Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 819
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
119 не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-
10, F63, 1994).
В последнее время проблема азартных игр приобрела исключи- тельно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффек- та легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автома- ты давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах
ХХ столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кино- театров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, например, количест- во «проблемных гемблеров» – аддиктивных игроков, настолько зави- симых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, – достигает 5% населения. Данные других исследователей свидетельствуют о том, что только за первую полови- ну 1990-х годов число проблемных гемблеров выросло в Канаде более чем на 75%.
В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процес- се игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционально- го напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматри- вается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд призна- ков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие признаки.
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводи- мого в ситуации игры.
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотива- ций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре- кратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежут- ки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду призна- ков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровож-
120 даются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в иг- ре, стремление к все более высокому риску.
6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопро- вождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивлять- ся соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завя- зать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, раз- говор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемб- линг возобновляется.
Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы.
Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тя- желее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины под- падают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них – личные про- блемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это про- исходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4% случаев страсть принима- ет такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок – это женщина. Половые различия меж- ду мужчинами и женщинами заключаются также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствует депрессивное расстройство, а у мужчин – алкоголизм.
В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными гемблерами.
Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавлен- ности, вызванной очередной игровой неудачей.
Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтан- ные фантазии об игре. Гемблер проигрывает в своем воображении со- стояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проиг- рышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде слу-
121 чаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуаль- ного влечения, интеллектуальными нагрузками.
Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя пу- тями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фанта- зий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего жела- ния. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению гемблера, ва- риант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант – решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осозна- ваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться эко- номический и социальный статус гемблера. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма де- нег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выра- женное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о пред- стоящей игре. Часто гемблеры описывают это состояние как «транс»,
«становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные пред- ставления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержа- ния и запускается новый цикл [34].
При рассмотрении проблемы гемблинга уделяют особое внима- ние так называемым «ошибкам мышления», которые формируют ир- рациональные установки гемблеров. Ошибки мышления бывают стра- тегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддержи- вают механизм «игрового транса».
К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:
- деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отно- шений с людьми;
- неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные не- удачи успешной игрой;
122
- замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.
К тактическим ошибкам мышления относятся:
- вера в выигрышный – фартовый – день;
- установка на то, что обязательно должен наступить пере- ломный момент в игре;
- представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть;
- эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть;
- убеждение о том, что удастся играть только на часть денег;
- восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее;
- представление о ставках как о сделках.
В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах Рос- сии среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная гемблинг-эпидемия. Подростки не оказались в стороне от нее. У последних имеются свои особенности гемблинг-зависимости.
Исследование особенностей гемблинга среди подростковой популяции в 10000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и
Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы
(fruit machines, которые в настоящее время стоят во всех игорных за- лах России), а также билеты Национальной лотереи. По данным авст- ралийских исследователей более 5% подростков могут быть отнесены к проблемным гемблерам [104].
Говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, исследователи указывают на воспитание в семье таких качеств как уме- ние сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.
Аддикции отношений. Существуют три вида аддикций отноше- ний – любовные, сексуальные и избегания, которые соприкасаются друг с другом. У них общие предпосылки возникновения: проблемы с самооценкой, неспособность любить себя, трудности в установлении функциональных границ между собой и другими. Поскольку такие лица не могут установить границы своего «Я», то у них отсутствует способность к реальной оценке окружающих. Для этих людей сущест- вуют проблемы контроля – они позволяют контролировать себя или пытаются контролировать других. Характерны навязчивость в поведе- нии, в эмоциях, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность
123 действий и поступков, проблемы с духовностью, трудность в выраже- нии интимных чувств.
Любовная аддикция – это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных, или созави- симых. Наиболее характерные соаддиктивные отношения развиваются у любовного аддикта с аддиктом избегания. При таких отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность, как в положительном, так и в отрицательном отношении. В принципе, созависимые отношения могут возникнуть между родителем и ребен- ком, мужем и женой, друзьями, профессионалом и клиентом и т. д.
Признаки любовных аддикций заключаются в следующем. Не- пропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться.
Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отноше- ний, без критики к своему состоянию.
Любовный аддикт забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Это рас- пространяется и на отношение к родным и близким. У аддикта имеют- ся серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых стоит страх, который он старается подавить. Страх часто находится на уровне под- сознания. Страх, который присутствует на уровне сознания, – это страх быть покинутым. Своим поведением аддикт стремится избежать покинутости. Но на подсознательном уровне представлен страх ин- тимности. Из-за этого аддикт не в состоянии перенести «здоровую» близость. Он боится оказаться в ситуации, где придется быть самим собой. Это приводит к тому, что подсознание ведет аддикта в ловушку, в которой он подсознательно выбирает себе партнера, который не мо- жет быть интимным. По-видимому, это связано с тем, что в детстве аддикт потерпел неудачу, пережил психическую травму при проявле- нии интимности к родителям.
Признаки аддикции избегания. Уход от интенсивности в отно- шениях со значимым для себя человеком (любовным аддиктом). Ад- дикт избегания проводит время в другой компании, на работе, в обще- нии с другими людьми. Он стремится придать отношениям с любов- ным аддиктом «тлеющий» характер. Налицо амбивалентность отно-
124 шений с любовным аддиктом – они важны, но он их избегает, не рас- крывает себя в этих отношениях.
Стремление к избеганию интимного контакта с использованием техник психологического дистанцирования. На уровне сознания у ад- дикта избегания находится страх интимности. Аддикт избегания боит- ся, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу, окажется под контролем. На подсознательном уровне – это страх по- кинутости. Он приводит к желанию восстановить отношения, но дер- жать их на дистатнтном уровне.
Процесс аддикции позволяет выделить в нем несколько этапов.
