Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.  Румянцева Е.Е. Коррупция: война против людей, свободы и демократии (книга о нашей жизни) / Е.Е. Румянцева. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 147 с. – URL: http://biblioclub.ru

6.  Бакулевская Л.В. Анализ коррупционных схем и мошенничества в отчетности организаций: учебное пособие: [16+] / Л.В. Бакулевская; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – 116 с.: табл. – URL: http://biblioclub.ru

 


Тема 6. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции

 

Вопросы темы:

1.  Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений коррупционной направленности.

2.  Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям коррупционной направленности.

3.  Особенности производства следственных действий по преступлениям коррупционной направленности.

4.  Основные направления деятельности органов внутренних дел РФ по противодействию коррупции.

5.  Проблемы взаимодействия правоохранительных органов РФ с гражданским обществом в борьбе с коррупцией.

 

Перечень формируемых компетенций:

     способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

     способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);

     готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

 

Вопрос 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений коррупционной направленности.

 

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании преступлений коррупционной направленности, относятся следующие:

1.      Время, место, механизм совершения коррупционных действий. Как правило, следственные органы располагают достоверными сведениями об обстоятельствах коррупционного преступления на последующих этапах его совершения. Детальному установлению подлежит преступная деятельность с момента ее первых проявлений.

2.      Факт нахождения лица на государственной службе в определенной должности, характер и объем полномочий, прав и обязанностей должностного лица, предусмотренных нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями, ведомственными приказами и распоряжениями. После чего подлежит выяснению фактически выполняемый характер и объем работы должностного лица. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда работник числится на одной должности, а фактически повседневно выполняет обязанности, не входящие в его полномочия. Это может носить постоянный или временный характер.



3.      В каких конкретно действиях либо бездействии выразилось преступное деяние, имело ли место его «молчаливое согласие».

4.      Совершило ли должностное лицо злоупотребление своими должностными полномочиями или их превышение, были ли задействованы служебные или личные связи, изданы ли служебные документы с нарушением установленного порядка их издания.

5.      Какие именно нарушения законодательства, подзаконных актов, нормативных документов допущены должностным лицом. Данные обстоятельства могут образовывать квалифицирующий признак некоторых коррупционных преступлений.

6.      Действовал ли подозреваемый единолично или в соучастии, и какова роль каждого из соучастников в совершенном преступлении. Руководители разных уровней, как правило, совершают преступления в группе. Для сотрудников «среднего звена» характерно совершение коррупционных преступлений как в группе, так и в одиночку. Для рядовых сотрудников более характерно совершение преступлений в одиночку, поскольку они обладают значительно меньшим объемом полномочий.

7.      Цели и мотивы преступных действий. Подобные деяния зачастую совершаются ввиду человеческой жадности, корыстных побуждений, чувства безнаказанности, а также желания быстрого обогащения.

8.      Получило ли должностное лицо (его родственники или соучастники преступления) деньги, имущество, услуги и др. Если да, то, что именно, каков был способ передачи или получения, приобреталось ли имущество на полученные деньги, и если да, то какое. Если должностное лицо получило иную выгоду, то в чем она выражалась.

9.      Какие последствия наступили в результате преступных действий и можно ли их квалифицировать как тяжкие. Последнее имеет значение при обвинении должностного лица в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 и ч. 3 ст. 286 УК РФ. Тяжкие последствия – категория оценочная, которая устанавливается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств уголовного дела. К тяжким последствиям судебная практика относит крупные аварии, длительные остановки транспорта, производственного процесса, смерть, самоубийство и т. п.

10.  Причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений. Данные обстоятельства подлежат выяснению для разработки мер по реализации антикоррупционных мероприятий. Вышеуказанный перечень обстоятельств считается общим для большинства коррупционных преступлений. При расследовании конкретного преступления данный перечень дополняется с учетом обстоятельств совершенного преступления. При этом важно знать структуру основных элементов криминалистической характеристики различных видов коррупционных преступлений, поскольку планирование следственных и иных процессуальных действий должно осуществляться на основе накопленного опыта расследования рассматриваемых преступлений.


