ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особенностями институциональной структуры, характерной для того или иного государства.
Существуют следующие особенности конкретных механизмов реализации молодежной политики на региональном уровне.
В своей законотворческой деятельности регионы ориентируются на федеральный центр, основное государственное законодательство РФ по молодежной политике. В практике своей работы региональные власти опираются на собственные законы о молодежной политике, которые часто представляют собой вполне успешные попытки спроецировать федеральные законы на региональный уровень с учетом региональной специфики. Основными документами, на базе которых осуществляется собственно практическая деятельность молодежной политики, являются целевые программы, комплексные или по отдельным направлениям. Именно программы отражают региональную специфику, приоритеты, объемы финансирования, также специфичные для каждого региона. К минусам законодательного механизма относится недостаточная сформированность законодательной базы, особенно в тех регионах, где приняты базовые законы о молодежной политике.
Организационный механизм предполагает создание адекватной системы программно-целевого управления молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления государственными и общественными структурами. Существует как строгая вертикальная структура «федеральный центр - региональная власть - местная власть», так и горизонтальное взаимодействие «законодательная власть - исполнительная власть», активно подключаются молодежные организации, которые в основном используются как совещательные органы. Структура не является в значительной мере жесткой - специфику привносит и собственно вид политики - молодежная. Чрезмерное ужесточение, особенно горизонтальных связей, создает существенные административные барьеры к участию в управлении собственно представителей молодежи. Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части включения молодежи в управление - активно идет создание молодежных парламентов, расширение их полномочий и ответственности.
Финансово-инвестиционный механизм представляет собой действующую систему финансирования молодежной политики. В этой части в регионах отмечается как сочетание традиционных способов финансирования - бюджетных и внебюджетных, так и освоение новых возможностей привлечения средств и инвестиций - кредиты банков, средств населения за счет жилищных займов, целевые средства от реализации коммерческих проектов. Распределение финансовых ресурсов по направлениям реализации молодежной политики не всегда сопоставимо с актуальностью соответствующих проблем молодежи региона, что, возможно, связано с недостаточным развитием научно-методологического механизма реализации молодежной политики.
Наиболее развитым и перспективным является программный механизм осуществления молодежной политики. Программа представляет собой некоторый проект по реализации того или иного направления молодежной политики. Она едина и целостна в своей основе, содержит детальный план мероприятий и бюджет, подчиненный общим целям и задачам. Именно на этом уровне программы реализации молодежной политики обретает собственно практическую направленность и окончательно оформляется как региональная.
Нужно отметить, что за последнее десятилетие молодежная политика заняла прочное место в региональной социальной сфере. Она обрела, с одно стороны, отраслевые очертания:
во многих регионах работают министерства, имеющие подведомственные учреждения;
реализуется ряд крупных подпрограмм, проводятся региональные молодежные мероприятия.
С другой стороны, региональная молодежная политика стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных отраслей.
Переход к новым условиям хозяйствования и территориального управления определил новый характер организационных вопросов молодежной политики в территориальном аспекте. Основными элементами, составляющими горизонтальную структуру реализации региональной молодежной политики, выступают соответствующие координационно-совещательные органы:
коллегии министерства молодежи, межведомственные комиссии, экспертно-консультативные советы по основным направлениям региональной молодежной политики;
молодежные общественные организации.
Важнейшим направлением работы по созданию горизонтальной структуры региональной молодежной политики является целенаправленное формирование многочисленных субъектов молодежной политики различного уровня, создание системы договорных отношений с многообразием организационно-правовых форм и отношений собственности.
В этой связи необходимо четкое разграничение по организационно-правовым подходам к реализации региональной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты.
Основной предпосылкой в оформлении молодежной политики на региональном уровне послужило создание и деятельность во многих регионах специализированного органа по молодежной политике в системе исполнительной власти (министерство по молодежной политике), который выступил координатором и интегратором государственных и общественных структур.
Главными нерешенными вопросами по проблеме реализации государственной молодежной политики на региональном уровне являются:
незавершенность и недостаточная определенность процесса формирования самостоятельных структур по работе с молодежью на всех уровнях власти;
узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью;
отсутствие общих подходов;
нескоординированность деятельности структур по работе с молодежью;
отсутствие государственных и региональных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи.
Вопросы для самопроверки:
1. Какую роль выполняет распределение в экономической системе?
