Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начальная школа в том виде, в котором она существовала ранее, не предполагала привлечение родителей к взаимодействию. Поэтому необходимо вовлекать родителей в процесс взаимодействия. К новым методам образовательного учреждения относится ознакомление родителей с системой воспитания. Современный родитель недостаточно подготовлен к воспитанию ребенка для современного общества, поэтому ключевым здесь является освещение как новых, ранее неизвестных для него тем, так и тем, которые ему известны, но требуют нового подхода.

Главными формами взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся являются индивидуальные формы работы и групповые. К групповым формам относятся родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. Индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Это традиционные формы работы с родителями учащихся.

Наряду с традиционными формами взаимодействия семьи учащихся младших классов и учителя в настоящее время все чаще используются инновационные формы. Новые информационные технологии в педагогике позволяют совершенствовать традиционные формы работы с родителями: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), посвященные обсуждению разнообразных вопросов воспитания и развития детей разного возраста. Направлениями усовершенствования могут стать способы передачи содержания, приемы изложения материала, использование мультимедийных технологий. Успешность такой работы во многом определяется заинтересованностью педагога в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями: тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера.

Современные интернет-технологии призваны сделать образовательное взаимодействие удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным, что влияет на эффективность взаимодействия семьи и школы. Основными видами подобного общения являются: ознакомление с сайтом школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта.

Таким образом, основная задача школы в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Формы взаимодействия семьи и учителя в вопросах воспитания младших школьников могут быть индивидуальные (посещение семьи ребенка, беседы, консультации на психолого-педагогические темы, индивидуальное педагогическое поручение, работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями), групповые (конференции, экскурсии, деловые игры, психо-технические упражнения, педагогические дискуссии, семейные клубы) и коллективные (собрания, конференции, концерты, открытые уроки, семинары). В настоящее время в процесс взаимодействия семьи и школы все больше внедряются информационные технологии (сайт школы, электронный журнал, сотовая связь, электронная почта и т.п.), что позволяет включить в воспитательный процесс даже самых занятых родителей, делая его удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным.


Взаимодействие педагога и родителей – важнейшее направление педагогической деятельности. Во взаимодействии формируется понимание специфики ребенка и через него происходит полноценное формирование личности. Преподаватель помогает родителям разобраться в особенностях развития ребенка, пережить возрастные кризисы и вместе реализовать воспитание. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие педагога и семьи дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.

Суть взаимодействия учителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

Обучающий процесс в стенах школы и дома неразрывно связан между собой. И лишь тесный контакт педагога и родителя, желание идти навстречу друг другу в достижении взаимопонимания может принести ощутимые результаты в процессе обучения ребенка, в формировании его как многогранной, полноценной личности.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Описание процедуры и методик исследования

На основе проведенного теоретического исследования мы провели психолого-педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная база: Экспериментальное исследование взаимодействия семьи и учителя в воспитании учащихся начальных классов проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 17. Исследование проводилось в двух группах: экспериментальной и контрольной (по 10 семей учащихся в каждой группе).

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий этап: первичная диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей.

  2. Формирующий эксперимент, где была апробирована программа по организации взаимодействия семьи и учителя в воспитании учащихся начальных классов в экспериментальной группе.

  3. Контрольный этап: повторная диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы позволила оценить результативность и сделать вывод об эффективности организации взаимодействии семьи и педагога в воспитании учащихся начальных классов.


Диагностика родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей проводилась по выбранным методикам:

  1. Анкета «Какой я родитель?» (авторы В.В. Селина, А.М. Щетинина). Анкета адаптирована под младший школьный возраст.

  2. Опросник для родителей (автор А.М. Щетинина).

  3. Тест «Какой вы родитель».

  4. Тест «Хорошие ли вы родители?»

  5. Анкета для родителей: взаимодействие с учителем начальных классов.

  6. Методика «Сотрудничество семьи и учителя».


2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. Констатирующий этап

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить исходный уровень диагностики родителей по проблеме воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей.

Задачи: определение трудностей, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей, установление уровня педагогической культуры родителей с целью построения наиболее оптимальных направлений программы по организации взаимодействия семьи и учителя в воспитании учащихся начальных классов.

1. Анкета «Какой я родитель?» (В.В. Селина, А.М. Щетинина). Цель: выявить проблемы воспитания детей в семье. (Приложение 1).

Оценка ответов родителей:

Если родитель, отвечая на вопросы 1, 2, 8, 21, дает 7 и более вариантов ответа, а также добавил свои, то он получает 3 балла; 4–6 – 2 балла; 1–3 – 1 балл. Вопрос 3: если дал 7 и более вариантов ответов, а также добавил свои – 1 балл; если написал 1–3 варианта ответа – 3 балла; 4 – 6 вариантов ответа – 2 балла. Если родитель, отвечая на вопросы 4, 5, 6, 7, 16, 19, 20, 23, 24, 26, 27: выбрал вариант ответа «а» присуждается 3 балла; «б» – 2; «в» – 1.

