Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания 1-3.

  1. Сколько смысловых частей в данном тексте?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Спишите 2-ой абзац текста. В его последнем предложении подчеркните главные члены предложения.

  2. От какого выделенного прилагательного можно образовать краткую форму?

  1. японские автомобили

  2. из детской книги

  3. подземный Токио

  4. в ысокие дома




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Индия издавна привлекала мореплавателей. Она всегда была богата золотыми и серебряными изделиями, драгоценными камнями, жемчугом, разными пряностями.

В XV веке в Индию попадали, когда огибали Африканский материк. Путь этот долог и изнурителен. Вот почему Христофор Колумб решил найти кратчайший путь в сказочную страну Индию. Он был опытным моряком, но во времена его плаваний ещё никто не знал, как на Земле расположена суша и океан.

Много земель открыл Колумб и считал их Индиями, чему был несказанно рад.

Однако новые земли не приносили дохода испанским правителям. Колумба заковали в кандалы и посадили за решётку.

А «Индии» Христофора Колумба оказались в итоге новыми землями. Это была Америка. Вот так ошибка Колумба стала величайшим открытием. (О. Стрелкова)

Задания 1-3.

  1. Какое утверждение соответствует содержанию данного текста?

  1. Индия никогда не привлекала моряков.

  2. Колумб открыл Индию.

  3. Результаты экспедиции Колумба образовали королевскую чету Испании.

  4. Ошибка Колумба стала величайшим открытием.

  1. Напишите краткий ответ на вопрос: «В чём сходство и в чём различие полных и кратких форм имён прилагательных?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

  2. Какое имя прилагательное употребляется, как правило, только в краткой форме?

  1. богата

  2. д олог

  3. рад

  4. изнурителен

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Маруся Иволгина мечтала начать новую жизнь. Она очень хотела стать доброй, терпеливой, аккуратной девочкой. «Новую жизнь начну с понедельника», решила Маруся. Но в понедельник она проспала и опоздала в школу. Во вторник закрутилась и забыла о своём хорошем намерении. Вечером, лёжа в кровати, Маруся думала: «Вот и ноябрь заканчивается. Начну новую жизнь в декабре.» Вдруг она вспомнила, что давно не поливала любимые цветы. Вскочила, схватила пластмассовую лейку и помчалась за водой. Наблюдая за тем, как оживают цветы, девочка поняла одну важную вещь. Новую жизнь нужно начинать в ту же секунду, когда захотелось сделать это, невзирая ни на день недели, ни на время суток, ни на обстоятельства. (По А. Герасимовой)

Задания 1-3.

  1. Какая из пословиц передаёт основную мысль данного текста?

  1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

  2. Делу время, а потехе – час.

  3. Выше головы не прыгнешь.

  4. Лиха беда – начало.

  1. Выпишите в столбик выделенные имена прилагательные, рядом с каждым из них запишите прилагательные-антонимы. В антонимах обозначьте окончания.

  2. Какое имя прилагательное не сочетается со словом ОЧЕНЬ ?


  1. терпеливой

  2. любимые

  3. аккуратной

  4. пластмассовую


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Веер

(1) В Европу веер попал из Китая в XV веке. (2) Ну, а золотым веком веера считается середина XVIII века. (3) Над созданием складного опахала трудились художники, гравёры, ювелиры. (4) Роспись старинных вееров необычайно многообразна! (5) Сюжеты черпались из литературных произведений, библейских сказаний. (6) Это могли быть и орнаментальные композиции и галантные сценки… даже ноты. (7) Без веера просто невозможно было представить появление богатой дамы в обществе. (Из журнала «Эскиз»)

Задания 1-3.

  1. В каком значении употреблено словосочетание ЗОЛОТОЙ ВЕК в данном тексте (в предложении Ну, а золотым веком веера считается середина XVIII века)?

  1. эпоха расцвета наук и искусств в истории какого-либо народа

  2. исторический промежуток времени активного использования веера как аксессуара богатыми дамами для выхода в свет

  3. период, когда в Европе изготавливали много вееров

  4. время, когда использовали веер женщины всех слоёв общества

  1. Письменно расскажите об имени прилагательном как части речи по плану (см. памятку, данную в учебнике на с.296). Проиллюстрируйте свой рассказ примерами из данного текста.

  2. В каком предложении выделенное имя прилагательное соответствует следующей характеристике: употреблено в краткой форме, в женском роде, в единственном числе; в предложении является сказуемым?

