Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в коллективной театрализованной деятельности читать по ро­лям, инсценировать/драматизировать несложные произведе­ния фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;

осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

  1. КЛАСС

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведе­ниях писателей и поэтов XIX и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например, произведения С.Т. Романовского, А.Т. Твар­довского, С.Д. Дрожжина, В.М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных наро­дов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и со­бытия: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и дру­гих выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произве­дениях литературы (на примере рассказов Л.А. Кассиля, С.П. Алексеева). Осознание понятий: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие историче­ской песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечествен­ной войны (2—3 произведения по выбору).

Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин. «Родине», В.М. Песков. «Родине», А.Т. Твардовский. «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский. «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1—2 рассказа военно-исторической тематики) и др. (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народ­ная духовная культура (произведения по выбору). Многообра­зие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назна­чение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль). Виды сказок: о животных, быто­вые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нрав­ственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, худо­жественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом со­бытии. Герой былины — защитник страны. Образы русских бо­гатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никити­ча, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими каче­ствами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Уста­ревшие слова, их место в былине и представление в современ­ной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.


Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2—3 сказки по выбору), сказки народов России (2—3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1—2 по выбору).

Творчество А.С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина. Средства художественной выра­зительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора) на примере 2—3 произведений. Ли­тературные сказки А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные по­мощники, язык авторской сказки.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и др.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро­эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Ал­легория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Произведения для чтения: И.А. Крылов. «Стрекоза и мура­вей», «Квартет», И.И. Хемницер. «Стрекоза», Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравей» и др.

Творчество М.Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические про­изведения М.Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художе­ственной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.

Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов. «Утёс», «Па­рус», «Москва, Москва! ...Люблю тебя как сын.» и др.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произ­ведения П.П. Ершова, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова, С.Я. Мар­шака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народ­ная речь как особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Произведения для чтения: П.П. Бажов. «Серебряное копыт­це», П.П. Ершов. «Конёк-горбунок», С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек» и др.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдения­ми, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведе­ния поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В.А. Жуковский, И.С. Никитин, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тют­чев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания худо­жественного образа в лирике. Средства выразительности в про­изведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравне­ния, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как ил­люстрация к лирическому произведению.



Произведения для чтения: В.А. Жуковский. «Загадка», И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...», Ф.И. Тют­чев. «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет. «Весенний дождь», Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист»..», И.А. Бу­нин. «Листопад» (отрывки) и др. (по выбору).

Творчество Л.Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произ­ведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее пред­ставление). Значение реальных жизненных ситуаций в созда­нии рассказа, повести. Отрывки из автобиографической пове­сти Л.Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л.Н. Толстого.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой. «Детство» (отдель­ные главы), «Русак», «Черепаха» и др. (по выбору).

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотноше­ния человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А.И. Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Ю.И. Коваля и др.

Произведения для чтения: В.П. Астафьев. «Капалуха», М.М. Пришвин. «Выскочка», С.А Есенин. «Лебёдушка», К.Г. Па­устовский. «Корзина с еловыми шишками» и др. (по выбору).

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авто­ров): А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характе­ристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основ­ные события сюжета, отношение к ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов. «Мальчики», Н.Г. Га­рин-Михайловский. «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко. «Лёля и Минька» (1—2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» и др.

Пьеса. Знакомство с новым жанром пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения.

Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Произведения для чтения: С.Я. Маршак. «Двенадцать меся­цев» и др.

Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М.М. Зощенко, В.Ю. Драгунского, Н.Н. Но­сова, В.В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержа­ния: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.


Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский. «Денискины рассказы» (1—2 произведения по выбору), Н.Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и др.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произве­дений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм и др. (по выбору). Приключен­ческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт. «Приключения Гулливера» (отдель­ные главы), Марк Твен. «Том Сойер» (отдельные главы) и др. (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (те­матический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная, справочно-иллюстратив­ный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, кни­га-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, спра­вочные издания. Работа с источниками периодической печати.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Изучение содержания учебного предмета «Литературное чте­ние» в четвёртом классе способствует освоению ряда универ­сальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зре­ния понимания и запоминания текста;

анализировать текст: определять главную мысль, обосновы­вать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаи­мосвязь между событиями, эпизодами текста;

характеризовать героя и давать оценку его поступкам;

сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);

составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) тек­ста, дополнять и восстанавливать нарушенную последователь­ность;

исследовать текст: находить средства художественной выра­зительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).


Работа с текстом:

использовать справочную информацию для получения допол­нительной информации в соответствии с учебной задачей;

характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавле­ние, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и др.);

выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной зада­чей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отве­чать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;

пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;

рассказывать о тематике детской литературы, о любимом пи­сателе и его произведениях;

оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;

использовать элементы импровизации при исполнении фоль­клорных произведений;

сочинять небольшие тексты повествовательного и описатель­ного характера по наблюдениям, на заданную тему.

Регулятивные универсальные учебные действия:

понимать значение чтения для самообразования и саморазви­тия; самостоятельно организовывать читательскую деятель­ность во время досуга;

определять цель выразительного исполнения и работы с тек­стом;

оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зре­ния передачи настроения, особенностей произведения и героев;

осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про­являть способность предвидеть их в предстоящей работе.

Совместная деятельность:

участвовать в театрализованной деятельности: инсценирова­нии и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);

соблюдать правила взаимодействия;

ответственно относиться к своим обязанностям в процессе со­вместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.