Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Продолжение табл.





6

Творчество Л. Н. Тол­стого (10 часов)

Жанровое многообра­зие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Рассказ как повествование: связь содержания с ре­альным событием. Структурные части произведения (компо­зиция): начало, завязка действия, кульминация, развяз­ка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Худо­жественные особенно­сти текста-описания, текста-рассуждения

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собач­ка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др. (не менее 3 произведений по выбору).

Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки.

Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфи­ки художественного, научно-познавательного и учебного текстов.

Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и науч­но-познавательный), тема, главная мысль, события, герои. Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о произведени­ях Л. Н. Толстого, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения».










Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся













Произведения Л. Н. Толстого







\/ \/ \/







Рассказы Сказки Басни




Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Дифференцированная работа: составление устного или письмен­ного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого».

Составление выставки на тему «Книги Л. Н. Толстого»

7

Литератур­ная сказка (9 часов)

Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова- Микитова.

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание и чтение литературных сказок (не менее 2). Напри­мер, произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. Соколо- ва-Микитова «Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахож-






Продолжение табл.











Особенности автор­ских сказок (сюжет, язык, герои). Состав­ление аннотации

дение описания героя, определение взаимосвязи между поступ­ками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев.

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.

Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей.

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно. Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекоменда­тельного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению

8

Картины природы в произведе­ниях поэтов и писателей XX века (10 часов)

Картины природы в лирических и прозаических произ­ведениях писателей XX века (расширение круга чтения на примере произведе­ний И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина, А. П. Чехов, И. С. Соколова-

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание художественных произведений, обсуждение эмоцио­нального состояния при восприятии описанных картин приро­ды (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произве­дение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина «Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь» (отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза»,











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







Микитова и др.)* Чувства, вызываемые описанием природы (пейзажа) в художе­ственном произведе­нии. Средства художе­ственной выразитель­ности при описании пейзажа (расширение представления): эпитеты, олицетворе­ния, синонимы, антонимы, сравнения, звукопись. Повтор как приём художествен­ной выразительности. Репродукция картины как иллюстрация к художественному произведению

Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору).

Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведе­ния от эпического.

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выраже­ний, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф.

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответ­ствующих стихотворных строк. Например, картины В. Д. Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова «Зима», «Сосновый бор на берегу реки», И. Э. Грабаря «Зимнее утро», «Февральская лазурь», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др.

Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины).

Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интона­ционного рисунка произведения.

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин.






Продолжение табл.














Дифференцированная работа: составление устного или письмен­ного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение о природе».

Составление выставки книг на тему «Природа в произведениях поэтов »

9

Произведе­ния о взаи­моотношени­ях человека и животных (16 часов)

Человек и его отноше­ния с животными: верность, предан­ность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа: тема, герои, реаль­ность событий, композиция,объекты описания(портрет героя, описание интерьера)

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведе­ние?». Чтение вслух и про себя рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н. Мами­на-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов.

Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение, рассказ). Работа с текстом произведения: составление портретной характеристи­ки персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установле­ние взаимосвязи между поступками, чувствами героев. Упражнение в составлении вопросов к произведению.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки.











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика.

Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои). Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев-животных.

Составление выставки книг (тема дружбы человека и животно­го), рассказ о любимой книге на эту тему

10

Произведе­ния о детях (18 часов)

Дети — герои произве­дений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обета-

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведе­ние?», обсуждение событий из истории страны: жизнь кре­стьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны.

Чтение вслух и про себя произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее 2—3 авторов): А. П. Чехов. «Вань­ка», В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», М. Горький. «Пепе», Л. Пантелеев. «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль. «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар. «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов. «Огурцы», Е. А. Пермяк. «Дедушкин характер», В. Ф. Панова. «Серёжа», С. В. Михал­ков. «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов. «Оружие», И. Никули­на «Бабушкин кактус» и др.





Продолжение табл.











новка как фон созда­ния произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произве­дения. Оценка нрав­ственных качеств, проявляющихся в военное время

Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий «ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в лю­дях?» (с примерами из текста произведений).

Работа с текстом произведения: составление портретной харак­теристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям.

Анализ заголовка.

Упражнение в составлении вопросов к произведению.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей, определение завязки, кульминации, развяз­ки (композиция произведения).

Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совмест­ной деятельности.

Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух.

Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица.

Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев.