Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 824
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
127 психологическом состоянии чувства тревоги, которое не покидает ра- ботоголика ни во время работы, ни в минуты непродолжительного от- дыха, который не бывает полноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе. Работоголик настолько фиксирован на работе, что постоянно отчуждается от семьи, друзей, все более замыкаясь в систе- ме собственных переживаний.
Работоголизм, как и любая аддикция, сопровождается характер- ными личностными изменениями, которые затрагивают, прежде всего, эмоционально-волевую сферу. Развитие процесса сочетается с прогре- диентным нарастанием эмоциональной опустошенности, нарушается способность к эмпатии. Межличностные отношения затрудняются, воспринимаются как тягостные, требующие большой энергетической затраты. Работоголик уже на подсознательном уровне стремится избе- гать ситуаций, в которых требуется активное участие, уклоняется от обсуждения важных семейных проблем, не участвует в воспитании детей, которые не получают от него обратного эмоционального тепла.
Он предпочитает общаться с неодушевленными предметами (реже с животными), чем с людьми, так как это не требует решения насущных межличностных проблем.
Вместе с тем аддикт убеждает себя и окружающих в том, что он работает ради денег или другой абстрактной цели. Такая защита при- нимается обществом. Человек не понимает, что такой способ «траты» себя является тупиковым, не реализует потенциальные возможности.
Вне работы (болезнь, увольнение и т. д.) работогольная аддикция лег- ко сменяется другой, чаще химической аддикцией.
Работоголизм связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Такая организация представляет собой закрытую систему, ограничивающую способность к самостоя- тельному мышлению и восприятию многих явлений, выходящих за рамки концепции этой системы. В советские времена это выражалось сверхценным отношением к количественным показателям работы, в бесконечных выполнениях и перевыполнениях плана, «встречных планах», в фиксации внимания на формальной стороне работы – раз- ного вида отчетов, рапортов, показателей, иными словами, стремлени- ем произвести благоприятное внешнее впечатление.
Развитию работоголизма способствует также система мелочного контроля, постоянных проверок эффективности, качества и т. д. Тако- го рода подходы основаны на недоверии к человеку, неуважении его личности и способствуют формированию работогольного мышления со сниженными возможностями истинной самореализации.
128
Работоголик оказывает влияние на других членов семьи, не по- лучающих от него эмоциональной поддержки. Члены семьи либо ви- дят в нем пример, либо не принимают и идут по пути более деструк- тивных аддикций. Дети работоголиков часто злоупотребляют ПАВ.
Между тем следует учитывать, что работоголизм может явиться
«спасительной» аддикцией для бывших наркоманов и алкоголиков на этапе реабилитации [32].
Интернет-зависимости. Последние два десятилетия ознамено- вались повсеместным распространением Интернета как в профессио- нальной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через
Интернет делаются покупки, происходит общение, берется информа- ция обо всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое.
В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизаци- ей» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом возникшая еще в конце 1980-х.
Речь идет о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: ин- тернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет- поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение интернета).
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психоте- рапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Ин- тернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется па- тологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн. Родоначальни- ками психологического изучения феноменов зависимости от Интерне- та могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 году К. Янг (Young, 2000) разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. В результате были получены почти 500 заполненных анкет, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами.
Согласно исследованиям К. Янг [Young, 1998], опасными сиг- налами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг
(2000) являются следующие критерии:
- всепоглощенность Интернетом;
129
- потребность проводить в сети все больше и больше време- ни;
- повторные попытки уменьшить использование Интернета;
- при прекращении пользования Интернетом возникают сим- птомы отмены, причиняющие беспокойство;
- проблемы контроля времени;
- проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
- ложь по поводу времени, проведенном в сети;
- изменение настроения посредством использования Интер- нета.
Распространенность этого расстройства составляет от 1 до 5% населения, причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютер- ным сетям. По данным корейских исследователей, среди старших школьников возможная Интернет-аддикция регистрируется у 38%. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета
(www.monitoring.ru) в России с 1992 по 2004 гг. удельный вес подрост- ков увеличился с 2% до 25%, т. е. подростки становятся все более ак- тивными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи
Интернет-аддикции среди молодежи.
К. Янг (Young, 1998) охарактеризовала пять основных типов ин- тернет-зависимости.
1. Обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности).
2. Компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных ба- зах данных.
3. Патологическая привязанность к опосредованным Интерне- том азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным по- купкам [103].
4. Зависимость от социальных применений Интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
5. Зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».
