Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уметь:
- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;
- самостоятельно ориентироваться в рисунках, схемах, технических рисунках, простых чертежах, выполнять их самостоятельно;
- размечать детали при помощи угольника, линейки;
- выполнять технологические приемы: лепить ажурные композиции из пластилина на проволочном каркасе, набирать петли на спицы, вязать крючком воздушную косичку;
- работать в техниках, предусмотренных программой, по схемам;
- выполнять комбинированные работы с бумагой, картоном, веревкой, бусами, неткаными материалами, готовыми формами;
- выполнять сборку изделий, композиций, конструкций, моделей, предусмотренных программой;
- оформлять готовые изделия или его детали: рисунком, вышивкой, аппликацией, мозаикой;
- контролировать на каждом этапе правильность выполнения работ и вовремя вносить коррективы;
- сравнивать и выделять особенности профессии: редактор, печатник, капитан, матрос, зоолог, художник-конструктор, режиссер-постановщик, художник-кукольник, актер и др.;
- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
4 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).
Основы культуры труда, самообслуживания
Рукотворный мир как результат труда человека
История возникновения утюга. Из глубины веков. Ковер, гобелен. Стиль в искусстве, архитектуре, одежде. Трудовая деятельность в жизни человека.
Основы культуры труда
Строительство и отделку зданий осуществляют люди следующих профессий: архитектор, строитель, монтажник, каменщик, крановщик, электрик и др. Современные машины, приборы, станки создают люди этих профессий: дизайнер, инженер-конструктор, инженер-технолог. Люди этих профессий: биолог, технолог, эколог — помогают решать возникшие сегодня экологические проблемы.
Мастерство ремесленника
Искусство обработки дерева. Орнамент в народном искусстве. Обработка дерева. Узорное ручное ткачество. Народный костюм.
От работы ремесленника к современной технике
Памятники архитектуры. Особенности архитектуры жилища, материалов, используемых в строительстве. Ткацкий станок вчера и сегодня. Из истории техники: Двигатели. Локомотив. Авиация. Электричество. Достижения человечества. Совершенствование технологий производства.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Сравнение разных приемов плетения из полосок бумаги (плоского, объемного). Подбор материала для плетения (прочный, пластичный). Выбор материала с учетом зависимости размера плетеного изделия от толщины материала. Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания и шитья игрушек. Исследование (наблюдение, сравнение) шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Сравнение помпонов, выполненных разными способами (плотность, форма, размер). Свойства проволоки, ее обработки.
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Правила организации рабочего места и гигиены. Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями для обработки дерева, фанеры (пила, лобзик, нож). Правила работы с циркулем. Выбор инструмента, соответствующего толщине нитки по номеру (игла, крючок, спицы). Правила техники безопасности при работе электроприборами. Правила техники безопасности при электротехнических работах.
Технологические операции ручной обработки материалов
Приемы разметки на просвет, складыванием, при помощи угольника, циркуля. Способы геометрической резьбы по дереву. Приемы выпиливания. Способ соединения спилов (клеевой). Особенности выполнения окраски, рисунка по шаблону, трафарету. Приемы работы по схеме. Анализ и чтение схем. Приемы резьбы треугольного элемента. Воплощение мысленного образа в материале, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Прогнозирование получения практических результатов в зависимости от выполняемых действий. Выбор способа плетения. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и готового изделия. Способы крепления элементов на объемной поверхности. Способы увеличения деталей. Понятие масштаба.
Графические изображения в математике, технике и технологии
Выполнение эскиза композиции по собственному замыслу. Сравнение формы готовой композиции с изображением на рисунке или образцом. Изготовление шаблона, трафарета нужной формы. Чтение и понимание технического рисунка, чертежа, схемы, условных обозначений. Умение анализировать конструкторско-технологические особенности задания. Самостоятельное выполнение эскиза, схемы, технического рисунка, чертежа, лекал (шаблонов), выкроек. Практический поиск и получение новых конструкций, мысленных образов.
Технологические процессы практических работ
Изготовление ваз и горшков для цветов из готовых форм. Комбинированная работа с разными материалами. Применение спилов в изделии. Резьба орнамента по дереву. Работы с использованием выпиливания лобзиком. Деление окружности на равные части при помощи измерительных инструментов. Гофрирование прямоугольного листа бумаги. Получение складочек заданной ширины. Соединение деталей из бумаги и картона. Способы их соединения (клеевое, проволочное, ниточное, винтовое, при помощи щелевого замка). Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.
Объемная композиция из вырезок (дворцы и замки). Геометрический орнамент. Использование его в оформлении изделия. Вырезание из бумаги орнамента в круге. Плоское и объемное плетение из полосок бумаги, ткани, упаковочной ленты и др. Складывание модулей. Соединение модулей в плоские и объемные изделия. Вышивание при помощи тамбурного, стебельчатого швов, навивного узелка. Мелкий ремонт одежды. Аппликация из толстой несыпучей ткани с элементами вышивания. Комбинированная работа из веревки, бусин, нетканых материалов. Изделия из них. Изготовление помпонов и игрушек из них. Разные способы заполнения круга. Моделирование образа из таких элементов.
3. Конструирование и моделирование
Изделие и его конструкция
Изготовление объемных деталей конструктора из готовых форм. Изготовление деталей для технической модели. Проволочное соединение сухих полых отрезков стеблей. Изготовление разных деталей для цветочного шара. Приемы сборки простейшей электрической схемы.
Элементарные представления о конструкции
Изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (разъемное, неразъемное). Выполнение подвижных и неподвижных соединений деталей в макетах и моделях изделий. Винтовое соединение деталей конструкции.
Конструирование и моделирование несложных объектов
Плоское и объемное конструирование из гофрированного картона (архитектура). Изготовление технических моделей по чертежам. Объемные конструкции из полых отрезков стеблей. Сборка простейшей электрической цепи. Изготовление технической настольной игры «Лабиринт».
Конструирование цветочного шара.
Проектирование
Подготовительный и основной этапы индивидуального проектирования. Коллективный проект «Современный поселок». Проектирование индивидуальное и коллективное. Реализация замысла, использование конструктивных форм и декоративно-художественных образов, материалов и видов конструкций. Творческий проект. Декоративно-художественные образы. Индивидуальный проект. Шляпа для карнавала. Комбинированные работы из разных материалов и ранее выполненных элементов и деталей.
4. Практика работы на компьютере.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), готовыми материалами на электронных носителях (СD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по тематике, интересной учащимся. Вывод текста на принтер.
В результате обучения технологии ученик к концу 4 класса будет знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение материалов и инструментов, различных машин, технических устройств, компьютера;
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой;
- новые термины, встречающиеся в программе;
- приемы разметки с помощью выкройки, лекал, циркуля;
- новые технологические операции обработки материалов, предусмотренные программой;
уметь:
- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя технические рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- выполнять технологические операции ручной обработки материалов в соответствии с программой;
- соблюдать технологический процесс при изготовлении и сборке изделия, конструкции, модели, макета;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, осуществлять сборку конструкций с разъемными и неразъемными деталями, с подвижным и неподвижным соединением;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:
- самообслуживания, выполнения мелкого ремонта одежды, книг, предметов быта;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- совершенствования умения планировать последовательность выполнения работы;
- осуществления контроля на всех этапах изготовления изделия;
- решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
- поиска информации с использованием простейших запросов.