Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. 3

  2. 4

  3. 5

  4. 6

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона. (С. Есенин)

Задания 1-3

1. Каково лексическое значение слова ЗАТОН (зеркало затона)?

1) средняя часть реки

2) небольшое озеро

3) вода у берега реки

4) глубоко вдавившийся в сушу речной залив

2. Письменно просклоняйте выделенное в тексте имя существительное, обозначая окончания в косвенных падежах.

3. В каком словосочетании зависимое слово выражено именем существительным в винительном падеже?

  1. звёзды золотые

  2. з еркало затона

  3. брезжит на заводи

  4. румянит сетку

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (По В. Белову)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль этого текста?

  1. Талант открывается в течение всей жизни человека?

  2. Надо быть самим собой.

  3. Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей.

  4. Плохих людей не существует.

  1. Спишите текст, укажите падеж имён существительных, которые стоят в форме множественного числа. Образуйте и запишите от данных существительных форму единственного числа.

  2. В каком словосочетании зависимое слово выражено именем существительным?

  1. потребность пить

  2. п отребность творчества

  3. в тяжких условиях

  4. каждая личность

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ольга Берггольц – первый поэт блокадного Ленинграда. Её голос – голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленинградцам, голос, опалённый ненавистью к врагам, голос, взывающий к жизни, к борьбе. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знаменем блокадного Ленинграда… Она умерла, чтобы жить в веках. Жить столь же долго, сколь суждено жить нашему городу на Неве. (Ф. Абрамов)

Задания 1-3.

  1. В каком значении употребляется слово МУЗА в данном тексте?

  1. каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии

  2. творческое вдохновение, источник его, олицетворимое обычно в образе женщине

  3. творчество поэта

  4. гимн во славу чего-либо

  1. Выпишите из текста имена существительные собственные, объясните, что они обозначают или называют.

Х

  1. Какое словосочетание соответствует схеме существительное + существительное ?


  1. первый поэт

  2. её голос




  1. сострадания к ленинградцам

  2. трудное счастье

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Японцы очень бережно относятся к священным предметам своей страны.

Толпы школьников в дни каникул с утра до вечера только и переезжают из одного старинного замка в другой. В точности, как и вы, они шумят, толкаются, болтают, свистят, балбесничают, ссорятся, мирятся…

А потом их приводят в такой вот тихий парк с прудом, в котором плавают черепахи и зеркальные карпы, птицы поют, журчат ручьи, они садятся на берегу и затихают, любуясь деревьями, камнями или какой-нибудь серой цаплей. (М. Москвина)

Задания 1-3.

1. Сколько смысловых частей в данном тексте?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2 . Выпишите из текста имена существительные одушевлённые и обозначьте в них окончания.

Х

3. Какое словосочетание соответствует схеме глагол + существительное ?

  1. бережно относятся

  2. и х приводят

  3. парк с прудом

  4. садятся на берегу

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге – наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, подумал заяц, что от лучшего ещё лучше искать не надо». Хотел заяц лучше спрятаться и вовсе пропал. (Л. Толстой)

Задания 1-3.

  1. В каком значении употреблено слово ПРОПАЛ в последнем предложении текста?

  1. потерялся

  2. перестал появляться

  3. перестал быть видимым

  4. погиб, умер

  1. Спишите текст, определите падеж имён существительных в форме множественного числа и укажите, какими членами предложения они являются.

  2. Каким членом предложения является выделенное имя существительное в данном предложении?

Бежал заяц от собак и ушёл в ЛЕС.


  1. подлежащим

  2. с казуемым

  3. дополнением

  4. обстоятельством

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Сладкий конский щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, затопивший рязанские дали, казался жидким мёдом. Мы дышали тёплым воздухом трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.

Тусклым серебром шумели над головой листья столетних ив. От Прорвы тянуло запахом кувшинок и чистой холодной воды. Мы успокоились, закинули удочки и стали ждать. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

  1. К какому стилю речи относится этот текст?