 

При расследовании уголовных дел о взяточничестве дополнительно подлежат установлению следующие обстоятельства:

     факт передачи и получения должностным лицом взятки;

     время, место, способ, обстоятельства ее передачи и получения взятки;

     меры, предпринятые для ее маскировки – передача и маскировка взятки могут делиться на этапы, и доказыванию будет подлежать каждый этап. Например, может иметь место маскировка до передачи взятки, во время передачи и после передачи. Лицо может не произносить открыто компрометирующие его слова, не брать ценности и деньги в руки, не прикасаться к ним определенное время;

     цель получения или дачи взятки;

     предмет взятки, если были переданы ценности или предметы, оказана услуга, – их стоимость;

     наличие признаков другого преступления;

     предусмотренные уголовным законом обстоятельства, освобождающие взяткодателя и (или) посредника от уголовной ответственности или наказания либо смягчающие или отягчающие наказание. По делам о взяточничестве следователи зачастую сталкиваются или со значительным противодействием расследованию со стороны должностного лица, или, наоборот, с активным способствованием раскрытию и расследованию преступления.

 

Получение (дача) взятки доказывается довольно сложно, а ряд важнейших обстоятельств установить крайне затруднительно. От показаний подозреваемого лица зачастую зависит исход уголовного дела, так как данные преступления обычно совершаются без свидетелей, должностное лицо может не прикасаться к предмету взятки. Судебно-следственной практике известны курьезные случаи, когда предмет взятки и вовсе не обнаруживается оперативными работниками непосредственно после ее передачи в ходе оперативно-тактической комбинации, так как преступник может тщательно маскировать свои действия, так и предмет взятки.

 

Вопрос 2. Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям коррупционной направленности.

 

Особенности криминалистической характеристики взяточничества обуславливают специфику возбуждения уголовных дел об этих преступлениях.

Для выявления признаков состава преступления в первичных сведениях о взяточничестве проводится их предварительная проверка.

Проверка заявлений (сообщений) осуществляется скрытно от участников преступления путем:


     получения объяснений от заявителя и других лиц;

     сбора сведений об образе жизни взяточника, его связях, имуществе, принадлежащих как ему самому, так и его близким родственникам;

     ознакомления со структурой и условиями деятельности организации, где работает заподозренный в получении взятки;

     изучения документов, определяющих компетенцию и порядок деятельности должностного лица, характер и содержание служебных действий, совершенных в интересах взяткодателя и т. д.

В этих целях целесообразно использование прокурорских проверок в порядке общего надзора, проверок деятельности данной организации либо должностного лица вышестоящим контролирующим органом, проведение оперативно-розыскных мероприятий и т. п.

 

Выявлению фактов взяточничества способствует наличие его признаков, влияющих на принятие решения о возбуждении уголовного дела и содержание методики расследования. Признаками, указывающих на взяточничество, могут являться, например, такие:

     траты должностного лица, превышающие заработок;

     наличие крупных банковских вкладов;

     приобретение недвижимости, ценных вещей, автомобилей;

     волокита, то есть необоснованное невыполнение должностным лицом под разными предлогами законных требований граждан;

     удовлетворение должностным лицом необоснованных, неправомерных требований (например, улучшение жилищных условий лицам, не имеющих на это законных оснований).

После возбуждения уголовного дела о взяточничестве типичными версиями о сущности события преступления являются:

     должностное лицо получило взятку за совершение определенных действий или воздержания от их совершения;

     передача денег или ценностей должностному лицу обусловлена не взяткой, а иными правомерными причинами (дарением, возвратом долга);

     какое-либо действие было выполнено в пользу определенного лица, но без взятки;

     заявление о взяточничестве является заведомо ложным доносом или результатом добросовестного заблуждения заявителя.

 

Для первоначального этапа расследования наиболее типичными являются следующие следственные ситуации:

1)      Заявление о предстоящей взятки поступило в правоохранительные органы накануне передачи предмета взятки, известны место и время передачи взятки.

Указанное заявление дает основания полагать, что взяточник может быть задержан с поличным при передаче предмета взятки, что значительно облегчит расследование данного преступления. Однако заявление о предстоящей взятки не является основанием к возбуждению уголовного дела и требует проверки. Средством проверки и одновременно получения основания к возбуждению уголовного дела служит проведение оперативно-тактической операции по захвату взяточника с поличным. После передачи взятки осуществляется задержание взяткополучателя с поличным, его личный обыск, изъятие предмета взятки и его осмотр для выявления зафиксированных признаков. Сразу после задержания производится осмотр и обыск помещения, квартиры, осмотр и выемка документов, допрос взяточника, заявителей и свидетелей. Успех расследования уголовного дела в значительной мере определяется внезапностью производства указанных неотложных следственных действий.