Файл: Интегративная танцевальнодвигательная терапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1088

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен

1.2. История танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ

2.2. Цели и принципы ИТДТ

2.3. Формы и области работы ИТДТ

2.5. Основные методы ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Проговор

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.2. Базовые психотехники

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4.2. Образ

Форматы Аутентичного Движения (АД)

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

Выводы

3.44. Контекстуальные тренинги

Настройка

Упражнение

Заключение

Литература

Приложение 1

Развитие танца в ХХ в.

Приложение 2

Танец четырех стихий

Авторские танцевально-психологические тренинги

Александра Гиршона

ЖИТЬ ТАНЦУЯ

Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.

Базовые тренинги каждый месяц в Москве:

Программа профессионального курса

по интегративной танцевально-двигательной терапии.

Автор и ведущий: Александр Гиршон

Основные темы курса

, где бы мы ни двигались.

Имитация


Сильное влияние на двигательные привычки оказывает феномен следования или заимствования двигательных паттернов окружающих. Это особенно показательно в ролевом моделировании, в попытке быть похожим на кого-то еще, когда мы заимствуем определенные двигательные модели.

Имитация – это основной способ нашего обучения в детстве тому, как стоять, ходить, сидеть и так далее, а также важный элемент ассоциирования себя с желаемой группой, обучения взаимодействию, пониманию или даже влиянию на окружающих через интуитивное принятие их двигательных паттернов.

Адаптация — Факторы трансформации движения


Движение не существует отдельно. Мы постоянно приспосабливаем и изменяем наше движение в зависимости от нескольких различных факторов.

Движение может быть:

1) внешне мотивировано/модифицировано,

2) внутренне мотивировано/модифицировано.

Оно может быть рассмотрено во взаимодействии нескольких контекстов:

1) физического,

2) психологического,

3) метаболического,

4) эмоционального.

На движение могут оказывать влияние различные факторы:

  • Эпоха — время в котором мы живем (например, XIX, XX или XXI в.).

  • Место — где мы находимся (например, дворец или клуб).

  • Одежда — что мы носим (например, ее материал, покрой, соотношение с телом, стиль).

  • Статус — кем мы являемся (или с какой социальной группой себя ассоциируем).

  • Возраст — сколько нам лет или на сколько лет себя чувствуем.

  • Состояние сознания — как мы в общем себя чувствуем (например, воодушевлены мы или подавлены).

  • Личность — кем мы являемся как личность, качества личности (например, дружелюбный или замкнутый человек).

  • Атмосфера — эмоциональная оценка состояния окружающего пространства (например, неприязненная или дружелюбная атмосфера).

  • Среда — физические условия вокруг (например, холод или жара).

  • Ситуация — общие обстоятельства (например, трапеза или авария).

Функции движения


«Человек движется с целью удовлетворения потребности», сказал Р. Лабан и, тем самым, определил две различные области: осязаемую (когда кто-то имеет непосредственную определенную цель) и неосязаемую (когда цель неочевидна). Потребности могут варьировать от самых простых до очень сложных.

Человек движется:

  • чтобы что-то сделать — с практичной и ясной целью,

  • чтобы понять — через мысли или опыт,

  • для экспрессии — формы чувствования,

  • в танце — выражая невыразимое.

Движение может быть совершено для того, чтобы взять что-то, или просто сменить позицию, или переместится из пункта А в пункт В. Потребность может заключаться в приобретении больших навыков в игре, приготовлении пищи, преодолении некоторых особенностей окружающей среды или развитие ловкости в профессиональной сфере.

Это может быть высвобождением энергии (в стрельбе или прыжках ради удовольствия) или сублимацией ее в более поддерживающие и творческие действия.

Возможности неисчерпаемы, когда мы обсуждаем движение для работы, для жизни, в творчестве, в отдыхе и реабилитации так же, как в религиозном и других личностных и межличностных контекстах.

