ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
охотиться -
обходиться -
жить -
справиться
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Нарвал
На Севере есть кит – нарвал, А у него – длиннющий «зуб». А кто-то в книге написал. Что это «рыба-душегуб». Гораздо проще обвинять, Чем разобраться и понять: Нарвал не топит корабли, Не ест отважных моряков. Живёт у полюса, вдали От населённых берегов. | А для чего нарвалу зуб? Да это просто ледоруб. Когда наступят холода И льдом покроется вода, Вытягиваясь в струнку, Сверлит он зубом лунку И под ледовой крышей Через окошко дышит. Потом глядит из темноты На свет мерцающей звезды. (М. Шварц) |
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 17
Задания 1-3.
-
Какова цель автора этого текста?
-
Сообщить сведения о нарвале как млекопитающем из отряда китообразных, представляющие интерес для учёного-океанолога. -
Выразить личное отношение к описываемым фактам. -
Доступно изложить научные факты. -
Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучать особенности млекопитающих.
-
Все глаголы из данного текста распределите и запишите в два столбика: в левый столбик – глаголы первого спряжения, в правый столбик – глаголы второго спряжения. -
От какого глагола можно образовать форму будущего сложного времени?
-
написал -
покроется -
наступят -
обвинять
ОРФОГРАФИЯ
П равописание буквенных сочетаний
ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, РЩ
-
Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Мать наша – греч_невая каша – не перцу чета, не прорвёт ж_вота. 2) Щи да каша – пищ_ наша. 3) Без печ_ки холодно – без хлеба голодно. 4) Жгуч_ крапива родится, да в щ_х пригодится. 5) Гриб да огурец_ – в ж_лудке не ж_лец. 6) Трудовая копейка – луч_ше хапаного рубля. 7) Деньга леж_т, а шкура ран_ше времени дрож_т. 9) За ч_ем не скуч_ем – по три ч_шки выпиваем. 10) Бог даст день, бог даст пищ_ . 11) Ч_жим ртом сыт не будешь.
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
-
Еда. -
Дом. -
Дела человека. -
Бытовые заботы.
-
Выпишите из пословиц и поговорок слова с гласными И, У, А после шипящих и обозначьте морфемы, в которых они находятся. -
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ь ?
-
греч_невая -
печ_ки
-
луч_ше -
ран_ше
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Черепаха, видимо, не просто с других ш_рот. (2) Она с другого полушария. (3) Реж_м для неё – полная противоположность наш_му. (4) Днём она в тиш_не спит. (5) По ноч_м же черепаха ож_вает. (М. Бартенев)
Задания 1-3.
-
Какое из перечисленных слов является синонимом к слову РЕЖИМ (предложение №3)?
-
беспорядок -
распорядок дня -
диета -
церемония
-
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. -
В каком предложении подлежащее выражено существительным, в корне которого после шипящего пишетсая буква И ?
-
1 -
3 -
4 -
5
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Перед нами спокойное озеро с прозрач_ной водой. Украшают его белые кувш_нки. Как красивы эти цветы на воде! У них ш_рокие округлые листья, ч_десные больш_е цветки. Кувш_нки ч_сто в народе называют белыми лилиями.
Листья кувш_нок покрыты восковым налётом и поэтому не смачиваются водой. Корневищ_ у кувш_нок очень длинные. С каким трудом их вытягиваешь из воды! Но они приносят людям пол_зу. Из корневищ_ белой кувш_нки получ_ют муку. Эта мука гор_коватая. В корневище кувш_нок содерж_тся много гор_ких дубил_ных веществ, вот они и ощ_щ_ются на вкус. Дубил_ные вещества можно легко удалить из муки. Для этого муку заливают водой, отстаивают. Потом воду сливают, муку просуш_вают и делают из неё ж_дкое тесто. Тесто кладут в формы и выпекают ч_десный хлеб. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какое значение имеет слово ЧУДЕСНЫЙ в последнем предложении данного текста?
1) являющийся чудом
2) полный чудес
3) совершающий чудеса
4) приятный, благоуханный
-
Заполните таблицу, используя выделенные в тексте слова.
-
Правописание букв И, У, А после шипящих
в корне слова
в других частях слова
…
…
-
В каком слове на месте пропуска не пишется буква Ь ?
-
пол_зу -
гор_коватая -
(с)прозрач_ной -
дубил_ные
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Поздней весной начинает цвести колючий ш_повник. Розовые цветы его полны ч_десного аромата. Но ш_повником не украшают площ_ди и скверы. Лепестки его цветов, ягоды ш_роко применяют в кулинарии. Из лепестков ш_повника часто делают повидло и варенье.
Ещё из лепестков ш_повника получ_ют отличные пахучие масла, делают духи и помады.
Очень полезны и плоды ш_повника. Свеж_ми срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как ч_й. Ч_й из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой ч_й и ощ_щ_ешь бодрость. Только в конце лета мы мож_м собирать богатые витаминами плоды ш_повника. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков передаёт основную мысль данного текста?
-
Чудо-цветок. -
Шиповник – красивый цветок. -
Шиповник – колючее растение. -
Как полезен шиповник.
-
Выпишите из текста только слова с буквами И, У, А после шипящих в корнях слов, обозначьте эти корни. -
В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква Е ?
-
ш_роко -
ш_повник -
свеж_ми -
м ож_м
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Однажды зимой я выш_л из дома и отправился в лес. Стояла тиш_на. Всё было покрыто ч_десным ж_мч_жным снегом. В холодном свеж_м воздухе носились вечно белые снеж_нки. Кудрявые ветки украсились нежным пуш_стым инеем. В этом ш_карном зимнем наряде ош_щ_лось всё оч_рование зимы. (По И. Корнееву)
Задания 1-3.
-
Каков тип речи данного текста?
-
повествование -
описание с элементами рассуждения -
рассуждение -
повествование с элементами рассуждения.
-
Выпишите в столбик выделенные в тексте слова, рядом с каждым из них запишите по одному однокоренному слову. -
В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква И ?
-
выш_л -
(в)свеж_м -
ж_мчужным -
снеж_нки
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Ч_ть светает, когда я подхожу к озеру. В темноте я ч_вствую вокруг ж_знь. Вижу блеск воды, различ_ю тёмные острова камыша. Знаю, слышу, что вокруг киш_т дичь. Взвожу курок. Сейчас нач_нут подниматься утки. А в ож_дании этой минуты волнуюсь, как бы не прозевать взлёта. И как ни готовлюсь, утка неож_данно вырывается не там, где ож_даю её увидеть. (К. Паустовский)
Задания 1-3.
1. К какому стилю речи относится текст?
-
разговорный -
художественный -
научный -
деловой
2. Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
3. В окончании какого слова есть орфограмма?
-
острова -
к амыша -
взвожу -
кишит
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
-
Облетели листья с клёна,
Клён от холода дрож_т.
-
На дорожке у балкона
Золотой ковёр леж_т.
-
Ставит дождь на окна точ_ки -
А по крыш_ без конца
Барабанят молоточ_ки.
-
Луж_ зябнут у крыльца. (Е. Авдиенко)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?
-
Осень. -
Поздняя осень. -
Холодает. -
Скоро зима.
-
Выпишите слова с пропущенными буквами, разберите их по составу. -
В каком предложении дополнение выражено существуительным, в окончании которого после шипящего пишется буква Е ?
-
1 -
2 -
4 -
5
Правописание букв И-Ы после Ц
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Посреди большого пустыря росли акац_и. Лёгкий ветерок шевелил их листья. На краю пустыря показалась наседка с ц_плятами. Издали они были похожи на представительную делегац_ю, которая выстроилась в ц_почку. Когда подошли к акац_ям, птенц_ разбрелись в разные стороны, но курица зорко следила за ними. (Л. Воронкова)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
Весёлая семейка. -
Наседка. -
На пустыре. -
«Представительная делегация».
-
Выпишите из текста только те выделенные слова, в которых на месте пропуска после Ц пишется буква И , графически объясните выбор данной буквы. -
В каком слове на месте пропуска после Ц пишется буква Ы ?
-
ц_плята -
а кац_ями -
делегац_ю -
в ц_почку