ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 756
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В таблице 15 видно, что у испытуемого мотивационный полюс не выражен.
Вывод:
Было установлено, что мотивационный полюс не выявлен. При этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13
Методика: «Стремление к успеху и избегание неудач» (Элерса)
Цель: Методика предложена Т. Элерсом для оценки тенденций к постановке негативно сформулированной цели с преобладанием стремления исключить неудачу, склонность к фиксированности на сожалениях о поведении, которое привело к неудаче, нерешительность и боязнь возможных последствий неуспеха, а также сомнений в себе, своих способностях и возможностях. Методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т. Элерса
Объект: мотивационная сфера личности
Предмет: стремление к избеганию неудач
Материал и оборудование:
Текст опросника, бланк ответов, ручка.
Процедура проведения.
Текст методики представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.
Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и отметьте его».
Протокол исследования
Испытуемый: женщина, 21 год
Дата: 12.12.2021. утро. Место проведения: дом испытуемого
Самочувствие испытуемого: бодрое
Текст опросника:
| Список 1 | Список 2 | Список 3 |
1 | смелый | бдительный | предприимчивый |
2 | кроткий | робкий | упрямый |
3 | осторожный | решительный | пессимистичный |
4 | непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5 | неумный | трусливый | недумающий |
6 | ловкий | бойкий | предусмотрительный |
7 | хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8 | стремительный | легкомысленный | боязливый |
9 | не задумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10 | оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11 | меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12 | трусливый | небрежный | взволнованный |
13 | опрометчивый | тихий | боязливый |
14 | внимательный | неблагоразумный | смелый |
15 | рассудительный | быстрый | мужественный |
16 | предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17 | взволнованный | рассеянный | робкий |
18 | малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19 | пугливый | нерешительный | нервный |
20 | исполнительный | преданный | авантюрный |
21 | предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22 | укрощенный | безразличный | небрежный |
23 | осторожный | беззаботный | терпеливый |
24 | разумный | заботливый | храбрый |
25 | предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26 | поспешный | пугливый | беззаботный |
27 | рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28 | осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29 | тихий | неорганизованный | боязливый |
30 | оптимистичный | бдительный | беззаботный |
*выбор ответа отмечен персиковым
**Ответы, совпавшие с ключом отмечены в бланке красным.
Обработка результатов.
Присуждается по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.
Ключ к опроснику:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Испытуемый набрал 22 балла.
Интерпретация и анализ результатов.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите:
- от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
- от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
- от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
- свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методика выявила у испытуемого высокую мотивацию к защите.
Вывод: высокая мотивация к избеганию неудач и защите.
Защитные механизмы личности
Методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index - LSI, Опросник Келлермана-Плутчика-Конте)
Цель: измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты.
Объект: индивид
Предмет: защитные механизмы индивида
Материал и оборудование: текст опросника, бланк ответов, ручка.
Процедура проведения.
Методика используется для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты. Опросник был разработан Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году. В литературе чаще всего встречается тест Индекс Жизненного Стиля (LSI) в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.
После прочтения инструкции экспериментатор должен убедиться, что она адекватно понята, и в случае необходимости сделать дополнительные пояснения. Затем экспериментатор в среднем темпе поочередно зачитывает стимульные утверждения теста, наблюдая за действиями испытуемого/испытуемых и оказывая помощь в случае затруднений. Время тестирования 15–30 минут.
Возрастной диапазон применения: от 14 лет и выше.
Инструкция:
«Прочитайте приведенные ниже высказывания. Те из них те, которые соответствуют Вашему поведению и состоянию, отметьте в бланке для ответов знаком “+”».
