Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; выполнять доступные действия по самообслуживанию; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла (собственного или предложенного учителем);

- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их, выполнять разметку с опорой на них, изготавливать плоские и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;

- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изготовлениями их разверток; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи.

Использовать начальные сведения о компьютере как универсальном средстве обработки информации, инструменте моделирования и конструирования; владеть основами культуры работы с компьютерной техникой; обрабатывать несложную информацию с помощью компьютера. Курс технологии наглядно показывает динамику образовательных достижений.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности) (4 ч)

Рукотворный мир как результат труда человека

Гармония предметного мира и природы, выраже­ние связи человека и природы через вещи и предмет­ную среду. Народная игрушка. Предметы быта вче­ра и сегодня. Бытовая техника, ее назначение. Поль­за и красота вещей в старинном доме.


Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Профессии, без которых нельзя обойтись.

Мастерство ремесленника

Ремесла родного края, сохранение и преемст­венность традиций.

Народные традиции: праздничное печенье.

Искусство прядения нити.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (21 ч)

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком


Подготовка природных материалов к работе: сбор, сушка, хранение.

Свойства и сравнительная характеристика мате­риалов: цвет, способность терять форму, прочность, отношение к воде.

Подготовка пластичного материала к работе. Сравнение свойств пластичных материалов (глина, пластилин, снег, песок, тесто, бумажное тесто), из которых можно лепить.

Наблюдение за свойствами снега, песка: при ма­лом содержании влаги — рассыпчатый, при боль­шой влажности — вязкий.

Виды бумаги и картона.

Сравнение свойств различных видов бумаги, ис­пользуемых для одного и того же вида работ (напри­мер, для аппликации).

Виды текстильных материалов, их свойства: плотность, толщина, цвет, блеск.

Сравнение некоторых свойств ткани и бумаги (отношение к влаге, прочность); ткани и трикотажа (способность растягиваться).

Рассматривание строения ниток, строения ткани полотняного переплетения, трикотажа.

Знакомство с видами проволоки и фольги и их свойствами.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Основные понятия: инструменты, приспособле­ния, рабочее место, правила безопасной работы и ги­гиены.

Организация рабочего места, рациональное раз­мещение на рабочем месте материалов и инструмен­тов.

Соблюдение в работе безопасных приемов труда.

Правила безопасности при работе с ножницами.

Меры безопасности при использовании электро­приборов.

Техника безопасной работы с проволокой.

Технологические операции ручной обработки материалов

Основные понятия: изделие, материалы.

Приемы разметки: по шаблону, трафарету, ли­нейке, на глаз, складыванием, на просвет, через ко­пировальную бумагу.

Правила приклеивания деталей. Закрепление природного материала на основе при помощи клея.

Правила сушки плоских изделий из природных материалов.

Приемы обработки пластичного материала: деле­ние на части; придание формы (раскатывание в ла­донях, вытягивание, загибание, расплющивание, вдавливание); присоединение деталей изделия друг к другу при помощи прижатия, примазывания.

Приемы обработки поверхности изделий из плас­тилина при помощи отпечатков разнообразными приспособлениями.

Операции обработки бумаги: обрывание, разреза­ние, вырезание, сгибание, складывание, склеива­ние.

Выполнение приемов: окраска по шаблону, тра­фарету и т. д.

Разметка квадрата по линейке. Резание по линии. Деление квадрата на части путем складывания.

Экономное использование материала. Использо­вание искусственных материалов без остатка, т. е. полностью.



Использование мелких остатков бумаги, пряжи, мелких лоскутков.

Оформление изделий: аппликация, окрашива­ние, рисунок.

Контроль действий в процессе работы.

Приемы работы с нитками (разъединение, рас­кручивание, скручивание, наматывание, резание, плетение); с трикотажем (распускание); с тканью (резание, выдергивание ниток).

Соединение деталей с основой при помощи клея.

Соединение деталей склеиванием, связыванием.

Завязывание узлов в технике макраме на разных материалах: нитке, веревке, бумажном шпагате.

Основные приемы работы с проволокой: резание, сгибание, выпрямление, навивка, скручивание.

Приемы работы с фольгой: формование, резание, выкраивание.

Соединение деталей при помощи скручивания, пластилина, скотча.

Резание проволоки на отрезки определенного раз­мера.

Осуществление сотрудничества в работе.

Графические изображения в математике, технике и технологии

Знакомство с видами графических изображений: рисунок, эскиз, схема, простейший чертеж.

Определение формы деталей, их размеров и коли­чества по образцу, рисунку.

Сравнение формы готовых деталей с их изображе­ниями на эскизе, рисунке.

Чтение простых чертежей.

Технологические процессы практических работ

Аппликация из высушенных листьев на декора­тивном фоне.

Выполнение орнамента, образа различными отпе­чатками на пластилиновом фоне.

Лепка плоских и объемных изделий.

Лепка из целого куска.

Выполнение изображений из пластилиновых жгу­тиков на основе (картон, металлизированная бума­га) геометрической формы.

Мозаика на пластилиновой основе из ракушек, семян, гальки.

Комбинированная работа из пластилина и семян.

Обрывание бумаги и аппликация из таких де­талей.

Аппликация из бумаги.

Симметричное вырезание.

