Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Игра “Отгадай и покажи загадочные фрукты”
Загадки про фрукты.
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос. —
Сладок мягкий... (абрикос)
2. Актуализация.
Логопед называет фрукты детям: банан, яблоко, слива, апельсин, лимон, груша, абрикос…Логопед задаёт детям вопросы и требует полных ответов и примеров.
– Кто вспомнит, где растутфрукты? (Фрукты растут в саду).
– А кто помнит, где какой фрукт растёт, в каких странах (яблоки, сливы, абрикосы на дереве, ананас на земле, бананы и кокосы растут в жарких странах)
– Какого цвета бывают фрукты?
– Какой формы?
3. Введение в тему.
Игра “Какого фрукта нет?”
Логопед приносит в корзине фрукты. Дети их рассматривают. Затем логопед накрывает платком фрукты и незаметно убирает один. Дети должны догадаться, какого фрукта нет и сказать, например: “Нет апельсина”.
(Фрукты: апельсин, лимон, груша, банан)
4. Сообщение новых знаний. (беседа)
Итак, мы с вами уже знаем, что фрукты растут в саду. Что фрукты могут расти на земле и на деревьях. Знаем, что фрукты бывают разного цвета и разные по форме. А ещё фрукты бывают разные по вкусу.
Вы знаете какой вкус у фруктов? (ответы детей).
Игра “Разведчики”.
Узнать вкус фруктов. На подносе кусочками нарезаны фрукты. Сейчас проверим, какие фрукты на вкус. Двум – трём детям дают попробовать апельсин, просят сказать, какой он на вкус и так далее. (апельсин- кисло-сладкий, лимон-кислый, груша и слива сладкие).
5. Первичное закрепление.
Давайте вспомним, какие фрукты на вкус.
Логопед бросает ребёнку мяч и называет фрукт, а ребёнок возвращает мяч логопеду и подбирает нужное прилагательное, соответствующее его вкусу.
6. Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика)
Самомассаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была. («сажают» яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)
Весною расцвела. («цветок» распускается)
Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)
7. Развитие связной речи.
Расскажи о фрукте с помощью картинок-подсказок.
Например: Это яблоко. Яблоки бывают зеленые, красные или желтые. Они круглые и на ощупь твердые. Кислые яблоки бабушка режет на дольки и сушит, а потом из сушеных яблок варит компот. Я люблю угощать своих друзей сладкими сочными яблоками из нашего сада.
8. Закрепление.
1. Логопед ещё раз читает целиком это стихотворение детям и просит ответить на вопросы.
– Какие названия фруктов вы услышали в стихотворении?
– Где растут фрукты?
2. Игра с мячом “Я знаю много…фруктов”
Логопед кидает мяч первому ребёнку и называет фрукт, ребёнок бросает мяч соседу и называет цвет этого фрукта, сосед кидает мяч следующему и называет форму этого фрукта.
8. Итог занятия.
– О чём мы сегодня говорили на занятии?
– Где растут фрукты?
– Какие по вкусу бывают фрукты?
– В какие игры мы сегодня играли?
– Вам понравилось занятие?
Целевая аудитория урока/внеурочного мероприятия: 2 класс (8 лет)
Возможное использование на уроке русского языка при изучении темы «Использование алфавита при работе со словарями».
Цели и задачи урока/внеурочного мероприятия:
Цели: расширение знаний о словарях; формирование умения работать с книгой-словарём; использовать справочную литературу, воспитание любви к родному русскому языку.
Задачи:
обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
совершенствование навыков обращения со справочной литературой;
обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их,
развитие орфографической зоркости.
Планируемые результаты.
Достижение поставленных к уроку целей и задач.
Форма проведения: урок.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
Личностно – ориентированное развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока/внеурочного мероприятия:книжная выставка – «Наши помощники - словари»; мультимедийное оборудование, презентация.
Тема: «Наши помощники - словари»
Цели: расширение знаний о словарях; формирование умения работать с книгой-словарём; использовать справочную литературу, воспитание любви к родному русскому языку.
Задачи:
обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
совершенствование навыков обращения со справочной литературой;
обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их,
развитие орфографической зоркости.
