ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Мимо околиц_ промчались грузовые машины. Из кабин торопливо вылезли круглолиц_е телятниц_ . Они принялись развязывать верёвки, которыми было прикреплено сено. «Молодц_, молодц_, девчата!» – сказал бригадир. Вдруг показался щенок. Телятниц_ закричали на него и замахали руками: «Пошёл отсюда! Ц_ц! Куда несёшься?» Щенок испугался и убежал. (По Л. Воронковой)
Задания 1-3.
-
Какое из перечисленных слов является синонимом к слову ОКОЛИЦА (предложение№1)?
1) окраина 2) дорога 3) изгородь 4) просёлок
-
Письменно просклоняйте выделенное словосочетание и обозначьте в нём окончания. -
В корне какого слова на месте пропуска пишется буква И ?
1) ц_ц 2) щ_нок 3) закр_чали 4) прикр_плено
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Мы зашли в цветочный магазин. На красивых решётках из дерева разместились ц_нния. Это декоративное растение. Ц_нния создаёт уют в наших жилых помещениях, кроме того, это ц_лебный цветок.
А вот на окне в широкой низкой вазе приютились красавц_ ц_кламены с розовыми яркими лепестками. Ц_кламены ещё называют альпийскими фиалками.
Нам нужно было купить цветы в подарок ко дню рождения, и продавц_ предложили белые и жёлтые нарц_ссы. Мы выбрали белые, потому что они более нарядные. (Г. Юрмин)
Задания 1-3.
-
Каков тип речи данного текста?
-
повествование -
описание -
повествование с элементами описания -
рассуждение с элементами описания
-
Выпишите из текста все названия цветов, которые вы здесь встретили, и затранскрибируйте одно из них (на выбор). -
В каком слове на месте пропуска после Ц пишется буква И ?
-
ц_лебный -
(они) продавц_ -
(они) красавц_ -
ц_кламены
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Лесные традиц_и
Птенц_ подросли и вылезли из гнёзд. Теперь птиц_ кочуют со своими ребятишками по всему лесу, странствуют по кустам и деревьям. Если на ц_почках подойдёшь к кусту, то увидишь всю стаю, главное – не зац_пить ветку. Можно тогда увидеть и ц_ремонию птичьего бракосочетания. Все птиц_ выстраиваются в ц_почку, кроме одной пары. Щебечут, наверное, поют. (В. Бианки)
Задания 1-3.
-
К какому стилю речи относится текст?
-
разговорный -
научный -
художественный -
деловой
-
Выпишите из текста слова, в которых после Ц пишется буква Е , и объясните выбор этой буквы. -
Какое слово является исключением из правила о правописании букв И-Ы после Ц?
-
традиц_и -
(они) птиц_ -
(они) птенц_ -
на ц_почках
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Возвращение домой
Война не окончилась, а Афанасий Смирнов вернулся домой. Он пропал без вести в сорок втором году. И вдруг вернулся. Сошёл Афанасий хромым на родной станц_и и направился к себе домой.
В тот час я записывал ц_фры по арифметике. Ручки тогда были с перьями. Мы после каждого слова опускали их в чернильниц_.
Смотрю, а у Афанасия нет нашивок. Видны только пуговиц_ . Выбежал я на улицу. На улиц_ возле станц_онного магазина собрался народ. Афанасий закурил папиросу и рассказал землякам про фашистский плен. Рассказал о жестокости и ц_низме врага. Чудом остался жив Афанасий Смирнов, но вернулся домой калекой. (По Ю. Калинину)
Задания 1-3.
-
Каково лексическое значение слова ЦИНИЗМ ?
-
беспощадность -
отсутствие человечности -
злость -
политика
-
В ыпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме.
Х
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 17
глагол + сущ. с буквой И после Ц в корне
-
В каком слове на месте пропуска после Ц пишется буква Ы ?
-
на станц_и -
ц _фры -
(они) пуговиц_ -
(на чём?) на улиц_
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Ежи на арене ц_рка
В ц_рке много разных животных выступает. Но вот ежей на арену первый раз вывел знаменитый Владимир Дуров. Поселился с ними артист в гостиниц_ . Однажды хозяин гостиниц_ попросил его освободить номер. Жильц_ жаловались на ежей. Они сильно топотали. Дуров переехал в другую гостиницу. Через день история повторилась. Всё же Владимиру Дурову удалось обучить ежей ц_рковым трюкам. Ежи ножками сдвигали стрелки на большом ц_ферблате, ездили по арене с маленькими пушками. Дуров приц_пил к иголкам ежихи Катушки сургучную саблю. С саблей Катушка походила на известного болгарского князя, поэтому Дурову запретили показывать ежей. (Г. Перов)
Задания 1-3.
-
Какое утверждение противоречит содержанию текста?
-
В цирке много разных зверей выступает. -
До Владимира Дурова ежей никто не дрессировал. -
Ежи сильно топочут. -
Владимиру Дурову так и не удалось обучить ежей цирковым трюкам.
-
Выпишите выделенные слова, обозначьте в них основу и окончание. -
В корне какого слова после Ц пишется проверяемая безударная гласная?
