Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной задачей нашего исследования является изучение методик развития отзывчивого отношения старших дошкольников посредством мультипликации. К методам, обеспечивающим развитие отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам, относятся:
- беседа;
- анализ педагогических ситуаций;
- наблюдение;
На беседах о понятии «отзывчивость» и способах осуществления отзывчивости к сверстникам детям сообщаются знания о понятии, активизируются мыслительная и познавательная деятельность слушателей посредством вопросов, уточнений, проводится иллюстрирование понятия с помощью доступных для понимания детей примеров из жизни. Детям предлагается участие в беседе, во время которой воспитатель поясняет содержание рассматриваемого понятия, при необходимости последовательно совместно с детьми разбирает вопросы: Зачем нужно помогать друзьям? Хорошо ли быть отзывчивым и почему? Что делать, если не знаешь способа как помочь?
В процессе беседы раскрываются такие понятия как отзывчивость, отзывчивое отношение, рассматриваются возможные способы осуществления отзывчивости к сверстнику в жизненных ситуациях. По завершению беседы с детьми проводится первичное закрепление материала при помощи репродуктивных и проблемно-поисковых вопросов. Например, детям предлагаются следующие вопросы: Что такое отзывчивость? Хорошие, добрые люди отзываются на чужую беду, плохие, злые люди равнодушны. Согласны? Может ли добрый человек думать только о себе, не замечать окружающих, не стремиться помочь, принести пользу людям? На что отзывается отзывчивый человек? Как может помочь отзывчивый человек?
Детям для уточнения понятия «отзывчивость» предлагаются к просмотру мультфильмы, в сюжете которых присутствует проявление отзывчивого отношения героя к сверстнику. По завершении просмотра каждого мультфильма внимание детей обращается на ситуации проявления отзывчивости, детям в ходе коллективного обсуждения предлагается обсудить: проявлял ли кто-то из героев отзывчивость? В какой ситуации проявлялась отзывчивость? в чем заключалась проявленная помощь? как вы оцениваете поступок героя?
Главным моментом нашей работы с мультфильмами является то, что бы
избегать назидательно-обучающего тона в объяснении. Уточнение понятия «отзывчивость» должно происходить в форме дружеской, доброжелательной беседы, коллективного обсуждения мультфильма, организованного и контролируемого педагогом [15, с. 48].
В рамках нашей темы также можно осуществлять работу по такому направлению, как работа с родителями. Работа с родителями (лекция) проводится с целью формирования знаний и представлений о понятии «отзывчивое отношение» ребенка к сверстникам и особенностях его развития, раскрытия возможностей мультипликации в воспитании детей.
По завершению лекции проводится первичное закрепление материала при помощи репродуктивных и проблемно-поисковых вопросов. Например, родителям предлагаются для ответов следующие вопросы: «В чем заключается особенность воздействия мультфильма на ребенка?», «Почему ребенку необходимо общение со сверстником?», «Как с помощью мультфильмов развивать отзывчивое отношение у ребенка к сверстнику?»,
«Существуют ли правила просмотра мультфильмов родителей с детьми?».
В качестве одного из наиболее адекватных и оптимальных инновационных инструментов развития отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста используется метод мульттерапии. Преимуществами метода являются его новизна, универсальность, доступность и привлекательность.
Мульттерапия – одно из новых направлений в развивающей работе с детьми, это эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие, коммуникативные и совершенствовать познавательные способности ребенка [12, с 6].
Мульттерапия базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития старших дошкольников. Развивающие мероприятия по мульттерапии имеют бесспорные преимущества.
Значимой психологической ценностью мульттерапии является работа в коллективе. У каждого ребенка своя роль: у кого режиссер, у кого сценарист, у кого художник и актер озвучивания, у кого композитор, у кого оператор и монтажер. Это все, как в большом коллективе, который работает на результат.
В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д. [20, с. 15].
Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до воспитанников. Многие мультфильмы оказывают положительное влияние на психику детей. Они показывают примеры дружбы и доброты, не раздражают и не возбуждают детскую психику. В дошкольном возрасте дети очень часто копируют любимых персонажей, и таким образом проявляют дружелюбие, общительность, желание заводить всё больше новых друзей. С помощью мультфильмов ребенок учится анализировать хорошие и плохие поступки, узнает новое и интересное для себя, учится дружить и общаться [11, с. 13].
