Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71 здоровью матери и ребенка и риски потери дохода и возникновения дополнительных затрат. И первая, и вторая группа рисков оказывают взаимное влияние друг на друга (рисунок 37).
Рисунок 37 – Классификация рисков, угрожающих беременным женщинам, матерям и семьям с детьми
Риски, угрожающие жизни и здоровью матери и ребенка делятся на внутренние и внешние.
Внутренние:

материнская и младенческая смертность в связи с различными заболеваниями и нарушениями состояния;

осложнения и патологии во время беременности, родов и в послеродовый период, вызванные хроническими заболеваниями, неблагоприятными условиями труда беременной или несоблюдением санитарных норм на предприятии, родовыми травмами и т.п.
Внешние:

повреждения и гибель в результате несчастных случаев (ожоги, бытовые травмы, аварии, катастрофы);

72

повреждения и гибель в результате медицинского вмешательства
(сепсиса, от осложнений анестезии, акушерской помощи и т.п.).
Риски потери или снижения дохода:

утрата или снижение заработка для работающих женщин;

затраты в связи с рождением ребенка;

затраты, связанные с необходимостью дополнительных обследований, лечения;

сокращение пенсионных прав женщины-матери из – за уменьшения отчислений в Пенсионный фонд РФ.
В Нязепетровском муниципальном районе Челябинской области выросла рождаемость и снизилось число абортов.
В роддоме созданы комфортные условия для рожениц, здесь открыты палаты совместного пребывания «Мать и дитя», оборудованы современные палаты интенсивной терапии для новорожденных, организована автономная система подачи кислорода, организована столовая и комната отдыха. Ремонт произведен за счет средств муниципального бюджета и в рамках реализации целевой программы по модернизации здравоохранения.
А женщины с удовольствием лежат в палатах совместного пребывания: тет–
а–тет со своим ребенком. Приобретение нового оборудования позволило в этом году снизить показатели неонатальной смертности с 29,5 на одну тысячу живорожденных до ноля. Случаев материнской смертности не зафиксировано.
Защита семьи — широкая система мероприятий, связанных единой целью и касающихся всех сторон семейной жизни. Защита советской семьи сегодня включает в себя и заботу об устойчивости семьи в сложившемся виде, и борьбу за укрепление её путём совершенствования, максимально возможного приближения к идеалу социалистической семьи. Важнейшими мерами защиты семьи являются: правовая охрана её интересов; подготовка молодёжи к вступлению в брак и семейной жизни; правильная организация заключения брака, развитие и внедрение в семейные отношения социалистических


73 традиций, праздников и обрядов; организация консультационной помощи по вопросам брака и семьи; помощь молодым семьям в решении жилищно – бытовых вопросов; развитие производства товаров народного потребления и сферы услуг; материальная помощь семьям путём выплаты пособий и пенсий; предоставление молодым и многодетным семьям различных льгот и иные виды заботы о благосостоянии семей; организация досуга и отдыха семей; борьба с пьянством, алкоголизмом и другими аморальными и антиобщественными явлениями.
Сфера правового регулирования внутрисемейных отношений ограничена, в основном оно реализуется в процессе «следования за событиями»
(распалась семья – суд расторгает брак, возник спор о праве на воспитание ребёнка – суд разрешает его и т. д.).
Семья через рождение и воспитание детей серьёзно влияет на качественный состав населения. Вот почему состояние семьи не может быть безразлично для общества, и государство вырабатывает и осуществляет определённую политику в отношении семьи. Речь идёт о политике, которую, опираясь на нормы семейного права, осуществляют местные Советы, их органы загса, народные и товарищеские суды, трудовые коллективы и их органы, общественные организации.
В 2015 году отдел ЗАГС начал активно развивать новую форму работы – предоставление услуг через портал госуслуг.
За прошлый год через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) поступило 20 обращений граждан. Это были заявки на регистрацию брака, рождения, смерти, повторную выдачу свидетельства.
Отмечено 130 обращений за подтверждением учетной записи в ЕСИА
(единая система идентификации и аутентификации), а за январь текущего года их было уже 54, что свидетельствует о росте интереса к новой технологии.
С 1 февраля 2016 года в отделах ЗАГС Челябинской области введена дополнительная возможность забронировать дату и время регистрации брака

74 для граждан, использующих Единый портал государственных и муниципальных услуг: забронировать время регистрации на период с 12 до
15 часов можно только через портал.
В таблице 11 расположены данные о государственной регистрации граждан за 2014–2016 гг.
Таблица 11 – Данные о количестве браков, зарегистрированных в
Нязепетровском муниципальном районе за 2014–2016 гг. в ед.
1   2   3   4   5   6   7

