Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально-культурной подсистем. Она построена в соответствии с конституционно закрепленными принципами6:

  1. демократии и гуманизма;

  2. разделения властей;

  3. верховенства Конституции и федерального законодательства на всей территории России;

  4. федерализма, включающего государственную целостность России;

  5. единства системы государственной власти;

  6. разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ;

  7. открытости в деятельности органов власти.

Система государственного управления включает федеральные органы государственной власти, формирование которых находятся в ведении Российской Федерации, к ним относятся: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума – законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть). и органы государственной власти субъектов РФ.

Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Государственные органы имеют ряд отличий от негосударственных органов и организаций. Данные отличия представлены на рисунке 2.



Рис.2. Отличительные признаки государственных органов власти
Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками "государственно-властное полномочие" позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями - с другой.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправлении. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно
7. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На заседании 20 марта 1998 года Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления Европейская хартия местного самоуправления8 ETS № 122 от 15 октября 1985 г. С этого момента фактически начала складываться система местного самоуправления в России. А 6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с принятием которого система местного самоуправления получила свое окончательное нормативное утверждение. Федеральным законом установлены основные понятия системы местного самоуправления, такие как муниципальный округ, муниципальное образование, определяет территории муниципальных образований и их границы, преобразование муниципальных образований. Федеральным законом установлены вопросы местного значения, подразделяемые на вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского закона. Определяются и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление в Российской Федерации9 - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. С целью претворения в жизнь решений представительных органов муниципального управления в муниципальных образованиях согласно уставам, могут создаваться иные органы местного самоуправления.



С целью наиболее полного осуществления функций муниципального управления Правительством РФ принимаются Целевые программы по развитию местного самоуправления в регионах.

Основными особенностями органов местного самоуправления являются:

  1. Органы муниципального управления формируются на основе Федерального законодательства, но их состав и полномочия определяются уставом муниципального образования;

  2. Органы муниципального управления на являются органами государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется с помощью различных форм волеизъявления граждан10. Подробно эти формы изображены в таблице 1.

Таблица 1.

Формы осуществления местного самоуправления




    1. Понятие и сущность процесса разработки управленческого решения

Управленческое решение11 – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью в управлении. Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «управленческое решение», определим такую категорию как «решение».

Решение определяется как результат мыслительной деятельности, приводящей к какому-либо выводу или необходимым действиям; выбор альтернатив.12

Управленческое решение13 — творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности организации по эффективному решению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управленческой системы и анализа информации о ее состоянии.

Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния.



Рис. 3. Структура управленческого решения

Рассматривая процесс принятия решений, состоящий из двух взаимосвязанных, хотя, и одновременно, самостоятельных стадий: разработки решения, реализации решения – необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие качества, а ко второму – эффективность. Выходит, что качество управленческого решения нужно и необходимо оценивать в тот момент, когда оно находится, на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения
14 — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести15:

  1. обоснованность

  2. четкость формулировок,

  3. реальная осуществимость,

  4. своевременность,

  5. экономичность (определяемая по размерам затрат),

  6. эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).

Принятие решений, также, как и обмен информацией является составной частью любой управленческой функции. Охарактеризовав полный цикл управленческой деятельности, состоящий из таких моментов, как целеполагание, планирование, организация, координация, контроль и корректировка целей, не трудно заметить, что он, в итоге, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления.

Как и любой процесс, механизм принятия управленческих решений имеет свои элементы, которые представлены на рисунке 4.



Рис. 4. Элементы управленческого решения

Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы. Чтобы принятия управленческого решения необходимо обладание профессионализмом, специальными знаниями, компетентностью в сфере его принятия.

Существуют различные подходы к классификации управленческих решений по различным критериям. Основные критерии классификации приведены на рисунке 5 в приложении 1.

Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную технологию. Процесс решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой связи, схематически он изображен на рисунке 6.



Рис. 6. Этапы принятия управленческого решения

Первым дело, анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, затем определяется место и роль анализируемых объектов исследования. В свое время, определяются стратегические направления решения выявленных проблем для последующего формирования целей. Стратегические варианты решения выявленных проблем излагаются в сценарии. Под сценарием понимается вербально-аналитическое описание существующего и прогнозируемого состояний объекта исследования, принципиальных подходов к решению проблем.
16

Затем определяются цели, которые должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения.

На следующем этапе определяется как можно более полная совокупность альтернативных вариантов достижения поставленных целей. В реальных условиях обычно рассматриваются два-три варианта решения, не более, так как меньше трудоемкость анализа, меньше шансов совершить грубую ошибку. Однако и нет шанса принять наилучшее решение. Среди них вообще может не быть наилучшего. При большом наборе вариантов решений появляется гарантия, что в их числе есть наилучший.

Затем, альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаем через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных). Конечным результатом работ на данном этапе является множество альтернатив, удовлетворяющих ограничениям.

Предварительный выбор лучшей альтернативы проводится с помощью детального анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. На основе данных производится выбор наилучшего способа достижения целей.

В те моменты, когда лицу, которому необходимо принять решение, затрудняется в окончательном выборе наилучшей альтернативы и имеются соответствующие возможности, осуществляется экспериментальная проверка, экспертная оценка, групповая экспертная оценка 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив.

С учетом данных, полученных на предыдущих этапах, принимается окончательное решение

Затем, происходит доведение заданий до исполнителей, обеспечение исполнителей всем необходимым, выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов стимулирования эффективного выполнения решения.

В заключении, проводится контроль за реализацией решения, устранятся отклонения, влияющие на реализацию решения, вносятся, при необходимости коррективы в реализуемое решение, и анализируются результаты осуществленного решения.

Достаточно четкое последовательное разделение на этапы существует редко, поскольку в той или иной степени они осуществляются параллельно.

Таким образом, рассмотренный процесс носит многократный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения.