ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взаимосвязи между ними, формы и характер ее осуществления. Среди них особое место занимают: собственно политические, идеологические, социальные, социально-психологические, правовые, моральные, конфессиональные (религиозные), организационно-управленческие, материально-технические, финансово-экономические составляющие образовательной политики.
Образовательная политика государства базируется на ряде принципов, обусловливающих стратегию и тактику образовательной политики на конкретном этапе развития общества и на перспективу.
Данные принципы закреплены в действующем законодательстве, регулирующем различные стороны национальной системы образования, и прежде всего, в конституционных и иных актах, имеющих содержательно-стержневой характер для правового регулирования сферы образования (Закон РФ «Об образовании» в Российской Федерации и др.).
К принципам образовательной политики современного российского государства, закрепленным в ст. 2 Закона РФ «Об образовании» - основном системообразующем законодательном акте в сфере образования, относятся:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Помимо правовой основы образовательной политики государства, важную роль играют ее идеологическая и организационная основы, непосредственно определяющие цели, задачи, содержание образовательной политики государства, средства и способы ее реализации.
К идеологической основе следует отнести Национальную доктрину образования в Российской Федерации, одобренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., и действие которой рассчитано до 2025 года. В Доктрине в концентрированном виде изложены основные цели и задачи образования, основные цели государства в сфере образования, требования, относящиеся к педагогическим кадрам, а также ожидаемые результаты реализации доктрины.
Организационной основой образовательной политики государства официально до конца 2005 года является Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ.
Основные структурные элементы данной Федеральной программы отражают характеристику:
состояния и основных проблем развития системы образования;
целей, задач и сроков реализации программы;
направлений реализации программы и ожидаемых результатов;
обеспечения ресурсами системы образования;
финансового обеспечения программы и системы мероприятий по реализации программы.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», начиная с января 2005 г. вместо Федеральной программы развития образования, утвержденной законодательно, разработана и утверждена Правительством РФ Федеральная целевая программа развития образования, статус которой следует рассматривать как организационную основу государственной политики в области образования.
Вопрос 3. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации.
Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны отдельных проблем развития образовательной отрасли. Одна из основных причин возникновения этих проблем заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы образования России, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых образовательных услуг и их доступность для граждан.
Таким механизмом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на протяжении последних 15 лет должна была служить Федеральная программа (с 2006 г. - Федеральная целевая программа) развития образования, являющаяся, по замыслу законодателя, «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования» (ст. 1 Закона).
Значение приоритетного национального проекта «Образование» заключается, прежде всего, в комплексности охваченных им плановых мероприятий, детально определяющих технологию взаимодействия субъектов на всех уровнях власти и обеспечивающих реальную консолидацию бюджетных средств, направленную на выполнение проектных мероприятий.
При разработке и реализации приоритетного национального проекта «Образование» использован так называемый проектный подход в управлении, в связи с чем представляет интерес общая характеристика признаков данного подхода, отличие его от других механизмов управления и программно-целевого планирования.
Специфика проектов заключается в особенностях применяемых при их реализации методов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, т. е. в особенностях как содержательных, так и формально-юридических.
Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить эту специфику, необходимо сначала выделить те однородные свойства, которые объединяют национальные проекты c похожими инструментами планирования.
Понятие «проект» как форма планирования объединяет разнообразные виды деятельности, характеризующиеся рядом признаков, наиболее общими из которых являются:
направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
координация выполнения многочисленных взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.
Названные признаки тесно связывают понятие «проект» с родственными ему понятиями «программа» и «план» - формами планирования, которые имеют более длительную историю существования и применения в отечественной государственной практике.
Перечисленные формы образуют систему программно-целевого управления, которая в своем законченном виде складывается из четырех элементов:
1) мероприятия (действия) и их исполнители;
2) цели и параметры, выраженные в конкретных результатах (количественных и качественных) реализации мероприятий;
3) ресурсы - финансовые средства и другое имущество, трудовые ресурсы;
4) заданные временные параметры.
Различия между проектами, программами и планами существуют и определяются особенностями их правового оформления и складывающимися тенденциями управленческой практики, задействующей тот или иной инструментарий для достижения поставленных целей.
Сегодня относительно четко в российском праве формализована именно программная форма планирования. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:
1) комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Правовой режим программ социально-экономического развития Российской Федерации определен Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно ст. 1 названного Федерального закона, «программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров». О программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований речь идет соответственно в федеральных законах от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
2) федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Согласно п. 1 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №594, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
3) ведомственные целевые программы. Возможность использования данной формы программно-целевого планирования предусмотрена ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ).
Понятие проекта как особого механизма реализации задач и функций государства и местного самоуправления не формализовано в действующем законодательстве Российской Федерации. До недавнего времени проекты в нормативных правовых актах понимались, главным образом, в локальном значении, как объекты государственной поддержки и бюджетного финансирования. Например, в законодательстве о государственном регулировании инвестиционной деятельности широко используется понятие «инвестиционный проект». В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» упоминается о полномочиях органов государственной власти по обеспечению разработки и реализации научных и научнотехнических программ и проектов, в Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» речь идет о проектах развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения как объектах финансирования из фондов соответственно регионального и муниципального развития и т. д.
