Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рис. 2.9) показал, что в экспериментальной группе к высокому уровню правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей могут быть отнесены 5 семей (50% в сравнении с 10% на констатирующем этапе; в контрольной группе динамики не наблюдается). Ребенок семье – для родителей ценность в жизни; они стремятся понять его, относятся к нему с уважением, придерживаются прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения, действуют правильно и могут иметь хорошие результаты. Средний уровень правильности воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей по результатам методики у 50% семей экспериментальной группы (в сравнении с прошлой диагностикой в 30%) 60% контрольной (было 50%). Важна в таких семьях забота о ребенке; родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их целенаправленно; нередко бывают чрезмерно строги, порой слишком мягки; склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Низкого уровня воспитательного воздействия на ребенка на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе выявлено не было; в контрольной группе динамика улучшения – 10%.
Рисунок 2.9. Результаты диагностики теста «Хорошие ли вы родители?»
5. Анкета для родителей
Таблица 2. Результаты анкетирования родителей
по взаимодействию с учителем начальных классов на контрольном этапе
Проанализировав ответы респондентов на контрольном этапе (Табл. 2) и сравнив их с констатирующим этапом, можно заметить положительную динамику в отношении родителей к взаимодействию с учителем. Большинство родителей проявляют понимание сути процесса совместного воспитания и готовность помогать школе в становлении личности.
6. Методика «Сотрудничество семьи и учителя».
Рисунок 2.10. Результаты диагностики «Сотрудничество семьи и учителя»
Диагностика по методике «Сотрудничество семьи и учителя» показала, что в экспериментальной группе в целом все довольны процессом сотрудничества. К высокому уровню удовлетворенности сотрудничеством учителя с семьей по вопросам воспитания детей отнесены 6 семьей, к среднему уровню – 4 семьи; низкий уровень диагностирован на контрольном этапе в экспериментальной группе исследования не был (в сравнении с констатирующим этапом, соответственно 0, 3, 7 семей). В контрольной группе высокий уровень у 20% (на констатирующем 10%), средний – 40% (не изменился показатель), низкий – также 40% (был 50%).
По результатам всех методик мы выделили общий уровень динамики взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.
Рисунок 2.11.Динамика показателей уровней взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся
Вывод. Благодаря современным подходам к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся динамика показателей педагогической культуры родителей в экспериментальной группе показала положительные результаты. В результате проведенной работы по организации взаимодействия семьи и педагога уровень взаимодействия изменился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 20% до 50%, с низким уровнем с 50% до 0%. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности проведенной работы и разработанной программы по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся и доказывает гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся будет эффективным, если подобрать действенные и индивидуальные методы и формы работы с родителями младших школьников: установить эффективные пути и методы взаимодействие семьи и школы; определить комплекс оптимальных средств и форм взаимодействия семьи и учителя; установить целенаправленную и постоянную связь семьи и педагога начальных классов.
Целью констатирующего этапа исследования было изучение уровня организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, задействованных в эксперименте. Данные, полученные в ходе исследования, обусловили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Нами было разработано перспективное планирование серии мероприятий, направленных на повышение уровня организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, на формирование единых взглядов педагогов и родителей на изучение личности ученика с учетом интересов, склонностей и состояния здоровья детей.
С целью проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент. Полученные в ходе исследования данные доказали: уровень педагогической и психологической культуры родителей повысился. Проведенная на формирующем этапе эксперимента работа с учетом современных подходов благоприятно повлияла на взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся экспериментальной группы. Информированность родителей способствовала формированию положительного отношения к школе, помогла лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и педагога.
Проведя опытно-экспериментальное исследование с целью доказательства гипотезы, мы пришли к выводу: работа классного руководителя более эффективна и продуктивна, если им подобраны действенные и индивидуальные методы и формы работы с родителями младших школьников: согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания; формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной атмосферы; личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей); повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей; организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей); налаживание информационной связи между школой и семьей.
Эффективность предложенных нами комплекса мероприятий для организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся с учетом современных походов проверялась в процессе формирующего и контрольного этапов эксперимента. В целом можно отметить заинтересованность родителей в школьной жизни детей и желание получить положительный результат при взаимодействии с учителем.
В результате проделанной работы стало заметно:
Итак, можно сделать вывод, что взаимодействие между учителями и родителями стало более выраженным, что благотворно повлияло на взаимодействие по обучению и воспитанию детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное нами исследование современных подходов к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся позволило нам сделать следующие выводы.
В условиях изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы особенно актуальны. Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования России, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов школы и семьи.
Воспитательный компонент ФГОС начального общего образования ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Для организации такого пространства, его функционирования требуются согласованные действия всех социальных субъектов, которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Результат зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, т.к. успешная работа образовательного учреждения возможна, если все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, сплоченным коллективом.
Педагоги и исследователи отмечают необходимость взаимодействия родителей и учителя. Приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между учителем и родителями выявляется в понятиях «взаимодействие» и «сотрудничество». Термин «взаимодействие» раскрыт в работах Т.А. Марковой: он рассматривается как совокупность линий поведения
Рисунок 2.9. Результаты диагностики теста «Хорошие ли вы родители?»
5. Анкета для родителей
Таблица 2. Результаты анкетирования родителей
по взаимодействию с учителем начальных классов на контрольном этапе
Вопросы | Ответы | |||
1. Принимаете ли вы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в классе? | Да, часто (60 %) | Не очень часто (30%) | Очень редко (10%) | Не принимаю (0%) |
2. Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни? | Полностью согласен (50%) | В целом согласен (30%) | Трудно определить (20%) | Не согласен (0%) |
3. В классе налажена работа с родителями? | Полностью согласен (80%) | В целом согласен (20%) | Трудно определить (0%) | Не согласен (0%) |
4. Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни? | Полностью согласен (60%) | В целом согласен (40%) | Трудно определить (0%) | Не согласен (0%) |
5. Что должна дать школа ребенку? | Задатки здоровья (70%) | Сориентировать на общечеловеческие ценности (80%) | Научить общению (80%) | Развивать творческие способности (60%) |
6. Какую роль вы отводите себе во взаимодействии со учителем? | Воспитывать должен учитель/ мне безразличны дела школы (0%) | Могу помочь учителю конкретно (90%) | Хотел бы помочь, но не знаю чем (10%) | Затрудняюсь ответить (0%) |
Проанализировав ответы респондентов на контрольном этапе (Табл. 2) и сравнив их с констатирующим этапом, можно заметить положительную динамику в отношении родителей к взаимодействию с учителем. Большинство родителей проявляют понимание сути процесса совместного воспитания и готовность помогать школе в становлении личности.
6. Методика «Сотрудничество семьи и учителя».
Рисунок 2.10. Результаты диагностики «Сотрудничество семьи и учителя»
Диагностика по методике «Сотрудничество семьи и учителя» показала, что в экспериментальной группе в целом все довольны процессом сотрудничества. К высокому уровню удовлетворенности сотрудничеством учителя с семьей по вопросам воспитания детей отнесены 6 семьей, к среднему уровню – 4 семьи; низкий уровень диагностирован на контрольном этапе в экспериментальной группе исследования не был (в сравнении с констатирующим этапом, соответственно 0, 3, 7 семей). В контрольной группе высокий уровень у 20% (на констатирующем 10%), средний – 40% (не изменился показатель), низкий – также 40% (был 50%).
По результатам всех методик мы выделили общий уровень динамики взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.
Рисунок 2.11.Динамика показателей уровней взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся
Вывод. Благодаря современным подходам к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся динамика показателей педагогической культуры родителей в экспериментальной группе показала положительные результаты. В результате проведенной работы по организации взаимодействия семьи и педагога уровень взаимодействия изменился: количество семей с высоким уровнем увеличилось с 20% до 50%, с низким уровнем с 50% до 0%. Это позволяет нам сделать вывод об эффективности проведенной работы и разработанной программы по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся и доказывает гипотезу исследования, согласно которой процесс взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся будет эффективным, если подобрать действенные и индивидуальные методы и формы работы с родителями младших школьников: установить эффективные пути и методы взаимодействие семьи и школы; определить комплекс оптимальных средств и форм взаимодействия семьи и учителя; установить целенаправленную и постоянную связь семьи и педагога начальных классов.
Вывод к главе 2.
Целью констатирующего этапа исследования было изучение уровня организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, задействованных в эксперименте. Данные, полученные в ходе исследования, обусловили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Нами было разработано перспективное планирование серии мероприятий, направленных на повышение уровня организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, на формирование единых взглядов педагогов и родителей на изучение личности ученика с учетом интересов, склонностей и состояния здоровья детей.
С целью проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент. Полученные в ходе исследования данные доказали: уровень педагогической и психологической культуры родителей повысился. Проведенная на формирующем этапе эксперимента работа с учетом современных подходов благоприятно повлияла на взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся экспериментальной группы. Информированность родителей способствовала формированию положительного отношения к школе, помогла лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и педагога.
Проведя опытно-экспериментальное исследование с целью доказательства гипотезы, мы пришли к выводу: работа классного руководителя более эффективна и продуктивна, если им подобраны действенные и индивидуальные методы и формы работы с родителями младших школьников: согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания; формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной атмосферы; личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей); повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей; организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей); налаживание информационной связи между школой и семьей.
Эффективность предложенных нами комплекса мероприятий для организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся с учетом современных походов проверялась в процессе формирующего и контрольного этапов эксперимента. В целом можно отметить заинтересованность родителей в школьной жизни детей и желание получить положительный результат при взаимодействии с учителем.
В результате проделанной работы стало заметно:
-
Повышение активности родителей в участии в жизни класса. -
У родителей появилась инициатива в определении содержания встреч с учителем. -
Повышение педагогической грамотности родителей. -
Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса. -
Положительная динамика личностного роста обучающихся.
Итак, можно сделать вывод, что взаимодействие между учителями и родителями стало более выраженным, что благотворно повлияло на взаимодействие по обучению и воспитанию детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное нами исследование современных подходов к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся позволило нам сделать следующие выводы.
В условиях изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы особенно актуальны. Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования России, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов школы и семьи.
Воспитательный компонент ФГОС начального общего образования ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Для организации такого пространства, его функционирования требуются согласованные действия всех социальных субъектов, которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Результат зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, т.к. успешная работа образовательного учреждения возможна, если все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, сплоченным коллективом.
Педагоги и исследователи отмечают необходимость взаимодействия родителей и учителя. Приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между учителем и родителями выявляется в понятиях «взаимодействие» и «сотрудничество». Термин «взаимодействие» раскрыт в работах Т.А. Марковой: он рассматривается как совокупность линий поведения