Файл: Образовательная программа Эффективное государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3 Организационные факторы, влияющие на разработку управленческого решения

Существуют различные факторы, которые могут повлиять на управленческое решение, принимаемое в организации, с учетом воздействия на них внутренней и вешней среды.

Все факторы можно разделить на две большие группы - личностные (субъективные) и ситуационные (объективные)17.

Личностные факторы устанавливаются своеобразием психических процессов, состояний и качеств лица, принимающего решение, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы подразделяются на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или когнитивные, процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание. Однако, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и влияют на формирование целей деятельности человека.

В современной психологии под психическим состоянием понимается целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Можно привести такие примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация18, тревога, истощение и многие другие.

Всю совокупность психических свойств, или качеств, можно разделить на два класса: общие и индивидуальные. Более подробно они описаны на рисунке 7.



Рис. 7. Совокупность психических свойств

Ситуационные факторы при принятии решений зависит не только от психологических особенностей лица, принимающего решение, но также от ситуаций, т.е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив.


Внешняя среда организации определяется такими факторами, как: объемность, сложность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

В зависимости от того как эти элементы между собой взаимодействуют, складываются ситуации, показывающие степень сложности внешней среды и степень динамизма внешней среды. Условно, пример такого взаимодействия представлен на рисунке 8.

Низкая

  1. Ситуация низкой неопределенности

  1. Ситуация умеренной неопределенности

Высокая

  1. Ситуация умеренной неопределенности

  1. Ситуация высокой неопределенности




Низкая

Высокая

Рис. 8. Типы ситуаций в зависимости от факторов внешней среды

Исходя из представленных данных рисунка, можно сказать, что:

- В первой ситуации факторов, которые влияют на принятие решения мало и их особенностью является, что они схожи и не меняются;

- Во второй ситуации факторов мало, однако тут имеет значение такой фактор, как многообразие элементов, но они не меняются;

- В третьей ситуации факторов мало, которые также способны повлиять на принимаемое решение, положительным моментом является то, что они схожи, однако тут возникает ситуация, в которой факторы постоянно меняются;

- В четвертой ситуации создается высокая степень неопределенности, так как факторов, влияющих на принятие управленческого решения, много, они не схожи между собой и имеют тенденцию к постоянным изменениям.

Рассмотрим внутреннюю среду организации, то есть ту часть общей среды, которая находится в рамках организации. Информация о внутренней среде фирмы необходима руководителю, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

Структура элементов (факторов) внутренней среды:

  1. Цели. Конкретные конечные состояния или результаты;

  2. Задачи. Ставятся и решаются для достижения оставленных целей.

  3. Организационная культура. Это понятие очень близко по смыслу к такому понятию, как "организационная мораль".

  4. Структура организации. Совокупность наиболее устойчивых связей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как социальной системы. Она может быть 4 видов (Линейная- вертикальная иерархия, существует принцип единоначалия; Функциональная- состоит из подразделений, специализирующихся на выполнении определенных функций; Линейно-Функциональная - специализация на выполнении определенных функций, а также линейное закрепление работников за подразделениями; Матричная (сочетает в себе функциональную и проектную структуру).


Процессы принятия управленческих решений всегда протекают в рамках определенной структуры организации, они "несвободны" от структуры, которая влияет как на способы принятия решений, так и на качество этих решений. От того насколько эффективно организована организационная структура управления предприятием зависит эффективность действующей системы оптимального распределения управленческих решений по уровням системы управления.

Так же принятие управленческого решения непосредственно зависит от модели принятия решений, которая выбрана в организации. Можно сказать, что модель — это упрощенное описание процесса, который происходит в организации при решении бизнес – задач19.

Первая модель, которую мы рассмотрим в рамках нашего исследования - это классическая. По другому ее называют – нормативная. Автор этой модели - Г. Саймон. Эта модель опирается на понятие "рациональности" в принятии решений. Предполагается, что ЛПР должно быть абсолютно объективным и логичным, иметь цель, все действия в процессе принятия решений направлены на выбор лучшей альтернативы. Она характеризуется четкостью целей, полной определенностью ситуации, достаточностью информации о вариантах решений и возможных результатов, ЛПР делает рациональных выбор для максимизации полезных результатов.

