Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Мимо околиц_ промчались грузовые машины. Из кабин торопливо вылезли круглолиц_е телятниц_ . Они принялись развязывать верёвки, которыми было прикреплено сено. «Молодц_, молодц_, девчата!» – сказал бригадир. Вдруг показался щенок. Телятниц_ закричали на него и замахали руками: «Пошёл отсюда! Ц_ц! Куда несёшься?» Щенок испугался и убежал. (По Л. Воронковой)

Задания 1-3.

  1. Какое из перечисленных слов является синонимом к слову ОКОЛИЦА (предложение№1)?

1) окраина 2) дорога 3) изгородь 4) просёлок

  1. Письменно просклоняйте выделенное словосочетание и обозначьте в нём окончания.

  2. В корне какого слова на месте пропуска пишется буква И ?

1) ц_ц 2) щ_нок 3) закр_чали 4) прикр_плено




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Мы зашли в цветочный магазин. На красивых решётках из дерева разместились ц_нния. Это декоративное растение. Ц_нния создаёт уют в наших жилых помещениях, кроме того, это ц_лебный цветок.

А вот на окне в широкой низкой вазе приютились красавц_ ц_кламены с розовыми яркими лепестками. Ц_кламены ещё называют альпийскими фиалками.

Нам нужно было купить цветы в подарок ко дню рождения, и продавц_ предложили белые и жёлтые нарц_ссы. Мы выбрали белые, потому что они более нарядные. (Г. Юрмин)

Задания 1-3.

  1. Каков тип речи данного текста?

  1. повествование

  2. описание

  3. повествование с элементами описания

  4. рассуждение с элементами описания

  1. Выпишите из текста все названия цветов, которые вы здесь встретили, и затранскрибируйте одно из них (на выбор).

  2. В каком слове на месте пропуска после Ц пишется буква И ?

  1. ц_лебный

  2. (они) продавц_

  3. (они) красавц_

  4. ц_кламены




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Лесные традиц_и

Птенц_ подросли и вылезли из гнёзд. Теперь птиц_ кочуют со своими ребятишками по всему лесу, странствуют по кустам и деревьям. Если на ц_почках подойдёшь к кусту, то увидишь всю стаю, главное – не зац_пить ветку. Можно тогда увидеть и ц_ремонию птичьего бракосочетания. Все птиц_ выстраиваются в ц_почку, кроме одной пары. Щебечут, наверное, поют. (В. Бианки)

Задания 1-3.

  1. К какому стилю речи относится текст?


  1. разговорный

  2. научный

  3. художественный

  4. деловой

  1. Выпишите из текста слова, в которых после Ц пишется буква Е , и объясните выбор этой буквы.

  2. Какое слово является исключением из правила о правописании букв И-Ы после Ц?

  1. традиц_и

  2. (они) птиц_

  3. (они) птенц_

  4. на ц_почках



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Возвращение домой

Война не окончилась, а Афанасий Смирнов вернулся домой. Он пропал без вести в сорок втором году. И вдруг вернулся. Сошёл Афанасий хромым на родной станц_и и направился к себе домой.

В тот час я записывал ц_фры по арифметике. Ручки тогда были с перьями. Мы после каждого слова опускали их в чернильниц_.

Смотрю, а у Афанасия нет нашивок. Видны только пуговиц_ . Выбежал я на улицу. На улиц_ возле станц_онного магазина собрался народ. Афанасий закурил папиросу и рассказал землякам про фашистский плен. Рассказал о жестокости и ц_низме врага. Чудом остался жив Афанасий Смирнов, но вернулся домой калекой. (По Ю. Калинину)

Задания 1-3.

  1. Каково лексическое значение слова ЦИНИЗМ ?

  1. беспощадность

  2. отсутствие человечности

  3. злость

  4. политика

  1. В ыпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме.

Х
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


глагол + сущ. с буквой И после Ц в корне

  1. В каком слове на месте пропуска после Ц пишется буква Ы ?

  1. на станц_и

  2. ц _фры

  3. (они) пуговиц_

  4. (на чём?) на улиц_

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ежи на арене ц_рка

В ц_рке много разных животных выступает. Но вот ежей на арену первый раз вывел знаменитый Владимир Дуров. Поселился с ними артист в гостиниц_ . Однажды хозяин гостиниц_ попросил его освободить номер. Жильц_ жаловались на ежей. Они сильно топотали. Дуров переехал в другую гостиницу. Через день история повторилась. Всё же Владимиру Дурову удалось обучить ежей ц_рковым трюкам. Ежи ножками сдвигали стрелки на большом ц_ферблате, ездили по арене с маленькими пушками. Дуров приц_пил к иголкам ежихи Катушки сургучную саблю. С саблей Катушка походила на известного болгарского князя, поэтому Дурову запретили показывать ежей. (Г. Перов)

Задания 1-3.

  1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. В цирке много разных зверей выступает.

  2. До Владимира Дурова ежей никто не дрессировал.

  3. Ежи сильно топочут.

  4. Владимиру Дурову так и не удалось обучить ежей цирковым трюкам.

  1. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них основу и окончание.

  2. В корне какого слова после Ц пишется проверяемая безударная гласная?

  1. ц_рковым (трюкам)

  2. (в) ц_рке

  3. (на) ц_ферблате

  4. приц_пил

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ъ И Ь

П равописание разделительных Ъ и Ь

  1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) В ненаст_е не унывай, а печал_ одолевай. 2) Чем дал_ше в лес, тем бол_ше дров. 3) Рано пташечка запела, как бы кошечка не с_ела. 4) На безлюд_е и Фома дворянин. 5) Хрен ред_ки не слаще. 6) На свин_ю хоть седло надень – всё конём не будет. 7) Как щука не востра, а не воз_мёт ерша с хвоста. 8) Шуба овеч_я, да душа человеч_я. 9) Не украшай плат_е, украшай ум. 10) Лад и соглас_е – первое счаст_е.

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?


1) Человек и природа.

2) Бытовые заботы.

3) Человек. Его достоинства и пороки.

4) Советы и поучения.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Одной линией подчеркните Ь – показатель мягкости согласного, двумя – разделительный Ь знак.

  2. В каком слове на месте пропуска пишется разделительный Ъ ?

  1. ненаст_е

  2. с _ела

  3. воз_мёт

  4. (на) свин_ю

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Осень. Мухи стучат в потолок. Вз_ерошенные воробьи табунятся. Грачи пасутся на необ_ятных полях среди колос_ев. Сороки сем_ями бродят по дорогам. Росинки с_ёжились на лист_ях и сверкают весь день. (По М. Пришвину)

Задания 1-3.

  1. Какова цель автора этого текста?

  1. Сообщить теоретические сведения, представляющие интерес для учёного-биолога.

  2. Кратко описать поведение отдельных птиц и насекомых поздней осенью.

  3. Доступно изложить научные факты о поведении птиц и насекомых осенью.

  4. Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения поведения птиц и насекомых осенью.

  1. Выпишите из текста слова с разделительным Ъ и разберите их по составу.

  2. В каком слове разделительный Ь находится в корне ?

  1. вороб_и

  2. с ем_ями

  3. (на) лист_ях

  4. колос_ев

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В минуту опасности рыба-шар заглатывает необ_ятное количество воды, в три раза больше своего об_ёма, раздувается и превращается в колючий шар.

В Средиземном море живёт краб-стар_ёвщик. Он ползает по дну, находит и кладёт себе на спину всё, что попадает ему под клешню: рыб_и головы, пустые раковины. Если крабу угрожает опасность, он подставляет противнику спину с «сокровищами». Победитель поедает с_едобные трофеи, а стар_ёвщик в это время со всех ног убегает от врага. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

1) Морские обитатели.

2) А знаете ли вы?

3) Краб-старьёвщик.

4) Чудеса подводного мира.

  1. Выпишите из текста одно слово с разделительным Ъ и одно слово с разделительным Ь . Затранскрибируйте эти слова. Письменно в краткой форме ответьте на вопрос: « Как определить на слух, что в слове пишется разделительный знак?»

  2. В каком слове на месте пропуска пишется разделительный Ь ?


  1. об_ёма

  2. р ыб_и

  3. с_едобные

  4. необ_ятное




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

На утренних и вечерних зорях лесные жители поют и играют. Тут услышишь ухан_е, жужжан_е, урчан_е, квакан_е. Дятлы по стуку находят звонкие сухие суч_я. Это у них барабан. Свистят флейтой иволги и мален_кие дрозды. Кузнечики хлопают крыл_ями. Звонкими частыми голосами поют зяблики и солов_и. Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет раз_ярённый волк. Вот какой оркестр в лесу! Услышишь и с_ёжишься от страха. (По В. Бианки)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

  1. Жители леса.

  2. Пение.

  3. Лесной оркестр.

  4. Разноголосье.

  1. Выпишите из текста в левый столбик слова с разделительным Ъ, в правый – с разделительным Ь . Графически объясните выбор разделительных знаков.

  2. В каком слове Ь является показателем мягкости согласного?

  1. уханье

  2. м аленькие

  3. сучья

  4. соловьи

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

После первых заморозков пчеловод Анисим с внуком Васей отправились в тайгу. Лес между речкой и цеп_ю топких болот почернел, лист_я высохли. Дед с внуком спустились к реке. Вдруг послышался шум. Они закинули на плечи охотнич_и руж_я и остановились.

В кустах стоял ворон с грязными крыл_ями. Он еле держался на толстых, узловатых лапах. Ворон был болен.

В воздухе послышалось тревожное каркан_е. Это прилетел здоровый ворон. Он схватил бол_ного за крыл_я и перенёс его через реку. (По Н. Устинову)

Задания 1-3.

  1. Сколько смысловых частей в данном тексте?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Напишите аргументированный ответ на вопрос: «Что общего между разделительным Ь и Ь знаком, обозначающим мягкость согласного?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

  2. В каком слове нет разделительного Ь ?

  1. цеп_ю

  2. о хотнич_и

  3. каркан_е

  4. бол_ного

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

С нетерпен_ем и радост_ю мы ждём появления на арене клоуна. С легкост_ю он выполняет самые сложные трюки. Это резул_тат мастерства, умен_я.

А знаеш_ ли ты, как произошло слово клоун? В латинском языке было слово колонус, то есть сел_ский жител_ . Горожане постоянно смеялис_ над неловкост_ю и наивност_ю деревенских жителей. К нам это слово пришло из английского языка. Так англичане называли шута. (Ш. Журжина, Н. Костромина)

Задания 1-3.

1. Какое заглавие подходит к той части текста, в которой говорится о происхождении слова КЛОУН ?