Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Все дети прекрасны.

2) Как хорошо, когда дети талантливы.

3) Каждая мать любит своего ребёнка таким, каков он есть.

4) Настоящий сын тот, кто заботится о матери.

2. Выпишите из текста существительные мужского рода, выделите в них окончания и укажите падеж.

3. Каким членом предложенияявляется выделенное имя существительное в данном предложении?

Вот набрали женщины полные ВЁДРА и пошли.

1) подлежащим 2) сказуемым 3) дополнением 4) обстоятельством

  1. П рочитайте текст и выполните задания 1-3.

Володя стоял у окна и смотрел на улицу. На солнце грелась большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький мопс. И стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Погоди-ка, вот она тебе даст! сказал Володя. Проучит она тебя.

Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, сказал Володе отец. Полкан добрее тебя. Когда с тобой начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. (По К. Ушинскому)

Задания 1-3

1. Какова основная мысль этого текста?

1) Нам многому нужно учиться у собак.

2) Собаки очень добрые существа.

3) Большие собаки по-доброму относятся к маленьким собакам.

4) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

2. Письменно объясните, почему существительное Полкан пишется с прописной буквы, а мопс – со строчной.

3. Какое имя существительное относится к 1-му склонению?

1) (на)солнышке 2) отец 3) (у)окна 4) собака


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Без растений всякая жизнь на Земле была бы невозможна. (2) Ведь растения служат источником питания всех животных. (3) Растения нам дают пищу, кислород, защищают от вредных бактерий.

(4) Ветер, животные и люди помогают растениям распространяться. (5) А некоторые растения заботятся о себе сами. (6) У них семена спрятаны в коробочках, кто-нибудь да обязательно заденет такую коробочку, а она туже выстрелит и разбросает свои семена вокруг.

(7) Никакой книги не хватит, чтобы даже коротко рассказать о всех растениях, их сейчас на земле насчитывается около 500 тысяч видов. (В. Кологрив)

Задания 1-3.

1. Какая характеристика текста является верной?

  1. Текст не рассчитан на широкий круг читателей.

  2. Текст относится к разговорной речи.

  3. В тексте много научных терминов.

  4. Научная информация в тексте дана в доступной форме; используются выразительные языковые средства.

2. Проведите письменный морфологический разбор одного из выделенных в тексте имён существительных (на выбор).

3. В каком предложении есть однородные подлежащие, которые выражены именами существительными?

1 ) 1 2) 3 3) 4 4) 5

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска. Так началась осень. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

1. Какой заголовок наиболее точно передаёт содержание данного текста?

1) Странный свет. 2) Осенний сад. 3) Краски осени. 4) Осень началась.

2. Запишите выделенные в тексте существительные в дательном, творительном и предложном падежах, обозначьте в них окончания.

3. Какое имя существительное относится к 3-му склонению?

1) свет 2) (из)окна 3) (на)земле 4) ночь




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни эти звуки так много говорят моему сердцу. (Л. Толстой)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков передаёт основную мысль данного текста?

1) Воспоминания освежают душу. 3) Звуки голоса матери так сладки.

2) Воспоминания – источник наслаждений. 4) Детство – счастливая пора.

2. Спишите первую смысловую часть текста и проведите письменный морфологический разбор одного из выделенных слов(на выбор).

3. В каком словосочетании главное слово выражено именем существительным во множественном числе?

1) не лелеять воспоминаний 2) за чайным столом 3) смыкает глаза 4) эти воспоминания

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Тигр – млекопитающее рода больших кошек. (2) Самый крупный представитель семейства кошачьих. (3) Длина его тела 160 – 290 сантиметров, иногда свыше трёх метров, длина хвоста – до 114 сантиметров, масса – до 390 килограммов. (4) Голова округлая, окраска рыжая, с чёрными поперечными полосами на спине и боках. (5) Обитает в передней и юго-восточной Азии, в Приморье. (6) Охотится на диких копытных, в том числе на кабанов; тигры-людоеды крайне редки. (7) Детёнышей самка рожает раз в два-три года. (8) В неволе хорошо размножаются. (9) Все подвиды тигра занесены в Международную Красную книгу. (Из «Энциклопедического словаря»)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17


Задания 1-3.

