Файл: Родители или родственники школьников и студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время в российской культурологической науке происходит преодоление зауженного понимания культуры как художественной культуры и достижения высоких искусств и формирование ее широкого понимания как комплекса определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих данное общество или социальную группу. Такое широкое понимание культуры позволяет увидеть тесную взаимосвязь расцвета культур и устойчивого развития общества, ее роль как важнейшего фактора организации жизни в целом, неотъемлемую часть благосостояния людей. Большое значение имеет понимание важности многообразия культур, принципа их диалогового взаимодействия, способствующего достижению взаимопонимания, терпимости между народами, свободе обмена информационными процессами.

По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитываются специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, духовного здоровья нации в целом. Стратегии, игнорирующие сохранение и обогащение культурных ценностей людей, этнического наследия, нормальную совместную жизнь социальных групп, базирующуюся на их самобытности и чувстве общности, являются тупиковыми, ведущими к многочисленным конфликтам.

В целом культура может обеспечивать динамические ресурсы для успеха развития. Поэтому культура - социальная основа достижения целей общества, и в этом смысле средство развития. В самом же широком смысле культура - это конечный итог развития, делающий осмысленным само существование человека.

Реализация стратегий развития общества, учитывающих культурные факторы - это реализация стратегий развития человека, направленных на достижение таких характеристик жизнедеятельности людей, такой суммы свойств и способностей, которые бы обеспечивали формирование человеческого потенциала, адекватного современным задачам. Качественный перелом может быть достигнут через обновление всех сторон жизни человека с учетом повышения значимости его самоорганизации на основе самостоятельности и творчества, формирования динамичной личности. Последняя может эффективно действовать в новой социально-экономической реальности и готова взять на себя полноту ответственности за происходящее, постоянно совершенствовать себя в изменяющихся условиях. Гармонию между культурой и развитием можно достигнуть только при разумном сочетании модернизационной ориентации и сбережения традиционных ценностей, существовании возможностей для индивидуумов (и сообществ) реализовывать свои культурные ценности, сохраняя каждому из них свободу жить по-своему.


Когда культура понимается как основа развития, то понимание национальной культурной политики значительно расширяется. Культурная политика в демократическом обществе интегрирована в стратегии развития, способствует формированию нации как многогранного сообщества, характеризующегося национальным единством, служит социальной интеграции и улучшению качества жизни.

 

Вопрос 5. Государство как субъект культурной политики.

 

В свете современных научных представлений культурная политика в обществе - это результат множества противоречивых курсов, определяемых различными субъектами, порой напрямую не направленных непосредственно на развитие культуры. Культурную политику в самом широком понимании можно представить как систему постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей (или социальных групп) по вопросам культурного развития общества.

Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества.

Среди главных культурных приоритетов нового века справедливо называется задача государства не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Государство - главный гарант реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, равного доступа к ценностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для доступа к культурным благам.

Культурная политика государства должна быть направлена на формирование национального единства на основе разделения общих гуманистических ценностей, на улучшение качества жизни людей. Культура должна стать частью взаимозависимых социальных стратегий. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве стратегических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широкими слоям населения.



Движение к рынку остро ставит вопрос о корректировке государственного воздействия на сферы, связанные с формированием человеческого потенциала, в том числе сферы культуры. Существуют различные подходы к сути и объему культурной политики, в том числе представления, связанные с выполнением государством очень умеренных функций в культуре. Культура часто «передается» на муниципальный уровень или общественным советам, иногда спонсорство становится почти единственным механизмом поддержки культуры. Но такого рода решения должны быть осознанным решением общества и подкрепляться реальными изменениями в социальной жизни, в том числе цивилизованным функционированием художественных рынков, появлением системы соответствующих фондов, а также формированием общественного мнения, когда становится престижно поддерживать отечественную культуру и т. д.

В период общественной трансформации, когда отсутствует налаженная система регуляции со стороны бизнеса и общественных организаций, государство обязано осуществлять значительную поддержку сфере культуры. Основное внимание перемещается на вопросы взаимодействия государства с другими субъектами культуры, соотношение роли государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры.

