Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, егосоциализации в условиях образовательного учреждения.
2.3. Проведение работы по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся. Формирующий этап
В формирующем этапе принимала участие экспериментальная группа, с которой работал учитель по специальной разработанной и адаптированной программе по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.
Цель формирующего этапа: применение современных подходов для совершенствования взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Исходя из результатов констатирующего этапа, в формирующем этапе были поставлены задачи:
1. Формирование единых взглядов педагога и родителей на изучение личности обучающегося с учетом интересов, склонностей и состояния здоровья детей.
2. Проведение просвещения родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением специалистов: психолога, социального педагога.
3. Включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия.
4. Партнерское общение: признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
5. Организация учителем совместной деятельности детей и родителей.
В процессе реализации программы нами учтены психолого-педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей:
► согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
► формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной обстановки;
► личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (педагога, родителей);
► повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
► организация совместной деятельности участников воспитательного процесса (учителя, родителей, детей);
► налаживание информационной связи между школой и семьей.
В программе взаимодействие осуществляется по направлениям:
Наша программа по организации взаимодействия учителя с семьями обучающихся начальных классов рассчитана на 10 занятий, каждое занятие проводилось 1 раз в неделю по направлениям:
1) Организация семинаров для родителей с целью повышения педагогической культуры, оказания информационной поддержки в вопросах воспитания учащихся начальных классов. Методы:
- общение с приглашенными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками) по отдельным вопросам;
- дискуссии на темы конкретных педагогических ситуаций, пережитых родителями. Цель: вычленение причины проблемы, совместная разработка оптимального подхода к решению жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
- анализ педагогического опыта: обсуждение содержания специально подобранных к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
2) Организация и проведение группового консультирования по вопросам воспитания учащихся начальных классов.Это содействует совершенствованию родительских позиций, осознания ценности воспитания в семье, улучшению стиля внутрисемейного взаимодействия, оптимизации форм родительского воздействия на детей.
3) Открытые уроки с целью ознакомления родителей с учебной и воспитательной деятельностью. В течение дня родители были участниками всего происходящего: наблюдали за детьми во время уроков, внеклассных занятий, соревновались с детьми в одной команде в спортивных и интеллектуальных конкурсах.
4) Мини-тренинг детско-родительских отношений. Цель: установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
● Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
● Помощь родителям в налаживании общения с ребенком, адекватной оценки его уровня развития, достижений, проблем и др., определение оптимальных путей взаимодействия с ним.
● Обучение участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, умения находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.
● Формирование у участников тренинга чувства эмпатии.
●
Развитие навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
● Создание условий для эмоционального сближения членов семьи.
5) Участие в заседаниях семейного клуба помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка и на процесс образования в целом:
- преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному;
- понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, важно радоваться его личному росту;
- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;
- проявлять заинтересованность в его действиях, быть готовым к совместному переживанию его радостей и горестей, эмоциональной поддержке;
- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
- развивать способности своего ребенка.
План организации взаимодействия семьи и учителя начальных классов
Планируемые результаты: Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся позволит:
- сформировать активную позицию родителей в организации взаимодействия семьи и школы,
- создать комфортную обстановку для познавательной активности, развития творческих способностей, позитивной школьной мотивации детей,
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и педагога в вопросах воспитания и обучения,
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
2.4. Контрольный этап – итоговая диагностика
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Цель: выявить изменения, произошедшие во взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, участвующих в эксперименте.
В качестве подтверждения гипотезы, поставленной на начальном этапе работы, и чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, была проведена повторная (итоговая) диагностика уровня взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, участвующих в экспериментальной и контрольной группах. Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем эксперименте.
Задачи исследования:
1) Выявить уровень взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся после проведенных мероприятий.
2) Провести сравнительный анализ результатов данных групп родителей на констатирующем и контрольном этапах исследования.
1. Анкета «Какой я родитель?» (В.В. Селина, А.М. Щетинина).
Рисунок 2.6. Результаты диагностики «Какой я родитель»
Динамика показателей педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания ребенка по методике «Какой я родитель?» в экспериментальной группе (рис. 2.6): диагностика родителей на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним в экспериментальной группе показала, что высокий уровень понимания родителями особенностей ребенка младшего школьного возраста можно констатировать в 6 семьях (по сравнению с констатирующим этапом – 1 семья). Средний уровень знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия у 4-х семей экспериментальной группы. Низкий уровень по данной методике на контрольном этапе исследования выявлен не был. Результаты контрольной группы не изменились.
2. Опросник для родителей (A.M. Щетинина).
Результаты диагностики уровней знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним по опроснику для родителей А.М. Щетининой на контрольном этапе исследования показали (рис. 2.7): в экспериментальной группе высокого уровня достигли 40% диагностируемых родителей (по сравнению с 10% прошлой диагностики), в контрольной группе результаты остались те же; средний уровень у 60% родителей экспериментальной и контрольной групп (в сравнении с констатирующим этапом в 50%). Низкий уровень в экспериментальной группе не показала ни одна семья, в отличие от контрольной группы, где динамика составила всего 10% (30% на констатирующем этапе и 20 – на контрольном).
Рисунок 2.7. Результаты диагностики ответов родителей на контрольном этапе
3. Тест «Какой вы родитель».
По тесту «Какой вы родитель?» на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе были получены результаты (рис. 2.8): к высокому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» отнесены 5 семей (на констатирующем этапе – 2; в контрольной группе результат имеет динамику в 10%). Это свидетельствует о том, что родители и дети научились доверять друг другу, уровень конфликтов в семье понизился, царит атмосфера уважения и принятия ребенка; родители учитывают особенности ребенка в процессе воспитания. Средний уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» показали по 5 семей обеих диагностируемых групп. К низкому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений «родитель-ребенок» не было отнесено ни одной семьи на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе; в контрольной сохранились прежние результаты.
Рисунок 2.8. Результаты диагностики теста «Какой вы родитель»
4. Тест «Хорошие ли вы родители?»
Анализ результатов методики «Хорошие ли вы родители?» (
2.3. Проведение работы по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся. Формирующий этап
В формирующем этапе принимала участие экспериментальная группа, с которой работал учитель по специальной разработанной и адаптированной программе по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.
Цель формирующего этапа: применение современных подходов для совершенствования взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Исходя из результатов констатирующего этапа, в формирующем этапе были поставлены задачи:
1. Формирование единых взглядов педагога и родителей на изучение личности обучающегося с учетом интересов, склонностей и состояния здоровья детей.
2. Проведение просвещения родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением специалистов: психолога, социального педагога.
3. Включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия.
4. Партнерское общение: признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
5. Организация учителем совместной деятельности детей и родителей.
В процессе реализации программы нами учтены психолого-педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей:
► согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
► формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной обстановки;
► личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (педагога, родителей);
► повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
► организация совместной деятельности участников воспитательного процесса (учителя, родителей, детей);
► налаживание информационной связи между школой и семьей.
В программе взаимодействие осуществляется по направлениям:
-
педагогическое просвещение; -
привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога; -
практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Наша программа по организации взаимодействия учителя с семьями обучающихся начальных классов рассчитана на 10 занятий, каждое занятие проводилось 1 раз в неделю по направлениям:
1) Организация семинаров для родителей с целью повышения педагогической культуры, оказания информационной поддержки в вопросах воспитания учащихся начальных классов. Методы:
- общение с приглашенными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками) по отдельным вопросам;
- дискуссии на темы конкретных педагогических ситуаций, пережитых родителями. Цель: вычленение причины проблемы, совместная разработка оптимального подхода к решению жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
- анализ педагогического опыта: обсуждение содержания специально подобранных к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
2) Организация и проведение группового консультирования по вопросам воспитания учащихся начальных классов.Это содействует совершенствованию родительских позиций, осознания ценности воспитания в семье, улучшению стиля внутрисемейного взаимодействия, оптимизации форм родительского воздействия на детей.
3) Открытые уроки с целью ознакомления родителей с учебной и воспитательной деятельностью. В течение дня родители были участниками всего происходящего: наблюдали за детьми во время уроков, внеклассных занятий, соревновались с детьми в одной команде в спортивных и интеллектуальных конкурсах.
4) Мини-тренинг детско-родительских отношений. Цель: установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
● Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
● Помощь родителям в налаживании общения с ребенком, адекватной оценки его уровня развития, достижений, проблем и др., определение оптимальных путей взаимодействия с ним.
● Обучение участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, умения находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.
● Формирование у участников тренинга чувства эмпатии.
●
Развитие навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
● Создание условий для эмоционального сближения членов семьи.
5) Участие в заседаниях семейного клуба помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка и на процесс образования в целом:
- преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному;
- понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, важно радоваться его личному росту;
- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;
- проявлять заинтересованность в его действиях, быть готовым к совместному переживанию его радостей и горестей, эмоциональной поддержке;
- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
- развивать способности своего ребенка.
План организации взаимодействия семьи и учителя начальных классов
Занятие | Тема | Содержание |
1 | Семинар для родителей по теме «Возможные проблемы воспитания ребенка младшего школьного возраста» | Выступление психолога о психологических особенностях детей младшего школьного возраста. Выступление социального педагога о возможных проблемах в воспитании младших школьниках. Совместная разработка «Правил общения с ребенком-младшим школьником» |
2 | Групповая консультация «Агрессия младших школьников, ее причины и предупреждение». | Консультирование родителей по вопросам агрессии и конфликтности в младшем школьном возрасте. Разбор ситуаций из жизни и анализ способов эффективного реагирования. |
3 | Семинар для родителей по теме «Секреты семейного воспитания» «Особенности мышления младших школьников, значение семьи в его развитии», «Поощрение и наказание в семейном воспитании» | Доклад психолога о стилях семейного воспитания. Ответы на вопросы родителей об эффективных методах семейного воспитания. |
4 | Открытые уроки | Цель: демонстрация достижений учащихся и педагога родителям. Посещение родителями открытых уроков, участие в школьной жизни ребенка |
6 | Семинар для родителей «Эмоциональный мир ребенка, его значение и пути развития», «Дом мечты» | Выступление педагога-психолога о важности безусловного принятия ребенка для его психологического здоровья. Разбор педагогических задач. Рекомендации для родителей «Чтобы ребенок чувствовал себя любимым...» |
7 | Семинар для родителей по теме «Роль родителей в воспитании детей» | Выступление педагога-психолога по теме «Роль отца и матери в воспитании ребенка» Выступление классного руководителя по вопросу взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников. Рекомендация педагогической литературы к чтению родителями по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста. |
8 | Тренинг детско-родительских отношений (Приложение 2) | Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга. Упражнение «Имя» Упражнение «Семейный герб» Упражнение «Любящие родители» Упражнение «Зеркало» Упражнение «Игра без правил» |
9 | Тренинг детско-родительских отношений (Приложение 2) | Цель: Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы. Упражнение «Давайте поздороваемся» Упражнение «Неваляшка» Упражнение «Паровозик» Упражнение «Игра без правил» Упражнение «Ежик» |
10 | Тренинг детско-родительских отношений (Приложение 2) | Цель: анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших за время тренинга; Отработка навыков сотрудничества. Упражнение «Рисунок-подарок» Упражнение «Волшебный камень» Упражнение «Распускающийся бутон» |
11. | Индивидуальные и тематические консультации «Как помочь ребенку в учебе», «Семейные роли и отношения», «Как помочь ребенку быть успешным» и др. | Индивидуальная работа педагога с родителями |
12 | Работа в малых группах. | Цель: формировать нравственную культуру детей и родителей и способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников. Игры «Волшебная палочка», «Оживление», «Говорим хором», «Шапка вопросов и ответов» |
13 | Совместные мероприятия «Уроки доброты», семейный клуб «Вместе мы – сила!» | Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей; ситуации успеха для каждого ребенка; содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде «учитель – ученик – родитель» во внеурочной деятельности; выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений; воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности |
14. | Дискуссионный клуб «О разумной родительской любви» | Цель: средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви. |
15. | Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть» (Приложение 3) | Родительское собрание в нетрадиционной форме, включающее диагностические методики, упражнения для развития определенных качеств и способностей как у учеников, так и у родителей |
16. | Родительско-ученический капустник «Праздники и будни нашей жизни» | Цель: формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей; развивать чувство юмора детей и родителей, уважение друг к другу. |
| Рефлексия | Подведение итогов. |
Планируемые результаты: Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся позволит:
- сформировать активную позицию родителей в организации взаимодействия семьи и школы,
- создать комфортную обстановку для познавательной активности, развития творческих способностей, позитивной школьной мотивации детей,
- укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и педагога в вопросах воспитания и обучения,
- добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
2.4. Контрольный этап – итоговая диагностика
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Цель: выявить изменения, произошедшие во взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, участвующих в эксперименте.
В качестве подтверждения гипотезы, поставленной на начальном этапе работы, и чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, была проведена повторная (итоговая) диагностика уровня взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, участвующих в экспериментальной и контрольной группах. Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем эксперименте.
Задачи исследования:
1) Выявить уровень взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся после проведенных мероприятий.
2) Провести сравнительный анализ результатов данных групп родителей на констатирующем и контрольном этапах исследования.
1. Анкета «Какой я родитель?» (В.В. Селина, А.М. Щетинина).
Рисунок 2.6. Результаты диагностики «Какой я родитель»
Динамика показателей педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания ребенка по методике «Какой я родитель?» в экспериментальной группе (рис. 2.6): диагностика родителей на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним в экспериментальной группе показала, что высокий уровень понимания родителями особенностей ребенка младшего школьного возраста можно констатировать в 6 семьях (по сравнению с констатирующим этапом – 1 семья). Средний уровень знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия у 4-х семей экспериментальной группы. Низкий уровень по данной методике на контрольном этапе исследования выявлен не был. Результаты контрольной группы не изменились.
2. Опросник для родителей (A.M. Щетинина).
Результаты диагностики уровней знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним по опроснику для родителей А.М. Щетининой на контрольном этапе исследования показали (рис. 2.7): в экспериментальной группе высокого уровня достигли 40% диагностируемых родителей (по сравнению с 10% прошлой диагностики), в контрольной группе результаты остались те же; средний уровень у 60% родителей экспериментальной и контрольной групп (в сравнении с констатирующим этапом в 50%). Низкий уровень в экспериментальной группе не показала ни одна семья, в отличие от контрольной группы, где динамика составила всего 10% (30% на констатирующем этапе и 20 – на контрольном).
Рисунок 2.7. Результаты диагностики ответов родителей на контрольном этапе
3. Тест «Какой вы родитель».
По тесту «Какой вы родитель?» на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе были получены результаты (рис. 2.8): к высокому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» отнесены 5 семей (на констатирующем этапе – 2; в контрольной группе результат имеет динамику в 10%). Это свидетельствует о том, что родители и дети научились доверять друг другу, уровень конфликтов в семье понизился, царит атмосфера уважения и принятия ребенка; родители учитывают особенности ребенка в процессе воспитания. Средний уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений в системе «родитель-ребенок» показали по 5 семей обеих диагностируемых групп. К низкому уровню успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений «родитель-ребенок» не было отнесено ни одной семьи на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе; в контрольной сохранились прежние результаты.
Рисунок 2.8. Результаты диагностики теста «Какой вы родитель»
4. Тест «Хорошие ли вы родители?»
Анализ результатов методики «Хорошие ли вы родители?» (