Протокол исследования
Испытуемый: женщина, 21 год
Дата: 12.12.2021. утро. Место проведения: дом испытуемого
Самочувствие испытуемого: бодрое
Стимульный материал и ответы испытуемого
№ | Утверждения | Испытуемый | | |
№1 | Ключ | |||
1 | Со мной очень легко договориться. | + | Отр. | |
2 | Я сплю больше, чем другие мои знакомые. | + | Регр. | |
3 | Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить. | + | Комп. | |
4 | Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне это все делают. | - | Рац. | |
5 | Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу. | + | Регр. | |
6 | Я часто краснею. | - | Выт. | |
7 | Одно из самых больших моих достоинств - сдержанность. | + | Рац. | |
8 | Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком. | + | Зам. | |
9 | Я несдержанный. | - | Регр. | |
10 | Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить. | + | Зам. | |
11 | Я редко запоминаю свои сны. | + | Выт. | |
12 | Меня злят люди, которые командуют другими. | - | Про. | |
13 | Мне часто бывает плохо. | - | Регр. | |
14 | Я - высоконравственный человек, как мало кто другой. | - | Рац. | |
15 | Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую. | + | Комп. | |
16 | Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний. | + | Комп. | |
17 | Мне делается неловко даже от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми. | - | РО | |
18 | Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь. | - | Комп. | |
19 | Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью. | - | Зам. | |
20 | Люди мною часто любуются. | - | Отр. | |
21 | Я иногда бывал так ожесточен, что даже ломал вещи. | + | Зам. | |
22 | Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни. | + | Про. | |
23 | Я всегда вижу лучшую сторону жизни. | + | Отр. | |
24 | Я хочу и все время стараюсь с помощью физзарядки изменить свой внешний облик. | + | Комп. | |
25 | Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила бы окружающий мир. | - | Зам. | |
26 | Я не суеверен. | - | Отр. | |
27 | Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным. | - | Регр. | |
28 | Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими. | + | Про. | |
29 | Ненавижу недружелюбных. | - | Про. | |
30 | Я очень стараюсь никого не обидеть. | + | Рац. | |
31 | Я из тех людей, которые не плачут. | + | Выт. | |
32 | Я очень много курю. | - | Регр. | |
33 | Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит. | + | Комп. | |
34 | Я плохо запоминаю лица. | + | Выт. | |
35 | Я много занимаюсь онанизмом. | - | Регр. | |
36 | Я с трудом запоминаю фамилии. | + | Выт. | |
37 | Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь. | - | Зам. | |
38 | Люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать. | + | Рац. | |
39 | Мне никогда люди не надоедают. | - | Отр. | |
40 | Я не могу спокойно усидеть на месте. | - | Регр. | |
41 | Я мало что помню из своего детства. | + | Выт. | |
42 | Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых. | - | Отр. | |
43 | Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать. | - | Рац. | |
44 | Обо мне говорят, что я доверчив. | + | Отр. | |
45 | Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели. | + | Про. | |
46 | Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы. | + | Отр. | |
47 | Я никогда не теряю оптимизма. | + | Отр. | |
48 | Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь. | + | Рац. | |
49 | Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы. | + | Зам. | |
50 | Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым. | + | Регр. | |
51 | Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в их рассуждениях. | + | Рац. | |
52 | Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять. | + | Комп. | |
53 | Неприятные фильмы меня бесят. | - | РО | |
54 | Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания. | - | Регр. | |
55 | Люди говорят про меня, что я не эмоционален. | + | Выт. | |
56 | Приняв какое-то решение, я даже после этого обдумываю его. | + | Рац. | |
57 | Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это. | - | Комп. | |
58 | Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину. | - | Зам. | |
59 | Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты. | + | Про. | |
60 | Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу. | - | Рац. | |
61 | Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами. | - | РО | |
62 | Я иногда грызу ногти. | + | Регр. | |
63 | Говорят, что я склонен обходить острые вопросы. | + | Отр. | |
64 | Я любитель выпить. | - | Регр. | |
65 | Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки. | - | РО | |
66 | Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь. | - | РО | |
67 | Карьеристы меня раздражают. | - | Про. | |
68 | Я много вру. | - | Регр. | |
69 | Я брезгую порнографией. | - | РО | |
70 | Из-за своего характера я имел неприятности по работе. | - | Регр. | |
71 | больше всего я ненавижу несчастных людей. | + | Про. | |
72 | Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение. | + | Регр. | |
73 | Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения. | + | Выт. | |
74 | Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение. | + | РО | |
75 | Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок. | + | Регр. | |
76 | Я все-таки много спорю с людьми. | + | Зам. | |
77 | Я никогда не испытываю неприятных ощущений на похоронах от того, что нахожусь в одном помещении с покойником. | + | Выт. | |
78 | Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания. | + | Про. | |
79 | Многие люди меня раздражают. | + | Про. | |
80 | Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение. | - | РО | |
81 | Мне неловко произносить нецензурные слова. | - | РО | |
82 | Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям. | - | Про. | |
83 | Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен. | - | Комп. | |
84 | Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела. | - | Регр. | |
85 | Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательным. | - | Комп. | |
86 | Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые. | + | РО | |
87 | В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других. | - | Рац. | |
88 | Люди безнравственные мне неприятны. | - | Про. | |
89 | Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься. | + | Зам. | |
90 | Я часто влюбляюсь. | + | Отр. | |
91 | Говорят, что я человек объективный. | - | Рац. | |
92 | Вид крови не вызывает у меня никакого волнения. | + | Выт. |
Обработка результатов.
