Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск, 2009 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 767
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
играть роль – иметь значение;
придавать значение – обращать внимание;
вызывать интерес – привлекать внимание;
уделять внимание – отводить место.
Задание 5. Отредактируйте предложения.
Задание 6. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.
4 . Смешение паронимов
Паронимы – это слова, имеющие один корень и принадлежащие к одной части речи, сходные по звучанию, но разные по значению.
Здесь смешаны паронимы эффектный (производящий впечатление) и эффективный (результативный).
Здесь смешаны паронимы одеть и надеть. Обратите внимание! Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог на (надеть на голову). Глагол одеть имеет антоним раздеть.
Задание 7. Найдите ошибки в употреблении паронимов. Уточните по словарю их значения.
Задание 8. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.
1. Больной гриппом должен____повязку из марли.
2. На мебель были______чехлы.
3. Девочка_____куклу.
4. Слесарь_______хомут на трубу.
5. Муж жену_____как принцессу.
6. Космонавт______скафандр.
7. Сегодня холодно,_____шарф!
8. Мама __________на ребёнка шапку.
9. Помощники ________скафандр на космонавта.
10. А вы где _____тесь? Я - в «Снежной королеве»!
Задание 9. Отредактируйте предложения. Обоснуйте своё решение.
Задание 10. Образуйте все возможные словосочетания.
1. Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка).
2. Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище).
3. Скрытый – скрытный (угроза, характер, недовольство, намерения).
4. Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, освещение).
5. Невежественный – невежливый (ответ, обращение, человек).
5 . Плеоназм (лексическая, речевая избыточность).
Плеоназм – речевая избыточность, употребление слов, которые не несут новой информации. Это слова-паразиты, слова-пустышки, слова-сорняки (ну, это самое, короче, значит).
Существует также скрытый плеоназм, который порой бывает трудно распознать.
Задание 11. Устраните ошибки в следующих предложениях.
1. В аудитории собралось двадцать шесть человек студентов.
2. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?
3. Это его единственная ахиллесова пята.
4. Говорил, бурно жестикулируя руками.
5. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
6. На выполнение задания понадобилось более двух часов времени.
7. Это наши ближайшие как бы задачи на ближайшие как бы дни.
Задание 12. Отредактируйте предложения.
1. Они уже закончили университет и получили высшее образование.
2. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности.
3. Впереди шла стройная белокурая блондинка.
4. Неженатый холостяк хочет познакомиться с девушкой.
5. На семинаре автор изложил главную суть этой книги.
6. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
6. Тавтология
Тавтология – это повторение однокоренных слов в узком контексте.
Задание 13. Устраните тавтологию.
Задание 14. Найдите и исправьте ошибки.
7 . Лексическая (речевая) недостаточность
Речевая недостаточность – непреднамеренный пропуск нужного слова (слов). Лексическая недостаточность – естественная черта живой разговорной речи.
Однако в официально-деловом, научном, публицистическом и даже в художественном стилях лексическая недостаточность расценивается как ошибка.
Задание 15. Прокомментируйте случаи лексической (речевой) недостаточности.
Задание 16. Отредактируйте предложения.
О братите внимание! Любая из выше перечисленных лексических ошибок, сделанная намеренно, может быть средством выразительности, языковой игрой, художественным приёмом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Тест № 1
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.
1. Спортсмены завода могут похвастаться спортивными успехами.
2. Дом снова наполнился мелодичной мелодией.
3. Я этот шарф люблю, потому что цвет его окраски мне нравится.
4. В рассказе рассказывается о герое Великой Отечественной войны.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Я была у зубного врача, и мне поставили на зуб клумбу! (из детской речи).
2. Мы ему скальпель за это снимем!
3. Пломба вводится в коронку или в полость больного зуба.
4. Световой скальпель – это лазерный луч, применяемый в хирургии для рассечения тканей.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Позвольте поднять тост за молодых.
2. Это не играет никакой роли!
3. После прочтения повести у меня поднялось впечатление, что в любом поколении есть свои герои.
4. Библейские истории учат нас в прежнюю очередь доброте.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Под фонарём стоял типичный сельский командированный, который только что приехал.
2. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
3. Наладчик Канурин неправильно одел наконечник на трубку.
4. На мебель были надеты чехлы, что придавало комнате нежилой вид.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Именно эта песня стала моим дебютом.
2. Они жили в параллельных, непересекающихся цивилизациях.
3. У Лермонтова мы не встретим радостного оптимизма.
