ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Регулирование труда и занятости. Социальная поддержка населения
Цели и задачиизученияданной темы – дать общетеоретические сведения о таких важнейших социальных аспектах, как трудовая деятельность населения, его занятость, социальная поддержка. В третьей теме ведется повествование о том, каким образом следует осуществлять регулирование труда населения, социально поддерживать безработных граждан.
В результате успешного изучения темы Вы:
узнаете:
что такое трудовая занятость;
что такое биржа труда;
какая категория граждан имеет право получать от государства социальную поддержку на период поиска работы;
что входит в социальную поддержку населения;
приобретете следующие профессиональные компетенции:
навыки по работе с нормативно-правовыми документами, регулирующими трудовую занятость населения;
способность разбираться в механизмах реализации политики социальной поддержки.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Биржа труда — специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия.
Рынок труда - это ведущий компонент классической концепции занятости, которая базируется на следующих принципах:
1. Совершенная конкуренция на рынке труда.
2. Взаимозаменяемость факторов производства.
3. Номинальность заработной платы.
4. Рациональное поведение экономических субъектов.
5. Ориентация субъекта на реальную заработную плату.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Социальная поддержка - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Служба занятости - это государственное учреждение, осуществляющее регулирование занятости населения.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты.
Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Обратите внимание на:
то, что разработка программ занятости населения включает в себя следующие разделы:
o прогноз на длительную перспективу структуры занятости с учетом внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, улучшения условий труда, перехода к многообразию форм собственности;
o меры, стимулирующие создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, переподготовку и направление на эти места высвобождаемых работников;
o направления улучшения системы воспроизводства рабочей силы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной ориентации трудоспособного населения;
o меры обеспечения социальной защиты населения от безработицы и пути организации занятости слабо защищенных групп населения;
то, что сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
o исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством;
o ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять;
то, что государство предоставляет всем участникам рынка труда определенные гарантии: работникам - сохранение рабочего места, выплату заработной платы и пособий, социальное страхование, пенсии и т. д.; работодателям - спрос на запланированный объем выпущенной продукции, предоставление сырья и материалов, устойчивые цены и целевое финансирование;
то, что при разработке и осуществлении пакета мер по активной политике необходимо собрать следующую информацию:
o возрастно-половая структура занятых, незанятых, безработных;
o средний возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации трудящихся;
o доля дохода семьи, получаемого от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода и дохода от недвижимости и т. п.;
o степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и не аграрной занятости и т. п.;
o распределение предприятий по их размерам и форме собственности;
o открытость экономики для международной конкуренции, в частности, доля торговли в национальном доходе, и значение иностранных инвестиций;
o развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся;
o масштабы, охват и степень исполнения трудового законодательства, защита трудящихся и социальное страхование;
то, что к объектам социальной защиты относятся:
o во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития;
o во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т. д.;
o в-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные, а также женщины. Можно уверенно говорить о зависимости качества системы социальной защиты от определенных характеристик социума, в котором она развивается как неотъемлемая ее часть;
то, что исходя из общепринятых характеристик системного подхода, можно отметить специфику системы социальной защиты:
o особая целостность;
o иерархическая сложность (подразумевает содержание федерального, регионального, муниципального уровней);
o социальная, экономическая, политическая открытость (присущ обмен информацией, технологиями, финансовыми и хозяйственными потоками);
o самоуправляемость (наличие нескольких уровней управления);
o наличие индивидуальных характеристик и относительной независимости;
o способность к перестройке уровней функционирования;
o включенность в систему общемировых стандартов социальной защиты;
o способность к внутренней и внешней оценке;
то, что система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
o социальное обеспечение;
o социальное страхование;
o социальную поддержку (помощь);
то, что Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Вопросы темы:
1. Государственное регулирование рынка труда.
2. Формирование и реализация концепции занятости.
3. Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения.
4. Механизмы реализации политики социальной поддержки населения.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Государственное регулирование рынка труда.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате, определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т. п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в различном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Цели и задачиизученияданной темы – дать общетеоретические сведения о таких важнейших социальных аспектах, как трудовая деятельность населения, его занятость, социальная поддержка. В третьей теме ведется повествование о том, каким образом следует осуществлять регулирование труда населения, социально поддерживать безработных граждан.
В результате успешного изучения темы Вы:
узнаете:
что такое трудовая занятость;
что такое биржа труда;
какая категория граждан имеет право получать от государства социальную поддержку на период поиска работы;
что входит в социальную поддержку населения;
приобретете следующие профессиональные компетенции:
навыки по работе с нормативно-правовыми документами, регулирующими трудовую занятость населения;
способность разбираться в механизмах реализации политики социальной поддержки.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Биржа труда — специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия.
Рынок труда - это ведущий компонент классической концепции занятости, которая базируется на следующих принципах:
1. Совершенная конкуренция на рынке труда.
2. Взаимозаменяемость факторов производства.
3. Номинальность заработной платы.
4. Рациональное поведение экономических субъектов.
5. Ориентация субъекта на реальную заработную плату.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Социальная поддержка - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Служба занятости - это государственное учреждение, осуществляющее регулирование занятости населения.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты.
Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Обратите внимание на:
то, что разработка программ занятости населения включает в себя следующие разделы:
o прогноз на длительную перспективу структуры занятости с учетом внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, улучшения условий труда, перехода к многообразию форм собственности;
o меры, стимулирующие создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, переподготовку и направление на эти места высвобождаемых работников;
o направления улучшения системы воспроизводства рабочей силы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной ориентации трудоспособного населения;
o меры обеспечения социальной защиты населения от безработицы и пути организации занятости слабо защищенных групп населения;
то, что сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
o исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством;
o ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять;
то, что государство предоставляет всем участникам рынка труда определенные гарантии: работникам - сохранение рабочего места, выплату заработной платы и пособий, социальное страхование, пенсии и т. д.; работодателям - спрос на запланированный объем выпущенной продукции, предоставление сырья и материалов, устойчивые цены и целевое финансирование;
то, что при разработке и осуществлении пакета мер по активной политике необходимо собрать следующую информацию:
o возрастно-половая структура занятых, незанятых, безработных;
o средний возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации трудящихся;
o доля дохода семьи, получаемого от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода и дохода от недвижимости и т. п.;
o степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и не аграрной занятости и т. п.;
o распределение предприятий по их размерам и форме собственности;
o открытость экономики для международной конкуренции, в частности, доля торговли в национальном доходе, и значение иностранных инвестиций;
o развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся;
o масштабы, охват и степень исполнения трудового законодательства, защита трудящихся и социальное страхование;
то, что к объектам социальной защиты относятся:
o во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития;
o во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т. д.;
o в-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, безработные, а также женщины. Можно уверенно говорить о зависимости качества системы социальной защиты от определенных характеристик социума, в котором она развивается как неотъемлемая ее часть;
то, что исходя из общепринятых характеристик системного подхода, можно отметить специфику системы социальной защиты:
o особая целостность;
o иерархическая сложность (подразумевает содержание федерального, регионального, муниципального уровней);
o социальная, экономическая, политическая открытость (присущ обмен информацией, технологиями, финансовыми и хозяйственными потоками);
o самоуправляемость (наличие нескольких уровней управления);
o наличие индивидуальных характеристик и относительной независимости;
o способность к перестройке уровней функционирования;
o включенность в систему общемировых стандартов социальной защиты;
o способность к внутренней и внешней оценке;
то, что система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
o социальное обеспечение;
o социальное страхование;
o социальную поддержку (помощь);
то, что Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Вопросы темы:
1. Государственное регулирование рынка труда.
2. Формирование и реализация концепции занятости.
3. Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения.
4. Механизмы реализации политики социальной поддержки населения.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Государственное регулирование рынка труда.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате, определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т. п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в различном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.