Файл: 1 теоретические аспекты закупочной деятельности 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, гигиенический сертификат и др.), прайс-листы поставщиков и т.д.


2.2 Оценка состояния организации и планирования закупочной деятельности


В современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Показатели деятельности торгового предприятия делятся на показатели экономической эффективности и экономической эффект. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов и полученными результатами. Экономический эффект – от функционирования предприятия: товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль.

Проведем анализ коммерческо-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Маяк» на основании данных, приведенных в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Основные экономические показатели ООО «Маяк» за 2004-2005 год.



п/п

Показатель

2004 г.

2005 г.

Отклонение, +/-, тыс. руб.

Темп изменения %

1

2

3

4

5

6

1

Товарооборот, тыс. руб.

6072,7

13672,9

7600,

225,2%

2

Валовой доход, тыс. руб.

923

2087,3

1164,3

226,1%

3

Себестоимость реал. пр.

4149,7

11585,6

7435,9

197,9%

4

Издержки обращения, тыс. руб.

1061,8

1250

188,2

117,7%

5

Чистая прибыль, тыс. руб.

286

723,6

437,6

253,0%

Продолжение таблицы 2.3

1

2

3

4

5

6

6

ФЗП, тыс. руб.

468,9

488

19139

104,1%

7

Износ ОС, тыс. руб.

924

1061

137

114,8%

8

Рентабельность реализации, %

4,71%

5,29%

0,58%

112,4%

9

Среднесписочная численность персонала, чел.

24

26

2

122,2%

10

Административно-управленческий персонал, чел.

5

5

0

100,0%

11

Торгово-оперативный персонал, чел.

10

10

0

100,0%




Рабочие, чел.

9

11

2

122,2%




Среднегодовая выработка на 1-го работника, тыс. руб.

253,0

525,9

272,9

207,8%




Среднегодовая выработка на 1-го работника торгово-оперативного персонала, тыс. руб.

607,3

1367,3

760,0

225,2%




Среднегодовая выработка на 1-го работника административно-управленческого персонала, тыс. руб.

1214,5

2734,6

1520,

225,2%




Основная функция коммерческой деятельности – получение прибыли от купли и продажи товаров, ее величина в основном зависит от объема их реализации и валового дохода. Они являются исходными статьями, обеспечивающими реальный доход по торговому предприятию. Существует прямая связь между величиной товарооборота и объемом реализации товаров, чем больше товарооборот, тем выше вероятность роста объема продажи товаров. Объем реализации зависит от ассортимента, конкурентоспособности продукции, цены, платежеспособности населения и т.д.

По нашему предприятию: - товарооборот в 2005 г. по отношению к 2004 г. вырос на 7600,1 тыс. руб. и достиг 13672,9 тыс. руб. или на 225,2%.

- валовой доход увеличился на 1164,3 тыс. руб. или на 226,1%. Валовой доход представляет собой сумму денежных средств, полученных от реализации продукции за вычетом стоимости ее приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки.

Чем меньше расходы на закупку, тем выше валовой доход.

Проанализируем влияние динамики выработки и численности на изменение объема валовой продукции.

Определим индекс выработки продукции:

; (2.1)

где Во.п. – выработка отчетного периода;

Вп.п. – выработка предыдущего периода.



Определим индекс численности персонала.

(2.2)

где Nо.п. – численность работающего персонала в отчетном периоде.

Nп.п. – численность работающего персонала в предыдущем периоде.



Индекс изменения объема валовой продукции:

(2.3)



Методом цепных подстановок определим влияние этих факторов:








где ΔВПQ – прирост валовой продукции за счет прироста численности персонала;

ΔВПВ – прирост валовой продукции за счет роста производительности труда.

Определим долю прироста продукции за счет повышения производительности труда:

(2.4)

Таким образом увеличение объема валовой продукции на 7600.1 тыс.руб. объясняется влиянием трудовых факторов: за счет роста численности – объем продукции увеличился на 506.0 тыс.руб. или на 6.4% за счет роста выработки на 207.8% - рост валовой продукции составил 7095.4 тыс.руб. или 93.6%.

