ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 787
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке, выраженный в процентах - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках (293.66 коп. в отчетном году).
Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж (-209.63%).
Убыток от продаж отчетного года составил 497807 тыс.руб.
Из приведенных данных видно, что объем продаж увеличивался более высокими темпами (8.46%), чем полные затраты на производство и продажу продукции (0.29%).
Когда увеличение этих расходов оправдано стратегией развития организации и связано с активным продвижением товаров на рынке, то в перспективе это будет способствовать увеличению прибыли от продаж. Но главный аспект анализа при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж. В нашем случае увеличение расходов снизило прибыль от продаж и прибыль до налогообложения.
Влияние изменения объема продаж на прибыль(ΔПпр1) определяется по формуле:
ΔПпр1=Ппр0(Iпр-1)
где Ппр0 - прибыль от продаж за предыдущий период, Iпр - индекс роста объема продаж.
ΔПпр1=-513642*(1.085-1)=-43448.824 тыс.руб.
Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль (ΔПпр2) рассчитывается по формуле:
ΔПпр2=C0*Iпр-C1
где С0, С1 — себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) предыдущего и отчетного периодов соответственно.
ΔПпр2=695327*1.085-697351=56793.504 тыс.руб.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период, что выражается формулой:
ΔПпр=ΔПпр1+ΔПпр2=-43448.824+56793.504=13344.68 тыс.руб.
Таким образом, наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало снижение себестоимости проданной продукции.
Факторный анализ прибыли от реализации.
V(p0q1)=237472/1.12=212028.571 тыс.руб.
Z(z0q1)=697351/1.12=622634.821 тыс.руб.
Исходные данные, тыс.руб.
Показатели | На начало периода (по базису) | По базису на фактически реализованную продукцию | На конец периода (фактические данные) |
1. Выручка от реализации (В) | 218951 | 212028.571 | 237472 |
2. Себестоимость реализованной продукции (C.c) | 695327 | 622634.821 | 697351 |
3. Прибыль от реализации (П) (п.1-п.2) | -476376 | -410606.25 | -459879 |
Прибыль за анализируемый период выросла на 16497 тыс.руб.: ΔП=-459879--476376=16497
Четырехфакторная модель.
1. Если сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах и себестоимости продукции на начало периода, то разница между ними показывает, насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:
ΔП(P) = -410606.25--476376 = 65769.75 тыс.руб.
2. Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль на начало периода умножить на процент роста объема производства, который определяется делением выручки от реализации, рассчитанной, исходя из базисной цены и фактического объема реализованной продукции, на выручку от реализации на начало периода:
Процент роста объема производства: k = 212028.571:218951*100%-100% = -3.16%
ΔП(V) = -476376*(-3.16)% = 15053.482 тыс.руб.
3. Определим влияние структурного фактора:
ΔП(уд.в) = 65769.75-15053.482 = 50716.268 тыс.руб.
4. Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости единицы продукции на начало периода и полной фактической себестоимостью на конец периода:
ΔП(c.c) = 622634.821-697351 = -74716.179 тыс.руб.
5. Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с выручкой от реализацией, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало периода:
ΔП(ц) = 237472-212028.571 = 25443.429 тыс.руб.
Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов:
ΔП = 15053.482+50716.268-74716.179+25443.429 = 16497 тыс.руб.
Аналогичный анализ можно проделать, используя способ цепной подстановки.
Таблица - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок.
Показатель | Формула | Порядок расчета |
На начало периода | ВР0-С/с0 | -476376 |
Усл. 1 | П0*Кроста | -476376*212028.571/218951=-461322.518 |
Усл. 2 | ВРусл.-С/сусл. | -410606.25 |
Усл. 3 | ВР1 - С/с | 237472-622634.821=-385162.821 |
На конец периода | ВР1- С/с1 | -459879 |
Изменение суммы прибыли за счет:
1. объема реализации продукции:
ΔП(V) = -461322.518--476376 = 15053.482 тыс.руб.
2. структуры товарной продукции
ΔП(уд.в.) = -410606.25--461322.518 = 50716.268 тыс.руб.
3. средних цен реализации:
ΔП(ц)=-385162.821--410606.25 = 25443.429 тыс.руб.
3. себестоимости:
ΔП(с.с.) = -459879--385162.821 = -74716.179 тыс.руб.
Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов:
ΔП=15053.482+50716.268+25443.429-74716.179=16497 тыс.руб.
Трехфакторная модель.
Отклонение суммы прибыли от реализации продукции вследствие изменения:
а) средних цен реализации ΔП(p)=∑(q1p1-q1z1)-∑(q1p0-q1z1)
ΔП(p)=(237472-697351)-(212028.571-697351)=25443.429 тыс.руб.
б) себестоимости единицы продукции ΔП(z)=∑( q1p0-q1z1)-∑(q1p0-q1z0)
ΔП(z)=(212028.571-697351)-(212028.571-622634.821)=-74716.179 тыс.руб.
