Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Клоун.

2) Шут – значит клоун.

3) История слова клоун.

4) Об одном заимствованном слове.

  1. Выпишите из текста слова с Ь в три колонки: в первую колонку - с разделительным Ь , во вторую – с Ь , который обозначает мягкость согласных, в пустую колонку – с Ь , который является показателем грамматической формы слова.

  2. В каком предложении есть однородные дополнения, которые выражены существительными с разделительным мягким знаком?

  1. 1

  2. 2

  3. 5

  4. 6

Правописание Ь после шипящих на конце существительных

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ландыш_ цветёт в мае. Это изящный весенний цветок с чудным ароматом. Ландыш_ не только красивый цветок, но и полезный. Из свежих листьев ландыша делают настойку на спирту, духи и капли. Молодеж_ любит такие духи за их очень нежный аромат. Капли ландыша служат хорошим лекарством для больного сердца.

Но ландыш_ и ядовитый цветок. Об этом надо помнить всегда. Нельзя на ноч_ оставлять ландыш_ в комнате, где вы спите. К утру может наступить сильное головокружение и начаться дрож_ . В этом случае окажет помощ_ только промывание желудка. Сразу после первой помощи должен приехать врач_. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

  1. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

  1. Текст рассчитан на широкий круг читателей.

  2. Научная информация в тексте упрощена.

  3. Незначительное количество терминов.

  4. Лексика текста может быть понятна только специалисту.

  1. Выпишите из данного текста имена существительные, которые оканчиваются на шипящие и пишутся Ь на конце. Объясните графически наличие Ь . Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

  2. В каком имени существительном не пишется на конце Ь ?

  1. дрож_

  2. помощ_

  3. ноч_

  4. в рач_

  1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Лучше товарищ_ верный, чем камень драгоценный. 2) Дружба не овощ_ – в огороде не растёт. 3) На лжи дружбы не построишь. 4) Друг – не коромысло, плеч_ не оттянет. 5) Не роскошью ограждайся, а друзьями. 6) Помощ_ в несчастье – что луч_ солнца в стужу. 7) Где есть дружба, там нет места фальши. 8) Без друга и Москва глуш_ . 9) Высшая гореч_ – друга потерять.

Задания 1-3.

  1. Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки ?

  1. Дружба – радость.

  2. Человека судят по тому, какой он друг.

  3. Только имея друга можно считать себя счастливым.

  4. Иметь друга – великое счастье, но дружбой надо уметь дорожить.

  1. Поставьте выделенные существительные в форму именительного падежа и запишите их. Графически объясните, в чём особенность их правописания.

  2. В каком имени существительном пишется на конце Ь ?

  1. овощ_

  2. (чего?) плеч_

  3. луч_

  4. г ореч_



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Прошла ноч_ . (2) Утром сторож_ захватил с собой мешок, ружьё, собаку, стал на лыжи и ушёл в глуш_ леса. (3) Теперь хозяйничать надо было самим. (4) Втроём ходили они за водой. (5) За пригорком из отвесной скалы среди снега бил ключ_ . (6) Потом они таскали дрова. (7) Русскую печ_ мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались. (По А. Гайдару)

Задания 1-3.

  1. Каково значение слова КЛЮЧ в данном тексте?

  1. металлическое приспособление для замка

  2. средство, возможность для разгадки чего-либо

  3. бьющий из земли источник

  4. знак в начале нотной строки

  1. Спишите текст, вставляя, где необходимо, Ь . Поставьте выделенное существительное в форму родительного падежа и графически объясните, в чём особенность его правописания.

  2. В каком предложении дополнение выражено именем существительным 3 скл., оканчивающимся на шипящий ?

  1. 1

  2. 2

  3. 5

  4. 7

  1. Прочитайте два текста и выполните задания 1-3.

Текст 1

Наступила ноч_ . Путники на берегу реки построили шалаш_ и развели костёр. В чаще леса прокричал сыч_ . Тихо зашумел камыш_ . (Ю. Дмитриев)

Текст 2

Охотник и его товарищ_ ночевали в домике лесника. В полноч_ они услышали жалобный плач_ . Охотник накинул плащ_ и вышел во двор. И снова повторился плач_ . Охотник понял, что это кричит сыч_ .

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти два текста?

  1. Ночь.

  2. Ночь в лесу.

  3. Приключения путников.

  4. Сыч.