  1. 3

  2. 4

  3. 6

  4. 7

Глагол


  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Что-то мне недужится,

Что-то трудно дышится...

В лучах цветёт калужница,

В реке ветла колышется,

И птицы, птицы, птицы

На сто ладов поют,

И веселятся птицы,

И гнёзда птицы вьют. (В. Тушнова)

Задания 1-3.

  1. Каково лексическое значение устаревшего слова НЕДУЖИТСЯ ?

  1. нездоровится

  2. быть полностью немощным

  3. сильно болеть

  4. испытывать тяжелые душевные состояния

  1. Выпишите в столбик выделенные глаголы, определите их время, лицо, число.

  2. Сколько глаголов в данном тексте?


  1. 5

  2. 6




  1. 7

  2. 8

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. (2) Другой храбрости и быть не может. (3) Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? (4) Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь. (5) И никто меня в обратном не убедит. (А. Макаренко)

Задания 1-3.

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2. Письменно образуйте все возможные формы времени от любых двух глаголов совершенного и несовершенного вида из данного текста.

3. От какого глагола нельзя образовать форму 1-го лица единственного числа?

1) умеет 2) идти 3) не испытывать 4) не убедит




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Жёлтые листья плыли островами, цепляясь за коряги, останавливаясь. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и уплывали, то разгораясь, как золото, когда падали на солнце, то погасая и чернея, когда на них падала тень от кустов. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

  1. К какому типу речи относится данный текст?

  1. описание

  2. повествование

  3. рассуждение с элементами описания

  4. повествование с элементами рассуждения

  1. Выпишите из текста 3-5 глаголов в прошедшем времени, укажите суффикс, который служит для образования формы прошедшего времени. Рядом напишите те же глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них окончания.

  2. В каком ряду все слова являются глаголами?

  1. плыли, вырваться, падала

  2. цеплялись, запруживали, груды

  3. поворачиваться, начинали, жёлтые

  4. н аплывали, отрывались, медленно

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами, нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

1. К какому стилю речи относится данный текст?

1) научный 2) художественный 3) разговорный 4) деловой

2. Выпишите из текста словосочетания глагол + существительное , обозначьте в них главное слово.

3. В каком времени стоят выделенные в тексте глаголы?

  1. прошедшем

  2. настоящем

  3. будущем простом

  4. будущем сложном

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Жил да поживал на свете весёлый столяр. Так его и соседи называли «весёлый столяр», потому что работать любил он всегда с песнями. Работает и поёт.

Хорошо ему петь, когда у него всё есть, говорили соседи с завистью.

Они не хотели видеть одного, что весёлый столяр всё своё добро наживал своим трудом, постоянно работая, да ещё помогала ему жена. Он стругает и пилит свои доски, а жена всякую домашнюю работу справляет: и обед приготовит, и починит, и сошьёт, и с огородом управится, и за скотиной присмотрит. Одним словом, жили хорошо, и дом был полной чашей. А где живут хозяева хорошо, там и всем остальным хорошо. Лошадь сытая, корова – тоже, на крыше избушки ворковали голуби, под крышей весело чирикали воробьи, по двору расхаживал осанистый петух со своими курами. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль этого текста?

  1. Человек живёт весело, если работает с песнями.

  2. Хорошо человеку жить, когда у него всё есть.

  3. Хорошо живёт тот, кто трудом добывает своё благополучие, а не бездельем и завистью.

  4. Человека ценят по его делам.

  1. Выделенные глаголы распределите и запишите в два столбика: в левый столбик – глаголы совершенного вида, в правый столбик – глаголы несовершенного вида.

  2. В каком ряду все глаголы стоят в форме инфинитива (неопределённой формы глагола)?

  1. работает, поёт, пилит

  2. петь, видеть, работать

  3. стругает, сошьёт, управится

  4. ж или, расхаживал, называли

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Это только простые лягушки распевают «ква-ква». А, например, бразильская жаба-болотница мяукает, как потерявшийся котёнок. Суринамская пипа тикает, словно часы. Самая маленькая квакша, которая уместится на четырёх клеточках твоей тетради, скрипит, будто кто ножом по фарфоровой тарелке скребёт – бррр! Квакша-кузнец из Аргентины кричит, словно молотком по медному подносу бьёт. Листовая лягушка из Южной Америки лает как собака, а голос австралийской белой квакши звучит так, словно целая свора собак где-то далеко гонит добычу.