4. Отец уже давно решил, что переходит.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.
1. Пусть она хоть в кардиобалете танцует!
2. К тридцати годам он стал махровым специалистом.
3. На завтрак я съела один бутырьброд.
4. Благодаря вам мы получим немалую прибыль.
Тест № 2
Задание 1. Отметьте номера предложений без
придавать значение – обращать внимание;
вызывать интерес – привлекать внимание;
уделять внимание – отводить место.
Задание 5. Отредактируйте предложения.
-
Нами была обезврежена целая плеяда жуликов. -
Эта игрушка осталась у меня до натурального времени. -
Эти события сыграли резонанс по всей стране. -
Он хотел причинить радость своим родным. -
Они погибли благодаря несчастному случаю.
Задание 6. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.
-
Полчища тружеников вышли на субботник. -
Они внесли огромную лепту в выполнение плана. -
В странах уделяют огромное значение встрече глав правительств. -
Специалисты оказывали консультации правительству. -
Надо смело ставить свои требования. -
Не нужно из этого факта строить проблему. -
Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.
4 . Смешение паронимов
Паронимы – это слова, имеющие один корень и принадлежащие к одной части речи, сходные по звучанию, но разные по значению.
-
Полоски делают оперение селезня очень эффективным.
Здесь смешаны паронимы эффектный (производящий впечатление) и эффективный (результативный).
-
М узыкант одел чехол на гитару.
Здесь смешаны паронимы одеть и надеть. Обратите внимание! Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог на (надеть на голову). Глагол одеть имеет антоним раздеть.
Задание 7. Найдите ошибки в употреблении паронимов. Уточните по словарю их значения.
-
Слово представляется следующему выступающему! Нужна криминальная экспертиза. -
В профсоюзе он занимал выборочные должности. -
Он дал нам очень дипломатический ответ. -
Карелин технический спортсмен, но он совершил ошибку. -
Надо тактически намекнуть ему, что он не прав. -
Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. -
Приведенные докладчиком факторы никого не убедили.
Задание 8. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.
1. Больной гриппом должен____повязку из марли.
2. На мебель были______чехлы.
3. Девочка_____куклу.
4. Слесарь_______хомут на трубу.
5. Муж жену_____как принцессу.
6. Космонавт______скафандр.
7. Сегодня холодно,_____шарф!
8. Мама __________на ребёнка шапку.
9. Помощники ________скафандр на космонавта.
10. А вы где _____тесь? Я - в «Снежной королеве»!
Задание 9. Отредактируйте предложения. Обоснуйте своё решение.
-
Прежде чем начать, необходимо изучить существо процесса. -
А теперь наше авторитарное жюри назовёт победителя! -
Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан. -
Он демонстрационно покинул зал заседаний. -
Руководитель даст вам списки рекомендательной литературы. -
На сборочном пункте было много призывников. -
Тело погибшего будет передано земле. -
В бассейне есть свободные абоненты. -
Это было самое памятливое событие моей жизни.
Задание 10. Образуйте все возможные словосочетания.
1. Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка).
2. Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище).
3. Скрытый – скрытный (угроза, характер, недовольство, намерения).
4. Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, освещение).
5. Невежественный – невежливый (ответ, обращение, человек).
5 . Плеоназм (лексическая, речевая избыточность).
Плеоназм – речевая избыточность, употребление слов, которые не несут новой информации. Это слова-паразиты, слова-пустышки, слова-сорняки (ну, это самое, короче, значит).
Существует также скрытый плеоназм, который порой бывает трудно распознать.
-
В ноябре месяце мы уже это обсуждали! -
У неё пять человек детей; -
Я уже писал это в своей автобиографии.
Задание 11. Устраните ошибки в следующих предложениях.
1. В аудитории собралось двадцать шесть человек студентов.
2. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?
3. Это его единственная ахиллесова пята.
4. Говорил, бурно жестикулируя руками.
5. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
6. На выполнение задания понадобилось более двух часов времени.
7. Это наши ближайшие как бы задачи на ближайшие как бы дни.
Задание 12. Отредактируйте предложения.
1. Они уже закончили университет и получили высшее образование.
2. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности.
3. Впереди шла стройная белокурая блондинка.
4. Неженатый холостяк хочет познакомиться с девушкой.
5. На семинаре автор изложил главную суть этой книги.
6. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
6. Тавтология
Тавтология – это повторение однокоренных слов в узком контексте.