  1. научный

  2. разговорный

  3. деловой

  4. художественный

  1. Имена существительные изданного текста распределите и запишите по колонкам таблицы:

Мужской род

Женский род

Средний род






1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17





  1. Какое имя существительное не может изменяться по числам?

  1. удочки

  2. шмели




  1. листья

  2. щавель

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Знаете ли вы, какой огромный мир, в котором мы живём? А какой он разнообразный?

На свете существуют такие удивительные места, что, случайно попав туда, просто невозможно поверить, что ты идёшь по той же самой планете Земля, а не шагаешь по какому-нибудь Марсу или Юпитеру из суперфантастического фильма. До того там всё не похоже на то, к чему мы привыкли.

А какие это невообразимые дали!... (М. Москвина)

Задания 1-3

1. Каков тип речи данного текста?

1) повествование с элементами описания

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение с элементами описания

2. Запишите выделенные имена существительные в родительном падеже и обозначьте в них окончания.

3. Какое имя существительное является нарицательным?

  1. Земля

  2. М арс

  3. Юпитер

  4. мир

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на тёмную воду и отражался от неё. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых вёслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то чёрные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

1. К какому типу речи относится данный текст?


1) рассуждение

2) описание

3) повествование с элементами описания

4) рассуждение с элементами описания

2 . Письменно просклоняйте выделенные в тексте имена существительные, обозначьте в них окончания.

Х

3. Какое словосочетание соответствует схеме глагол + собственное имя существительное?

  1. падал на воду

  2. б ежали по берегам

  3. мерно бежали

  4. ехал по Прорве

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен. Вдали ложится мягкий пар. Вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота, от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. (По И. Тургеневу)

Задания 1-3.

  1. Какова цель автора данного текста?

  1. Сообщить точные научные сведения о вечере как о времени суток.

  2. Обменяться впечатлениями об особенностях наступления вечера.

  3. «Нарисовать» словами картину наступления вечера.

  4. Информировать читателя, убеждая его в необходимости провести наблюдение за наступлением вечера.

  1. Выпишите в столбик выделенные имена существительные и укажите их падеж. Обозначьте в именах существительных окончания.

  2. В каком предложении есть обстоятельство, которое выраженно именем существительным в творительном падеже?

1) Вдали ложится мягкий пар.

2) Воздух вблизи как-то прозрачен.

3) Заря запылала пожаром и обхватила полнеба.

4 ) Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестаёт обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык… Мысли наши все формулируются языком. (По Д. Лихачёву)

Задания 1-3.

  1. Какое утверждение противоречит содержанию данного текста?

  1. Учиться говорить и писать нужно всё время.

  2. Язык – это не самое выразительное, чем человек обладает.

  3. Мысли наши формируются языком.

  4. Сознательная жизнь человека проходит через родной язык.

  1. Выпишите из текста выделенные имена существительные, определите их склонение и падеж, рядом запишите их в форме множественного числа.

  2. Каким членом предложения является выделенное существительное в данном предложении? Самая большая ценность народа его ЯЗЫК .

  1. подлежащим

  2. сказуемым

  3. обстоятельством

  4. д ополнением

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стог сена, почернелый от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не облитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, чтобы они не изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней. Сыплющиеся листья, загнивающие травы, тихое гудение пчёл перед холодами и предзимнее солнце, едва заметно прогревающее землю – всё дышит жизнью. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

  1. Какой заголовок соответствует содержанию этого текста?

  1. Печаль прощальных дней.

  2. Краски осени.

  3. Осенние пейзажи.

  4. Осень на картинах Левитана.

  1. Выпишите из данного текста первые два предложения и подчеркните в них все имена существительные.

  2. Каким членом предложения является слово ОСЕНЬ в первом предложении данного текста?

  1. сказуемым

  2. подлежащим

  3. дополнением

  4. определением




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, говорит другая.

А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь? спрашивают её соседки.

Что ж сказать? говорит женщина. Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг на встречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё тяжёлые вёдра и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? Я только одного сына вижу. (В. Осеева)

Задания 1-3

1. Какова основная мысль этого текста?