А сила звука у лягушек какая! Вот, например, рядом с лягушкой из Сингапура, которую называют «украшенной», вообще нельзя разговаривать: она так вопит, что своего голоса не услышишь. Зато японцам повезло: у них живёт веслоногая лягушка, которая поёт, будто соловей! Ну, может, и не соловей, но японцам нравится. Они держат такую певунью дома, как мы – канарейку. (И. Гамазкова)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно передаёт содержание данного текста?


  1. Во так песни!

  2. Чудеса природы!

  3. Удивительное рядом.

  4. Как «поют» лягушки.

  1. Письменно проспрягайте (измените по числам и лицам) выделенные в тексте глаголы, обозначьте в них окончания.

  2. В каком ряду все глаголы относятся к первому спряжению?

  1. распевают, поёт, гонит

  2. скребёт, называют, разговаривать

  3. бьёт, вопит, держат

  4. лает, может, не услышишь

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

После дождя

Стало много теплее, и полился дождь. Весь день шёл тёплый, и мы думали, что вот теперь прошли холода и начнут петь соловьи. Но к вечеру после дождя обложилось всё небо и стало опять холоднеть.

И всё-таки воздух кругом пропитан ароматом смолистых листьев. Липа наконец подняла и расправила блестящие листья. Дуб расправляет листья ещё коричневые. Черемуха облетает и пахнет мёдом. (М. Пришвин)

Задания 1-3.

1. В каком значении употреблено слово ОБЛОЖИЛОСЬ в данном тексте (в предложении Но к вечеру после дождя обложилось всё небо и стало опять холоднеть.)?

  1. покрылось тучами

  2. покрылось белым налётом

  3. окружило себя чем-либо

  4. резко остановилось

2 . Спишите текст, обозначьте в скобках вид и время выделенных глаголов.

Х

3. Какое словосочетание соответствует схеме глагол + глагол ?

  1. пахнет мёдом

  2. н ачнут петь

  3. стало теплее

  4. расправила листья

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Чёрный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом. (И. Бунин)

Задания 1-3.

1. В каком примере глагол употреблён в прямом значении?

1) ночь побледнела 2) месяц садится 3) туман серебрится 4) камыш отсырел
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


2. Спишите текст. Проведите письменный морфологический разбор выделенного глагола.

3. От какого глагола нельзя образовать форму будущего сложного времени?

1) садится 2) серебрится 3) дымится 4) побледнела

  1. П рочитайте текст и выполните задания 1-3.

Одуванчик обыкновенный

Это многолетнее травянистое растение 20-60 см высотой семейства астровых. Растёт повсеместно в лесах, на полях, лугах, как сорняк. Собирают корни со срезанной шейкой и надземную часть. В корнях одуванчика содержится инулин, протеин, тараксацин, железо, марганец, калий, фосфор. В млечном соке находятся горькие гликозиды, а в пыльце имеется много бора. (Из книги «Целебные растения Кавказа»)

Задания 1-3.

  1. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

  1. Лексика текста может быть понятна только специалисту.

  2. В тексте большое количество терминов.

  3. Текст рассчитан на широкий круг читателей.

  4. Научная информация в тексте не упрощена.

  1. Выпишите из текста в столбик глаголы с чередующимися гласными в корне, разберите эти глаголы по составу. Рядом запишите однокоренные глаголы, определите их спряжение и вид.

  2. Какой глагол употреблен в форме 3-го лица множественного числа?

  1. растёт

  2. и меется

  3. содержится

  4. находятся

  1. Прочитайте пословицы и поговорки, выполните задания 1-3.

1) В чужую шкуру не влез_шь. 2) После драки кулаками не маш_т. 3) Воду решетом не нос_т. 4) Ворон ворону глаз не выклю_т. 5) По заслугам и молодца жалу_т. 6) Кривая палка прямой тени не отбрасыва_т. 7) Море по рыбке не туж_т. 8) Из окна своего света не оглян_шь.

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?

  1. Советы и поучения.

  2. Человек и время.

  3. Счастье – несчастье.

  4. Поступки человека.

  1. Письменно ответьте на вопрос: «Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?» Проиллюстрируйте свой ответ на примерах из данных пословиц и поговорок.

  2. В каких предложениях сказуемое выражено глаголами совершенного вида?