2. В чем заключается механизм распределения денежных средств?
3. В чем заключается основная цель социальной политики?
4. Каким образом государство может решить вопрос бедности населения?
5. Способы воздействия на уровень доходов населения и их распределение?
6. Какие существуют недостатки системы разграничения расходных полномочий различных уровней власти в РФ?
7. Какие способы распределения можно выделить?
8. На какие исходных положения основывается концепция реформы распределения?
Литература по теме:
1. Бедлуева, М. Кадровое обеспечение молодежной политики / М. Бедлуева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - №1. - С. 19-24.
2. Зеленин, А. Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах / А. Зеленин // Государственная служба. - 2007. - №5. - С. 91-94.
3. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. Зубаревич. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 264 с.
4. Остапенко, Ю. М. Экономика труда / Ю. М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
5. Переверзев, М. П. Менеджмент в молодежной политике: учеб. пособие / М. Переверзев, З. Калинина; под ред. М. П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 216 с.
6. Переверзев, М. П. Экономические основы работы с молодежью: учеб. пособие / М. Переверзев, З. Калинина; под ред. М. П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.
7. Ржаницена, Л. С. Вопросы теории и практики сокращения бедности в России / Л.С. Ржаницена // Аналитический вестник. - 2007. - №20.
8. Роик, В. Д. Проблемы бедности в бюджетном процессе / В. Д. Роик // Аналитический вестник. - 2007. - №20.
9. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.
10. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.
Практические задания:
Задание 1.
Перечислите и охарактеризуйте методы вторичного распределения доходов. Приведите примеры данных методов.
Задание 2.
Охарактеризуйте основные методы регулирования доходов населения с помощью нижеследующей таблицы.
Задание 3.
Разработайте схему-модель влияния факторов на уровень дифференциации доходов населения.
Задание 4.
Опишите особенности социальной политики государства применительно к молодежи, используя следующую таблицу.
Особенности социальной политики государства применительно к различным возрастным категориям
Существуют следующие особенности конкретных механизмов реализации молодежной политики на региональном уровне.
В своей законотворческой деятельности регионы ориентируются на федеральный центр, основное государственное законодательство РФ по молодежной политике. В практике своей работы региональные власти опираются на собственные законы о молодежной политике, которые часто представляют собой вполне успешные попытки спроецировать федеральные законы на региональный уровень с учетом региональной специфики. Основными документами, на базе которых осуществляется собственно практическая деятельность молодежной политики, являются целевые программы, комплексные или по отдельным направлениям. Именно программы отражают региональную специфику, приоритеты, объемы финансирования, также специфичные для каждого региона. К минусам законодательного механизма относится недостаточная сформированность законодательной базы, особенно в тех регионах, где приняты базовые законы о молодежной политике.
Организационный механизм предполагает создание адекватной системы программно-целевого управления молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления государственными и общественными структурами. Существует как строгая вертикальная структура «федеральный центр - региональная власть - местная власть», так и горизонтальное взаимодействие «законодательная власть - исполнительная власть», активно подключаются молодежные организации, которые в основном используются как совещательные органы. Структура не является в значительной мере жесткой - специфику привносит и собственно вид политики - молодежная. Чрезмерное ужесточение, особенно горизонтальных связей, создает существенные административные барьеры к участию в управлении собственно представителей молодежи. Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части включения молодежи в управление - активно идет создание молодежных парламентов, расширение их полномочий и ответственности.
Финансово-инвестиционный механизм представляет собой действующую систему финансирования молодежной политики. В этой части в регионах отмечается как сочетание традиционных способов финансирования - бюджетных и внебюджетных, так и освоение новых возможностей привлечения средств и инвестиций - кредиты банков, средств населения за счет жилищных займов, целевые средства от реализации коммерческих проектов. Распределение финансовых ресурсов по направлениям реализации молодежной политики не всегда сопоставимо с актуальностью соответствующих проблем молодежи региона, что, возможно, связано с недостаточным развитием научно-методологического механизма реализации молодежной политики.
Наиболее развитым и перспективным является программный механизм осуществления молодежной политики. Программа представляет собой некоторый проект по реализации того или иного направления молодежной политики. Она едина и целостна в своей основе, содержит детальный план мероприятий и бюджет, подчиненный общим целям и задачам. Именно на этом уровне программы реализации молодежной политики обретает собственно практическую направленность и окончательно оформляется как региональная.
