ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57
Другим таким уже сделанным шагом можно считать установление пожизненного лишения свободы в качестве альтернативы смертной казни, причем в самом уголовном законе альтернатива в виде лишения свободы и пожизненного заключения является предпочтительной. В русле тех же идей сформулировано правило, зафиксированное в ч. 3 ст. 59 УК РФ. Оно гласит: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Это же право суда предусмотрено ст. 57 УК РФ "Пожизненное лишение свободы".
Смертная казнь применяется только в качестве основного вида наказания. Это означает, во-первых, что законодатель не отказался от мысли использовать смертную казнь как самую жесткую меру уголовной репрессии в борьбе с преступностью, во-вторых, что он по-прежнему относится к ней как к исключительной (крайней) мере, в-третьих, что им резко сужен круг преступлений, за совершение которых может быть назначена эта мера, в-четвертых, что он расширил перечень лиц, к которым она применена быть не может.58
Так, при совершении преступления, за которое предусмотрено назначение смертной казни, она все же не применяется к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора (ч. 2 ст. 59 УК РФ), (а не к моменту совершения преступления!).
Таким образом, ограничение сферы применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания кругом особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, дополняется критериями пола и возраста.
Не может быть назначено это наказание также в целом ряде других случаев, предусмотренных законом: при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. «и» и «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств - на основании ст. 62 УК РФ; при наличии исключительных обстоятельств, перечисленных в ст. 64 УК РФ, служащих основанием для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление; при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ); при неоконченном преступлении (ст. 66 УК РФ); если суд не сочтет возможным освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, в связи с истечением сроков давности (ч. 4 ст. 78 УК РФ); если суд не сочтет возможным применить в отношении осужденного к пожизненному лишению свободы или смертной казни сроки давности исполнения обвинительного приговора (ч. 3 ст. 83 УК РФ).
Применение высшей меры наказания должно быть мотивировано в приговоре на основе установленных обстоятельств совершения преступления и исчерпывающих данных, характеризующих подсудимого как личность. Прежде всего, это данные: о психическом и интеллектуальном уровне развития лица, его возрасте; обстоятельствах, свидетельствующих об исключительной опасности виновного; других обстоятельствах, которые могут иметь значение для характеристики преступления.
Смертная казнь обоснованно считается самой строгой, исключительной мерой уголовного наказания, что обусловливает предельно узкие возможности ее применения.
Учитывая исключительный характер смертной казни, законодатель предусмотрел ряд гарантий обоснованности осуждения виновного к смертной казни. Санкции всех статей, содержащих смертную казнь, на первом месте предусматривают более мягкие виды наказания — лишение свободы, пожизненное или на определенный срок, избрание которых при назначении судом наказания, согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ является приоритетным.
Смертная казнь может быть назначена не ниже, чем республиканским, областным, краевым судом или Верховным Судом РФ с обязательным участием защитника и только коллегиально. Приговор смертной казни может быть приведен в исполнение лишь после его тщательной проверки со стороны Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и Президента РФ.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 №1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года №3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» разъяснено, что возможность применения смертной казни при условии введения суда присяжных на всей территории РФ, вытекающая из содержания ст. 20 Конституции РФ, была установлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 02.02.1999 №3-П. С 1 января 2010 года суды присяжных начали функционировать в Чеченской Республике, последнем субъекте РФ, где они не были введены. В связи с запросом Верховного Суда РФ по этому поводу Конституционный Суд РФ определил следующее.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 Конституции РФ, означают, что исполнение Постановления №3-П в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
Упомянутые международные обязательства Российской Федерации по данному вопросу определены Протоколом №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанным Россией 16 апреля 1997 года. До настоящего времени Российская Федерация Протокол №6 не ратифицировала, но и не выразила своего намерения не стать его участником, что в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров означает обязанность России воздерживаться от действий, противоречащих этому документу.
Важной характеристикой рассматриваемого наказания служит то, что по смыслу уголовного закона на лиц, осужденных к смертной казни, не распространяются акты амнистии.
Вопросы применения в РФ смертной казни поставлены под контроль Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и Президента РФ.
При отсутствии жалобы осужденного правильность осуждения проверяется в порядке надзора Верховным Судом России и Генеральной прокуратурой, которые дают свои заключения о правильности применения смертной казни либо опротестовывают приговор. Подача осужденным жалобы, в том числе и в порядке надзора, приостанавливает исполнение приговора до получения ответа от соответствующей инстанции.59
После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к смерти может быть помилован Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).
Ходатайство о помиловании может заявляться самим осужденным, его защитником, родственниками, трудовыми коллективами, администрацией мест лишения свободы. Поэтому практически всегда в случае вынесения смертного приговора рассматривается вопрос о помиловании. Непосредственно вопрос о помиловании решается Президентом РФ.
При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК). Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Этот же порядок соответственно распространяется на лиц, осуждённых к смертной казни.
