ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 782
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За отчетный период каждый рубль, вложенный в основные средства организации, принес убыток в размере 5.64 руб.
Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств организации (на 1 рубль основных средств приходится 0.92 рубля выручки). Фондоотдача увеличилась на 0.07 и составила 0.92 руб.
Рентабельность основных средств предприятия снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в предприятие.
6.1. Анализ рентабельности собственного капитала по методике «Du Pont».
Методика «Du Pont» позволяет дать комплексную оценку основным факторам, влияющим на рентабельность собственного капитала организации, а именно: рентабельности продаж, деловой активности и мультипликатору собственного капитала.
Модель «Du Pont» может быть представлена следующей формулой:
ROE = Pn/E = Pn/S * S/A * A/E
где Pn/S – это рентабельность продаж (маржа), S/A - оборачиваемость общей суммы активов, A/E - мультипликатор собственного капитала.
В соответствии с этой мультипликативной моделью рентабельность собственного капитала представляет собой произведение мультипликатора собственного капитала, оборачиваемость активов и чистая маржа.
Рентабельность продаж по чистой прибыли (коммерческая маржа)
Rч=Чистая прибыль/V
Rч(2020)=-7242/218951=-3.31%
Rч(2021)=-12997/237472=-5.47%
Оборачиваемость активов
ОA=V/Активы
ОA(2020)=218951/506662.5=0.43
ОA(2021)=237472/528406.5=0.45
Мультипликатор собственного капитала
M=A/Kc
M(2019)=533345/281546=1.8943
M(2020)=479980/164345=2.9206
M(2021)=576833/272910=2.1136
Рентабельность собственного реального капитала
ROE=Чистая прибыль/ИС
ROE(2020)=-7242/222945.5=-3.25%
ROE(2021)=-12997/218627.5=-5.94%
Таблица 2 – Анализ по модели «Du Pont».
Показатели | 2020 | 2021 | Изменения | Темпы роста |
1. Активы, A | 506662.5 | 528406.5 | 21744 | 104.29 |
2. Выручка, V | 218951 | 237472 | 18521 | 108.46 |
3. Чистая прибыль (убыток) | -7242 | -12997 | -5755 | 179.47 |
4. Собственный капитал, Kc | 281546 | 164345 | -117201 | 58.37 |
5. Рентабельность продаж (маржа), п.3/п.2 | -3.31 | -5.47 | -2.16 | 165.26 |
6. Оборачиваемость активов, п.2/п.1 | 0.43 | 0.45 | 0.02 | 104.65 |
7. Мультипликатор собственного капитала, п.1/п.4 | 2.9206 | 2.1136 | -0.807 | 72.37 |
8. Рентабельность собственного капитала (ROE), п.3/п.4 | -3.25 | -5.94 | -2.69 | 182.77 |
Рассматриваемая методика анализа дает комплексную оценку деятельности организации, включая оценку конкурентоспособности (через маржу), эффективности менеджмента (через оборачиваемость), структуры финансирования (через мультипликатор собственного капитала).
Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Прирост рентабельности собственного капитала за счет мультипликатора собственного капитала:
ΔM - прирост мультипликатора в абсолютном исчислении; M0 - значение мультипликатора в предыдущем периоде; R0 - рентабельности собственного капитала в предыдущем периоде.
Прирост рентабельности за счет оборачиваемости активов:
ΔKO - прирост оборачиваемости в абсолютном исчислении; KO0 - оборачиваемость активов в предыдущем периоде.
Прирост рентабельности за счет чистой маржи:
ΔP - прирост маржи в абсолютном исчислении; P0 - коммерческая маржа в предыдущем периоде.
Таблица 6 - Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Факторы | Изменение фактора, пункты | Влияние фактора, пункты | Влияние фактора, % |
Мультипликатор собственного капитала | -0.81 | 0.9 | 109.84 |
Оборачиваемость активов | 0.02 | -0.11 | -13.38 |
Коммерческая маржа | -2.16 | -1.61 | -196.46 |
Итого изменение рентабельности | -2.69 | -0.82 | 100 |
Оценивая перечисленные показатели для анализируемой организации можно утверждать, что снижение рентабельности собственного капитала с -3.25% до -5.94% определили следующие факторы: оборачиваемость активов (вклад -0.11%), коммерческая маржа (вклад -1.61%). Положительные факторы: мультипликатор собственного капитала (вклад +0.9%).
Снижение рентабельности собственного капитала произошло, в том числе, и за счет снижения оборачиваемости активов. Поэтому для анализа причин спада, необходимо проанализировать данный показатель.
7. Анализ оборачиваемости активов.
Оборачиваемость активов – одна из важнейших характеристик эффективности менеджмента организации, при снижении оборачиваемости могут быть предложены следующие меры.
1. Анализ эффективности использования основных средств (таблицы 6.6 и 6.7). По результатам анализа принятие решения о продаже или модернизации существующего оборудования, либо сдачи его в аренду или списание неработающих или неэффективных активов.
2. Анализ соотношения темпов роста запасов и выручки. Разработка оптимальной схемы закупки сырья, которая позволит сократить запасы сырья и материалов и соответственно увеличить их оборачиваемость.