Следует выделить еще один важный аспект, связанный с интер- нет-аддикцией и влияющий на становление иных форм девиантного поведения. Это серьезные опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в режиме он-лайн.
130
-
Эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на со- вершение непристойных действий.
-
Доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порногра- фию ввиду ее широкого распространения в сети. Программное обеспе- чение, ограничивающее доступ детей в такие сайты, не всегда сраба- тывает, а часто вообще отсутствует: его может не быть в школе, в биб- лиотеке.
-
Неподходящие контент-сайты с деструктивным содержани- ем, например, с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотиче- ских веществ. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям поведе- ния ребенка.
-
Увлечение играми типа DOOM, QUAKE, сетевыми играми с насилием, повышает агрессивность детей. Родителям надо знать, в ка- кие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктивную альтернативу.
Совершенно очевидно, что с ростом компьютеризации в стране будет увеличиваться число и интернет-аддиктов, особенно среди мо- лодой части населения [22].
Пищевые аддикции. Выделяется два вида пищевых аддикций.
Переедание. Аддикция к еде возникает тогда, когда еда исполь- зуется в виде аддиктивного агента, применяя который человек уходит от субъективной реальности [50]. Во время фрустрации возникает стремление «заесть» неприятность. Это удается, поскольку происходит фиксация на вкусовых ощущениях и вытеснение неприятных пережи- ваний. Может появиться стремление затянуть процесс еды во времени: дольше и больше есть. Согласно одному из исследований, проведен- ных в США, почти 100% молодых женщин и около 70% молодых мужчин сообщили, что у них был хотя бы один эпизод неодолимой тяги к пище в течение последнего года. У пожилых лиц (после 65 лет) частота таких эпизодов снижается.
Согласно одной из гипотез, пища обладает аддиктивным потен- циалом, если в ней содержится повышенное содержание карбонгидра- та, который усиливает выработку серотонина в мозгу, тем самым, по- вышая настроение. Таким образом, переедание сводится к «самолече- нию» пониженного настроения с помощью карбонгидрата, находяще- гося в пищевых продуктах (его больше в высококалорийных продук- тах, таких как картофельные чипсы, гамбургеры и т. д.).
Аддикция к еде – это, с одной стороны, психологическая зави- симость, а с другой – утоление голода. По мере того как еда приобре- тает все больший аддиктивный потенциал, происходит искусственное
131 стимулирование чувства голода. Переедающий человек входит в зону повышенного обменного баланса. Чувство голода начинает появляться сразу с падением концентрации глюкозы в крови после очередного приема пищи. Физиологические механизмы рассогласовываются. Че- ловек начинает есть слишком много и слишком часто. На каком-то этапе он уже стыдится переедания и стремится скрыть факт аддикции.
Аддикт начинает есть в одиночку, в промежутках между любой актив- ной деятельностью. Все это приводит к опасным для здоровья послед- ствиям: нарастанию веса, нарушению обмена веществ и потере кон- троля, в результате чего человек употребляет количество пищи, пред- ставляющее опасность для жизни. В принципе, можно «заесть» себя до смерти.
Голодание. Существуют два механизма возникновения аддик- ции к голоданию: медицинский и немедицинский. При медицинском варианте используется разгрузочная диетотерапия. Фаза вхождения в голод характеризуется трудностями, связанными с необходимостью подавить аппетит. Затем состояние меняется – появляются новые си- лы, аппетит исчезает, повышается настроение, усиливается двигатель- ная активность, невротические проявления редуцируются. Некоторым пациентам нравится состояние голода, когда уже исчез аппетит, и они стремятся его продлить. Повторное голодание осуществляется уже самостоятельно. На уровне достигнутой голоданием эйфории проис- ходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда это становится опасным для его здоровья, теряется критика к своему состоянию.
