Файл: адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод, что у детей обоих групп нет ясного представления о понятиях отзывчивость, отзывчивое отношение. Детям сложно сказать, как именно поступает отзывчивый человек и какими качествами он обладает. Имеющиеся ответы детей однообразны, немногословны и не раскрывают сущности понятия.
Методика 2. Анализ педагогических ситуаций «Что бы ты сделал, что бы сказал?»
Цель: выявление представлений дошкольников о способах осуществления отзывчивости к сверстнику.
Ход: В процессе индивидуальной беседы ребенку было предложено ответить «Что бы ты сделал, что бы сказал?» в ряде ситуаций, которые помогают сделать вывод о наличии представлений дошкольников о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности детей.
Содержание:
1. Если ты увидел, что упал ребенок из твоей группы
2. Если ты увидел, что собираясь на прогулку один из детей плачет
3. Если ты увидел, что ребенку не хватило игрушки Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень – ребенок с помощью взрослого справляется с заданием, допускает ошибки.
Низкий уровень – ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого или допускает много ошибок.
Анализ педагогических ситуаций «Что бы ты сделал, что бы сказал?» дал следующие результаты:
- 20 % (3 человека) давая ответы на вопросы ответили, что помогли бы ребенку «поднял (-ла) с пола», «Взяла за руку и подняла» (Алексей К.), т.е. дети предлагают возможные способы осуществления отзывчивости к сверстнику в определенной ситуации;
- 65 % (10 человек) ответили «пожалел (-ла) бы», «Сказал не плачь всё будет нормально» (Марат М.), «Сказала бы воспитательнице» (Полина Д.), «Попросила воспитателя помочь» (Габриэлла С.), «Подошла бы к няне и попросила» (Наталья Л.). Дети затрудняются самостоятельно помочь сверстнику, обращаются к третьему лицу за советом или просьбой оказать необходимую помощь;
- 15% (2 человека) ответили «Не знаю» (Денис Б.), дети самостоятельно не могут предложить адекватные способы осуществления отзывчивого отношения к сверстнику.
Количественный результат диагностического задания представлен
в таблице 3.
Таблица 3. Результаты диагностики детей по анализу педагогических ситуаций «Что бы ты сделал, что бы сказал?»
Группы детей | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 20 % | 65 % | 15 % |
Контрольная |
Анализируя ответы дошкольников, можно сделать вывод: что у детей в большинстве развито представление о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности со сверстником. Наблюдается переход от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Дети способны к обобщениям, основанным на опыте их практической деятельности общения, стремятся к рассуждению.
Методика 3. «Наблюдение»
Цель: выявление желания ребенка отозваться на нужды сверстника и умений оказывать помощь сверстнику.
Условия, в которых протекает наблюдение: систематическое наблюдение в естественных условиях в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
План наблюдения.
1. Выявление и фиксирование ситуаций проявления отзывчивого отношения к сверстнику у детей.
2. Наблюдение за разрешением ребенком ситуации по критериям:
– наличие желания помочь другому ребенку,
– умения по оказанию помощи сверстнику.
3. Анализ владения ребенком способами отзывчивого отношения к сверстнику, правильность способов действия.
Анализ, проведенных нами по методике «Наблюдение» за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации показал следующее: дети не всегда замечают ситуации возникновения трудностей у сверстника, иногда интересуются вопросами «что случилось?», «почему ты плачешь?». Наблюдается избирательная потребность одного ребенка помочь другому: дети стремятся помочь своему другу, ребенку который вызывает у них личную симпатию.
Некоторые дети не связаны личной дружбой, но они всегда помогают сверстникам. Наблюдается так же мотив взаимовыгоды – потребительского отношения к сверстнику в помощи, когда наблюдается интерес к определенной теме: «я тебе помогла, а ты мне подари (сделай)…». Дети способны и проявляют свои умения по оказанию помощи, осуществляемые в совместной деятельности со сверстниками.
Количественный результат диагностического задания представлен
в таблице 4.
Таблица 4. Результаты диагностики «Наблюдение»
Группы детей | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 25 % | 60 % | 15 % |
Контрольная |
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети не всегда имеют желание помочь другому ребенку и недостаточно проявляют самостоятельность по оказанию помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности. У детей недостаточно развито умение распознать и понимать эмоциональные состояния другого человека. Поведение детей характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым редко проявляется действительное начало.
