Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение табл.
6 | Творчество Л. Н. Толстого (10 часов) | Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др. (не менее 3 произведений по выбору). Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста. Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки. Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики художественного, научно-познавательного и учебного текстов. Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события, герои. Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о произведениях Л. Н. Толстого, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения». |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | ||
| | | | Произведения Л. Н. Толстого | |
| \/ \/ \/ | | |||
| Рассказы Сказки Басни | | |||
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого». Составление выставки на тему «Книги Л. Н. Толстого» | |||||
7 | Литературная сказка (9 часов) | Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова- Микитова. | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Слушание и чтение литературных сказок (не менее 2). Например, произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. Соколо- ва-Микитова «Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахож- |
Продолжение табл.
| | Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации | дение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев. Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках. Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей. Пересказ (устно) содержания произведения выборочно. Работа в парах: чтение диалогов по ролям. Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению |
8 | Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века (10 часов) | Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей XX века (расширение круга чтения на примере произведений И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина, А. П. Чехов, И. С. Соколова- | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Слушание художественных произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина «Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь» (отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | Микитова и др.)* Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художественном произведении. Средства художественной выразительности при описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворения, синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём художественной выразительности. Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению | Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору). Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от эпического. Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф. Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины В. Д. Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова «Зима», «Сосновый бор на берегу реки», И. Э. Грабаря «Зимнее утро», «Февральская лазурь», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др. Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины). Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения. Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин. |
Продолжение табл.
| | | Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение о природе». Составление выставки книг на тему «Природа в произведениях поэтов » |
9 | Произведения о взаимоотношениях человека и животных (16 часов) | Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция,объекты описания(портрет героя, описание интерьера) | Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Чтение вслух и про себя рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов. Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение, рассказ). Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев. Упражнение в составлении вопросов к произведению. Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки. |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика. Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои). Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев-животных. Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему |
10 | Произведения о детях (18 часов) | Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обета- | Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», обсуждение событий из истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны. Чтение вслух и про себя произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее 2—3 авторов): А. П. Чехов. «Ванька», В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», М. Горький. «Пепе», Л. Пантелеев. «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль. «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар. «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов. «Огурцы», Е. А. Пермяк. «Дедушкин характер», В. Ф. Панова. «Серёжа», С. В. Михалков. «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов. «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др. |
Продолжение табл.
| | новка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время | Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий «ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста произведений). Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям. Анализ заголовка. Упражнение в составлении вопросов к произведению. Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения). Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной деятельности. Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица. Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев. |