Период, при котором интенсивные эмоциональные переживания будут иметь положительный знак. Этап знакомства аддиктов: аддикт избегания производит впечатление на любовного аддикта.
Развитие фантазирования. Происходит связь ранее имевшихся фантазий с реальным объектом, что несет радость и чувство освобож- дения от неприятных ощущений жизни как неинтересной и серой. Лю- бовный аддикт на пике фантазирования проявляет все большую требо- вательность к партнеру, что способствует уходу аддикта избегания от этих отношений.
Развитие осознания того, что в отношениях не все в порядке.
На каком-то этапе любовному аддикту приходится признать, что его покидают. Появляются явления отнятия, для которых характерны де- прессия, дистимия и безразличие. Начинается анализ произошедшего с целью вернуть все назад. Отношения разрушаются, но в будущем мо- гут быть восстановлены либо с прежним, либо с другим партнером.
В отношениях аддиктов отсутствуют здоровые разграничения, без которых невозможны интимность между партнерами, признание права на собственную жизнь. Это приводит к тому, что они обвиняют друг друга в нечестности, используют сарказм, преувеличения и ос- корбления.
Вместе с тем любовный аддикт и аддикт избегания тянутся друг к другу вследствие «знакомых» психологических черт. Несмотря на то, что черты, привлекающие у другого, могут быть неприятными, вызы- вать эмоциональную боль, они привычны с детства и напоминают си- туацию переживаний детства. Возникает влечение к знакомому. Оба вида аддиктов обычно не увлекаются неаддиктами. Они кажутся им скучными, непривлекательными; они не знают, как себя с ними вести.
Существуют факторы, способствующие влечению любовных аддиктов к аддиктам избегания:
- привлекательность того, что знакомо;
125
- привлекательность ситуации, содержащей в себе надежду на то, что «раны детства» могут быть излечены на новом уровне;
- привлекательность возможности реализации фантазий, соз- данных в детстве.
Сексуальные аддикции. Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Это связано с социальными табу на обсуждение данной тематики. Чем более закрыта, табуирована эта тематика, тем меньше выявляется аддикций. Таким образом, сексу- альные аддикции всегда должны рассматриваться в транскультураль- ном плане.
Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева (2000) подразделяют сексу- альные аддикции на ранние, которые начинают формироваться очень в юном возрасте на фоне общего аддиктивного процесса, и поздние, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения.
Признаками сексуальной аддикции являются:
- повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением;
- продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные последствия.
Теоретическая модель сексуальной аддикции, предложенная
А. Гудманом [Goodman, 1997], включает в себя три компонента:
- нарушение регуляции аффекта;
- нарушение тормозного контроля за сексуальным поведени- ем;
- нарушение функционирования мотивационной системы на- грады.
В генезе сексуальных аддикций большое значение имеет ранняя сексуальная травматизация в детстве: от прямого инцеста до закладки у ребенка убеждений, что он представляет интерес только как сексу- альный объект. В такой ситуации формируется комплекс неполноцен- ности, изоляция, недоверие к окружающим и зависимость от них, чув- ство угрозы извне и сверхценное отношение к сексу.
Большое значение имеет формирование системы верований и убеждений. Согласно этой системе любой аддикт относится к себе из- начально плохо. Он не верит, что окружающие могут хорошо к нему относиться. У него появляется убежденность, что секс – это единст- венная сфера, в которой он может проявить свою самостоятельность.
Секс – единственное средство, которое может сделать изоляцию ад- дикта переносимой.
Сексуальные аддикты часто отрицают наличие у себя каких- либо проблем. Они используют механизм проекции, осуждая других и
126 стараясь преуменьшить то, что может их дискредитировать. Другим часто встречающимся механизмом защиты является рационализация:
«Если я не буду заниматься сексом, то не вынесу напряжения, которое во мне накапливается» или «Это мое дело, это никому не вредит, это мой способ расслабления».
Периодически сексуальные аддикты дают себе зарок изменить- ся, приурочивают начало зарока к какому-то конкретному дню, ис- кренне веря, что они это сделают. Тем не менее, «помимо воли» про- исходит срыв. Сексуальное влечение приобретает компульсивный ха- рактер. В связи с компульсивным характером влечения и потребно- стью вступать в интимные отношения со значительным числом парт- неров, сексуальные аддикты имеют намного больше шансов заразиться
ВИЧ, поскольку пренебрегают безопасным сексом.
В семье аддикция длительно скрывается. Отношения постепен- но формализуются. Аддикт ведет двойную жизнь, он перестает инте- ресоваться другими вещами, не заботится о своем здоровье, ему стано- вится трудно преодолевать житейские трудности. Более важным для него представляется все время навязчиво доказывать свою состоятель- ность в сексуальном плане. Неуспех сексуального характера очень травматичен и может вызвать аутодеструктивные и агрессивные дей- ствия. Поражения могут сочетаться со злоупотреблением алкоголя и других ПАВ, призванным избавиться от неприятных чувств. С другой стороны, прием алкоголя может использоваться как запуск сексуаль- ной реализации.
Работоголизм. Термин «работоголизм» был предложен в начале
70-х годов ХХ века Оутсом – священником и профессором психологии религии. Еще первые работы, посвященные работоголизму, выявили его сходство с другими видами химической зависимости (Mentzel,
1979). Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от ре- альности посредством изменения своего психического состояния, ко- торое в данном случае достигается фиксацией на работе. Причем рабо- та не представляет собой того, что она выполняет в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходи- мостью, работа не является и одной из составных частей его жизни – она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности [49].
Одной из важных особенностей работоголизма является ком- пульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со сторо- ны окружающих. Аддикт испытывает страх потерпеть неудачу, «поте- рять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лени, оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование в