Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. охотиться

  2. обходиться

  3. жить

  4. справиться


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Нарвал

На Севере есть кит – нарвал,

А у него – длиннющий «зуб».

А кто-то в книге написал.

Что это «рыба-душегуб».

Гораздо проще обвинять,

Чем разобраться и понять:

Нарвал не топит корабли,

Не ест отважных моряков.

Живёт у полюса, вдали

От населённых берегов.

А для чего нарвалу зуб?

Да это просто ледоруб.

Когда наступят холода

И льдом покроется вода,

Вытягиваясь в струнку,

Сверлит он зубом лунку

И под ледовой крышей

Через окошко дышит.

Потом глядит из темноты

На свет мерцающей звезды.

(М. Шварц)
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17



Задания 1-3.

  1. Какова цель автора этого текста?

  1. Сообщить сведения о нарвале как млекопитающем из отряда китообразных, представляющие интерес для учёного-океанолога.

  2. Выразить личное отношение к описываемым фактам.

  3. Доступно изложить научные факты.

  4. Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучать особенности млекопитающих.

  1. Все глаголы из данного текста распределите и запишите в два столбика: в левый столбик – глаголы первого спряжения, в правый столбик – глаголы второго спряжения.

  2. От какого глагола можно образовать форму будущего сложного времени?

  1. написал

  2. покроется

  3. наступят

  4. обвинять




ОРФОГРАФИЯ

П равописание буквенных сочетаний

ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, РЩ


  1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Мать наша – греч_невая каша – не перцу чета, не прорвёт ж_вота. 2) Щи да каша – пищ_ наша. 3) Без печ_ки холодно – без хлеба голодно. 4) Жгуч_ крапива родится, да в щ_х пригодится. 5) Гриб да огурец_ – в ж_лудке не ж_лец. 6) Трудовая копейка – луч_ше хапаного рубля. 7) Деньга леж_т, а шкура ран_ше времени дрож_т. 9) За ч_ем не скуч_ем – по три ч_шки выпиваем. 10) Бог даст день, бог даст пищ_ . 11) Ч_жим ртом сыт не будешь.

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?

  1. Еда.

  2. Дом.

  3. Дела человека.

  4. Бытовые заботы.

  1. Выпишите из пословиц и поговорок слова с гласными И, У, А после шипящих и обозначьте морфемы, в которых они находятся.

  2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ь ?

  1. греч_невая

  2. печ_ки




  1. луч_ше

  2. ран_ше

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Черепаха, видимо, не просто с других ш_рот. (2) Она с другого полушария. (3) Реж_м для неё – полная противоположность наш_му. (4) Днём она в тиш_не спит. (5) По ноч_м же черепаха ож_вает. (М. Бартенев)

Задания 1-3.

  1. Какое из перечисленных слов является синонимом к слову РЕЖИМ (предложение №3)?


  1. беспорядок

  2. распорядок дня

  3. диета

  4. церемония

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

  2. В каком предложении подлежащее выражено существительным, в корне которого после шипящего пишетсая буква И ?

  1. 1

  2. 3

  3. 4

  4. 5





  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Перед нами спокойное озеро с прозрач_ной водой. Украшают его белые кувш_нки. Как красивы эти цветы на воде! У них ш_рокие округлые листья, ч_десные больш_е цветки. Кувш_нки ч_сто в народе называют белыми лилиями.

Листья кувш_нок покрыты восковым налётом и поэтому не смачиваются водой. Корневищ_ у кувш_нок очень длинные. С каким трудом их вытягиваешь из воды! Но они приносят людям пол_зу. Из корневищ_ белой кувш_нки получ_ют муку. Эта мука гор_коватая. В корневище кувш_нок содерж_тся много гор_ких дубил_ных веществ, вот они и ощ_щ_ются на вкус. Дубил_ные вещества можно легко удалить из муки. Для этого муку заливают водой, отстаивают. Потом воду сливают, муку просуш_вают и делают из неё ж_дкое тесто. Тесто кладут в формы и выпекают ч_десный хлеб. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

  1. Какое значение имеет слово ЧУДЕСНЫЙ в последнем предложении данного текста?

1) являющийся чудом

2) полный чудес

3) совершающий чудеса

4) приятный, благоуханный

  1. Заполните таблицу, используя выделенные в тексте слова.