3. Анализ производственного процесса. Уменьшение запасов незавершенного производства за счет совершенствования производственного процесса, в том числе сокращения простоев между операциями производственного процесса.
4. Анализ готовой продукции. Принятие мер по ускорению оборачиваемости готовой продукции, в том числе маркетинговые мероприятия — стимулирование спроса за счет рекламы, коррекции ценовой политики, совершенствования системы распределения товаров.
5. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей (раздел 8). Уменьшение дебиторской задолженности и сокращение срока инкассации дебиторской задолженности за счет цессии, факторинга, предоставления скидок клиентам за ускорение сроков оплаты счетов, ужесточения условий договоров, предусмотрения штрафов за несвоевременную оплату счетов, взыскания дебиторской задолженности.
6. Анализ денежных потоков и эффективности финансовых вложений. Уменьшение свободного остатка денежных средств и размещение их в качестве финансовых вложений, приносящих доход организации, в том числе размещение их на депозитах (рублевых и валютных), предоставление займов, приобретение долговых и долевых ценных бумаг и др.
Снижение рентабельности собственного капитала произошло, в том числе, и за счет снижения коммерческой маржи. Рассмотрим возможные варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.
6.2. Анализ рентабельности активов.
Анализ рентабельности активов применяют для оценки деятельности организации как инструмент анализа инвестиционной политики (рентабельность инвестиций с позиции инвесторов).
Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель, широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.
ROA = (Pn + In)/S * S/A
где Pn/S – это рентабельность продаж (маржа), In/S – это покрытие процентов к уплате, S/A - оборачиваемость общей суммы активов.
В соответствии с этой мультипликативной моделью рентабельность активов представляет собой произведение рентабельность продаж (маржа) на оборачиваемость активов.
Рентабельность продаж по чистой прибыли (коммерческая маржа)
Rч=Чистая прибыль/V
Rч(2020)=-7242/218951=-3.31%
Rч(2021)=-12997/237472=-5.47%
Покрытие процентов к уплате
Rпр=Проценты/V
Rпр(2020)=0/218951=0%
Rпр(2021)=0/237472=0%
Оборачиваемость активов
ОA=V/Активы
ОA(2020)=218951/506662.5=0.43
ОA(2021)=237472/528406.5=0.45
Рентабельность активов
ROA=П/Активы
ROA(2020)=-7242/506662.5=-1.43%
ROA(2021)=-12997/528406.5=-2.46%
Таблица 9.1 – Анализ рентабельности активов.
Показатели | 2020 | 2021 | Изменения | Темпы роста |
1. Активы, A | 506662.5 | 528406.5 | 21744 | 104.29 |
2. Выручка, V | 218951 | 237472 | 18521 | 108.46 |
3. Чистая прибыль (убыток) | -7242 | -12997 | -5755 | 179.47 |
4. Проценты к уплате | 0 | 0 | 0 | - |
5. Рентабельность продаж (маржа), п.3/п.2 | -3.31 | -5.47 | -2.16 | 165.26 |
6. Покрытие процентов к уплате, п.4/п.2 | 0 | 0 | 0 | - |
7. Оборачиваемость активов, п.2/п.1 | 0.43 | 0.45 | 0.02 | 104.65 |
8. Рентабельность активов (ROA), п.3/п.1 | -1.43 | -2.46 | -1.03 | 172.03 |
Рассматриваемая методика анализа дает комплексную оценку деятельности организации, включая оценку конкурентоспособности (через маржу) и эффективности менеджмента (через оборачиваемость).
Факторный анализ рентабельности активов методом цепных подстановок.
Система условных показателей:
u1=(-5.47+0)*0.43=-2.352
u2=(-5.47+0)*0.43=-2.352
Прирост рентабельности активов за счет чистой маржи:
ΔRM=u1-ROA0=-2.352-(-1.43)=-0.92%
Прирост рентабельности за счет покрытия процентов к уплате:
ΔRП=u2-u1=-2.352--2.352=0%
Прирост рентабельности за счет оборачиваемости активов:
ΔRA=ROA1-u2=-2.46-(-2.352)=-0.11%
Таблица 6 - Факторный анализ рентабельности активов.
Факторы | Изменение фактора, пункты | Влияние фактора, пункты | Влияние фактора, % |
Коммерческая маржа | -2.16 | -0.92 | -89.52 |
Покрытие процентов к уплате | 0 | 0 | 0 |
Оборачиваемость активов | 0.02 | -0.11 | -10.48 |
Итого изменение рентабельности | -1.03 | -1.03 | 100 |
Оценивая перечисленные показатели для анализируемой организации можно утверждать, что снижение рентабельности активов с -1.43% до -2.46% определили следующие факторы: коммерческая маржа (вклад -0.92%), оборачиваемость активов (вклад -0.11%).
Снижение рентабельности собственного капитала произошло в том числе и за счет снижения оборачиваемости активов. Поэтому для анализа причин спада, необходимо проанализировать данный показатель.
Снижение рентабельности собственного капитала произошло в том числе и за счет снижения коммерческой маржи. Рассмотрим возможные варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.