2014
2015
2016
Количество браков
102 117 64
Источник: составлено автором на основе статистических данных отдела ЗАГС
На рисунке 38 показаны данные таблицы 11
Рисунок 38 – Количество браков за 2014–2016 гг.
В 2015 году в отделе ЗАГС Нязепетровского муниципального района было зарегистрировано 117 браков. Это чуть больше, чем в 2014 году. А вот в 2016 году количество браков сократилось практически в два раза.
Подробно проанализируем 2015 год. Данные изобразим в таблице 12 102 117 64 0
20 40 60 80 100 120 140 2014 2015 2016
количество браков

75
Таблица 12 – Количество зарегистрированных браков по возрасту за 2015 год в человек
Возраст (лет)
Мужчины Женщины Всего
Ранние браки
0 0
117
С 18 по 24 лет
31 39
С 25 по 34 лет
48 45
С 35 и старше
38 33
С гражданами других государств: Азербайджан,
Молдова, Казахстан, Таджикистан


6
Источник: составлено автором на основе статистических данных отдела ЗАГС
На рисунке 39 изобразим данные таблицы 12
Рисунок 39 – Количество зарегистрированных браков за 2015 год
В 2015 году в Нязепетровском муниципальном районе ранних браков не было, с 18 до 24 лет в брак вступили 39 представительниц прекрасного пола и 31 – сильного, от 25 до 34 лет – 45 женщин и 48 мужчин, от 35 и старше –
33 женщины и 38 мужчин. Зарегистрировано 6 браков с гражданами других государств: Азербайджана, Молдовы, Казахстана, Таджикистана.
Современное состояние системы социальной защиты семьи, материнства и детства характеризуется данными о состоянии здоровья матерей и детей. В
России сохраняется устойчивая тенденция к повышению заболеваемости от осложнений беременности, родов и послеродового периода. Растет распространенность бесплодия. Значительная часть родов осложнена
0 31 48 38 6
0 39 45 33 0
10 20 30 40 50 60
мужчины женщины

76 заболеваниями. Существенно возросло число родов, осложненных анемией, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, поздним токсикозом, различными нарушениями родовой деятельности.
Система социальной защиты материнства и детства является составной частью системы социальной защиты населения и функционирует через механизмы управления социальными рисками. Эти механизмы призваны перераспределять национальный доход с целью предотвращения или компенсации действия социальных рисков. Структура социальной защиты материнства и детства в Нязепетровске выглядит следующим образом (табл.
13).
Таблица 13 - Структура социальной защиты материнства и детства в
Нязепетровском районе
Риски
Механизмы управления рисками, влияющими на доход
Элементы системы социальной защиты материнства и детства
Меры финансовой и иной поддержки
Материнская и младенческая смертность
Распределение риска
(страхование)
Обязательное социальное страхование
– Оказание медицинской помощи в системе ОМС;
– расходы на погребение;
– меры по предупреждению риска в системе здравоохранения
Осложнения, патологии во время беременности, родов и в послеродовый период из-за плохих условий труда, родовых травм, хронических заболеваний
Распределение риска
(страхование);
Предупреждение риска
Обязательное социальное страхование;
Добровольное личное страхование;
Самофинансирование
– ОМС (родовые сертификаты);
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
613 рублей 14 копеек
;
– ДМС;
– страхование от несчастных случаев;
– заключение договоров на платные


77 услуги на время ведения беременности и родов;
– налоговые вычеты на лечение
Повреждения и гибель в результате несчастного случая, аварии, медицинского вмешательства
Распределение риска
(страхование)
Добровольное личное страхование
– страхование жизни;
– страхование от несчастных случаев
Заболевания в связи с внутрибольничной инфекцией
Распределение риска
(страхование)
Обязательное социальное страхование;
Добровольное личное страхование
– оказание медицинской помощи в системе ОМС;
– страхование от несчастных случаев
Утрата или снижение заработка для работающих женщин в связи с потерей трудоспособности
Распределение риска
(страхование);
Политика доходов
Обязательное социальное страхование;
Налоговые льготы
– пособие по беременности и родам;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им
1,5 лет;
–налоговые вычеты.
Затраты в связи с рождением ребенка
Распределение риска
(страхование);
Поглощение риска;
Капитализация
Обязательное социальное страхование;
Государственное социальное обеспечение;
Передача целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет ПФРФ
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– единовременное пособие при усыновлении, установлении опеки или попечительства, при передаче ребенка на воспитание в семью;
– ежемесячные пособия по уходу за ребенком от рождения до 1 года, от 1–7 лет, на ребенка школьного возраста;
– единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка;
– компенсационные выплаты на детей из многодетных семей;
– использование средств материнского капитала на обучение или жилье.
Дополнительные
Предупреждение Самофинансирование
– личные сбережения;