  1. Спишите второй текст и объясните графически наличие или отсутствие Ь в существительных, оканчивающихся на шипящие.

  2. В каком существительном на конце после шипящего пишется Ь ?

  1. шалаш_

  2. сыч_

  3. камыш_

  4. ноч_



  1. Прочитайте текст, вставляя необходимые по смыслу слова (см. слова для справок), и выполните задания 1-3.

(1) Около _________ мы решили построить _________ . (2) Сделали _________ , потом завезли _________ и цемент. (3) К нам на _________ пришёл _________ отца. (4) Сначала было пасмурно. (5) Отец даже достал _________ . (6) Потом из-за _________ показался яркий _________ солнца. (7) Работать стало веселее. (В. Драгунский)

Слова для справок: дач_ , гараж_ , чертёж_ , кирпич_ , помощ_ , товарищ_ , плащ_ , луч_ .

Задания 1-3.

  1. Какую из пословиц вы бы выбрали в качестве заглавия к данному тексту?

  1. В ненастье не унывай, а печаль одолевай.

  2. Солнце восходит – людям радость.

  3. Дружба заботой и подмогой крепка.

  4. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь поведёшь.

  1. Спишите получившийся текст. Графически объясните наличие или отсутствие Ь в выделенных словах.

  2. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным 2 скл., с основой на шипящий?

  1. 1

  2. 2

  3. 5

  4. 6
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


Правописание Ь после шипящих на конце глаголов

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Весь день ты перезябнеш_ ,

Руки не согнёш_ ,

И домой тихонько

Нехотя бредёш_ .

Ветхую шубёнку

Скинеш_ с плеч_ долой,

Заберёш_ся на печ_

К бабушке седой. (И. Суриков)


Задания 1-3.

  1. В каком значении употреблено слова ВЕТХАЯ (в словосочетании ветхую шубёнку)?

  1. красивая

  2. древняя

  3. пришедшая в негодность от времени

  4. модная

  1. Спишите текст, в глаголах в форме 2-го лица единственного числа обозначьте окончания.

  2. В каком слове на конце после шипящего не пишется Ь ?

  1. (что?) печ_

  2. с (чего?) плеч_

  3. согнёш_

  4. бредёш_

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Сколько ищешь в жизни напрасно чего-то, сколько ждёшь, и является совсем не то, чего желаешь. Но когда идёшь в глушь за грибами, то находишь именно то, чего желал. Если найдёшь гриб белый, то он всегда бывает лучше того, что себе представлял. И жадными глазами впиваешься в него, стараясь выпить навсегда из него прелесть, и не выпьешь. (По М. Пришвину)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

  1. За грибами.

  2. Желание.

  3. Белый гриб.

  4. Находка.

  1. Сравните слова ГЛУШЬ и НАЙДЁШЬ . Дайте аргументированный письменный ответ на вопрос: «Одному или разным правилам подчиняется написание в них Ь ?»

  2. Какое словосочетание соответстывует данной схеме ?

Х

глагол в форме 2 лица, ед.ч. + существительное 3 скл.

  1. найдёшь гриб

  2. в пиваешься в него

  3. выпить прелесть

  4. идёшь в глушь


  1. Прочитайте текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме 2-го лица единственного числа и выполните задания 1-3.

Берёза

Берёзу ты, конеч_но, (знать). А вот (знать) ли ты, что её ствол в сильную жару и на солнце не нагревается? (Думать), что это одна из непростых задач_ ? Ты легко (найти) ответ, если (вспомнить), что белый цвет отражает солнеч_ные лучи. (Ю. Дмитриев)

Задания 1-3.

  1. К какому типу речи относится этот текст?

  1. рассуждение

  2. описание с элементами рассуждения

  3. повествование

  4. рассуждение с элементами описания

  1. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, Ь. Затранскрибируйте один из глаголов в форме 2-го лица единственного числа (на выбор).

  2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

  1. конеч_но

  2. солнеч_ные

  3. знаеш_

  4. (чего?) задач_





  1. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

1) Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач_ , на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч_ . (Арбуз) 2) Низок, да колюч_ , сладок, да не пахуч_ , ягоду сорвёш_ всю руку обдерёш_ . (Крыжовник) 3) Растёт зелёный кустик дотрониш_ся – укусит. (Крапива)

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти загадки?

  1. Пища.

  2. Кустарники.

  3. Растительный мир.

  4. Ягоды.

  1. Спишите одну из загадок (на выбор), вставляя после шипящих, где необходимо, Ь.

  2. В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется Ь?

  1. похож_

  2. мяч_




  1. пахуч_

  2. сорвёш_

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Птицы

На разные голоса поют птицы. Соловьи, жаворонки, певчие дрозды, черноголовки так поют, что заслушиваешься. Если захочешь услышать такой концерт, значит, выберешься в рощу рано утром.

Все птицы ещё и хорошие летуны. Пулей падает на добычу сокол. Стрелой проносится через поляну ястреб. Молнией летит стриж_ . Любую птицу догониш_ только на машине или самолёте.

Недавно к нам в лес прибыл один ночной разбойник. Увидеть его очень трудно. Ночью темно, а днём его не отличиш_ от снега. Он житель полярных стран и одет под цвет вечных снегов севера. Реч_ идёт о белой полярной сове. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

  1. Сколько смысловых частей в данном тексте?


  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Выделенные глаголы запишите в форме 2-го лица единственного числа, обозначьте в них окончания.

  2. В каком слове на конце после шипящего не пишется Ь?

  1. не отличиш_

  2. д огониш_

  3. реч_

  4. стриж_

Правописаниеглаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Шёпот в лесу

Тихо я сижу под ёлкой на середине лесной поляны. Слышу, как шепчут_ся осенние листики. Слушает и заяц, оглядывает_ся. Кто боит_ся чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листы и шепчут_ся.

Слушает заяц, и всё ему кажет_ся, будто кто-то шепчет_ся сзади и крадёт_ся. Можно, конечно, и трусливому зайцу набрат_ся храбрости и не оглядыват_ся, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду. Под шум листьев за ним лисица крадёт_ся. (По М. Пришвину)

Задания 1-3.

  1. К какому стилю речи относится данный текст?

  1. разговорный

  2. научный

  3. деловой

  4. художественный

  1. Выпишите в столбик выделенные глаголы (вместе с относящимися к ним словами), затранскрибируйте эти глаголы и письменно ответьте на вопрос: «Какое правило орфографии надо знать, чтобы не ошибиться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ

  2. В каком предложении пишется глагол с -ТЬСЯ ?

  1. Слышу, как шепчут_ся осенние листья.

  2. Слушает и заяц, оглядывает_ся.

  3. Под шум листьев за ним лисица крадёт_ся.

  4. Можно, конечно, и трусливому зайцу набрат_ся храбрости и не оглядыват_ся, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду.




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Хохлатка

Звенят, начинают переговариват_ся весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. Не скоро ещё ольха и ива оденут_ся в свои зелёные весенние платья. Но откуда взялся чудесный сиреневый подснежник под кустами? А это зацвела хохлатка.

Цветёт подснежник, жужжат возле него пчёлы и шмели, норовят добрат_ся до сладкого сока.

Отцветут сиреневые цветочки хохлатки. Упадут на землю семена. Чтобы вырасти и зацвести, опять хохлатке потребует_ся несколько лет. Вот и судите сами, как бережно нужно относит_ся к каждому цветку. (По А. Онегову)

Задания 1-3.

  1. К какому типу речи относится данный текст?

  1. повествование с элементами рассуждения

  2. описание с элементами рассуждения

  3. рассуждение

  4. повествование

  1. Выпишите в столбик выделенные глаголы и образуйте от них форму 3-го лица единственного числа. Один из записанных вами глаголов (на выбор) разберите по составу.

  2. В каком предложении пишется глагол с -ТСЯ ?

  1. Цветёт подснежник, жужжат возле него пчёлы и шмели, норовят добрат_ся до сладкого сока.

  2. Вот и судите сами, как бережно нужно относит_ся к каждому цветку.

  3. Не скоро ещё ольха и ива оденут_ся в свои зелёные весенние платья.

  4. З венят, начинают переговариват_ся весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы.

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Солнце и радуга

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга. Кто не глянет на радугу, всяк ею любует_ся. Загордилась радуга и стала хвалит_ся, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива, но ведь без меня и радуги не было бы». А радуга только смеёт_ся и пуще хвалит_ся.

Тогда солнышко рассердилось и решило спрятат_ся за тучу, и радуга исчезла. (А. Чеснокова)

Задания 1-3.

  1. Какая из пословиц отражает основную мысль данного текста?

  1. Правду говорить – многим досадить.

  2. Всякое терпенье меру любит.

  3. Достоинство не в гордости, а в скромности.

  4. Кто хвалится, тот с горы свалится.

  1. Спишите вторую часть текста, вставляя, где необходимо, Ь . Перед глаголами на -ТСЯ и -ТЬСЯ поставьте вопросы.

  2. В каком словосочетании пишется глагол с -ТЬСЯ ?

  1. только смеёт_ся

  2. ею любует_ся

  3. пуще хвалит_ся

  4. с прятат_ся за тучу



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Адмирал

Эта бабочка вьёт_ся над лесными полянками и опушками, летает на пустырях, любит пересаживат_ся на цветы. А ещё любит садит_ся на стволы берёз и лакомит_ся сладким соком дерева.

Название у неё морское. В старину моряки в чине адмирала носили через плечо красную ленту. У бабочки тоже на передних крыльях находит_ся по красной полосе, будто она носит через плечо красную ленту. (По Ю. Дмитриеву)

Задания 1-3.

  1. Какая задача ставится автором в этом тексте?

  1. Сообщить научную информацию о бабочке адмирале.

  2. Обменяться впечатлениями о бабочке адмирале.

  3. Сообщить инструкцию, как обращаться с бабочкой адмиралом.

  4. Красочно описать бабочку адмирал, её особенности и повадки.

  1. Спишите первую часть текста, графически объясняя написание глаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ .

  2. В каком словосочетании пишется глагол с -ТСЯ ?

  1. пересаживат_ся на цветы

  2. любит садит_ся

  3. любит лакомит_ся

  4. н аходит_ся на крыльях

  1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Прятат_ся за чужие спины русский солдат не привык. 2) При храбром командире и трус храбрым становит_ся. 3) Не силой держит_ся – уменьем. 4) Солдат и стоя выспит_ся. 5) Учит_ся солдату никогда не поздно. 6) Мало отвагу иметь, надо сражат_ся уметь. 7) Целым домой воротит_ся – в бою не дремать.

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?

  1. Ум, смекалка и находчивость.

  2. Боевое мастерство.

  3. Бдительность.

  4. Солдатская служба.

  1. Заполните таблицу, используя примеры из пословиц и поговорок.

Глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ

Неопределённая форма

3-е лицо, единственное число







  1. В каком примере необходимо вставить на месте пропуска букву Ь ?

  1. уметь сражат_ся

  2. стоя выспит_ся

  3. дерут_ся не силой

  4. трус храбрым становит_ся

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

П равописание проверяемых и непроверяемых

безударных гласных в корнях слов

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


Вет_р с зап_да л_тел на в_сток,

Оборвал кл_новый л_сток,

Он р_дился прошлой в_сной,

Весь такой кр_сивый, р_зной,

Жёлтый, по кр_ям – красный,

Лист кл_новый, такой прекрасный!

Я д_рю его тебе от души.

В толстой книжке его засуши –

Он тебя согреет з_мой,

Лист _сенний – подарок мой. (И. Токманова)

Задания 1-3.

  1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание этого текста?

  1. Кленовый листок.

  2. Лист осенний.

  3. Прекрасная осень.

  4. Осенний подарок.

  1. Выпишите из текста слова с орфограммами в корне, распределив их по колонкам таблицы:

Слова с проверяемыми

безударными гласными в корне

Слова с непроверяемыми

безударными гласными в корне







  1. В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный непроверяемый гласный корня?

  1. р_дился

  2. д _рю

  3. _сенний

  4. в_сток

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

С др_внейших вр_мён цв_ты сопров_ждали т_ржественные события в жизни ч_ловека. В зависимости от _бычаев, уклада жизни цв_точные украшения были различными. В Древнем Риме, у греков, славян ими _влялись в_нки, в в_сточных странах – г_рлянды, в которых цв_ты и в_тви связывались в ленты. Букеты по_вились зн_чительно позже, в эпоху Возвр_ждения, причём не как укр_шения, а как источники _роматов. Поэтому они были неб_льшими, но состояли из цв_тов, обладающих сильным зап_хом. (А. Кияткин)

Задания 1-3.

  1. Какое из утверждений противоречит содержанию этого текста?

  1. С древности цветы сопровождали торжественные события в жизни человека.

  2. Цветочные украшения могут быть различными.

  3. Букеты появились лишь в эпоху Возрождения.

  4. Первые букеты были очень большими.
  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17