-
Например, приведу такой пример. -
Судно находилось в районе нахождения наших рыбаков.
Задание 13. Устраните тавтологию.
-
Я хочу посидеть при мягком свете светильников. -
В прошлом году выдался неурожайный год. -
Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса. -
В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. -
Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон. -
На территории собора были найдены интересные находки. -
Судя по находкам, которые они нашли, их теория верна. -
Все работники своевременно выполнили заданное задание. -
Сначала начинаю смотреть на него.
Задание 14. Найдите и исправьте ошибки.
-
Это свойство свойственно всем писателям. -
Автомобиль был оборудован газовым оборудованием. -
За воинские заслуги этот город заслужил имя героя. -
Этот вопрос вы не по адресу адресуете. -
Он обратился к мэру с целью получения земельных участков земли. -
Нужно решить проблему наличия наличных денег. -
Вы знаете, я даже не знаю, как объявить следующего конкурсанта. -
Чтобы не возникали вопросы, надо правильно поставить вопрос. -
Сообщайте нам, дорогие телезрители, где самые дорогие товары.
7 . Лексическая (речевая) недостаточность
Речевая недостаточность – непреднамеренный пропуск нужного слова (слов). Лексическая недостаточность – естественная черта живой разговорной речи.
-
У нас Надя в этом году заканчивает [школу] и поступает [в вуз]. -
Отец уже давно решил, что переходит [на новую работу]. -
Таня только что вернулась, потому что купила [продукты].
Однако в официально-деловом, научном, публицистическом и даже в художественном стилях лексическая недостаточность расценивается как ошибка.
-
Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток [мастера по пошиву].
Задание 15. Прокомментируйте случаи лексической (речевой) недостаточности.
-
Население платит за воду не по фактическому, а по нормативу. -
Масло выросло на 58 процентов. -
В связи с утерей диплома, выданного ГПТУ-29 на имя Росляковой И.А., считать недействительным. -
Страховая компания приглашает вас для получения травмы. -
Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив.
Задание 16. Отредактируйте предложения.
-
Требуются рабочие по выпечке хлеба и безалкогольных напитков. -
Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете). -
Дети до 3-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре). -
Заявление от гражданки Ивановой с просьбой освободить ее от ночного сторожа. -
Вашему вниманию – ария тореадора из оперы Бизе «Кармен».
О братите внимание! Любая из выше перечисленных лексических ошибок, сделанная намеренно, может быть средством выразительности, языковой игрой, художественным приёмом.
-
Заголовки в газете: «Быт и бытие»; «Крайности крайнего севера»; -
автобус битком набит; -
Из речи адвоката на суде: «…я буду вестине придуманную, а продуманную речь!».
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Тест № 1
Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.
-
Громадная стая коров паслась на поле. -
Опытный учитель творчески насаждает новые методы обучения. -
В соревнование за выполнение плана должны включиться все без исключения инженеры производства. -
Город Андрея Белого – прообраз современного Петербурга.
Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.
1. Спортсмены завода могут похвастаться спортивными успехами.
2. Дом снова наполнился мелодичной мелодией.
3. Я этот шарф люблю, потому что цвет его окраски мне нравится.
4. В рассказе рассказывается о герое Великой Отечественной войны.
Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.
1. Я была у зубного врача, и мне поставили на зуб клумбу! (из детской речи).
2. Мы ему скальпель за это снимем!
3. Пломба вводится в коронку или в полость больного зуба.
4. Световой скальпель – это лазерный луч, применяемый в хирургии для рассечения тканей.
Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1. Позвольте поднять тост за молодых.
2. Это не играет никакой роли!
3. После прочтения повести у меня поднялось впечатление, что в любом поколении есть свои герои.
4. Библейские истории учат нас в прежнюю очередь доброте.
Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.
1. Под фонарём стоял типичный сельский командированный, который только что приехал.
2. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
3. Наладчик Канурин неправильно одел наконечник на трубку.
4. На мебель были надеты чехлы, что придавало комнате нежилой вид.
Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.
1. Именно эта песня стала моим дебютом.
2. Они жили в параллельных, непересекающихся цивилизациях.
3. У Лермонтова мы не встретим радостного оптимизма.
4. Отец уже давно решил, что переходит.
Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.
1. Пусть она хоть в кардиобалете танцует!
2. К тридцати годам он стал махровым специалистом.
3. На завтрак я съела один бутырьброд.
4. Благодаря вам мы получим немалую прибыль.
Тест № 2
Задание 1. Отметьте номера предложений без