п. – численность работающего персонала в предыдущем периоде.
Индекс изменения объема валовой продукции:
(2.3)
Методом цепных подстановок определим влияние этих факторов:
где ΔВПQ – прирост валовой продукции за счет прироста численности персонала;
ΔВПВ – прирост валовой продукции за счет роста производительности труда.
Определим долю прироста продукции за счет повышения производительности труда:
(2.4)
Таким образом увеличение объема валовой продукции на 7600.1 тыс.руб. объясняется влиянием трудовых факторов: за счет роста численности – объем продукции увеличился на 506.0 тыс.руб. или на 6.4% за счет роста выработки на 207.8% - рост валовой продукции составил 7095.4 тыс.руб. или 93.6%.
В отчетном периоде выросли издержки обращения на 188.2 тыс.руб. или 17.7%. При таком росте товарооборота это объяснило, но из-за неимения данных объяснить это за счет каких факторов это произошло невозможно.
В отчетном году чистая прибыль предприятия составила 723.6 тыс.руб. против 286 тыс.руб. в 2004 г. или в 2.5 раза.
Изменение прибыли от реализации продукции:
ΔР = Р1 – Р0 (2.5)
Р1 – прибыль отчетного периода
Р0 – прибыль базисного периода.
ΔР = 723.6 – 286 = 437.6 тыс. руб.
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
-
Увеличение объема реализации продукции по базисной полной себестоимости. Определим коэффициент роста объема реализации продукции в оценке базисной себестоимости:
11585.6 : 4149.7 = 2.7919
Затем базисную прибыль вычитаем из ее скорректированной величины:
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
-
Изменение отпускных цен на продукцию – это разность между выручкой от реализации товарной продукции.
16585.5-11585.3 = 5000.2 тыс.руб.
Износ основных средств в 2005 г. составил 1061,0 тыс.руб., что меньше против 2004 г. на 624 тыс.руб.
Рентабельность реализации увеличилась с 4,71% в 2004 г. до 5,29 в 2005 г., что составило рост на 12%.
- Среднесписочная численность персонала в 2005 г. выросла на 2 чел.
- Значительно выросла выработка на одного работника с 253,0 тыс. руб. до 525,9 тыс. руб.; рост составил 207,8%.
Рост всех показателей в 2005 г. можно объяснить таким фактом – ООО «Маяк» выиграло конкурсные торги на поставку продовольственных товаров муниципальным учреждениям и предприятиям г. Гуково, что естественно повлияло на рост валового дохода, прибыль предприятия, рентабельность и т.д.
Рассмотрим вопросы складского хозяйства и обеспечения товарными запасами.
ООО «Маяк» собственных помещений не имеет и поэтому арендует их у ООО «Весна». Ежемесячная арендная плата составляет 20000 руб. арендуются следующие помещения: торговый зал, складские помещения, подсобные, помещение под кафетерий, а также кабинет бухгалтерии и директора.
Рассмотрим оборудование складских помещений. Т.к. предприятие ООО «Маяк» реализует скоропортящиеся, а также продовольственные товары, требующие особого режима хранения, - складские помещения оборудованы импортным морозильным и холодильным оборудованием.
Из немеханического оборудования на складе имеются стеллажи и поддоны. Стеллажи позволяют наиболее эффективно использовать площади склада, а также позволяют наиболее быстро находить нужный товар работникам предприятия. Также на предприятии используются дощатые поддоны, позволяющие хранить на складе такие товары, как: мука, сахар, крупы (в больших мешках). Овощи (картофель, лук, морковь, свекла) хранятся в пластмассовых ящиках, а также навалом (выполнения процессе подсортировочных работ).
На складе ООО «Маяк» используются следующие виды тары: решетчатые пластмассовые ящики (многооборотная тара); металлические ящики для стеклянных бутылок (данный вид тары является залоговой и после отгрузки продукции на склад ООО «Маяк» она возвращается); мешковат тара (упаковывается сахар, мука и т.д.).
Из упаковочных материалов на предприятии используются: полиэтиленовая пленка – ПЭТ бутылки с минеральной водой, прохладительными напитками, слабоалкогольной продукцией; картонные ящики из гофрокартона ( упаковывается большинство продукции); картонные ячейки – яйца.
На складе предприятия применяются следующие виды переработки товаров: сортировочные работы – применяются при переработке овощей, фруктов, зелени. Данные продукты сортируются по размерам, качеству, удаляются некондиционные овощи и фрукты, что позволяет ускорить реализацию.
При приемке продукции используются следующие товаросопроводительные документы как: товаротранспортные накладные и счета-фактуры (см. приложение 2.3). Также при приемке продукции обращается пристальное внимание на наличие документов подтверждающих надлежащее качество принимаемых товаров: сертификат качества, сертификат соответствия.