Нужно отметить, что за последнее десятилетие молодежная политика заняла прочное место в региональной социальной сфере. Она обрела, с одно стороны, отраслевые очертания:
во многих регионах работают министерства, имеющие подведомственные учреждения;
реализуется ряд крупных подпрограмм, проводятся региональные молодежные мероприятия.
С другой стороны, региональная молодежная политика стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных отраслей.
Переход к новым условиям хозяйствования и территориального управления определил новый характер организационных вопросов молодежной политики в территориальном аспекте. Основными элементами, составляющими горизонтальную структуру реализации региональной молодежной политики, выступают соответствующие координационно-совещательные органы:
коллегии министерства молодежи, межведомственные комиссии, экспертно-консультативные советы по основным направлениям региональной молодежной политики;
молодежные общественные организации.
Важнейшим направлением работы по созданию горизонтальной структуры региональной молодежной политики является целенаправленное формирование многочисленных субъектов молодежной политики различного уровня, создание системы договорных отношений с многообразием организационно-правовых форм и отношений собственности.
В этой связи необходимо четкое разграничение по организационно-правовым подходам к реализации региональной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты.
Основной предпосылкой в оформлении молодежной политики на региональном уровне послужило создание и деятельность во многих регионах специализированного органа по молодежной политике в системе исполнительной власти (министерство по молодежной политике), который выступил координатором и интегратором государственных и общественных структур.
Главными нерешенными вопросами по проблеме реализации государственной молодежной политики на региональном уровне являются:
незавершенность и недостаточная определенность процесса формирования самостоятельных структур по работе с молодежью на всех уровнях власти;
узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью;
отсутствие общих подходов;
нескоординированность деятельности структур по работе с молодежью;
отсутствие государственных и региональных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи.
Вопросы для самопроверки:
1. Какую роль выполняет распределение в экономической системе?
2. В чем заключается механизм распределения денежных средств?
3. В чем заключается основная цель социальной политики?
4. Каким образом государство может решить вопрос бедности населения?
5. Способы воздействия на уровень доходов населения и их распределение?
6. Какие существуют недостатки системы разграничения расходных полномочий различных уровней власти в РФ?
7. Какие способы распределения можно выделить?
8. На какие исходных положения основывается концепция реформы распределения?
Литература по теме:
1. Бедлуева, М. Кадровое обеспечение молодежной политики / М. Бедлуева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - №1. - С. 19-24.
2. Зеленин, А. Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах / А. Зеленин // Государственная служба. - 2007. - №5. - С. 91-94.
3. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. Зубаревич. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 264 с.
4. Остапенко, Ю. М. Экономика труда / Ю. М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
5. Переверзев, М. П. Менеджмент в молодежной политике: учеб. пособие / М. Переверзев, З. Калинина; под ред. М. П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 216 с.
6. Переверзев, М. П. Экономические основы работы с молодежью: учеб. пособие / М. Переверзев, З. Калинина; под ред. М. П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.
7. Ржаницена, Л. С. Вопросы теории и практики сокращения бедности в России / Л.С. Ржаницена // Аналитический вестник. - 2007. - №20.
8. Роик, В. Д. Проблемы бедности в бюджетном процессе / В. Д. Роик // Аналитический вестник. - 2007. - №20.
9. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.
10. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.
Практические задания:
Задание 1.
Перечислите и охарактеризуйте методы вторичного распределения доходов. Приведите примеры данных методов.
Задание 2.
Охарактеризуйте основные методы регулирования доходов населения с помощью нижеследующей таблицы.
Описание метода | Достоинства | Недостатки | Уровень эффективности |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 3.
Разработайте схему-модель влияния факторов на уровень дифференциации доходов населения.
Задание 4.
Опишите особенности социальной политики государства применительно к молодежи, используя следующую таблицу.
Особенности социальной политики государства применительно к различным возрастным категориям
Сравнительная характеристика | Молодежь | Поколение среднего возраста | Пожилые граждане |
Возрастные ограничения | | | |
Материальное благополучие | | | |
Уровень квалификации | | | |
Опыт | | | |
Амбициозность, целеустремленность, склонность к новаторству | | | |
Особые качества | | | |
Приоритетные направления государственной поддержки | | | |