При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора. Но и в случае написания ходатайства и при отказе осужденного вопрос о помиловании все равно рассматривается Президентом России. Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана немедленно сообщать в аппарат Президента, где находится на рассмотрении ходатайство о помиловании, о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения такого ходатайства (смерть или тяжкая болезнь осужденного, совершение им нового преступления, изменение или отмена приговора суда и т.п.). И лишь после отклонения всех жалоб и ходатайства о помиловании либо при отказе Президента РФ помиловать осужденного приговор подлежит исполнению.
Помилование в отсутствие ходатайства о нем осужденного к смертной казни вызывает у некоторых юристов возражения, поскольку не существует «обязанности жить» и «помилование нельзя навязать».
60 С таким рассуждением трудно согласиться. Известны случаи, когда осужденные к смерти, получая в ответ на свои многочисленные жалобы формальные отписки, теряли веру в правосудие, уставали ждать, впадали в состояние фрустрации и отказывались от подачи ходатайства о помиловании. По делу Л. и П. к смертной казни за убийство двух рабочих в поселке Коджером Республики Коми был приговорен Л. В течение четырех лет отклонялись все жалобы осужденных. Усталость и разочарование были так велики, что осужденный Л. отказался подать прошение о помиловании, что вызвало повышенное внимание к данной ситуации. И это спасло ему жизнь. В условиях отсутствия ходатайства осуждённого о помиловании было проведено дополнительное тщательное расследование, которым удалось установить полную невиновность Л. и П. Надо также иметь в виду, что закон, допустивший помилование при отсутствии просьбы о нем, - шаг в сторону полной отмены смертной казни.61
При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. Смертная казнь есть исключительная мера наказания, заключающаяся в физическом уничтожении осужденного путем расстрела по приговору суда на основании и в порядке, предусмотренном уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. В соответствии со ст. 184 УИК РФ осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключения Председателя Верховного Суда и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.
Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение проходит нередко достаточно большой срок, исчисляемый годами. Такое положение существует во многих странах.
Условия содержания лиц, осужденных к смертной казни, должны прежде всего обеспечивать их надежную охрану, изоляцию и безопасность персонала. Исходя из этого, осужденные должны содержатся, в одиночных камерах под усиленной охраной. Камеры оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность разобрать стену, сделать подкоп, перепилить решетку окна или двери. Вся площадь камеры должна легко обозреваться через смотровое окно. Прием пищи организуется в камере. Через оборудованное в двери открываемое окно передается пища. В камере должна быть канализация и умывальник, что сведет к минимуму вывод осужденного из камеры и обеспечит минимальный уровень санитарно-гигиенических условий.
Другим таким уже сделанным шагом можно считать установление пожизненного лишения свободы в качестве альтернативы смертной казни, причем в самом уголовном законе альтернатива в виде лишения свободы и пожизненного заключения является предпочтительной. В русле тех же идей сформулировано правило, зафиксированное в ч. 3 ст. 59 УК РФ. Оно гласит: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Это же право суда предусмотрено ст. 57 УК РФ "Пожизненное лишение свободы".
Смертная казнь применяется только в качестве основного вида наказания. Это означает, во-первых, что законодатель не отказался от мысли использовать смертную казнь как самую жесткую меру уголовной репрессии в борьбе с преступностью, во-вторых, что он по-прежнему относится к ней как к исключительной (крайней) мере, в-третьих, что им резко сужен круг преступлений, за совершение которых может быть назначена эта мера, в-четвертых, что он расширил перечень лиц, к которым она применена быть не может.58
Так, при совершении преступления, за которое предусмотрено назначение смертной казни, она все же не применяется к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора (ч. 2 ст. 59 УК РФ), (а не к моменту совершения преступления!).
Таким образом, ограничение сферы применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания кругом особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, дополняется критериями пола и возраста.
Не может быть назначено это наказание также в целом ряде других случаев, предусмотренных законом: при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. «и» и «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств - на основании ст. 62 УК РФ; при наличии исключительных обстоятельств, перечисленных в ст. 64 УК РФ, служащих основанием для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление; при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ); при неоконченном преступлении (ст. 66 УК РФ); если суд не сочтет возможным освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, в связи с истечением сроков давности (ч. 4 ст. 78 УК РФ); если суд не сочтет возможным применить в отношении осужденного к пожизненному лишению свободы или смертной казни сроки давности исполнения обвинительного приговора (ч. 3 ст. 83 УК РФ).
Применение высшей меры наказания должно быть мотивировано в приговоре на основе установленных обстоятельств совершения преступления и исчерпывающих данных, характеризующих подсудимого как личность. Прежде всего, это данные: о психическом и интеллектуальном уровне развития лица, его возрасте; обстоятельствах, свидетельствующих об исключительной опасности виновного; других обстоятельствах, которые могут иметь значение для характеристики преступления.
Смертная казнь обоснованно считается самой строгой, исключительной мерой уголовного наказания, что обусловливает предельно узкие возможности ее применения.