Складывание игрушек из бумаги.

Мозаика из кусочков или комочков бумаги.

Аппликация из ниток.

Создание нити скручиванием.

Аппликация из мелких лоскутков ткани и ниток.

Выполнение бахромы по краю ткани.

Изготовление кисточки.

Комбинированные работы из разных материалов.

Раскручивание разных видов веревок. Составле­ние композиций из полученных материалов.

Выполнение изделий из проволоки и пластилина.

Формование фольги: придание ей разнообразных форм. Изделия из таких деталей.

Комбинированные работы из пластилина, фоль­ги, семян.

3. Конструирование и моделирование (8 ч)


Изделие и его конструкция

Изготовление деталей конструктора «Мозаика».

Детали для моделирования: листья, шишки, су­хие ягоды, орехи, семена. Соединение деталей при помощи клея и пластилина.

Лепка из отдельных частей. Соединение деталей из пластилина, прижав друг к другу.

Изготовление деталей из пластилина и палочек (зубочисток). Конструктор «Фигура и форма».

Деление полос на части. Сгибание и склеивание их в детали: колечки и петельки.

Изготовление деталей из ниток: скатывание шарика, столбика.

Плетение деталей: цепочки «винт». Соединение деталей при помощи связывания.

Детали из разных материалов. Соединение при помощи скотча, проволоки.

Элементарные представления о конструкции

Конструкции изделий разъемные; неразъемные, соединение неподвижное.

Конструирование и моделирование несложных объектов по образцу, по рисунку

Конструирование из деталей конструктора «Мо­заика».

Объемное моделирование художественного обра­за и декоративных композиций из природных мате­риалов.

Лепка объемных изделий конструктивным спосо­бом из отдельных кусочков пластилина разной фор­мы.

Конструирование из деталей конструктора «Фи­гура и форма».

Конструирование из готовых деталей (петельки, колечки и пр.) игрушки на елку.

Моделирование цветка из выполненных деталей.

Моделирование из полученных плетеных элемен­тов деревьев.

2 класс (34 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности) (5 ч)

Рукотворный мир как результат труда человека

Мозаика как украшение стен и полов храмов и дворцов. Керамика из глубины веков. История происхождения иглы и пуговицы. История возникновения узла, макраме. Старинное рукоделие — вязание крючком. Искусство оригами. Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Профессии людей, помогающих заглянуть в далекое прошлое: археолог, реставратор, работники музеев. Профессии людей, создающих детскую одежду: художник-модельер или дизайнер, конструктор, технолог, закройщик, швея-мотористка, гладильщица, контролер.

Мастерство ремесленника

Ремесленники и мастера. Мастерство горшечников и гончаров. Народные умельцы — кузнецы и чеканщики. Традиции и обычаи народов мира. Карнавал и маскарад. Из глубины веков. Традиции изготовления кукол. Металл в руках мастера.


2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (21 ч)

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Выбор материала для основы с учетом его свойств. Сравнение свойств различных видов материалов, используемых для одного и того же вида работ, например для гофрирования. Свойство нового вида материала (крепированной бумаги) — способность растягиваться. Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых при плетении. Сравнение свойств фольги и бумаги при тиснении.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Правила организации рабочего места и гигиены. Правила безопасной работы режущими и колющими инструментами. Коллаж из декоративно обработанной бумаги, симметричных деталей, тисненых, прессованных, формованных деталей из фольги и фактурной бумаги.

Технологические операции ручной обработки материалов

Приемы разметки: по шаблону, трафарету, линейке, на глаз, по месту, по выкройке. Подготовка природных материалов к работе: сбор, сортировка, сушка, хранение. Приемы композиционного решения декоративного панно. Правила приклеивания материалов на основу: засушенных листьев, сухоцветов, деталей, склеенных из лепестков, семян (рядами с частичным наложением на предыдущий ряд). Крепление объемной композиции на основу. Правила сушки аппликации из семян. Приемы обработки пластилина, раскатывание пластилиновой основы. Создание фактурной поверхности при помощи продавливания. Украшение поверхности, выполнение узора. Приемы работы с бумагой и картоном: резание по контуру, симметричное вырезание на сложенном квадрате, параллельные прорези «лапша», сгибание, складывание, гофрирование. Экономное использование материала. Оформление изделий: рисование, создание фактуры на поверхности изделия при помощи клея и мелких семян и т. д. Окрашивание бумаги в основные, дополнительные цвета. Получение оттенков одного цвета разной насыщенности. Получение светлых и темных оттенков. Знакомство с природными красителями. Соединение деталей встык. Соединение деталей при помощи скотча, клея, проволоки, щелевого замка. Резание одинаковых и сложенных вдвое полос в виде «лапши». Симметричное складывание — гофрирование бумаги. Преобразование плоского листа в объемное изделие с помощью склеивания, скручивания, гофрирования. Приемы работы с текстильными материалами: наматывание на карандаш толстой нитки, плетение, вышивание швом «вперед иголку с перевивом», пришивание пуговицы. Соединение деталей из текстильных материалов при помощи клея, связывания, сшивания, скотча. Последовательность и краткая характеристика операций из проволоки. Приемы работы с проволокой и фольгой: резание, формование, тиснение, прессование. Плетение из проволоки в цветной оплетке.