ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Клоун.
2) Шут – значит клоун.
3) История слова клоун.
4) Об одном заимствованном слове.
-
Выпишите из текста слова с Ь в три колонки: в первую колонку - с разделительным Ь , во вторую – с Ь , который обозначает мягкость согласных, в пустую колонку – с Ь , который является показателем грамматической формы слова. -
В каком предложении есть однородные дополнения, которые выражены существительными с разделительным мягким знаком?
-
1 -
2 -
5 -
6
Правописание Ь после шипящих на конце существительных
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Ландыш_ цветёт в мае. Это изящный весенний цветок с чудным ароматом. Ландыш_ не только красивый цветок, но и полезный. Из свежих листьев ландыша делают настойку на спирту, духи и капли. Молодеж_ любит такие духи за их очень нежный аромат. Капли ландыша служат хорошим лекарством для больного сердца.
Но ландыш_ и ядовитый цветок. Об этом надо помнить всегда. Нельзя на ноч_ оставлять ландыш_ в комнате, где вы спите. К утру может наступить сильное головокружение и начаться дрож_ . В этом случае окажет помощ_ только промывание желудка. Сразу после первой помощи должен приехать врач_. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Какая из характеристик не свойственна данному тексту?
-
Текст рассчитан на широкий круг читателей. -
Научная информация в тексте упрощена. -
Незначительное количество терминов. -
Лексика текста может быть понятна только специалисту.
-
Выпишите из данного текста имена существительные, которые оканчиваются на шипящие и пишутся Ь на конце. Объясните графически наличие Ь . Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор). -
В каком имени существительном не пишется на конце Ь ?
-
дрож_ -
помощ_ -
ноч_ -
в рач_
-
Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Лучше товарищ_ верный, чем камень драгоценный. 2) Дружба не овощ_ – в огороде не растёт. 3) На лжи дружбы не построишь. 4) Друг – не коромысло, плеч_ не оттянет. 5) Не роскошью ограждайся, а друзьями. 6) Помощ_ в несчастье – что луч_ солнца в стужу. 7) Где есть дружба, там нет места фальши. 8) Без друга и Москва глуш_ . 9) Высшая гореч_ – друга потерять.
Задания 1-3.
-
Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки ?
-
Дружба – радость. -
Человека судят по тому, какой он друг. -
Только имея друга можно считать себя счастливым. -
Иметь друга – великое счастье, но дружбой надо уметь дорожить.
-
Поставьте выделенные существительные в форму именительного падежа и запишите их. Графически объясните, в чём особенность их правописания. -
В каком имени существительном пишется на конце Ь ?
-
овощ_ -
(чего?) плеч_ -
луч_ -
г ореч_
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Прошла ноч_ . (2) Утром сторож_ захватил с собой мешок, ружьё, собаку, стал на лыжи и ушёл в глуш_ леса. (3) Теперь хозяйничать надо было самим. (4) Втроём ходили они за водой. (5) За пригорком из отвесной скалы среди снега бил ключ_ . (6) Потом они таскали дрова. (7) Русскую печ_ мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались. (По А. Гайдару)
Задания 1-3.
-
Каково значение слова КЛЮЧ в данном тексте?
-
металлическое приспособление для замка -
средство, возможность для разгадки чего-либо -
бьющий из земли источник -
знак в начале нотной строки
-
Спишите текст, вставляя, где необходимо, Ь . Поставьте выделенное существительное в форму родительного падежа и графически объясните, в чём особенность его правописания. -
В каком предложении дополнение выражено именем существительным 3 скл., оканчивающимся на шипящий ?
-
1 -
2 -
5 -
7
-
Прочитайте два текста и выполните задания 1-3.
Текст 1
Наступила ноч_ . Путники на берегу реки построили шалаш_ и развели костёр. В чаще леса прокричал сыч_ . Тихо зашумел камыш_ . (Ю. Дмитриев)
Текст 2
Охотник и его товарищ_ ночевали в домике лесника. В полноч_ они услышали жалобный плач_ . Охотник накинул плащ_ и вышел во двор. И снова повторился плач_ . Охотник понял, что это кричит сыч_ .
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти два текста?
-
Ночь. -
Ночь в лесу. -
Приключения путников. -
Сыч.