Взаимодействие различных секторов важно с методологической точки зрения. Важнейшей проблемой деятельности государства является поддержание культурного плюрализма, который только и может обеспечить максимальное удовлетворение культурных интересов и потребностей всех социально значимых групп и слоев общества. В то же время государство не должно пытаться обеспечить полный охват услуг, расширять свою деятельность в сфере культуры - это ведет к нерациональному использованию ресурсов и усилению нагрузки на бюджет. Установленная законодательством обязанность государства поддерживать сферу культуры не означает, что оно отвечает полностью за производство необходимых услуг или товаров. Это лишь один из способов реализации обязанностей.

Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. Именно с этих позиций определяется суть культурной политики государства в Основах законодательства РФ о культуре. Культурная политика представлена как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.


Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей государства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную политику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Острейший вопрос сегодняшнего дня становится - выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, об их ресурсном обеспечении, наличие соответствующих механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Последний из них нельзя рассматривать в отрыве от первых двух уровней, так как именно на нем и происходит выполнение государством своих социальных обязательств.

Смысл культурной деятельности государства порой неверно сводится к отрицанию «плохой» культуры и приобщению населения к «хорошей». На самом деле его важнейшая задача - с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура, создать условия для развития культурных процессов, и, включив организационно-финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинно культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый культурный уровень. Культурные потребности людей играют подлинно формообразующую роль, если говорить о качестве и образе жизни населения.

 

Вопрос 6. Цели и направления культурной политики.

 

В культурной политике России в общетеоретическом плане представление о должном сегодня уже меняется. Это происходит во многом в силу перехода к современным научным представлениям о сущности культуры, учитывающим актуализацию ее роли в жизни современного общества, видения культуры не как отдельного сектора, а как явления, которое распространяется на все общество, рассматриваемое с точки зрения качества его жизнедеятельности.

Практическая реализация современных принципов и целей культурной политике в России встречается с множеством трудностей. Необходимо подчеркнуть значительную сложность характера изменений российской национальной культуры. Позитивные перемены противоречивы и зависят от ее освобождения от идеологического диктата, получения художниками невиданной свободы творчества, усиления интенсивности культурного обмена, децентрализации управления процессом создания, распространения, потребления духовнокультурных ценностей. Такого рода перемены не снимают острейшего вопроса о кризисном состоянии культуры, которое выражается в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности недвижимых памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала работников и оттоке в другие сектора, миграции за рубеж. Цена реформ оказалась слишком велика, она привела к отчужденности многих людей от богатства национальной культуры, закрыла социально-экономические возможности духовного воспроизводства различных субъектов деятельности, привела к утрате ряда позиций в управлении культурной жизнью страны.


Национальное культурное проявление как императив развития остро ставит вопрос о сохранении глубинных основ и уникального своеобразия российской культуры. Это не просто теоретический или идеологический вопрос. Его практическое значение связано с выбором действий, позволяющих преодолеть нестабильность социокультурной ситуации. Перед вызовами новых глобальных тенденций Россия должна активнее продвигать на международной арене стратегию защиты своей культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия.

Одновременно страна должна быть открытой новым технологическими изменениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода задачи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных действий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, неизбежной при развитии информационных сетей и глобальных коммуникационных технологий. Формирование важнейших стратегических приоритетов культурной политики актуализируется с учетом международного опыта и необходимого диалога между различными странами, в процессе которого разворачивается обсуждение задач, стоящих перед культурой в ходе развития.

Вопросы самобытности российской культуры являются стержнем оптимальной модели культуры России, предполагающей интеграцию страны в систему мировой культуры на правах равноправного участника глобальных культурных процессов. Это наиболее желаемый и самый трудный для осуществления сценарий, требующий коренных изменений в российской культуре и предполагающий ее выход на более высокий уровень, выработку духовной традиции инновационного типа для достижения нового общественного состояния.

Приоритеты модели связаны с двунаправленным процессом. Это, с одной стороны, сохранение и развитие культурного наследия как фактора формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти; с другой стороны, ответ на вызов глобализационных процессов, требующих интенсивного межкультурного взаимодействия, включение в мировые информационно-коммуникационные сети, развития индустрии культуры на основе новых технологий.

Выходы из сложной ситуации, в которой находится сегодня российская культура, не сводятся только к недостатку средств. Важно и другое: