ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Молодежь как наиболее перспективная социально-возрастная группа населения страны обладает рядом особенностей, которые можно свести к следующим характерным чертам:
в силу объективных причин российскую молодежь отличает недостаточное формирование ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений;
молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. Однако именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы в государстве;
молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества, особенно той части, которая представляется старшими поколениями.
Молодежь выполняет особые социальные функции в государстве и обществе, наиболее важные из которых:
наследование достигнутого уровня и обеспечение преемственности путей развития общества и государства, формируя образ будущего и выполняя функцию социального воспроизводства;
обеспечение инновационного потенциала развития национальной экономики, ее высокотехнологичных отраслей, образования, науки и культуры, являясь наиболее перспективной составляющей человеческих ресурсов общества;
молодые люди составляют основную, важнейшую часть кадров силовых структур, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.
Молодежная политика подразумевает социальную деятельность молодежи по управлению развитием социальной сферы общества, направленную на удовлетворение ее интересов и потребностей, на осуществление социальной справедливости.
Как и во всем российском обществе, находящемся в ситуации системного кризиса, в молодежной политике также имеют место кризисные проявления. Но следует отметить тенденцию к преодолению кризиса через адаптивные особенности молодежной политики в современных условиях, поскольку она продолжает свое развитие и получает качественное наполнение.
В регионах-донорах молодежная политика развивается очень активно, в депрессивных регионах - это скорее движение по инерции.
В социологии понятие «молодежная политика» употребляется часто, но мало работ, специально посвященных теоретическому анализу этой категории, ее соотношении с другими сопряженными по тематике понятиями.
В условиях социальной адаптации подрастающего поколения молодежная политика становится и объектом и субъектом общественных преобразований:
само общество производит молодежную политику, цель которой - создание необходимых социально-экономических, политических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления, развития и усовершенствования, как отдельного молодого человека, так и в целом всего молодого поколения;
сами молодые люди с целью повышения эффективности их влияния на общественную жизнь стараются объединиться в организации, коалиции, отражающие желание каждого молодого человека к самореализации.
Теоретически молодежная политика может включать в себя весь спектр деятельности государства и общества, направленной на поддержку молодежи (здравоохранение, образование, трудоустройство и занятость, досуг, культура, патриотическое воспитание, социальная помощь, информационная поддержка, жилье и др.). На самом деле к ведению молодежной политики отнесены направления, которые не реализуются более крупными отраслями государства, такими как образование, органы здравоохранения, социальная защита населения, культура, спорт.
Государственная молодежная политика - это конкретные законопроекты, способствующие решению молодежных проблем: трудоустройства, платного образования (его качества, удешевления), жилищных программ, поддержки молодых семей, приход молодежи во власть, поворота СМИ к молодежным проблемам, развитие сферы досуга и отдыха и многих других.
Исходя из основных направлений ГМП, государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:
приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;
равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;
признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки.
Согласно Федеральному закону, государственная поддержка может быть обеспечена:
молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов;
детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
Закреплены следующие виды государственной поддержки молодежных и детских объединений:
информационное обеспечение и подготовка кадров объединений;
поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений;
финансирование мероприятий по поддержке объединений молодежи.
Федеральным законом предусмотрено формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Конституцией и Законами Российской Федерации определен и законодательно обоснован весь комплекс действий молодежи и всех участников, осуществляющих руководство ГМП и направленных на:
привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, в особенности молодежи;
обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для выполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса;
предоставление молодому гражданину социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, объем, виды и качество которых обеспечивают всестороннее развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
содействие инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи;
обеспечение гарантий правовой и социальной защищенности молодых граждан;
развитие механизмов обеспечения прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями;
обеспечение права молодых граждан на гарантированное получение минимума социальных услуг;
формирование системы мер по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан;
обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;
создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;
осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;
содействие международным молодежным обменам.
В стратегии государственной молодежной политики, принятой Правительством РФ определено: «Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России».
Государственная молодежная политика (ГМП) разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
выделение приоритетных направлений;
учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений ГМП;
взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
информационная открытость;
независимость оценки результатов Стратегии.
Принятая Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системных элементов ГМП в России. Проекты, разработанные для их реализации, следует обращать ко всей молодежи России, открывая тем самым возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола. Национальности, профессии, места жительства и социального статуса, что предоставит ей те возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Государственная молодежная политика призвана интегрировать государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межсекторный характер взаимодействия целей:
системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и мировом сообществе;
выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах жизни, что дает возможность молодым людям проявить себя, эффективно реализовать свой потенциал;
вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.
Такая система приоритетных направлений ГМП обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению их вклада в конкурентоспособность экономики страны.
Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах.
Современный этап государственной молодежной политики характеризуется поиском оптимальных подходов к разделению ответственности и полномочий между федеральным центром и регионами. Этот процесс затрагивает не только молодежную политику, но и внутреннюю государственную политику в целом, являясь неотъемлемой частью формирования российской государственной политической системы.
В Указе Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под региональной политикой понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов станы, а также механизм их реализации». Отмечается, что «регион может совпадать с границами субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации».
Существуют два основных подхода к пониманию государственной региональной политики:
1. Политика государства в отношении регионов. Исходя их логики этого подхода любую внутреннюю политику государства можно считать региональной, поскольку государство состоит из регионов.
2. Деятельность органов местного самоуправления по проведению государственной политики. В рамках этого подхода федеральный центр понимается как институт, определяющий основы государственной политики, а также полномочия и ответственность субъектов Федерации по ее реализации.
В действующем законодательстве РФ поддерживается тенденция к осуществлению последнего подхода, когда условия и рамки государственной молодежной политики определяются федеральным законодательством, а ее реализация большей частью возлагается на субъекты Федерации.
Под механизмом реализации молодежной политики понимается достаточно устойчивая система взаимодействия государственных и общественных институтов по широкому спектру вопросов в области осуществления молодежной политики для удовлетворения актуальных потребностей общественной системы в ее воспроизводстве и дальнейшем развитии.
Механизмы реализации молодежной политики образуют определенную общую систему, которая способна выполнять регуляторную, конституирующую функцию. В разных обществах система механизмов осуществления молодежной политики приобретает свою качественную специфику, что непосредственно связано с