Если родитель, отвечая на вопросы 11, 14, 25 выбрал вариант ответа «а» присуждается 1 балла; «б» – 2; «в» – 3. Вопрос № 9: если родитель называет преимущественно эмоционально-положительные методы и приемы воспитания (юмор, поощрение, одобрение и т.п.), а также дополняет своими – дается 3 балла; если называет только негативные методы воспитания или называет ограниченное их количество (1–2) – 1 балл; если называет и те и другие – 2 балла. Если родитель, отвечая на вопрос 10 называет 4–5 источников педагогической информации – 3 балла; если называет 1–2 или вообще не называет – 1 балл; 3 – 4 источника педагогической информации – 2 балла. Если родитель, отвечая на вопрос 12 дает варианты ответов «в», «д», «е», а также дополняет свои варианты – 3 балла; если называет варианты «а», «б», «г», «ж», или называет ограниченное количество вариантов (1–2) – 1 балл; если называет и те и другие – 2 балла.


Если родитель в вопросе 13 отмечает варианты ответов «а», «в», «е» + дополняет свои – получает 3 балла; если отмечает варианты ответов «б», «г», «д», «ж», «з» или называет ограниченное количество вариантов (1–2) – 1 балл; и те и другие варианты – 2 балла. В вопросе 17: если отмечает варианты ответов «а», «б», «д», «ж» + дополняет свои – 3 балла; если отмечает варианты ответов «в», «г», 75 или называет ограниченное количество вариантов (1–2) – 1 балл; и те и другие варианты – 2 балла.

Если родитель, отвечая на вопрос 15, перечислил правильно основные закономерности развития в раннем возрасте, он получает 3 балла; назвал только некоторые – 2 балла; затрудняется ответить на этот вопрос – 1 балл.

Вопрос 18: перечислил разнообразные предметы, материалы, игры, игрушки, не опасные для здоровья ребенка, – 3 балла; написал ограниченное число предметов и материалов, среди которых есть опасные для здоровья и жизнедеятельности ребенка, – 1 балл; в предметной среде присутствуют преимущественно покупные игрушки, а предметов и материалов называет ограниченное количество – 2 балла. Если в вопросе 22 родитель отметил вариант «д», ему присуждается 3 балла; если вообще не отметил вариант «д» – 1 балл; если отметил несколько вариантов в т.ч. и вариант «д» – 2 балла.

Оценка уровней педагогических возможностей родителей в вопросах воспитания ребенка:

Высокий уровень – 77–81 балл.

Средний уровень – 52–76 баллов.

Низкий уровень – 27–51 балл.



Рисунок 2.1. Результаты диагностики «Какой я родитель»
Диагностика родителей (рис. 2.1) на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним показала: в контрольной группе лишь в двух семьях, а в экспериментальной – в одной можно констатировать высокий уровень понимания родителями особенностей ребенка младшего школьного возраста. К среднему уровню знания возрастных и индивидуальных особенностей школьника начальных классов и способов взаимодействия с ним были отнесены по семей в обеих группах, к низкому – 3 семьи в контрольной группе и 4 – в экспериментальной.

2. Опросник для родителей (A.M. Щетинина). Предлагается в виде бланков. Цель: изучить уровень знаний родителями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним.

1. Знаете ли вы какую-либо научно-методическую литературу для родителей по воспитанию и развитию детей старшего возраста?


2. К кому вы обращаетесь за советом или помощью в случаях затруднений в воспитании ребенка:

- к книгам

- к своим родителям

- к родителям детей такого же возраста

- к специалистам образовательных учреждений

3. Хотели бы вы иметь книги или какой-то другой источник информации по воспитанию и развитию детей старшего возраста?

4. Знаете ли вы особенности детей младшего школьного возраста? (назовите их)

5. Как вы поступаете, когда ваш ребенок:

- своевольничает

- капризничает

- упрямится

- отрицает все, что ему предлагаете

6. Как часто вы занимаетесь вместе с ребенком чем-то (играете, строите, читаете, рисуете и т.д.)

7. Какие игры, игрушки, предметы и другие материалы необходимо иметь для деятельности ребенка?

Интерпретация результатов: оценка полноты, развернутости, позитивности, адекватности ответов родителей на каждый из пунктов – от 1-го до 3-х баллов:

Высокий уровень – 20–21 балл.

Средний уровень – 12–19 баллов.

Низкий уровень – 7–11 баллов.



Рисунок 2.2. Результаты диагностики ответов родителей на констатирующем этапе
Результаты диагностики уровней знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста и способов взаимодействия с ним по опроснику для родителей А.М. Щетининой на констатирующем этапе исследования обнаружили (рис. 2.2): в экспериментальной группе лишь две семьи (20%), в контрольной – одна (10%) показали высокий уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка при взаимоотношении «родитель-ребенок»; родители любят и уважают ребенка, что благоприятно влияет на становление личности ребенка, родители и ребенок доверяют друг другу. Средний уровень успешности выполнения родителем воспитательной функции, принятия ребенка, характера взаимоотношений «родитель-ребенок» у 5 семей в обеих диагностируемых группах (50%), что говорит о некоторых сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем; родители пытаются перенести вину за недостатки в развитии ребенка на него самого. Низкий уровень успешности выполнения родителями воспитательной функции, характера взаимоотношений «родитель-ребенок», принятия ребенка у 40% в экспериментальной группе и 30% в контрольной: непоследовательность родителей в общении с ребенком