Вторая модель – административная, по- другому ее называют описательной и дескриптивной. Автором этой модели тоже является Г. Саймон. Описательной модель называет потому, что она не имеет четкого алгоритма, а она лишь описывает его. Она характеризуется неясностью целей, возможно наличие нескольких целей, не всегда используются рациональные процедуры, а иногда они ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, присуще ограничения: человеческие, ресурсные, информационные и т. д., большинство руководителей довольствуются скорее приемлемыми, а не максимизирующими решениями.

Третья модель – политическая. Автором является Г. Саймон, Дж. Марч., Р. Кайерт. Основными признаками данной модели является существование в организации нескольких групп с различными интересами и ценностями, наличие неоднозначной и не полной информации, управленцам не хватает времени, информации, знаний и т. д., чтобы полностью определить проблему, поэтому они обмениваются мнениями и пытаются их объединить, управленческое решение принимается в результате дискуссий и переговоров.

Четвертая модель – мусорная корзина или по-другому мусорный ящик. Автором модели является Дж. Марч. Суть данной модели состоит в том, что организация представляет собой скопление и процесс принятия управленческого решения носит случайный характер. Представить это можно так.




Рис. 9. Модель принятия УР –мусорная корзина

То есть, когда все 4 потока случайно соединяются в одной точке, то проблема может быть решена.

Пятая модель – модель принятия решений Врума- Йеттона. Соответственно авторами данной модели и являются В. Врум, и Ф. Йеттон. Данная модель принятия управленческих решений приписывает руководителю выбор определенного стиля, в зависимости от сложившейся ситуации.

К факторам, которые оказывают влияние на выбор стиля можно отнести следующие:

  1. Требования к качеству принятия решений;

  2. Требования к приверженности подчиненных;

  3. Информированность руководителя;

  4. Структура и задачи;

  5. Вероятность подчинения подчиненных;

  6. Согласованность с целями организации и ее членами;

  7. Конфликт между подчиненными;

  8. Информированность подчиненных;

  9. Ограничения во времени;

  10. Географический разброс подчиненных.

В итоге формируется стиль, который выбирает руководитель20. Виды стилей представлены на рисунке 10.



Рис. 10. Виды стилей руководителя

Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. Делегирование полномочий, обратная связь с персоналом, модель поведения руководителя, отношение к работникам, стиль общения с потребителем, климат, культура организации - все это факторы взаимодействия человека и процессов в организации. и разработки совместных управленческих решений эффективным.

В итоге этого пункта, проанализировав информацию по вопросу моделирования управленческих решений, я выяснила, что существует достаточно много моделей принятия решений. Выбор той или иной модели зависит от конкретной ситуации и поставленной задачи. Не рационально при каждой возникающей проблеме использовать какую-то одну модель принятия управленческого решения. Поэтому работники управления должны оценить ситуацию в целом и выбрать наиболее эффективную модель для данной проблемы. Я разобрала какие стили управления может выбирать руководитель. В соответствии с выбираемой моделью, руководитель также может менять свой стиль управления, что скажется на принимаемом управленческом решении. Опираясь на модели, руководитель затрачивает гораздо меньше времени для принятия решений. Т.е. это позволяет экономить как время, так и средства.

1.4 Особенности процесса принятия управленческих решений в органах местного самоуправления

Местное самоуправление, с одной стороны, является одной из форм осуществления народовластия (публичной власти) в Российской Федерации, с другой — представляет собой независимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность решения населением муниципальных образований соответствующих вопросов местного значения исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.21

Отличительными признаками отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования является, что:

1. Данные отношения имеют локально-территориальный характер.

2. Отношения имеют комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни

3. Обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Суть местного самоуправления - в самостоятельном решении населением вопросов местного значения22.

Как решение, которое принимается в организации, так и управленческое решение, выдвигаемое органами местного самоуправления, проходит этапы его разработки и утверждения. Более подробно процесс разработки и принятия управленческого решения представлен на рисунке 11.

Рис. 11. Этапы разработки и принятия управленческого решения в органах муниципального управления

Управленческие решения, принимаемые органами муниципального управления, закрепляются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами.

К формам разработки управленческих решений относят следующие23:

  1. Указ -- решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона.

  2. Указание -- решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.

  3. Закон -- решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер.

  4. Акт -- решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия.

  5. Приказ -- решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности.

  6. Распоряжение -- решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов.

  7. Протокол -- решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения.