Файл: 30. Природа света.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим, например, прохож­дение света через круглое отверстие DDв экране (рис. 276). Для того чтобы рассчитать интенсивность света в точке О, применим следую­щий вспомогательный прием. Про­ведем из точки О конические поверх­ности OKL, OMN, OPQи т. д. до пе­ресечения с поверхностью сферичес­кой волны DCD. Длины образую­щих выберем так, что OL=OC+/2, ON=OL+/2и OQ=ON+/2и



Рис. 276. К объяснению явления дифракции на круглом отверстии. Вни­зу — схематическое изоб­ражение наблюдаемой картины: а) при нечетном числе зон; б) при четном числе зон

т. д. Другими словами, расстояние от точек С, L, N, Q, ... до точки О возрастает на длину полуволны (/2)

*) Приведенные фотографии осуществлены проф. В, К. Аркадье­вым и заимствованы из его статьи.

света, падающего на отверстие. Поверхность волны DCDразобьется на кольцевые зоны. Площади этих зон практиче­ски одинаковы, ибо ОС значительно больше /2.Но действие их в точке О различно. Действительно, разность хода до точки О между какой-либо точкой первой зоны и соот­ветствующей точкой второй зоны равняется /2.Поэтому световые волны от первой и второй зон, дойдя до О, будут взаимно ослабляться, так что в точке О действие первой зоны практически уничтожается действием второй зоны. Совер­шенно подобные же рассуждения покажут, что в точке О действие третьей зоны противоположно действию второй, действие четвертой — противоположно действию третьей и т. д, и вообще действия соседних зон практически уничто­жают друг друга. Если отверстие DDтаково, что в нем уме­щаются всего две зоны, то в точке О почти не будет света, ибо две соседние зоны взаимно ослабляют друг друга. Большая часть света будет распределена вокруг точки О, так что мы увидим темное пятно, окружен­ное светлым кольцом. При размере отверстия в три зоны в точке О должен быть свет, ибо третья зона ослабит действие второй, и точка будет освещена почти неослаблен­ным действием полной первой зоны» Светлая цен­тральная точка будет охвачена тем­ным кольцом, за которым вновь наблюдается просвет­ление. Вообще при четном числе зон в центре будет темное пятно, окруженное чередующимися светлыми и темными кольцами; при нечетном числе зон — в центре светлее пят­но, а ближайшее кольцо темное и т. д. Размеры этих колец тем меньше, чем больше диаметр отверстия, так что при боль­шом диаметре темные и светлые кольца около центра чере­дуются настолько часто, что мы перестаем различать их и практически не замечаем явлений дифракции.


Аналогичным образом могут быть поняты и другие, бо­лее сложные дифракционные картины. Так как расчет зон Френеля зависит от длины волны света, то, следовательно, и вид дифракционной картины будет зависеть от длины волны. Опыт вполне подтверждает это за­ключение. В частности, в белом свете кольца будут цвет­ными.


§ 134. Разрешающая сила оптических инструментов. Из­ложенное выше показывает, что отверстие, ограничи­вающее проходящую световую волну, обусловливает дифракцию света и приводит к сложной картине распреде­ления освещенных и темных мест. Однако всякий оптический инструмент, в том числе и наш глаз, снабжен линзами или зеркалами, которые всегда ограничивают волновой фронт. Таким образом, следует ожидать, что при полу­чении изображения с помощью оптической системы мы всегда будем иметь дифрак­ционную картину.

Действительно, подробный расчет и опыт показывают, что изображение светящейся точки при помощи объектива представляет собой не просто яркую точку на темном фоне, а довольно сложную систему темных и светлых колец, пе­реходящих друг в друга и по­степенно сливающихся с окру­жающим темным фоном (рис. 277). Чем больше диаметр объектива, дающего изображе­ние, тем мельче эта диф­ракционная картина, т. е. тем теснее располагаются дифракционные кольца. Обычно мы не замечаем этого осложнения и считаем, что изображение светящейся точки есть просто светлая точка. Однако это осложнение всегда имеет ме­сто и при более тщательных наблюдениях может быть обна­ружено. От него нельзя избавиться никаким устройством объектива, ибо оно обусловлено самой волновой при­родой света.

Интересно отметить, что степень дифракционно­го искажения уменьшается по мере увеличения диа­метра объектива (рис. 278); наоборот, искажения, обуслов­ленные погрешностями объектива, например сферической аберрацией, тем больше, чем больше его диаметр (см. § 104).