-
Спишите второй текст и объясните графически наличие или отсутствие Ь в существительных, оканчивающихся на шипящие. -
В каком существительном на конце после шипящего пишется Ь ?
-
шалаш_ -
сыч_ -
камыш_ -
ноч_
-
Прочитайте текст, вставляя необходимые по смыслу слова (см. слова для справок), и выполните задания 1-3.
(1) Около _________ мы решили построить _________ . (2) Сделали _________ , потом завезли _________ и цемент. (3) К нам на _________ пришёл _________ отца. (4) Сначала было пасмурно. (5) Отец даже достал _________ . (6) Потом из-за _________ показался яркий _________ солнца. (7) Работать стало веселее. (В. Драгунский)
Слова для справок: дач_ , гараж_ , чертёж_ , кирпич_ , помощ_ , товарищ_ , плащ_ , луч_ .
Задания 1-3.
-
Какую из пословиц вы бы выбрали в качестве заглавия к данному тексту?
-
В ненастье не унывай, а печаль одолевай. -
Солнце восходит – людям радость. -
Дружба заботой и подмогой крепка. -
Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь поведёшь.
-
Спишите получившийся текст. Графически объясните наличие или отсутствие Ь в выделенных словах. -
В каком предложении подлежащее выражено именем существительным 2 скл., с основой на шипящий?
-
1 -
2 -
5 -
6
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Правописание Ь после шипящих на конце глаголов
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Весь день ты перезябнеш_ , Руки не согнёш_ , И домой тихонько Нехотя бредёш_ . | Ветхую шубёнку Скинеш_ с плеч_ долой, Заберёш_ся на печ_ К бабушке седой. (И. Суриков) |
Задания 1-3.
-
В каком значении употреблено слова ВЕТХАЯ (в словосочетании ветхую шубёнку)?
-
красивая -
древняя -
пришедшая в негодность от времени -
модная
-
Спишите текст, в глаголах в форме 2-го лица единственного числа обозначьте окончания. -
В каком слове на конце после шипящего не пишется Ь ?
-
(что?) печ_ -
с (чего?) плеч_ -
согнёш_ -
бредёш_
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Сколько ищешь в жизни напрасно чего-то, сколько ждёшь, и является совсем не то, чего желаешь. Но когда идёшь в глушь за грибами, то находишь именно то, чего желал. Если найдёшь гриб белый, то он всегда бывает лучше того, что себе представлял. И жадными глазами впиваешься в него, стараясь выпить навсегда из него прелесть, и не выпьешь. (По М. Пришвину)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
-
За грибами. -
Желание. -
Белый гриб. -
Находка.
-
Сравните слова ГЛУШЬ и НАЙДЁШЬ . Дайте аргументированный письменный ответ на вопрос: «Одному или разным правилам подчиняется написание в них Ь ?» -
Какое словосочетание соответстывует данной схеме ?
Х
глагол в форме 2 лица, ед.ч. + существительное 3 скл.
-
найдёшь гриб -
в пиваешься в него -
выпить прелесть -
идёшь в глушь
-
Прочитайте текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме 2-го лица единственного числа и выполните задания 1-3.
Берёза
Берёзу ты, конеч_но, (знать). А вот (знать) ли ты, что её ствол в сильную жару и на солнце не нагревается? (Думать), что это одна из непростых задач_ ? Ты легко (найти) ответ, если (вспомнить), что белый цвет отражает солнеч_ные лучи. (Ю. Дмитриев)
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится этот текст?
-
рассуждение -
описание с элементами рассуждения -
повествование -
рассуждение с элементами описания
-
Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, Ь. Затранскрибируйте один из глаголов в форме 2-го лица единственного числа (на выбор). -
В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
-
конеч_но -
солнеч_ные -
знаеш_ -
(чего?) задач_
-
Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.
1) Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач_ , на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч_ . (Арбуз) 2) Низок, да колюч_ , сладок, да не пахуч_ , ягоду сорвёш_ всю руку обдерёш_ . (Крыжовник) 3) Растёт зелёный кустик дотрониш_ся – укусит. (Крапива)
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти загадки?
-
Пища. -
Кустарники. -
Растительный мир. -
Ягоды.
-
Спишите одну из загадок (на выбор), вставляя после шипящих, где необходимо, Ь. -
В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется Ь?
-
похож_ -
мяч_
-
пахуч_ -
сорвёш_
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Птицы
На разные голоса поют птицы. Соловьи, жаворонки, певчие дрозды, черноголовки так поют, что заслушиваешься. Если захочешь услышать такой концерт, значит, выберешься в рощу рано утром.
Все птицы ещё и хорошие летуны. Пулей падает на добычу сокол. Стрелой проносится через поляну ястреб. Молнией летит стриж_ . Любую птицу догониш_ только на машине или самолёте.
Недавно к нам в лес прибыл один ночной разбойник. Увидеть его очень трудно. Ночью темно, а днём его не отличиш_ от снега. Он житель полярных стран и одет под цвет вечных снегов севера. Реч_ идёт о белой полярной сове. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
-
Сколько смысловых частей в данном тексте?
-
1 -
2 -
3 -
4
-
Выделенные глаголы запишите в форме 2-го лица единственного числа, обозначьте в них окончания. -
В каком слове на конце после шипящего не пишется Ь?
-
не отличиш_ -
д огониш_ -
реч_ -
стриж_
Правописаниеглаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Шёпот в лесу
Тихо я сижу под ёлкой на середине лесной поляны. Слышу, как шепчут_ся осенние листики. Слушает и заяц, оглядывает_ся. Кто боит_ся чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листы и шепчут_ся.
Слушает заяц, и всё ему кажет_ся, будто кто-то шепчет_ся сзади и крадёт_ся. Можно, конечно, и трусливому зайцу набрат_ся храбрости и не оглядыват_ся, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду. Под шум листьев за ним лисица крадёт_ся. (По М. Пришвину)
Задания 1-3.
-
К какому стилю речи относится данный текст?
-
разговорный -
научный -
деловой -
художественный
-
Выпишите в столбик выделенные глаголы (вместе с относящимися к ним словами), затранскрибируйте эти глаголы и письменно ответьте на вопрос: «Какое правило орфографии надо знать, чтобы не ошибиться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ ?» -
В каком предложении пишется глагол с -ТЬСЯ ?
-
Слышу, как шепчут_ся осенние листья. -
Слушает и заяц, оглядывает_ся. -
Под шум листьев за ним лисица крадёт_ся. -
Можно, конечно, и трусливому зайцу набрат_ся храбрости и не оглядыват_ся, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду.
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Хохлатка
Звенят, начинают переговариват_ся весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. Не скоро ещё ольха и ива оденут_ся в свои зелёные весенние платья. Но откуда взялся чудесный сиреневый подснежник под кустами? А это зацвела хохлатка.
Цветёт подснежник, жужжат возле него пчёлы и шмели, норовят добрат_ся до сладкого сока.
Отцветут сиреневые цветочки хохлатки. Упадут на землю семена. Чтобы вырасти и зацвести, опять хохлатке потребует_ся несколько лет. Вот и судите сами, как бережно нужно относит_ся к каждому цветку. (По А. Онегову)
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится данный текст?
-
повествование с элементами рассуждения -
описание с элементами рассуждения -
рассуждение -
повествование
-
Выпишите в столбик выделенные глаголы и образуйте от них форму 3-го лица единственного числа. Один из записанных вами глаголов (на выбор) разберите по составу. -
В каком предложении пишется глагол с -ТСЯ ?
-
Цветёт подснежник, жужжат возле него пчёлы и шмели, норовят добрат_ся до сладкого сока. -
Вот и судите сами, как бережно нужно относит_ся к каждому цветку. -
Не скоро ещё ольха и ива оденут_ся в свои зелёные весенние платья. -
З венят, начинают переговариват_ся весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы.
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Солнце и радуга
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга. Кто не глянет на радугу, всяк ею любует_ся. Загордилась радуга и стала хвалит_ся, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива, но ведь без меня и радуги не было бы». А радуга только смеёт_ся и пуще хвалит_ся.
Тогда солнышко рассердилось и решило спрятат_ся за тучу, и радуга исчезла. (А. Чеснокова)
Задания 1-3.
-
Какая из пословиц отражает основную мысль данного текста?
-
Правду говорить – многим досадить. -
Всякое терпенье меру любит. -
Достоинство не в гордости, а в скромности. -
Кто хвалится, тот с горы свалится.
-
Спишите вторую часть текста, вставляя, где необходимо, Ь . Перед глаголами на -ТСЯ и -ТЬСЯ поставьте вопросы. -
В каком словосочетании пишется глагол с -ТЬСЯ ?
-
только смеёт_ся -
ею любует_ся -
пуще хвалит_ся -
с прятат_ся за тучу
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Адмирал
Эта бабочка вьёт_ся над лесными полянками и опушками, летает на пустырях, любит пересаживат_ся на цветы. А ещё любит садит_ся на стволы берёз и лакомит_ся сладким соком дерева.
Название у неё морское. В старину моряки в чине адмирала носили через плечо красную ленту. У бабочки тоже на передних крыльях находит_ся по красной полосе, будто она носит через плечо красную ленту. (По Ю. Дмитриеву)
Задания 1-3.
-
Какая задача ставится автором в этом тексте?
-
Сообщить научную информацию о бабочке адмирале. -
Обменяться впечатлениями о бабочке адмирале. -
Сообщить инструкцию, как обращаться с бабочкой адмиралом. -
Красочно описать бабочку адмирал, её особенности и повадки.
-
Спишите первую часть текста, графически объясняя написание глаголов на -ТСЯ и -ТЬСЯ . -
В каком словосочетании пишется глагол с -ТСЯ ?
-
пересаживат_ся на цветы -
любит садит_ся -
любит лакомит_ся -
н аходит_ся на крыльях
-
Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Прятат_ся за чужие спины русский солдат не привык. 2) При храбром командире и трус храбрым становит_ся. 3) Не силой держит_ся – уменьем. 4) Солдат и стоя выспит_ся. 5) Учит_ся солдату никогда не поздно. 6) Мало отвагу иметь, надо сражат_ся уметь. 7) Целым домой воротит_ся – в бою не дремать.
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
-
Ум, смекалка и находчивость. -
Боевое мастерство. -
Бдительность. -
Солдатская служба.
-
Заполните таблицу, используя примеры из пословиц и поговорок.
-
Глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ
Неопределённая форма
3-е лицо, единственное число
…
…
-
В каком примере необходимо вставить на месте пропуска букву Ь ?
-
уметь сражат_ся -
стоя выспит_ся -
дерут_ся не силой -
трус храбрым становит_ся
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ
П равописание проверяемых и непроверяемых
безударных гласных в корнях слов
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Вет_р с зап_да л_тел на в_сток,
Оборвал кл_новый л_сток,
Он р_дился прошлой в_сной,
Весь такой кр_сивый, р_зной,
Жёлтый, по кр_ям – красный,
Лист кл_новый, такой прекрасный!
Я д_рю его тебе от души.
В толстой книжке его засуши –
Он тебя согреет з_мой,
Лист _сенний – подарок мой. (И. Токманова)
Задания 1-3.
-
Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание этого текста?
-
Кленовый листок. -
Лист осенний. -
Прекрасная осень. -
Осенний подарок.
-
Выпишите из текста слова с орфограммами в корне, распределив их по колонкам таблицы:
-
Слова с проверяемыми
безударными гласными в корне
Слова с непроверяемыми
безударными гласными в корне
…
…
-
В каком слове пропущена буква, обозначающая безударный непроверяемый гласный корня?
-
р_дился -
д _рю -
_сенний -
в_сток
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
С др_внейших вр_мён цв_ты сопров_ждали т_ржественные события в жизни ч_ловека. В зависимости от _бычаев, уклада жизни цв_точные украшения были различными. В Древнем Риме, у греков, славян ими _влялись в_нки, в в_сточных странах – г_рлянды, в которых цв_ты и в_тви связывались в ленты. Букеты по_вились зн_чительно позже, в эпоху Возвр_ждения, причём не как укр_шения, а как источники _роматов. Поэтому они были неб_льшими, но состояли из цв_тов, обладающих сильным зап_хом. (А. Кияткин)
Задания 1-3.
-
Какое из утверждений противоречит содержанию этого текста?
-
С древности цветы сопровождали торжественные события в жизни человека. -
Цветочные украшения могут быть различными. -
Букеты появились лишь в эпоху Возрождения. -
Первые букеты были очень большими.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17