Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начальная школа в том виде, в котором она существовала ранее, не предполагала привлечение родителей к взаимодействию. Поэтому необходимо вовлекать родителей в процесс взаимодействия. К новым методам образовательного учреждения относится ознакомление родителей с системой воспитания. Современный родитель недостаточно подготовлен к воспитанию ребенка для современного общества, поэтому ключевым здесь является освещение как новых, ранее неизвестных для него тем, так и тем, которые ему известны, но требуют нового подхода.
Главными формами взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся являются индивидуальные формы работы и групповые. К групповым формам относятся родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. Индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Это традиционные формы работы с родителями учащихся.
Наряду с традиционными формами взаимодействия семьи учащихся младших классов и учителя в настоящее время все чаще используются инновационные формы. Новые информационные технологии в педагогике позволяют совершенствовать традиционные формы работы с родителями: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), посвященные обсуждению разнообразных вопросов воспитания и развития детей разного возраста. Направлениями усовершенствования могут стать способы передачи содержания, приемы изложения материала, использование мультимедийных технологий. Успешность такой работы во многом определяется заинтересованностью педагога в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями: тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера.
Современные интернет-технологии призваны сделать образовательное взаимодействие удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным, что влияет на эффективность взаимодействия семьи и школы. Основными видами подобного общения являются: ознакомление с сайтом школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта.
Таким образом, основная задача школы в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Формы взаимодействия семьи и учителя в вопросах воспитания младших школьников могут быть индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями), групповые (конференции, экскурсии, деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы) и коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары). В настоящее время в процесс взаимодействия семьи и школы все больше внедряются информационные технологии (сайт школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта и т.п.), что позволяет включить в воспитательный процесс даже самых занятых родителей, делая его удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.
Взаимодействие педагога и родителей – важнейшее направление педагогической деятельности. Во взаимодействии формируется понимание специфики ребенка и через него происходит полноценное формирование личности. Преподаватель помогает родителям разобраться в особенностях развития ребенка, пережить возрастные кризисы и вместе реализовать воспитание. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие педагога и семьи дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.
Суть взаимодействия учителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.
Обучающий процесс в стенах школы и дома неразрывно связан между собой. И лишь тесный контакт педагога и родителя, желание идти навстречу друг другу в достижении взаимопонимания может принести ощутимые результаты в процессе обучения ребенка, в формировании его как многогранной, полноценной личности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. Описание процедуры и методик исследования
На основе проведенного теоретического исследования мы провели психолого-педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база: Экспериментальное исследование взаимодействия семьи и учителя в воспитании учащихся начальных классов проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 17. Исследование проводилось в двух группах: экспериментальной и контрольной (по 10 семей учащихся в каждой группе).
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
-
Констатирующий этап: первичная диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. -
Формирующий эксперимент, где была апробирована программа по организации взаимодействия семьи и учителя в воспитании учащихся начальных классов в экспериментальной группе. -
Контрольный этап: повторная диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы позволила оценить результативность и сделать вывод об эффективности организации взаимодействии семьи и педагога в воспитании учащихся начальных классов.
Диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей проводилась по выбранным методикам:
-
Анкета «Какой я родитель?» (авторы В.В. Селина, А.М. Щетинина). Анкета адаптирована под младший школьный возраст. -
Опросник для родителей (автор А.М. Щетинина). -
Тест «Какой вы родитель». -
Тест «Хорошие ли вы родители?» -
Анкета для родителей: взаимодействие с учителем начальных классов. -
Методика «Сотрудничество семьи и учителя».
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. Констатирующий этап
Цель констатирующего этапа эксперимента: определить исходный уровень диагностики родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей.
Задачи: определение трудностей, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей, установление уровня педагогической культуры родителей с целью построения наиболее оптимальных направлений программы по организации взаимодействия семьи и учителя в воспитании учащихся начальных классов.
1. Анкета «Какой я родитель?» (В.В. Селина, А.М. Щетинина). Цель: выявить проблемы воспитания детей в семье. (Приложение 1).
Оценка ответов родителей:
Если родитель, отвечая на вопросы 1, 2, 8, 21, дает 7 и более вариантов ответа, а также добавил свои, то он получает 3 балла; 4–6 – 2 балла; 1–3 – 1 балл. Вопрос 3: если дал 7 и более вариантов ответов, а также добавил свои – 1 балл; если написал 1–3 варианта ответа – 3 балла; 4 – 6 вариантов ответа – 2 балла. Если родитель, отвечая на вопросы 4, 5, 6, 7, 16, 19, 20, 23, 24, 26, 27: выбрал вариант ответа «а» присуждается 3 балла; «б» – 2; «в» – 1.