Методика 4.«Анализ педагогических ситуаций»
Цель: выявить стремление к проявлению детьми помощи сверстнику.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с педагогическими ситуациями, отображающие отзывчивое и безразличное отношение ребенка к сверстнику. Детям предлагается оценить ситуацию, описать эмоции детей на картинке, высказать свое мнение по данной ситуации. Вопросы воспитателя: Что изображено на картинке? Опиши ситуацию. Как ты считаешь отзывчивый ли это ребенок? Можно ли было поступить иначе? Как бы поступил ты?
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень – ребенок с помощью взрослого справляется с заданием, допускает ошибки.
Низкий уровень – ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого или допускает много ошибок.
Полученные данные по методике «Анализ педагогических ситуаций» позволяют утверждать, что:
- 15% детей (1 человек) имеют высокий уровень потребности помочь другому ребенку и умений по оказанию помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности со сверстниками. К данному уровню относятся дети, которые имеют потребность помочь сверстнику, а так же могут самостоятельно оказать помощь другому ребенку,
продумать и осуществить способ помочи сверстнику;
- 63 % детей (5 человек) имеют средний уровень потребности помочь другому ребенку и умений по оказанию помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности со сверстниками. К данному уровню относятся дети, которые могут проявить потребность помочь сверстнику, но чаще следуют инициативе взрослого. Не всегда владеют умениями по оказанию помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности;
- 22% детей (2 человека) имеют низкий уровень потребности помочь другому ребенку и умений по оказанию помощи, осуществляемые детьми в совместной деятельности со сверстниками. К данному уровню относятся дети, которые не имеют потребности помочь другому ребенку, затрудняются в проявлении этой потребности. Дети не стремятся оказать помощь сверстникам, играют роль стороннего наблюдателя, либо остаются равнодушными к ситуации. Количественные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты анализа педагогической ситуации
Группы детей | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 22 % | 63 % | 15 % |
Контрольная |
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что дети в большинстве имеют стремление к проявлению взаимопомощи к сверстнику, имеют потребность помочь другому ребенку, однако, необходимо правильно стимулировать и поддерживать их желание. Анализ ответов детей, показал, что большинство детей проявляют положительные эмоции к сверстникам (сочувствие, улыбку, одобрение), стремятся установить дружеские отношения и предлагают свою помощь.
Методика 5. «Закончи предложение»
Цель: выявление желания ребенка отозваться на нужды сверстника, выявление стремления помочь сверстнику.
Ход. В процессе индивидуальной беседы ребенку было предложено дополнить ряд предложений, и предлагалось задание: «Представь, что ты можешь сделать в данной ситуации».
Содержание:
Твой друг во время игры нечаянно испачкал игрушку, а ты…. Твой друг устал нести рюкзак с вещами, а ты …
Твой друг не может найти свою любимую игрушку, а ты … Вы гуляете с другом: он устал и остановился, а ты …
Твоего друга обидели, а ты … Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень – ребенок с помощью взрослого справляется с заданием, допускает ошибки.
Низкий уровень – ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого или допускает много ошибок.
В процессе анализа результатов методики «Закончи предложение» полученные данные позволяют утверждать, что:
- 27,5% (4 человека) детей предлагают конкретные и действенные способы оказания помощи другому ребенку в каждой ситуации, например дети ответили «Помогу сервировать», «Помогу помыть игрушку», «Понесу два рюкзака», «Будем искать игрушку вместе», «Встанем, отдохнём и потом дальше пойдём», «Помогу найти нужную игрушку», «Защищу друга – дам
сдачи» – это дети, которые имеют потребность помочь другому и стремятся к осуществлению взаимопомощи;
- 45 % детей (8 человек) предложили способы, задействованные в проблемной ситуации: третье лицо – помощь взрослого или предложили словесную помощь, например, ответили от части «Воспитательница защитит», «Попрошу воспитательницу и она поможет найти игрушку», «Бабушка поможет, она всегда помогает», «Мама помоет игрушку», «Потом найдём игрушку», «Скажу, чтобы дал сдачи», «Расскажу воспитательнице» – это дети которые имеют избирательную потребность помочь другому, не