Уровни реагирования — теневые движения


Мы можем двигаться преднамеренно и непреднамеренно. Мы реагируем движениями сознательно, но движемся также и бессознательно. У множества людей есть неосознанные особенности движения, по которым мы легко узнаем их, но и каждый из нас принимает позы и совершает жесты, в отношении которых мы не осведомлены, — и все это Р. Лабан назвал «теневыми» движениями, то есть движениями, исполняемыми без сознательной воли, хотя выражающими внутреннее отношение к предмету или раскрывающими побуждения.

Теневые движения для внимательного наблюдателя раскрывают как характерные особенности личности, так и возможные ограничения и способности.

Через движения тела мы придаем смысл миру


Поскольку жизнь тела — это движение, знание того как и почему тело работает является базовым для понимания движения, так как телом мы познаем размер, время и текстуру. Анализируя цели, процессы и уровни, проявляемые в движении, мы постигаем одновременно то, что внутри и вокруг нас. Через движение мы можем прийти в согласие с собой и продвинуться в постижении природы нашего бытия, наших условий, отношений с другими и нашего места во вселенной.


Тело и его базовые движения


В горизонталях и вертикалях скелета Р. Лабан увидел что-то вроде устойчивой архитектуры. В правильных движениях отчетливо проявляется трехмерность опор и арок. Он обратил внимание на симметрию структуры тела относительно центра тела и головы: каждый отдельный орган (как нос, рот, гениталии) размещен в центре, тогда как парные органы находятся симметрично на каждой стороне тела. Сбалансированная структура тела, стремящееся из центра во вне, обеспечивает равновесие.

Как Дельсарт и Далькроз, технически Лабан выделил в теле три области:

1. Голова — область, вмещающая все органы чувств (кроме тактильных) и умственную деятельность, область психологической деятельности.

2. Туловище — часть тела, в которой происходит пищеварительная, репродукционная, очищающая и тому подобные деятельности. Это область метаболических процессов.

3. Конечности (руки и ноги) — они, в основном, имеют отношение к перемещению и жестам. С функциональной точки зрения это область физической активности. Помимо перемещения в пространстве, ноги помогают поддерживать баланс, переносить вес, прыгать, скручиваться, поворачивать тело. Движения с участием рук и кистей показывают, отмахиваются, продираются и т. п. Кисти и пальци манипулируют, держат, отпускают, касаются и т. п.

Р. Лабан особенно подчеркивает важность (для каждого человека, не только для выступающего артиста) гибкости позвоночника, силы живота, ритма и расширения грудной клетки и легких.

Дыхание

Р. Лабан хорошо осознавал важность хорошего дыхания. Дыхание — это основа жизни, и хотя все мы верим, что оно происходит естественно, лишь некоторые по-настоящему понимают суть процесса. Вслед за сжатием и выдохом, движением грудной клетки и расширением нижних ребер легкие втягивают воздух. Дыхание наполняет кислородом кровь, влияя на здорове, физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека. Это одно из главных составляющих развития потенциала к полноценным переживаниям.

Гибкость и позвоночный столб

Р. Лабан указывал на небоходимость восстановления силы и пластичности позвоночного столба, так как влияние индустриализации частично изменило естественную осанку человека. Хорошо выстроенное тело — это поднятая голова, глаза смотрят вперед, плечи направлены вниз, причем с минимально необходимым усилием. Позвоночник нуждается в постоянном удлиннении, компенсирующем постоянное давление гравитации. Выравнивание позвоночника очень важно для тела из-за его расположения и роли в поддержании равновесия и вертикальности.


Но есть еще один важный фактор. Далеко не все, утверждал Лабан, полно используют гибкость и подвижность позвоночника, поскольку их образ жизни сделал хрящи жесткими, либо ослабил мышцы, и они потеряли ту элластичность, которая подразумевалась Природой. Осанка — такая же часть экспрессии, как и подвижность.