При немедицинском варианте голодать начинают самостоятель- но с целью похудеть и, отдавая дань моде, использовать для этого не- обычную диету. Одним из психологических механизмов, провоци- рующих голодание, является желание изменить себя физически, вы- глядеть лучше, в соответствии с модным на сегодняшний момент имиджем. Другой механизм, запускающий голодание и имеющий большое значение, заключается в самостоятельной постановке задачи и возникновении чувства самоудовлетворенности и гордости от ее вы- полнения. По мере голодания появляются признаки физического ис- тощения. Контроль за ситуацией уже потерян, поэтому попытки окру- жающих повлиять на ситуацию ни к чему не приводят. Аддикты живут в воображаемом мире; у них возникает отвращение к еде, выраженное в такой степени, что жевательную резинку или зубную пасту, попав- шую в рот во время чистки зубов, они считают достаточным для себя количеством еды
132
Углубленное изучение нехимических аддикций должно помочь в лечении и реабилитации химической зависимости. По существу, ле- чение социально неприемлемой аддикции (наркомании, алкоголизма, гемблинга) во многом сводится к переводу зависимого в социально приемлемую форму аддикции (работогольной, отношений, религиоз- ной, спортивной и т.д.). Такое состояние в наркологии называется ус- тойчивой ремиссией. На наш взгляд, в основе реабилитации в нарколо- гии должен быть строго индивидуальный поиск, а потом закрепление социально приемлемой формы замещающей нехимической зависимо- сти. Важно обратить внимание на необходимость индивидуальной ра- боты с каждым зависимым: приемлемость лично для него нехимиче- ской аддикции является обязательным условием, иначе опять начнется собственный «поиск», заканчивающийся рецидивом социально непри- емлемой химической или нехимической зависимости.
133
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21
ПСИХОЛОГИЯ САМОУБИЙСТВА
Теоретические подходы
Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского «sui» (себя) и
«caedere» (убивать).
Следует обратить внимание на две важные особенности опреде- ления самоубийства.
Самоубийством называют как сознательные действия, привед-
шие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена
попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное са- моубийство (или суицидальная попытка).
Ключевым понятием в определении выступает осознанность предпринятых человеком действий. Самоубийство – явление, свойст- венное только людям. Может показаться, что нечто похожее на само- убийство наблюдается и в животном мире. В литературе описываются случаи, когда животные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем случае нельзя назвать осознанным.
Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным. Очень многое зави- село от того, кто и при каких обстоятельствах совершал самоубийство.
Отношение к самоубийцам у разных народов и в разные эпохи меня- лось от безоговорочного осуждения (у христиан) до преклонения пе- ред ними (в Японии).
Известно, например, что в античных обществах благосклонно относились к самоубийству осужденных преступников. Если кончал с собой потерпевший поражение политический деятель (Демосфен,
Ганнибал, Сенека), это считалось героическим проявлением силы во- ли. Однако в позднеримской империи, когда получили распростране- ние самоубийства рабов, лишение себя жизни стали считать негатив- ным действием, лишающим владельца его ценной собственности.
Со времен средневековья между Западом и Востоком стали на- блюдаться существенные различия в восприятии самоубийства.
В странах Востока акт самоубийства чаще всего не рассматри- вался как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но часто, наоборот, приносил самоубийце уважение окружающих. Так, в
Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей
134 своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные по- чести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни.
В Китае же самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.
Такое лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. По- этому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивиду- альным выбором самого человека.
Кардинально противоположная ситуация наблюдалась в странах средневекового Запада. Христианство осуждало самоубийц, которые, сознательно отказываясь от жизни, стремились таким образом убежать от той судьбы, которая была им предначертана Богом. Им отказыва- лось в спасении души, их запрещалось хоронить на кладбище. Тех же самоубийц, кто случайно оставался в живых, приговаривали к каторж- ным работам, как убийц.
Чтобы отвратить людей от самой мысли о возможности само- убийства, в средневековой Западной Европе трупы самоубийц подвер- гали самым изощренным надругательствам. Тела вешали за ноги на центральных улицах, закапывали на перекрестках с вбитым в сердце колом, с позором хоронили вместе с павшими животными. Иногда из могил выкапывали трупы людей, всего лишь заподозренных в том, что они наложили на себя руки. Такие строгие меры были не стихийными: так, например, во Франции при Людовике XIV тела самоубийц, со- гласно закону, таскали на носилках по улицам лицом вниз, затем ве- шали, после чего бросали на живодерню. Официальные юридические законы, преследующие тех, кто пытался свести счеты с жизнью по- средством самоубийства, были приняты во многих европейских стра- нах. В большинстве из них штрафы за попытку самоубийства были отменены в 17 в., но в Англии они просуществовали вплоть до 1961.
Сейчас в современном западном обществе слово «суицид» обычно произносится шепотом, оно не подходит для любой компании.
Семья и друзья часто притворяются, что не слышат этого ужасного слова, даже когда оно произнесено. Дело в том, что суицид – это пред- мет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в жи- вых. Конечно, любая смерть от естественных причин связана с опреде- ленными эмоциональными переживаниями: одиночеством, неверием в случившееся, сердечной болью и душевными мучениями. В случае суицида эти эмоции достигают невероятной силы и становятся невы- носимыми. Люди с суицидальными намерениями часто находятся в