78 непредвиденные затраты на лечение риска;
Поглощение риска;
Распределение риска
(страхование)
(частично компенсируется из фед. бюджета);
Добровольное личное страхование
– налоговые вычеты на лечение;
– ДМС;
– страхование от несчастных случаев.
Сокращение пенсионных прав женщины-матери
Капитализация
Передача целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет ПФРФ
Использование средств материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН
В зависимости от элементов выделяются следующие источники финансирования системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, средства внебюджетных Фонда социального страхования и Пенсионного
Фонда РФ, средства предприятий и личные средства граждан.
Обязательное социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты материнства и детства через механизм распределения рисков между участниками внебюджетных фондов. Система социального страхования обеспечивает выплату основных материнских и семейных пособий, оплату родовых сертификатов, а также оплату санаторно- курортного лечения детей и беременных женщин. При этом финансовые ресурсы из внебюджетных страховых фондов используются на функции, не связанные со страхованием.
Финансовую поддержку матерей и семей с детьми можно представить в виде периодичности выплат: единовременные и ежемесячные.
Полученные данные представлены в таблице 14
Таблица 14 – Классификация мер финансовой поддержки матерей и семей с детьми на 2017 год
Виды выплат по критерию периодичности
Единовременные
Ежемесячные
Пособие по беременности и родам (100 % среднего заработка, но не менее 34 521,20 руб и не более
Ежемесячные пособия:
– по уходу за ребенком до 1,5 лет


79 266 191,80 руб при отпуске 140 дней);
Единовременные пособия:
– женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
(613,14 коп);
– при рождении ребенка (2000 руб при рождении
1–го,
3000 руб при рождении 2–го,
4000 руб при рождении 3–го,
5000 руб. при рождении 4–го,
6000 руб. при рождении 5–го)
– при усыновлении (18 802 руб);
– при передаче ребенка под опеку или попечительство (18 802 руб);
– при передаче ребенка на воспитание в семью
(18 802 руб);
– беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (29 776 руб);
(3525 руб за 1-го ребенка, 7051 руб за 2–го ребенка);
–ежемесячное пособие до 16 лет
(учащимся школ до 18 лет);
– малоимущим семьям (275 руб.);
–одиноким матерям, детей-инвалидов
(550 руб.);
–по уходу до 3-х лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
(11096,76 руб.);
–на содержание детей опекунами, приемными родителями(7556 руб.)
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН
Таким образом, проанализировав виды финансовой и нефинансовой поддержки семьи и детей в России, можно сделать вывод, что государство старается повысить уровень социальной защиты материнства и детства, но необходимо совершенствовать и улучшать этот уровень, приближаясь к мировым показателям.
Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Нязепетровском районе 2786 человека. Работают более 90 детских формирований:
Молодежная палата, клуб КВН, Лига интеллектуальных игр, Волонтерское движение. На базе МОУДОД действует военно-патриотический клуб
«Патриот», военно – патриотический клуб «Беркут». В 2015 году организация молодежной политики района удостоена высокой оценки
Министерства образования и науки Челябинской (10 лучших в рейтинге муниципальных районов Челябинской области).
Сильными сторонам молодежной политики являются: активное воспитание гражданственности и патриотизма, поддержка талантов, наличие общественной молодежной организации, использование многоканального финансирования, использование форм социального партнерства.

80
Одной из главных проблем района является отток молодежи в другие территории, ее неэффективная социальная адаптация, низкий уровень финансирования муниципальной программы по молодежной политике.
Для всей социальной сферы района характерно:

недостаточное финансирование мероприятий по приведению объектов социальной сферы в нормативное состояние;

старение кадрового состава и недостаточное количество высококвалифицированных специалистов;

ухудшение материально – технической базы;

неэффективная социальная адаптация;
Выявленные проблемы ставят задачу реализации социального блока – повышение человеческого потенциала территории.
В 2016 год выделены средства для социальной поддержки населения
(Таблица 15)
Таблица 15 – Средства социальной поддержки
Количество семей (ед.)
Сумма (млн руб.)
Льготы и субсидии
6081 55
Малоимущие семьи
3091 29
С детьми-инвалидами
48
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН
На рисунке 40 показаны данные таблицы 15