Позы и жесты

Р. Лабан утверждал, что и конечности, и туловище, также как и мозг, могут обогащать восприятие мира. И для осанки, и для движения необходима укрепленная брюшная стенка, сильные, плотные ягодицы, вертикальная спина — все это обеспечивает наилучшее сопротивление давлению гравитации и дает возможность быть чутким к движению и взаимодействию. Р. Лабан отмечал, что из центра тяжести линии тела тянутся в четырех направлениях, по принципу тетраэдра.


Базовые принципы движения — начало словаря

Мы взглянули на тело как на инструмент движения; сейчас давайте начнем процесс анализа, с тем чтобы лучше определить элементы движения как таковые. Р. Лабан предлагает обратить внимание на четыре момента:

1) где движение происходит,

2) как оно происходит,

3) каковы его ограничения,

4) почему оно происходит.

Таким образом, мы имеем четыре двигательных параметра, с помощью которых можно анализировать движение: пространство, время, динамика (вес) и поток И каждый параметр определяется шкалой с двумя полюсами.
Тело в пространстве

Где

Тело движется в пространстве. Движение всегда видимо. Движение — это изменение, и «пространство», заметил Р. Лабан, «должно быть увидено как место, где происходят изменения».

Ориентация

Трехмерное пространство в форме сферы, в котором способно действовать тело (расширяющееся от центра к краям конечностей) Р. Лабан назвал Кинесферой. Этот термин обозначает ту часть общего пространства, которое доступно человеку. В пределах Кинесферы тело может занимать малое пространство либо расшириться до ее периферии.

Такие изменения определяют диапазон варьирующихся форм, и Р. Лабан выделил факторы, отражающие изменения этих форм:

1. Размерность — высота, ширина и глубина позволяют выделить движение, происходящее преимущественно:

1) в направлении «вверх-вниз»,

2) в направлении «право-лево» (боковые движения),


3) в направлении «вперед-назад».

2. Приближенность — место, где происходит движение по отношению к телу: близко или поодаль.

3. Плоскости — соответственно размерностям, выделяются три плоскости:

1) в плоскости, параллельной стене: «плоскость двери»,

2) в плоскости, параллельной полу: «плоскость стола»,

3) в плоскости, вытянутой вертикально спереди назад: «плоскость колеса».

4. Центральное/периферийное направление — отношение к центру: движение происходит по направлению к телу или от него. Движение, начинающиеся от периферии к телу названо периферийным, тогда как движение вовне названо центральным.

5. Характеристики пространства: направленность/ненаправленность — происходит ли движение по кратчайшему пути и таким образом по прямой линии (направленное), или допускает большую гибкость, непрямой путь (ненаправленное).

Тело и Поток Движения


Движение в целом, как последовательность действий, может быть определено или как дискретное, или, напротив, как текучее. Одни люди позволяют своим движениям происходить свободно, тогда как другие их сдерживают. Непрерывное движение может быть разделено на сегменты для удобства анализа.

Элементы потока — Свободное/ограниченное движение

С одной стороны, движение может происходить гладко и непрерывно, и в этом случае мы можем говорить о «свободном потоке». С другой стороны, движение может сдерживаться, останавливаться, ограничиваться, и в этом случае поток «ограниченный» («связанный» — bound). Свободные движения часто требуют времени для завершения, тогда как те люди, кто легко обрывают свои движения, могут испытывать сложности с непрерывным потоком движения. Между двумя полюсами, разумеется, могут располагаться все градации от полностью свободного до совсем ограниченного.

Тело и Динамика Движения


Один из наиболее важных аспектов в Лабановском видении движения — тот факт, , что движение обладает качеством. Мы не просто движемся в пространстве-времени, но мы движемся с определенной степенью усилия, расслабленности, или интенсивности.

Элеметы Веса — Сильное/слабое (легкое/тяжелое) движение

Движения могут быть тяжелее или легче в зависимости от заложенного в них уровня энергии и импульса. Это расширяет наше понимание функции и значения движения. Энергия любого движения столь же внутренняя, сколь и внешняя, и, таким образом, анализ динамики касается также внутренних импульсов, которые рождают движение.

Тело и скорость его движения