в) количества реализованной продукции ΔП(q)=∑(q1p0-q1z0)-∑(q0p0-q0z0)
ΔП(q)=(212028.571-622634.821)-(218951-695327)=65769.75 тыс.руб.
Взаимосвязь ΔП=ΔП(p)+ΔП(z)+ΔП(q)=25443.429-74716.179+65769.75=16497 тыс.руб.
Индексный анализ прибыли.
Индексная модель.
= * *
Общий индекс изменения прибыли:
а) влияние на прибыль себестоимости;
б) влияние на прибыль цены;
в) влияние на прибыль объема реализации.
Итого: I=1.194*0.938*0.8619=0.9653
Факторный анализ рентабельности продаж
.
Общее изменение рентабельности:
в том числе:
а) из-за изменения цен:
б) из-за изменения себестоимости:
в) из-за изменения структуры продукции:
Взаимосвязь Δr=Δr(p)+Δr(z)+Δr(q)=-10.71+10.71+2.56=2.56%
6. Расчет и анализ показателей рентабельности.
Результаты финансовой деятельности предприятия выражаются в абсолютных показателях(прибыль) и в относительных (рентабельность).
Рентабельность продукции измеряется отношением прибыли к затратам или к ресурсам предприятия(организации).
Рентабельность продаж измеряется отношением показателя прибыли к объему продаж.
Таблица 6.1 – Показатели прибыли организации.
Показатели | 2020 | 2021 | Изменения | Темпы роста |
1. Выручка, V | 218951 | 237472 | 18521 | 108.46 |
2. Расходы по обычным видам деятельности | 732593 | 735279 | 2686 | 100.37 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (п.1-п.2) | -513642 | -497807 | 15835 | 96.92 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате | 506400 | 484810 | -21590 | 95.74 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (п.3+п.4) | -7242 | -12997 | -5755 | 179.47 |
6. Проценты к уплате | 0 | 0 | 0 | - |
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее | 0 | 0 | 0 | - |
8. Чистая прибыль (убыток) (п.5-п.6+п.7) | -7242 | -12997 | -5755 | 179.47 |
9. Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса | 7242 | -10905 | -18147 | -150.58 |
В отчетном году у предприятия имеется убыток от продаж в размере 497807 тыс.руб.
Выручка предприятия за анализируемый период выросла на 8.46%.
Прибыль от основной деятельности предприятия повысилась на 3.08%, что является позитивным фактором. При этом прибыль до уплаты налогов снизилась на 79.47%.
Нераспределенная прибыль за отчетный период снизилась на 250.58%. Наличие у предприятия нераспределенной прибыли свидетельствует о возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Сравнив темп роста выручки и себестоимости можно судить об эффективной или неэффективной деятельности предприятия за период.
108.46>100.37, следовательно, деятельность предприятия можно оценить как эффективную.
Считается, что организация работала в отчетном периоде эффективно, если TpV
где TpV - темп роста выручки, TpЧП - темп роста чистой прибыли.
TpV(2021)=108.46%
TpЧП(2021)=179.47%
Чистая прибыль возросла более значительно, чем выручка.
Рентабельность продаж (валовая маржа)
R=Прибыль от реализации/Выручка
R(2020)=-513642/218951=-234.59%
R(2021)=-497807/237472=-209.63%
Рентабельность продаж по EBIT
REBIT=EBIT/V
REBIT(2020)=-7242/218951=-3.31%
REBIT(2021)=-12997/237472=-5.47%
Рентабельность продаж по чистой прибыли (коммерческая маржа)
Rч=Чистая прибыль/V
Rч(2020)=-7242/218951=-3.31%
Rч(2021)=-12997/237472=-5.47%
Рентабельность затрат
Rс=П/(Себестоимость+Расходы на продажу)
Rс(2020)=-513642/732593=-70.11%
Rс(2021)=-497807/735279=-67.7%
Коэффициент покрытия процентов к уплате
ICR=EBIT/Проценты к уплате
ICR(2020)=-7242/0= -
ICR(2021)=-12997/0= -
Таблица 6.3 - Анализ рентабельности
Показатели | 2020 | 2021 | Изменения |
1. Рентабельность продаж (валовая маржа), % | -234.59 | -209.63 | 24.96 |
2. Рентабельность продаж по EBIT, % | -3.31 | -5.47 | -2.16 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки), % | -3.31 | -5.47 | -2.16 |
4. Рентабельность затрат, % | -70.11 | -67.7 | 2.41 |
5. Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. | - | - | 0 |
Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет -209.63% от полученной выручки.
Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, то есть показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, отражает ту часть поступлений, которая остается в распоряжении предприятия с каждого рубля реализованной продукции. В данном случае это -5.47%. Отрицательное значение говорит о невозможности самостоятельно финансировать свой оборотный капитал.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 25