С помощью данного опросника выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической защиты. Опросник содержит 8 шкал:
1. Реактивные образования(гиперкомпенсация) (n=10): 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86.
2. Отрицание (n=11) : 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90.
3. Замещение (n=10): 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89.
4. Регрессия(n=17): 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84.
5. Компенсация (n=10): 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
6. Проекция (n=12): 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88.
7. Вытеснение (n=10): 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92.
8. Рационализация (n=12): 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91.
Таблица 16
| Испытуемый №1 |
Реактивные образования | 2 |
Отрицание реальности | 7 |
Замещение | 6 |
Регрессия | 6 |
Компенсация | 6 |
Проекция | 7 |
Вытеснение | 9 |
Рационализация | 6 |
Необходимо подсчитать сумму «+» по каждой шкале и найти среднее арифметическое по каждой шкале: ∑ «+»/n (n — число утверждений в каждой шкале).
Установить напряженность каждой ПЗ = среднее арифметическое х 100%
Установить общую напряженность всех защит (ОНЗ) по формуле: ОНЗ = n/92 х 100%, где n — сумма всех положительных ответов по опроснику.
Сравнить с нормой ОНЗ. По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Таблица 17
Показатели напряженности защитных механизмов испытуемого
Защиты | Испытуемый 1 | ||
балл | Ср. ариф | % | |
Реактивные образования | 2 | 0,2 | 20 |
Отрицание реальности | 7 | 0,64 | 64 |
Замещение | 6 | 0,6 | 60 |
Регрессия | 6 | 0,35 | 35 |
Компенсация | 6 | 0,6 | 60 |
Проекция | 7 | 0,6 | 60 |
Вытеснение | 9 | 0,9 | 90 |
Рационализация | 6 | 0,75 | 75 |
ОНЗ | 53,2 |
В таблице 17 видно, что у испытуемого №1 общая напряженность всех защит (ОНЗ= 53,2%)
Выше нормы, т.е. не выявлены неразрешенные внешние и внутренние конфликты. При этом доминирующими защитами являются напряженные сверх нормы - вытеснение, отрицание реальности, проекция.
Интерпретация
Испытуемый №1 характеризуется использованием механизмов проекция, замещение, отрицание реальности.
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными.
Замещение проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.
При отрицании неприятные переживания, вызванные обстоятельствами жизни либо вытесняются в область бессознательного.
Вывод: в результате проведенного исследования было установлено, что у испытуемого общее напряжение психологических защит превышает норму. Для испытуемого №1 характерно применять - проекцию, замещение, отрицание реальности.
АКТИВНОСТЬ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15
Методика «Тип поведенческой активности» (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменгок)
Цель: диагностика типов поведения человека, уровня его общей активности и особенностей личности, основанных на ней.
Объект: поведение
Предмет: тип поведенческой активности
Материал и оборудование: текст опросника, бланк ответов, ручка.
Процедура проведения:
Стимульный материал представлен в виде 61 вопроса. Каждый ответ имеет различную весовую нагрузку от 1 до 13 баллов.
Инструкция:
«Внимательно прочтите каждый вопрос/утверждение и выберите вариант ответа, соответствующего вашему поведению».
Каждый вариант ответа имеет различную весовую нагрузку - от 1 до 13 баллов.
Протокол исследования
Испытуемый: женщина, 21 год