1. К какому стилю речи относится данный текст?

  1. художественный

  2. разговорный

  3. научный

  4. деловой

2. Выпишите из текста собственные имена существительные и письменно в краткой форме объясните, что они обозначают или называют.

3. В каком предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными?

1) 1 2) 2 3) 4 4) 9




Имя прилагательное

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Осень

… Кругом пестреет лес зелёный;

Уже румянит осень клёны.

Уж ельник зелен и тенист.

Осинник жёлтый бьет тревогу;

Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр, устлал дорогу…

Идёшь, как будто по водам,

Нога шумит… а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Как карлы сказочные спят. (А. Майков)

Задания 1-3.

  1. Каково лексическое значение устаревшего слова КАРЛЫ ?

  1. волшебники

  2. грибы

  3. кораллы

  4. карлики

  1. Спишите текст. Найдите в нём краткие имена прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

  2. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

  1. зелёные, зелен, пестреет

  2. жёлтый, тенист, малейший

  3. красных, пышный, осинник

  4. с казочные, дремлет, внемлет


  1. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

1) И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив. Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин) 2) Нос длинный, ноги длинные, по болоту бродит - лягушек находит. (Цапля) 3) Вам встречалась на поляне птица с красными бровями? (Глухарь) 4) Длинная шея, огромные ноги, птица несётся бегом по дороге. (Страус) 5) Белы хоромы, красны подпоры. (Гусь)

Задания 1-3.

1. Какая тема объединяет эти загадки?

1) Дикие животные. 2) Домашние животные. 3) Дикие птицы. 4) Дикие и домашние птицы.

2. Спишите 2-3 загадки (на выбор), подчеркните в них имена прилагательные и укажите их род, число, падеж.

3. Какое имя прилагательное НЕ склоняется, но изменяется по числам и по родам?


  1. длинный

  2. о громные

  3. белы

  4. хвастлив

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

По ночам темнота шумела за окнами. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

1. Каков тип речи данного текста?

  1. описание

  2. повествование

  3. рассуждение с элементами описания

  4. повествование с элементами описания

2. Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся, определите их род (в единственном числе), падеж, число.

3. В каком примере неверно образована краткая форма имени прилагательного?

1 ) беспокойный – беспокоен 2) шумливый – шумлив 3) белый – белёс 4) ровный – ровен

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Когда апрельским утром 1961 года могучая ракета вознесла на орбиту космический корабль «Восток», и я сквозь иллюминатор увидел Землю, у меня невольно вырвалось восклицание:

Красота-то какая!

«Восток» мчался над необъятными просторами нашей любимой родины, и я испытывал к ней горячую сыновнюю любовь. В просветах облаков виднелись великие реки, зеленела тайга, серебристо поблёскивали снежные шапки горных вершин. Земля радовала необычной палитрой красок. Она казалась мне огромной нивой для мирного созидания. Прекрасна наша земля! (Ю. Гагарин)

Задания 1-3.

1. Какой заголовок наиболее точно передаёт содержание данного текста?


1) Как прекрасна наша Земля!

2) Земля сквозь иллюминатор «Востока».

3) Необъятные просторы любимой Родины.

4) Первый полёт в космос.

2. От выделенных в тексте прилагательных образуйте краткую форму и запишите их вместе с существительными, к которым они относятся (по образцу). Образец: могучая ракета – ракета могуча

3. Каким членом предложения является слово ПРЕКРАСНА в последнем предложении текста?

  1. подлежащим

  2. сказуемым

  3. определением

  4. обстоятельством

Прочитайте высказывания великих людей и выполните задания 1-3.

1) Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. Чехов) 2) Лучшее лекарство от безделья – постоянный и честный труд. (С.-М. де Сервантес) 3) Только труд даёт душевное здоровье – упорный, бодрый труд. (А. Герцен) 4) Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, работай без лишнего счёта, всё счастье земли – за трудом. (В. Брюсов) 5) Именно в труде, и только в труде, велик человек. (М. Горький)

Задания 1-3.

1. Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

1) Труд облагораживает человека.

2) Землю красит солнце, а человека труд.

3) Труд –лучшее лекарство.

4) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Спишите одно из данных высказываний и подчеркните в нём прилагательные как члены предложения.

3. В каком высказывании есть имя прилагательное в краткой форме?

1 ) 1 2) 2 3) 3 4) 5

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Кучевые облака громоздились в небе. Они были на взгляд такие тугие, что можно было, очевидно, лежать на их ослепительно белых громадах и смотреть оттуда на приветливую землю с её лесами, просеками, полянами, цветущей рожью, поблескиваньем тихой воды и пёстрыми стадами.

На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. (К. Паустовский)

Задания 1-3.

1. К какому стилю речи относится данный текст?

1) разговорный 2) научный 3) художественный 4) деловой

2. Спишите второй абзац текста. Проведите письменный морфологический разбор выделенного имени прилагательного.

3. Каким членом предложенияявляется слово КУЧЕВЫЕ в 1-ом предложении текста?

1) подлежащим 2) сказуемым 3) определением 4) дополнением




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз

Уж веет ласково, а белые берёзы

Роняют тихий дождь своих алмазных слёз

И улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

Задания 1-3.

1. В каком из словосочетаний данного текста имя прилагательное употреблено в прямом значении?

  1. звучный лес

  2. белые берёзы

  3. тихий дождь

  4. алмазных слёз

2. Спишите. Письменно просклоняйте выделенное имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.

3. Сколько имён прилагательных в данном тексте?

  1. 2

  2. 3

  3. 4

  4. 5

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Вечер мглистый и ненастный…

Чу, не жаворонка ль глас?..

Ты ли, утра гость прекрасный,

В этот поздний, мёртвый час?...

Гибкий, резвый, звучно-ясный,

В этот мёртвый, поздний час,

Как безумья смех ужасный,

Он всю душу мне потряс! (Ф. Тютчев)

Задания 1-3.

  1. В каком значении употреблено слово МЁРТВЫЙ (час) в данном тексте?

  1. такой, который умер

  2. безжизненный

  3. лишённый яркости

  4. не нарушаемый звуками, безмолвный

  1. Спишите текст. Подчеркните в нём имена прилагательные, которые характеризуют особенности звучания голоса жаворонка..

  2. Чем осложнено 1-ое предложение данного текста?

  1. однородными определениями

  2. однородными сказуемыми

  3. однородными обстоятельствами

  4. о днородными подлежащими

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Евгений Иванович Чарушин – прекрасный художник и писатель, который жил и работал в середине ХХ века. Он изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги о животных, сочинял маленькие рассказы для детей. Среди лучших работ художника Е.И. Чарушина – иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке». Делал рисунки Евгений Иванович и к своим книгам: «Животные жарких и холодных стран», «Вот они какие», «Зверята» и другим. Художник хорошо умел показывать лисий или заячий характер, утиную походку, волчий взгляд, ласточкино гнездо и сидящих в нём желторотых птенцов. Своими рисунками Чарушин рассказывал нам об обычаях животных с любовью и нежностью. Он научил нас любить зверей и восхищаться ими. (По Е. Алленовой)

Задания 1-3.

  1. Какое утверждение противоречит содержанию этого текста?

  1. Е.И. Чарушин – прекрасный художник.

  2. Е.И. Чарушин рисовал животных.

  3. Е.И. Чарушин делал рисунки только к книгам С.Я. Маршака

  4. Среди лучших работ художника – иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке».

  1. Найдите в тексте имена прилагательные, которые отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? , согласуйте их с существительными, к которым они относятся, и запишите получившиеся словосочетания, обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

  2. В названии какого произведения есть имя прилагательное?


  1. «Вот они какие»

  2. «Детки в клетке»

  3. «Зверята»

  4. «Животные жарких и холодных стран»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Прохлада и покой! Ручей звенит в овраге,

И ивы белою листвой рисуются во влаге,

И тёплый ветерок струится на цветах,

Качая ветви тростников прибрежных,

Несёт он аромат лесных фиалок нежных

И серебристый свист малиновок в кустах… (И. Бунин)

Задания 1-3.

  1. В каком из словосочетаний данного текста имя прилагательное употреблено в переносном значении?

  1. тёплый ветерок

  2. тростников прибрежных

  3. лесных фиалок

  4. серебристый свист

  1. От полных прилагательных, которые выделены в тексте, образуйте краткие формы и запишите их в таблицу:

Полные

прилагательные (начальная форма)

Краткие прилагательные

муж. р.

жен. р.

ср. р.

мн.ч.
















В прилагательных обозначьте окончания.

  1. В каком словосочетании зависимое слово обозначает признак предмета?

  1. звенит в овраге

  2. н есёт аромат

  3. свист малиновок

  4. белою листвой

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Музыкальное наследие П.И. Чайковского необыкновенно велико. Оперы, балеты, симфонии, концерты, фортепианные пьесы, романсы… Подробное перечисление заняло бы не одну страницу. Но не все знают, что в детстве П.И. Чайковский писал стихи и мечтал о славе поэта. Первые свои стихотворения Пётр Ильич сочинил в 8 лет, причём на французском языке. Они по-детски наивны и неумелы, но сильны по значимости. Эти стихи о Родине, о горячей любви к России. (С. Махотин)

Задания 1-3.

  1. Какой заголовок наиболее точно передаёт тему данного текста?

  1. Неизвестный Чайковский.

  2. О чём мечтал маленький Пётр Чайковский?

  3. Стихи П.Я. Чайковского.

  4. Талант П.Я. Чайковского.

  1. Спишите текст, подчеркните грамматическую основу в 1-ом предложении.

  2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

  1. о горячей любви, подробное перечисление

  2. по-детски неумелы, на французском языке

  3. необыкновенно велико, музыкальное наследие

  4. с ильны по значимости, по-детски наивны




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Японские острова так далеко от нас с вами, даже когда я поехала в экспедицию на Дальний Восток, в Хабаровский край, а там, считай, до Японии – рукой подать – всё равно между мной и Японией пролегали бескрайняя тёмная тайга, чудесный Приморский край, великие горы Сихотэ-Алинь, серебристые ленты Татарского пролива и пролива Лаперуза. (М. Москвина)

Задания 1-3.

  1. К какому стилю речи относится этот текст?

  1. научный

  2. художественный

  3. разговорный

  4. деловой

  1. Выпишите собственные географические наименования, в состав которых входят имена прилагательные. Примеры из текста дополните 2-3 своими примерами.

  2. Какое имя прилагательное не имеет краткой формы?

  1. чудесный

  2. великие

  3. тёмная

  4. б ескрайняя

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Всю жизнь я мечтала побывать в Японии. Мне всегда казалось, что это волшебная страна, которой нет на Земле. Страна из моей детской книги сказок с цветущей веткой вишни на обложке. Я открою вам тайну – всё, о чём сильно мечтаешь, сбывается.

Мы летели в Японию на самолёте десять часов. Столица Японии – Токио. Дома там высокие! Между небом и землёй со страшной скоростью движутся по воздушным дорогам-магистралям японские автомобили. И существует ещё подземный Токио. Подземные улицы, подземные магазины…

Особенно великолепен Токио поздним вечером. Весь город полыхает огнями, и толпы людей движутся по нему, как океанские волны. (М. Москвина)
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17