В отчетном периоде выросли издержки обращения на 188.2 тыс.руб. или 17.7%. При таком росте товарооборота это объяснило, но из-за неимения данных объяснить это за счет каких факторов это произошло невозможно.

В отчетном году чистая прибыль предприятия составила 723.6 тыс.руб. против 286 тыс.руб. в 2004 г. или в 2.5 раза.

Изменение прибыли от реализации продукции:

ΔР = Р1 – Р0 (2.5)

Р1 – прибыль отчетного периода

Р0 – прибыль базисного периода.

ΔР = 723.6 – 286 = 437.6 тыс. руб.

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:

  1. Увеличение объема реализации продукции по базисной полной себестоимости. Определим коэффициент роста объема реализации продукции в оценке базисной себестоимости:

11585.6 : 4149.7 = 2.7919

Затем базисную прибыль вычитаем из ее скорректированной величины:



Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:



  1. Изменение отпускных цен на продукцию – это разность между выручкой от реализации товарной продукции.

16585.5-11585.3 = 5000.2 тыс.руб.

Износ основных средств в 2005 г. составил 1061,0 тыс.руб., что меньше против 2004 г. на 624 тыс.руб.

Рентабельность реализации увеличилась с 4,71% в 2004 г. до 5,29 в 2005 г., что составило рост на 12%.

- Среднесписочная численность персонала в 2005 г. выросла на 2 чел.

- Значительно выросла выработка на одного работника с 253,0 тыс. руб. до 525,9 тыс. руб.; рост составил 207,8%.

Рост всех показателей в 2005 г. можно объяснить таким фактом – ООО «Маяк» выиграло конкурсные торги на поставку продовольственных товаров муниципальным учреждениям и предприятиям г. Гуково, что естественно повлияло на рост валового дохода, прибыль предприятия, рентабельность и т.д.


Рассмотрим вопросы складского хозяйства и обеспечения товарными запасами.

ООО «Маяк» собственных помещений не имеет и поэтому арендует их у ООО «Весна». Ежемесячная арендная плата составляет 20000 руб. арендуются следующие помещения: торговый зал, складские помещения, подсобные, помещение под кафетерий, а также кабинет бухгалтерии и директора.

Рассмотрим оборудование складских помещений. Т.к. предприятие ООО «Маяк» реализует скоропортящиеся, а также продовольственные товары, требующие особого режима хранения, - складские помещения оборудованы импортным морозильным и холодильным оборудованием.

Из немеханического оборудования на складе имеются стеллажи и поддоны. Стеллажи позволяют наиболее эффективно использовать площади склада, а также позволяют наиболее быстро находить нужный товар работникам предприятия. Также на предприятии используются дощатые поддоны, позволяющие хранить на складе такие товары, как: мука, сахар, крупы (в больших мешках). Овощи (картофель, лук, морковь, свекла) хранятся в пластмассовых ящиках, а также навалом (выполнения процессе подсортировочных работ).

На складе ООО «Маяк» используются следующие виды тары: решетчатые пластмассовые ящики (многооборотная тара); металлические ящики для стеклянных бутылок (данный вид тары является залоговой и после отгрузки продукции на склад ООО «Маяк» она возвращается); мешковат тара (упаковывается сахар, мука и т.д.).

Из упаковочных материалов на предприятии используются: полиэтиленовая пленка – ПЭТ бутылки с минеральной водой, прохладительными напитками, слабоалкогольной продукцией; картонные ящики из гофрокартона ( упаковывается большинство продукции); картонные ячейки – яйца.

На складе предприятия применяются следующие виды переработки товаров: сортировочные работы – применяются при переработке овощей, фруктов, зелени. Данные продукты сортируются по размерам, качеству, удаляются некондиционные овощи и фрукты, что позволяет ускорить реализацию.

При приемке продукции используются следующие товаросопроводительные документы как: товаротранспортные накладные и счета-фактуры (см. приложение 2.3). Также при приемке продукции обращается пристальное внимание на наличие документов подтверждающих надлежащее качество принимаемых товаров: сертификат качества, сертификат соответствия.