  1. 1 и 8

  2. 3 и 4

  3. 5 и 6

  4. 7 и 2




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Безумству храбрых поём мы славу!

Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол!

В бою с врагами истёк ты кровью… Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поём мы песню!.. (М. Горький)

Задания 1-3.

  1. Какая из пословиц передаёт основную мысль данного текста?

  1. У храбрых есть только бессмертие, смерти у храбрых нет.

  2. Храбрый – хозяин в бою.

  3. Храбрый побеждает, а трус погибает.

  4. Чья храбрость, того и победа.

  1. Глаголы из данного текста распределите и запишите по колонкам таблицы:

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо













  1. Какое словосочетание соответствует данной схеме?

Х

глагол в форме прошедшего времени + существительное

  1. поём славу

  2. вспыхнут во мраке

  3. будешь примером

  4. истёк кровью




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Деревья сливаются в большие чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки (И.С. Тургенев)

Задания 1-3.

  1. К какому типу речи относится данный текст?

  1. повествование

  2. описание

  3. рассуждение с элементами описания

  4. повествование с элементами рассуждения

  1. Определите спряжение выделенных глаголов, запишите их в форме 1-го лица множественного числа.

  2. Какое словосочетание соответствует данной схеме ?

Х

глагол в 3-м лице, в ед. ч. + существительное

  1. выступают робко

  2. постепенно темнеет

  3. сливаются в массы

  4. п ереходит к верхушкам

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

С детских лет я бесконечно любил наши сёла и деревни, я готов был целые часы, лёжа где-нибудь под берёзой или липой, смотреть на почернелый ряд скромных, бревенчатых изб, тесно прислонённых друг к другу, лучше готовых вместе сгореть, нежеле распасться, слушать заунывные песни, раздающиеся во всякое время дня, вблизи, вдали… С полей несёт сытным дымом овинов, свежим сеном, из лесу веет смолистой хвоей и скрипит запущенный колодез, опуская бадью, и гремит по мосту порожняя телега, подгоняемая молодецким окриком… (А. Герцен)

Задания 1-3.

  1. В каком значении употреблено слово РАСПАСТЬСЯ в данном тексте (предложение №1)?

  1. рассыпаться на куски

  2. прийти в полный упадок

  3. разложиться на составные части

  4. отделиться друг от друга

  1. Выпишите из текста глаголы в форме настоящего времени, обозначьте в них окончания.

  2. Какой глагол относится ко второму спряжению?

  1. смотреть

  2. сгореть

  3. слушать

  4. распасться

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой.

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,

Любуясь красой своего двойника. (А. Ахматова)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно передаёт содержание данного текста?

  1. Я хочу…

  2. Возвращение в молодость.

  3. Память.

  4. Летний сад.

  1. Запишите выделенные глаголы в неопределённой форме, затем образуйте от данных глаголов 3-е лицо единственного и множественного числа. Во всех глаголах обозначьте окончания.

  2. Какое словосочетание соответствует схеме

Х

глагол в 3-м лице, во мн.ч. + местоимение ?

  1. хочу к розам

  2. плывёт сквозь века

  3. помню их

  4. п омнят меня

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Удавы

Эти неядовитые змеи водятся в Европе, Азии и Южной Америке. Охотиться удавы могут на разнообразных животных: ящериц, птиц, кроликов, белок… Чтобы справиться с добычей, удавы обвивают её двумя-тремя кольцами и душат. Насытившись, они могут долгое время обходиться без пищи. В неволе эти змеи случается теряют аппетит, например, мадагаскарский удав не питался четыре года. Удавы любят жить в одиночку. Раз шесть в год им приходится линять. Чтобы освободиться от старой «одежды», змея трётся о камни или оборачивается вокруг ветки и выскальзывает из старой кожи, вывернув её подобно перчатке. Удавы не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей, которые сразу переходят к самостоятельной жизни. (Из энциклопедии «Я познаю мир»)

Задания 1-3.

  1. Какое суждение противоречит содержанию этого текста?

  1. Удавы – это неядовитые змеи.

  2. В неволе удавы часто теряют аппетит, причём на долгое время.

  3. Удавы не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей.

  4. Удавы не любят жить в одиночку.

  1. Письменно ответьте на вопросы: 1) «Почему неопределённая форма глагола так называется?» и 2) «На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?» Каждый ответ аргументируйте примерами из текста.

  2. Какой глагол не может употребляться в форме настоящего времени?