Оформление: книжная выставка – «Наши помощники - словари» (представлены словари: орфографический словарь, толковый словарь русского языка, школьный фразеологический словарь и др.)
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,
Целевая аудитория: учащиеся 2-3 класса.
Ход урока.
-
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по словарям и поработаем с небольшой группой словарных слов.
Вы познакомитесь с различными словарями и их назначением, будете учиться внимательно относиться к русскому языку, отрабатывать навыки работы со словарями.
2. Вступительное слово учителя
- Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.
Сергей Иванович Ожегов писал:
Словарь – соединение слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
3. Актуализация знаний (беседа с детьми).
- Какие словари русского языка вам известны?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
4. Знакомство со словарями.
Словари бывают орфографические, толковые, антонимов, синонимов, орфоэпические, этимологические, фразеологические, устаревших слов, иностранных слов, энциклопедические и электронные.
Существует очень много словарей! С некоторыми из них мы познакомимся подробнее. (Демонстрация словарей)
Орфографический словарь нам всегда поможет правильно написать слова.
Толковый словарь объяснит значение слова.
Словарь синонимов поможет более точно и ярко выразить мыль.
Словарь антонимов даст возможность подобрать слова с противоположным значением.
Этимологические словари открывают нам исторические тайны возникновения слов.
Словарь фразеологизмов объяснит устоявшиеся в русском языке словосочетания.
Словарь иностранных слов содержит слова, пришедшие к нам из других языков.
Есть ряд слов, которые мы не употребляем в современной жизни, о они встречаются (в сказках, рассказах, былинах). Такие слова содержатся в словаре устаревших слов.
Энциклопедический словарь помогает узнать обо всём.
Орфоэпический словарь учит правильному произношению слов.
Все эти словари существуют и в электронном виде.
Вы уже знаете, как располагаются слова в словарях для удобства их поиска? (В алфавитном порядке).
Мы подготовились теоретически, а теперь перед практической работой проведём физкультминутку.
Физкультминутка.
После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Запись слов: огород, чемодан, погода, овощи, огурцы, арбузы, помидоры, редис, чеснок, капуста. (Используется орфографический словарь).
5. Практическая работа со словарными словами.
Слайд № 2. Слово берёза (орфографический словарь).
Запишите по памяти, подчеркните словарное слово:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
(С. Есенин)
Слайд № 3. Разберите слова по составу (работа со словообразовательным словарём):
Берёза, берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик.
Слайд № 4. Как вы понимаете значение слова БЫСТРО? (Работа с толковым словарём).
Быстро – т.е. с большой скоростью, за короткий промежуток времени.
Подберите к слову БЫСТРО слово, противоположное по значению (работа со словарём антонимов).
Слайд № 5. Объясните значение словарного слова ВЕСЕЛО (работа с толковым словарём)
Весело – т.е. испытывая, выражая или доставляя радость, оживлённо.
Весело текли вы.
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Слайд № 6.Подберите к слову ВЕСЕЛО слово, схожее по значению (синоним). Работа со словарём синонимов.
Весело – радостно.
Слайд № 7. Отгадайте загадку, запишите отгадку.
В открытые окна
Нежданно влетит.
То что-то пошепчет,
То вдруг загудит.
(ВЕТЕР)
Слайд № 8.Найдите в толковом словаре объяснение, что такое ветер.
Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
Спишите предложение и выполните синтаксический разбор:
Ветер листья с веток разогнал по свету.
Перед вами картинка. Составьте устно небольшой рассказ по ней.
Слайд № 9. Работа со словарём фразеологизмов.
Когда так говорят:
Бросать слова на ветер. (Говорить впустую, необдуманно).
Ищи ветра в поле. (Не удастся найти, как ни старайся).
Работа со словарём синонимов.
Подбери слова, схожие по значению со словом ВЕТЕР (ураган, вихрь).
Составь и запиши предложение с одним из этих слов.
6.Итог урока.
Ребята, вы, наверное, слышали такое выражение: «энциклопедически образованный человек». Так говорят о людях с очень разносторонними знаниями. Такие люди бывают, но всё же нет человека, знающего все и обо всем. Для того, чтобы ответить на вопрос, который мы не знаем, создаются книги - энциклопедии, словари и справочники, а человеку нужно научиться пользоваться справочной литературой.