-
ц_рковым (трюкам) -
(в) ц_рке -
(на) ц_ферблате -
приц_пил
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ъ И Ь
П равописание разделительных Ъ и Ь
-
Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) В ненаст_е не унывай, а печал_ одолевай. 2) Чем дал_ше в лес, тем бол_ше дров. 3) Рано пташечка запела, как бы кошечка не с_ела. 4) На безлюд_е и Фома дворянин. 5) Хрен ред_ки не слаще. 6) На свин_ю хоть седло надень – всё конём не будет. 7) Как щука не востра, а не воз_мёт ерша с хвоста. 8) Шуба овеч_я, да душа человеч_я. 9) Не украшай плат_е, украшай ум. 10) Лад и соглас_е – первое счаст_е.
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
1) Человек и природа.
2) Бытовые заботы.
3) Человек. Его достоинства и пороки.
4) Советы и поучения.
-
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Одной линией подчеркните Ь – показатель мягкости согласного, двумя – разделительный Ь знак. -
В каком слове на месте пропуска пишется разделительный Ъ ?
-
ненаст_е -
с _ела -
воз_мёт -
(на) свин_ю
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Осень. Мухи стучат в потолок. Вз_ерошенные воробьи табунятся. Грачи пасутся на необ_ятных полях среди колос_ев. Сороки сем_ями бродят по дорогам. Росинки с_ёжились на лист_ях и сверкают весь день. (По М. Пришвину)
Задания 1-3.
-
Какова цель автора этого текста?
-
Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёного-биолога. -
Кратко описать поведение отдельных птиц и насекомых поздней осенью. -
Доступно изложить научные факты о поведении птиц и насекомых осенью. -
Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения поведения птиц и насекомых осенью.
-
Выпишите из текста слова с разделительным Ъ и разберите их по составу. -
В каком слове разделительный Ь находится в корне ?
-
вороб_и -
с ем_ями -
(на) лист_ях -
колос_ев
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В минуту опасности рыба-шар заглатывает необ_ятное количество воды, в три раза больше своего об_ёма, раздувается и превращается в колючий шар.
В Средиземном море живёт краб-стар_ёвщик. Он ползает по дну, находит и кладёт себе на спину всё, что попадает ему под клешню: рыб_и головы, пустые раковины. Если крабу угрожает опасность, он подставляет противнику спину с «сокровищами». Победитель поедает с_едобные трофеи, а стар_ёвщик в это время со всех ног убегает от врага. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
1) Морские обитатели.
2) А знаете ли вы?
3) Краб-старьёвщик.
4) Чудеса подводного мира.
-
Выпишите из текста одно слово с разделительным Ъ и одно слово с разделительным Ь . Затранскрибируйте эти слова. Письменно в краткой форме ответьте на вопрос: « Как определить на слух, что в слове пишется разделительный знак?» -
В каком слове на месте пропуска пишется разделительный Ь ?
-
об_ёма -
р ыб_и -
с_едобные -
необ_ятное
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На утренних и вечерних зорях лесные жители поют и играют. Тут услышишь ухан_е, жужжан_е, урчан_е, квакан_е. Дятлы по стуку находят звонкие сухие суч_я. Это у них барабан. Свистят флейтой иволги и мален_кие дрозды. Кузнечики хлопают крыл_ями. Звонкими частыми голосами поют зяблики и солов_и. Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет раз_ярённый волк. Вот какой оркестр в лесу! Услышишь и с_ёжишься от страха. (По В. Бианки)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Жители леса. -
Пение. -
Лесной оркестр. -
Разноголосье.
-
Выпишите из текста в левый столбик слова с разделительным Ъ, в правый – с разделительным Ь . Графически объясните выбор разделительных знаков. -
В каком слове Ь является показателем мягкости согласного?
-
уханье -
м аленькие -
сучья -
соловьи
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
После первых заморозков пчеловод Анисим с внуком Васей отправились в тайгу. Лес между речкой и цеп_ю топких болот почернел, лист_я высохли. Дед с внуком спустились к реке. Вдруг послышался шум. Они закинули на плечи охотнич_и руж_я и остановились.
В кустах стоял ворон с грязными крыл_ями. Он еле держался на толстых, узловатых лапах. Ворон был болен.
В воздухе послышалось тревожное каркан_е. Это прилетел здоровый ворон. Он схватил бол_ного за крыл_я и перенёс его через реку. (По Н. Устинову)
Задания 1-3.
-
Сколько смысловых частей в данном тексте?
-
1 -
2 -
3 -
4
-
Напишите аргументированный ответ на вопрос: «Что общего между разделительным Ь и Ь знаком, обозначающим мягкость согласного?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста. -
В каком слове нет разделительного Ь ?
-
цеп_ю -
о хотнич_и -
каркан_е -
бол_ного
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
С нетерпен_ем и радост_ю мы ждём появления на арене клоуна. С легкост_ю он выполняет самые сложные трюки. Это резул_тат мастерства, умен_я.
А знаеш_ ли ты, как произошло слово клоун? В латинском языке было слово колонус, то есть сел_ский жител_ . Горожане постоянно смеялис_ над неловкост_ю и наивност_ю деревенских жителей. К нам это слово пришло из английского языка. Так англичане называли шута. (Ш. Журжина, Н. Костромина)
Задания 1-3.
1. Какое заглавие подходит к той части текста, в которой говорится о происхождении слова КЛОУН ?