Но для того чтобы с помощью мультфильмов воспитать в детях дружелюбие и коммуникативные навыки, необходимо:
- очень тщательно относиться к тому, сколько времени проводит за просмотром мультфильмов ребенок. Оптимальная продолжительность просмотра — 30 минут;
- важно следить за тем, что смотрит ребенок. Необходимо тщательно изучить просматриваемые ребенком мультфильмы. Они не должны содержать сцен насилия, жестокости и агрессии. Мультфильмы должны нести исключительно добрый сюжет.
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию отзывчивого отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста посредством мультипликации
2.1. Констатация уровней развития отзывчивости к сверстникам
у старших дошкольников
Проанализировав теоретические основы развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам, уточнили понятие «развитие отзывчивого отношения детей к сверстникам», которое рассматривается, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Далее приступили к экспериментальной работе.
Целью констатирующего этапа эксперимента является выявление уровня развития отзывчивого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальной базой стало МАДОУ № 22 станицы Ярославской Мостовского района Краснодарского края. В исследовании приняли участие воспитанники старшей дошкольной группы в количестве 18 человек. Данная группа, состоит из детей, возраст которых от 5-6 лет.
Для достижения поставленных целей нами были определены показатели уровня развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам и подобраны соответствующие методики, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Диагностическая карта изучения у детей старшего дошкольного возраста отзывчивого отношения к сверстникам
Задачи | Показатели | Методики |
Выявить уровень развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам | –представления дошкольников об отзывчивости; –представления дошкольников о способах осуществления отзывчивости к сверстнику; –желание отозваться на нужды сверстника; –стремление помочь сверстнику; –умения оказывать помощь сверстникам. | Беседа «Погово-рим об отзывчи-вости», наблюде-ние, педагогичес-кие ситуации «Что бы ты сделал, что бы сказал?», выбор картинок, допол-нение предложе-ний. |
Изучить состояние проблемы в педагогичес- кой практике | –значимость и актуальность для педагогов дошкольной образовательной организации проблемы развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. | Анкета «Развитие отзывчивого от-ношения у детей старшего дош-кольного возрас-та к сверстникам» |
–изучение педагогами методической, педагогической психологической лите-ратуры по рассматриваемой проблеме. | Интервью | |
–знание и использование в педагогической деятельности средств, методов, разнообразных форм работы по развитию отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. | ||
–планирование форм и методов работы с детьми по развитию отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам; –организация взаимодействия родителей и ДОО в рамках решения проблемы развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. | Анализ кален-дарно-тематичес-ких и перспек-тивных планов | |
– организация развивающей предметно- пространственной среды, направленной на решение проблемы развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. | Анализ содержа-ния предметно- пространственной среды |
Охарактеризуем методики изучения каждого показателя и результаты. Методика 1. Беседа «Поговорим об отзывчивости»
Цель: выявление представлений дошкольников об отзывчивости.
Ход: В процессе индивидуальной беседы ребенку было предложено ответить на ряд вопросов, которые помогают сделать вывод о наличии представлений дошкольников об отзывчивости.
Содержание:
1. Что такое отзывчивое отношение?
2. Какими качествами обладает отзывчивый человек?
3. Как проявляется отзывчивое отношение? Как поступает отзывчивый человек по отношению к другим?
4. Отзывчивость - это положительное качество? Почему?
5. Считаешь ли ты себя отзывчивым человеком? Почему? Механизм оценки результатов.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно отвечает на все поставленные вопросы.
Средний уровень – ребенок с помощью взрослого отвечает на поставленные вопросы.
Низкий уровень – ребенок не отвечает на поставленные вопросы.
Проведение беседы «Поговорим об отзывчивости» дало следующие результаты:
- 18 % (3 человека) дают однообразные и краткие ответы: Например, Габриэлла С. «Отзывчивое отношение – это хорошо, хорошее отношение».
- 82 % детей (13 человек) затрудняются сказать, что такое отзывчивое отношение или отзывчивость, молчат в ответ или односложно говорят «не знаю». Например, Полина Д. «Я не знаю, кого можно так сразу назвать отзывчивым»; Наташа Л. «Я не знаю, отзывчивый – это добрый или это ласковый». Большинство детей затрудняется ответить на вопросы беседы, так как все они объединены незнакомым для них понятием «отзывчивость». Данное понятие заставляет детей задуматься, но не приводит к необходимому ответу. Существуют единичные ложные и искаженные мнения о том, что отзывчивый человек «талантливый» (Арсен О.) или «обзывается» (Таисия К.).
Количественный результат методики представлен в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики детей «Поговорим об отзывчивости».
Группы детей | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 18 % | 82 % | 0 % |
Контрольная |