Рис. 277. Изображение светя­щегося диска (например, планеты), полученное с помощью телескопа (дифракционная картина)



Рис. 278. Уменьшение дифрак­ционных искажений изображе­ний по мере увеличения диа­метра объектива (сверху вниз)


Для фотообъективов обычно погрешности объектива иг­рают большую роль, чем искажения, вносимые дифрак­цией. Поэтому уменьшение диаметра объектива (диафраг­мирование), которое уменьшает роль этих погрешностей, обычно улучшает резкость изображения. Но при доста­точно малых отверстиях искажение вследствие дифракции начнет переве­шивать. Погрешности очень хороших астрономических объективов настоль­ко малы, что основное искажение вносит дифракция, несмотря на то, что эти объективы имеют обычно зна­чительный диаметр (10 см и больше).

Наличие дифракции ставит предел возможности распознавать при помо­щи оптического инструмента дета­ли предмета. Пусть, например, мы рассматриваем в телескоп две звез­ды, расположенные на малом угловом расстоянии друг от друга (рис. 279). В случае совершенного телескопа мы должны были бы, согласно законам геометрической оптики, получить два четких, близко расположенных точеч­ных изображения. Дифракция же при­водит к тому, что вместо двух раздель­ных точек мы получаем картину в виде двух систем светлых и темных колец (рис. 279 снизу).

Если центры этих систем близко расположены (близкие по направле­нию звезды) и кольца не очень мелки (небольшой объектив трубы), то изображения накладывают­ся, давая картину, мало отличающуюся от системы колец, окружающих изображение одиночной звезды. По этой карти­не установить раздельное положение двух звезд становится невозможно: прибор не способен разделить две столь близкие звезды. Итак, способность оптического прибора к различе­нию деталей ограничена волновой природой света. Эту



Рис. 279. К понятию разрешающей силы те­лескопа; ОМ, ON— направления на две близкие звезды, — угловое расстояние между звездами, LL — объектив телескопа. Внизу схематическое негативное изображе­ние

способность объектива принято называть его разрешающей силой. Объективы большего диаметра обладают большей разрешающей силой. Так, телескоп с диаметром объектива 12,5 см может разрешить две звезды, находящиеся на угло­вом расстоянии 1 с", а полуметровый объектив телескопа позволяет различать две звезды, отстоящие на 0,25". Таким образом, в большой телескоп можно иногда рассмотреть от­дельные близкие звезды (звездные скопления), которые для малого телескопа сливаются в общее светящееся пятно и неотличимы от туманностей. Этим объясняется стремле­ние строить телескопы с большими объективами. Другая причина указана в § 119.


Это ограничение в способности распознавания деталей относится и к человеческому глазу, диаметр зрачка которого около 2—4 мм. Поэтому глаз разрешает светящиеся точки, если угловое расстояние между ними около одной минуты *). Аналогичные соображения кладут предел и разрешающей силе микроскопа (§116), где также размер объектива огра­ничивает пучки, участвующие в построении изображения.

Разрешающую силу оптического прибора нельзя сме­шивать с его увеличением (см. § 102). Если увеличенное изо­бражение, полученное при помощи какого-нибудь оптиче­ского прибора, рассматривать при помощи другого оптиче­ского прибора, то увеличение можно сделать сколь угодно большим. Однако это не повысит разрешающую силу си­стемы инструментов. Действительно, изображение, полу­ченное при помощи первого инструмента, будет содержать только такие детали, которые могут появиться при его раз­решающей силе. Дальнейшее увеличение этого изображения, на котором отсутствуют более мелкие детали, конечно, не может их восстановить, а может лишь смазать некоторые де­тали первого изображения; следовательно, разрешающая сила всей совокупности инструментов не может быть боль­ше разрешающей силы худшего из них.

§ 135. Дифракционные решетки. Положение максимумов и минимумов, составляющих дифракционную картину, за­висит, как мы видели, от длины световой волны . Поэтому при наблюдениях в сложном свете, например в белом, где представлены различные длины волн, дифракционные мак­симумы для различных цветов окажутся на

*) На разрешающую способность глаза, задаваемую диаметром зрач­ка, влияет еще сложная структура сетчатой оболочки глаза. Эта структу­ра ограничивает разрешающую способность глаза угловым расстояни­ем также около 1'(при хорошей освещенности), разных местах, т. е. при явлении дифракции про­исходит разложение сложного света.

Практически наиболее интересный случай дифракции, где такое разложение играет важную роль, осуществляется с помощью так называемых дифракционных решеток.

Простейшая дифракционная решетка представляет собой пластинку, на которой чередуются узкие прозрачные и не­прозрачные полоски, параллельные между собой. Такую решетку можно, например, получить, нацарапав на стекле алмазом ряд штрихов и оставив неповрежденными узкие по­лоски стекла. Очень хорошие решетки получаются также,