ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реальное положение дел в части повышения эффективности управляющего воздействия можно выяснить, сопоставляя данные между собой. Применяются следующие сравнения:
1. Сравнение на протяжении какого-то времени. Например, сравниваются цены этого года с ценами прошлого года, или процент успешно выдержавших экзамены по сравнению с процентом прежних лет.
2. Стандарты. Сравнивается норма прибыли на капиталовложения с контрольными цифрами. Например, бригаде «помощи на дому» устанавливаются контрольные цифры обслуживания больных, и начальство по ним может оценивать работу различных бригад.
3. «Внутрислужебные сравнения». Сравнивается одно подразделение учреждения с аналогичной службой в этом же учреждении. Например, сколько уходит времени на обработку заявления о предоставлении пособия по безработице у одних и сколько у других.
4. Сравнение с частным сектором. Работу организации сравнивают с работой организаций в частном секторе.
5. Сравнение с другими местными органами власти. Сравнивают или со всеми или с ближайшими соседями, или же отбираются для сравнения те органы власти, условия функционирования которых находятся примерно на одном уровне.
Повышение результативности и эффективности управления в социальной сфере.
С целью повышения результативности и эффективности управления в социальной сфере выделяют следующие методы и подходы, зарекомендовавшие себя как наиболее прогрессивные.
1. Создание «конкурентной бюрократии». Данная система представляет собой государственные учреждения, предоставляющие социальные услуги, которые конкурируют между собой. Данным организациям предоставляется возможность самостоятельно использовать прибыль.
2. Создание негосударственных и неправительственных учреждений социальной сферы. Их финансирование может определяться на основе целевых субсидий или ваучеров.
3. Правило «двух третей» при голосовании за бюджетные ассигнования госучреждениям.
4. Конкурентный тендер и передача на подряд. Данный способ позволяет усилить контроль за качеством предоставления услуг.
5. Трансферты и ваучеры. Данный способ позволяет непосредственному получателю услуги самостоятельно выбирать бюджетную организацию. Например - «родовые сертификаты», «ваучеры на образование».
6. Введение платы за услуги. Данный способ является эффективным при условии отсутствия параллельного бюджетного финансирования в данной организации.
Целостная программа повышения эффективности управления в социальной сфере может быть сформирована на основе комплекса метода и подходов, которые могут включать самые различные способы и системы управления бюджетом, финансами, персоналом, системы планирования, измерения, оценки и принятия решения.
Такой комплекс предполагает самый широкий выбор средств: от составления критериев оценки до собственной оценки результатов деятельности, от компьютеризации до индивидуального психологического воздействия на отдельного работника, от методов ведения коллективных переговоров до конкретных форм сотрудничества субъекта и объекта управления, от формирования общего морального климата в коллективе до исполнения материальных стимулов в работе с персоналом, от вложения капиталов в развитие оборудования до вложения в развитие персонала.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое социальная сфера?
2. Какие элементы входит в понятие социальной сферы?
3. Какие существуют внешние факторы функционирования социальной сферы?
4. Что является основным субъектом управления социальной сферой?
5. Что относится к основным задачам управления социальной сферой?
6. Какие факторы влияют на функционирование социальной сферы региона?
7. Какие концепции социального развития существуют?
8. Какими авторами была разработана теория человеческого капитала?
9. Что раскрывает понятие «качество населения»?
Литература по теме:
1. Дробышева, П. В. Интегральная оценка качества жизни населения региона: монография / П. В. Дробышева, Б. И. Герасимов; под ред. Б. И. Герасимова. - Тамбов: Тамб. гос. ун-т, 2004.
2. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. Зубаревич. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 264 с.
3. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.
4. Ткачев, Л. Н. Качество жизни населения как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации / Л. Н. Ткачев, Е. В. Луценко // Научный электронный журнал. КубГАУ. - 2004. - №2.
Практические задания:
Задание 1.
Составьте схему управления социальной сферы, содержащую основные отрасли и направления регулирования.
Задание 2.
Заполните следующую таблицу.
Концепции управления социальной сферой.
Название концепции | Краткая характеристика | Область применения | Достоинства | Недостатки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 3.
На примере конкретного региона составьте схему управления социальной сферой, включая основные субъекты и объекты. Дайте характеристику данной системы, опишите механизм взаимодействия социальной сферы данного региона с другими социально-экономическими системами.
Задание 4.
Заполните таблицу по видам эффектов управления в социальной сфере.
Эффект | Характеристика | Методы расчета | Сферы применения |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 5.
Разработайте показатели эффективности для организаций одной из следующих отраслей социальной сферы (на выбор): здравоохранение, образование, культура, ЖКХ, охрана порядка, социальная защита.
Задание 6.
Оцените критерии эффективности конкретной программы социального развития региона, муниципального образования либо территории (воспользуйтесь поиском в Интернете).
Тема 2. Государственное регулирование доходов населения
Цели и задачиизученияданной темы – дать общетеоретические сведения о том, каким образом государство может оказывать влияние на регулирование доходов населения, рассматриваются концепции реформирования системы распределения доходов.
В результате успешного изучения темы Вы:
узнаете:
что такое рыночный механизм распределения;
какие рычаги регулирования доходов населения есть у государства и как они ими пользуются;
какие существуют способы изменения дифференциации доходов;
что такое государственная молодежная политика;
приобретете следующие профессиональные компетенции:
овладеть навыками по регулированию денежных потоков в социальных слоях;
способность грамотно регулировать вопросы, связанные с ведением государственной молодежной политики.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственная молодежная политика - это конкретные законопроекты, способствующие решению молодежных проблем: трудоустройства, платного образования (его качества, удешевления), жилищных программ, поддержки молодых семей, приход молодежи во власть, поворота СМИ к молодежным проблемам, развитие сферы досуга и отдыха и многих других.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Корпоративный сектор — (corporate sector) Часть экономики, представленная компаниями, функционирующими ради получения прибыли. Этому сектору экономики противостоят государственный сектор, национализированные отрасли, частные лица и добровольные организации.
Дифференциа́ция дохо́дов населе́ния — разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании социально-экономического неравенства.
Для оценки дифференциации доходов используется множество показателей. В частности, распространение получило оценивание дифференциации доходов при помощи кривой Лоренца и рассчитываемого на её основе коэффициента Джини. Так, в России коэффициент Джини в 2011 году составлял 0,43 (по другим исследованиям 0,6), что выше среднего показателя по ОЭСР.
Более грубым, но весьма наглядным и часто используемым показателем неравенства в доходах является децильное отношение. Так, по данным директора Независимого института социальной политики, доктора экономических наук Л. Н. Овчаровой, в России в 2012 году доходы 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан отличались в 17 раз (в советское время — в 4 раза)
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.
Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.