Если родитель, отвечая на вопросы 11, 14, 25 выбрал вариант ответа «а» присуждается 1 балла; «б» – 2; «в» – 3. Вопрос № 9: если родитель называет преимущественно эмоционально-положительные методы и приемы воспитания (юмор, поощрение, одобрение и т.п.), а также дополняет своими – дается 3 балла; если называет только негативные методы воспитания или называет ограниченное их количество (1–2) – 1 балл; если называет и те и другие – 2 балла. Если родитель, отвечая на вопрос 10 называет 4–5 источников педагогической информации – 3 балла; если называет 1–2 или вообще не называет – 1 балл; 3 – 4 источника педагогической информации – 2 балла. Если родитель, отвечая на вопрос 12 дает варианты ответов «в», «д», «е», а также дополняет свои варианты – 3 балла; если называет варианты «а», «б», «г», «ж», или называет ограниченное количество вариантов (1–2) – 1 балл; если называет и те и другие – 2 балла.
Если родитель в вопросе 13 отмечает варианты ответов «а», «в», «е» + дополняет свои – получает 3 балла; если отмечает варианты ответов «б», «г», «д», «ж», «з» или называет ограниченное количество вариантов (1–2) – 1 балл; и те и другие варианты – 2 балла. В вопросе 17: если отмечает варианты ответов «а», «б», «д», «ж» + дополняет свои – 3 балла; если отмечает варианты ответов «в», «г», 75 или называет ограниченное количество вариантов (1–2) – 1 балл; и те и другие варианты – 2 балла.
Если родитель, отвечая на вопрос 15, перечислил правильно основные закономерности развития в раннем возрасте, он получает 3 балла; назвал только некоторые – 2 балла; затрудняется ответить на этот вопрос – 1 балл.
Вопрос 18: перечислил разнообразные предметы, материалы, игры, игрушки, не опасные для здоровья ребенка, – 3 балла; написал ограниченное число предметов и материалов, среди которых есть опасные для здоровья и жизнедеятельности ребенка, – 1 балл; в предметной среде присутствуют преимущественно покупные игрушки, а предметов и материалов называет ограниченное количество – 2 балла. Если в вопросе 22 родитель отметил вариант «д», ему присуждается 3 балла; если вообще не отметил вариант «д» – 1 балл; если отметил несколько вариантов в т.ч. и вариант «д» – 2 балла.
Оценка уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания ребенка:
Высокий уровень – 77–81 балл.
Средний уровень – 52–76 баллов.
Низкий уровень – 27–51 балл.
Рисунок 2.1. Результаты диагностики «Какой я родитель»
Диагностика родителей (рис. 2.1) на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним показала: в контрольной группе лишь в двух семьях, а в экспериментальной – в одной можно констатировать высокий уровень понимания родителями особенностей ребенка младшего школьного возраста. К среднему уровню знания возрастных и индивидуальных особенностей школьника начальных классов и способов взаимодействия с ним были отнесены по семей в обеих группах, к низкому – 3 семьи в контрольной группе и 4 – в экспериментальной.
2. Опросник для родителей (A.M. Щетинина). Предлагается в виде бланков. Цель: изучить уровень знаний родителями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним.
1. Знаете ли вы какую-либо научно-методическую литературу для родителей по воспитанию и развитию детей старшего возраста?
2. К кому вы обращаетесь за советом или помощью в случаях затруднений в воспитании ребенка:
- к книгам
- к своим родителям
- к родителям детей такого же возраста
- к специалистам образовательных учреждений
3. Хотели бы вы иметь книги или какой-то другой источник информации по воспитанию и развитию детей старшего возраста?
4. Знаете ли вы особенности детей младшего школьного возраста? (назовите их)
5. Как вы поступаете, когда ваш ребенок:
- своевольничает
- капризничает
- упрямится
- отрицает все, что ему предлагаете
6. Как часто вы занимаетесь вместе с ребенком чем-то (играете, строите, читаете, рисуете и т.д.)
7. Какие игры, игрушки, предметы и другие материалы необходимо иметь для деятельности ребенка?
Интерпретация результатов: оценка полноты, развернутости, позитивности, адекватности ответов родителей на каждый из пунктов – от 1-го до 3-х баллов:
Высокий уровень – 20–21 балл.
Средний уровень – 12–19 баллов.
Низкий уровень – 7–11 баллов.
Рисунок 2.2. Результаты диагностики ответов родителей на констатирующем этапе
Результаты диагностики уровней знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним по опроснику для родителей А.М. Щетининой на констатирующем этапе исследования обнаружили (рис. 2.2): в экспериментальной группе лишь две семьи (20%), в контрольной – одна (10%) показали высокий уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка при взаимоотношении «родитель-ребенок»; родители любят и уважают ребенка, что благоприятно влияет на становление личности ребенка, родители и ребенок доверяют друг другу. Средний уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений «родитель-ребенок» у 5 семей в обеих диагностируемых группах (50%), что говорит о некоторых сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем; родители пытаются перенести вину за недостатки в развитии ребенка на него самого. Низкий уровень успешности выполнения родителями воспитательной функции, характера взаимоотношений «родитель-ребенок», принятия ребенка у 40% в экспериментальной группе и 30% в контрольной: непоследовательность родителей в общении с ребенком