Концепция приоритетных национальных проектов вводит в практический оборот принципиально новое понимание проекта - не как объекта государственной деятельности, а как формы и метода этой деятельности в общенациональном масштабе.
Образовательная политика государства базируется на ряде принципов, обусловливающих стратегию и тактику образовательной политики на конкретном этапе развития общества и на перспективу.
Данные принципы закреплены в действующем законодательстве, регулирующем различные стороны национальной системы образования, и прежде всего, в конституционных и иных актах, имеющих содержательно-стержневой характер для правового регулирования сферы образования (Закон РФ «Об образовании» в Российской Федерации и др.).
К принципам образовательной политики современного российского государства, закрепленным в ст. 2 Закона РФ «Об образовании» - основном системообразующем законодательном акте в сфере образования, относятся:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Помимо правовой основы образовательной политики государства, важную роль играют ее идеологическая и организационная основы, непосредственно определяющие цели, задачи, содержание образовательной политики государства, средства и способы ее реализации.
К идеологической основе следует отнести Национальную доктрину образования в Российской Федерации, одобренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., и действие которой рассчитано до 2025 года. В Доктрине в концентрированном виде изложены основные цели и задачи образования, основные цели государства в сфере образования, требования, относящиеся к педагогическим кадрам, а также ожидаемые результаты реализации доктрины.
Организационной основой образовательной политики государства официально до конца 2005 года является Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ.
Основные структурные элементы данной Федеральной программы отражают характеристику:
состояния и основных проблем развития системы образования;
целей, задач и сроков реализации программы;
направлений реализации программы и ожидаемых результатов;
обеспечения ресурсами системы образования;
финансового обеспечения программы и системы мероприятий по реализации программы.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», начиная с января 2005 г. вместо Федеральной программы развития образования, утвержденной законодательно, разработана и утверждена Правительством РФ Федеральная целевая программа развития образования, статус которой следует рассматривать как организационную основу государственной политики в области образования.
Вопрос 3. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации.
Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны отдельных проблем развития образовательной отрасли. Одна из основных причин возникновения этих проблем заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы образования России, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых образовательных услуг и их доступность для граждан.
Таким механизмом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на протяжении последних 15 лет должна была служить Федеральная программа (с 2006 г. - Федеральная целевая программа) развития образования, являющаяся, по замыслу законодателя, «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования» (ст. 1 Закона).
Значение приоритетного национального проекта «Образование» заключается, прежде всего, в комплексности охваченных им плановых мероприятий, детально определяющих технологию взаимодействия субъектов на всех уровнях власти и обеспечивающих реальную консолидацию бюджетных средств, направленную на выполнение проектных мероприятий.
При разработке и реализации приоритетного национального проекта «Образование» использован так называемый проектный подход в управлении, в связи с чем представляет интерес общая характеристика признаков данного подхода, отличие его от других механизмов управления и программно-целевого планирования.
Специфика проектов заключается в особенностях применяемых при их реализации методов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, т. е. в особенностях как содержательных, так и формально-юридических.
Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить эту специфику, необходимо сначала выделить те однородные свойства, которые объединяют национальные проекты c похожими инструментами планирования.
Понятие «проект» как форма планирования объединяет разнообразные виды деятельности, характеризующиеся рядом признаков, наиболее общими из которых являются:
направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
координация выполнения многочисленных взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.
Названные признаки тесно связывают понятие «проект» с родственными ему понятиями «программа» и «план» - формами планирования, которые имеют более длительную историю существования и применения в отечественной государственной практике.
Перечисленные формы образуют систему программно-целевого управления, которая в своем законченном виде складывается из четырех элементов:
1) мероприятия (действия) и их исполнители;
2) цели и параметры, выраженные в конкретных результатах (количественных и качественных) реализации мероприятий;
3) ресурсы - финансовые средства и другое имущество, трудовые ресурсы;
4) заданные временные параметры.
Различия между проектами, программами и планами существуют и определяются особенностями их правового оформления и складывающимися тенденциями управленческой практики, задействующей тот или иной инструментарий для достижения поставленных целей.
Сегодня относительно четко в российском праве формализована именно программная форма планирования. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:
1) комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Правовой режим программ социально-экономического развития Российской Федерации определен Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно ст. 1 названного Федерального закона, «программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров». О программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований речь идет соответственно в федеральных законах от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
2) федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Согласно п. 1 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №594, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
3) ведомственные целевые программы. Возможность использования данной формы программно-целевого планирования предусмотрена ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ).
Понятие проекта как особого механизма реализации задач и функций государства и местного самоуправления не формализовано в действующем законодательстве Российской Федерации. До недавнего времени проекты в нормативных правовых актах понимались, главным образом, в локальном значении, как объекты государственной поддержки и бюджетного финансирования. Например, в законодательстве о государственном регулировании инвестиционной деятельности широко используется понятие «инвестиционный проект». В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» упоминается о полномочиях органов государственной власти по обеспечению разработки и реализации научных и научнотехнических программ и проектов, в Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» речь идет о проектах развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения как объектах финансирования из фондов соответственно регионального и муниципального развития и т. д.
Концепция приоритетных национальных проектов вводит в практический оборот принципиально новое понимание проекта - не как объекта государственной деятельности, а как формы и метода этой деятельности в общенациональном масштабе.