Правописание букв И, У, А после шипящих

в корне слова

в других частях слова








  1. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Ь ?


  1. пол_зу

  2. гор_коватая

  3. (с)прозрач_ной

  4. дубил_ные

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Поздней весной начинает цвести колючий ш_повник. Розовые цветы его полны ч_десного аромата. Но ш_повником не украшают площ_ди и скверы. Лепестки его цветов, ягоды ш_роко применяют в кулинарии. Из лепестков ш_повника часто делают повидло и варенье.

Ещё из лепестков ш_повника получ_ют отличные пахучие масла, делают духи и помады.

Очень полезны и плоды ш_повника. Свеж_ми срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как ч_й. Ч_й из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой ч_й и ощ_щ_ешь бодрость. Только в конце лета мы мож_м собирать богатые витаминами плоды ш_повника. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков передаёт основную мысль данного текста?

  1. Чудо-цветок.

  2. Шиповник – красивый цветок.

  3. Шиповник – колючее растение.

  4. Как полезен шиповник.

  1. Выпишите из текста только слова с буквами И, У, А после шипящих в корнях слов, обозначьте эти корни.

  2. В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква Е ?

  1. ш_роко

  2. ш_повник

  3. свеж_ми

  4. м ож_м

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Однажды зимой я выш_л из дома и отправился в лес. Стояла тиш_на. Всё было покрыто ч_десным ж_мч_жным снегом. В холодном свеж_м воздухе носились вечно белые снеж_нки. Кудрявые ветки украсились нежным пуш_стым инеем. В этом ш_карном зимнем наряде ош_щ_лось всё оч_рование зимы. (По И. Корнееву)

Задания 1-3.

  1. Каков тип речи данного текста?

  1. повествование

  2. описание с элементами рассуждения

  3. рассуждение

  4. повествование с элементами рассуждения.

  1. Выпишите в столбик выделенные в тексте слова, рядом с каждым из них запишите по одному однокоренному слову.

  2. В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква И ?

  1. выш_л

  2. (в)свеж_м

  3. ж_мчужным

  4. снеж_нки



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ч_ть светает, когда я подхожу к озеру. В темноте я ч_вствую вокруг ж_знь. Вижу блеск воды, различ_ю тёмные острова камыша. Знаю, слышу, что вокруг киш_т дичь. Взвожу курок. Сейчас нач_нут подниматься утки. А в ож_дании этой минуты волнуюсь, как бы не прозевать взлёта. И как ни готовлюсь, утка неож_данно вырывается не там, где ож_даю её увидеть. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

1. К какому стилю речи относится текст?


  1. разговорный

  2. художественный

  3. научный

  4. деловой

2. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

3. В окончании какого слова есть орфограмма?

  1. острова

  2. к амыша

  3. взвожу

  4. кишит

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

      1. Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрож_т.

      1. На дорожке у балкона

Золотой ковёр леж_т.

      1. Ставит дождь на окна точ_ки

      2. А по крыш_ без конца

Барабанят молоточ_ки.

      1. Луж_ зябнут у крыльца. (Е. Авдиенко)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?

  1. Осень.

  2. Поздняя осень.

  3. Холодает.

  4. Скоро зима.

  1. Выпишите слова с пропущенными буквами, разберите их по составу.

  2. В каком предложении дополнение выражено существуительным, в окончании которого после шипящего пишется буква Е ?

  1. 1

  2. 2

  3. 4

  4. 5

Правописание букв И-Ы после Ц

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Посреди большого пустыря росли акац_и. Лёгкий ветерок шевелил их листья. На краю пустыря показалась наседка с ц_плятами. Издали они были похожи на представительную делегац_ю, которая выстроилась в ц_почку. Когда подошли к акац_ям, птенц_ разбрелись в разные стороны, но курица зорко следила за ними. (Л. Воронкова)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

  1. Весёлая семейка.

  2. Наседка.

  3. На пустыре.

  4. «Представительная делегация».

  1. Выпишите из текста только те выделенные слова, в которых на месте пропуска после Ц пишется буква И , графически объясните выбор данной буквы.

  2. В каком слове на месте пропуска после Ц пишется буква Ы ?

  1. ц_плята

  2. а кац_ями

  3. делегац_ю

  4. в ц_почку