Учитывая исключительный характер смертной казни, законодатель предусмотрел ряд гарантий обоснованности осуждения виновного к смертной казни. Санкции всех статей, содержащих смертную казнь, на первом месте предусматривают более мягкие виды наказания — лишение свободы, пожизненное или на определенный срок, избрание которых при назначении судом наказания, согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ является приоритетным.
Смертная казнь может быть назначена не ниже, чем республиканским, областным, краевым судом или Верховным Судом РФ с обязательным участием защитника и только коллегиально. Приговор смертной казни может быть приведен в исполнение лишь после его тщательной проверки со стороны Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и Президента РФ.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 №1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года №3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» разъяснено, что возможность применения смертной казни при условии введения суда присяжных на всей территории РФ, вытекающая из содержания ст. 20 Конституции РФ, была установлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 02.02.1999 №3-П. С 1 января 2010 года суды присяжных начали функционировать в Чеченской Республике, последнем субъекте РФ, где они не были введены. В связи с запросом Верховного Суда РФ по этому поводу Конституционный Суд РФ определил следующее.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 Конституции РФ, означают, что исполнение Постановления №3-П в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
Упомянутые международные обязательства Российской Федерации по данному вопросу определены Протоколом №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанным Россией 16 апреля 1997 года. До настоящего времени Российская Федерация Протокол №6 не ратифицировала, но и не выразила своего намерения не стать его участником, что в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров означает обязанность России воздерживаться от действий, противоречащих этому документу.
Важной характеристикой рассматриваемого наказания служит то, что по смыслу уголовного закона на лиц, осужденных к смертной казни, не распространяются акты амнистии.
Вопросы применения в РФ смертной казни поставлены под контроль Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и Президента РФ.
При отсутствии жалобы осужденного правильность осуждения проверяется в порядке надзора Верховным Судом России и Генеральной прокуратурой, которые дают свои заключения о правильности применения смертной казни либо опротестовывают приговор. Подача осужденным жалобы, в том числе и в порядке надзора, приостанавливает исполнение приговора до получения ответа от соответствующей инстанции.59
После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к смерти может быть помилован Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).
Ходатайство о помиловании может заявляться самим осужденным, его защитником, родственниками, трудовыми коллективами, администрацией мест лишения свободы. Поэтому практически всегда в случае вынесения смертного приговора рассматривается вопрос о помиловании. Непосредственно вопрос о помиловании решается Президентом РФ.
При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК). Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Этот же порядок соответственно распространяется на лиц, осуждённых к смертной казни.
При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора. Но и в случае написания ходатайства и при отказе осужденного вопрос о помиловании все равно рассматривается Президентом России. Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана немедленно сообщать в аппарат Президента, где находится на рассмотрении ходатайство о помиловании, о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения такого ходатайства (смерть или тяжкая болезнь осужденного, совершение им нового преступления, изменение или отмена приговора суда и т.п.). И лишь после отклонения всех жалоб и ходатайства о помиловании либо при отказе Президента РФ помиловать осужденного приговор подлежит исполнению.
Помилование в отсутствие ходатайства о нем осужденного к смертной казни вызывает у некоторых юристов возражения, поскольку не существует «обязанности жить» и «помилование нельзя навязать».
60 С таким рассуждением трудно согласиться. Известны случаи, когда осужденные к смерти, получая в ответ на свои многочисленные жалобы формальные отписки, теряли веру в правосудие, уставали ждать, впадали в состояние фрустрации и отказывались от подачи ходатайства о помиловании. По делу Л. и П. к смертной казни за убийство двух рабочих в поселке Коджером Республики Коми был приговорен Л. В течение четырех лет отклонялись все жалобы осужденных. Усталость и разочарование были так велики, что осужденный Л. отказался подать прошение о помиловании, что вызвало повышенное внимание к данной ситуации. И это спасло ему жизнь. В условиях отсутствия ходатайства осуждённого о помиловании было проведено дополнительное тщательное расследование, которым удалось установить полную невиновность Л. и П. Надо также иметь в виду, что закон, допустивший помилование при отсутствии просьбы о нем, - шаг в сторону полной отмены смертной казни.61
При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ. Смертная казнь есть исключительная мера наказания, заключающаяся в физическом уничтожении осужденного путем расстрела по приговору суда на основании и в порядке, предусмотренном уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. В соответствии со ст. 184 УИК РФ осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.
Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключения Председателя Верховного Суда и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.
Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение проходит нередко достаточно большой срок, исчисляемый годами. Такое положение существует во многих странах.
Условия содержания лиц, осужденных к смертной казни, должны прежде всего обеспечивать их надежную охрану, изоляцию и безопасность персонала. Исходя из этого, осужденные должны содержатся, в одиночных камерах под усиленной охраной. Камеры оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность разобрать стену, сделать подкоп, перепилить решетку окна или двери. Вся площадь камеры должна легко обозреваться через смотровое окно. Прием пищи организуется в камере. Через оборудованное в двери открываемое окно передается пища. В камере должна быть канализация и умывальник, что сведет к минимуму вывод осужденного из камеры и обеспечит минимальный уровень санитарно-гигиенических условий.