Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Графические изображения в математике, технике и технологии
Определение по рисунку, образцу, эскизу формы деталей изделия, их размеров и количества. Выполнение эскиза, рисунка, схемы, шаблона будущего изделия. Выявление дефектов. Внесение изменений в эскиз. Сравнение формы готовых деталей с их изображением. Знакомство с условным изображением на схеме. Понимание схемы. Язык значков и схем в оригами. Использование разных способов измерений.
Технологические процессы практических работ
Изготовление шаблонов из картона. Мозаика из семян на шаблоне из картона. Композиция из засушенных растений и готовых изделий (цветов). Лепка посуды. Фактурная поверхность на пластилине. Портреты и картины из пластилина. Мозаика из пластилина. Узор на раскатанном пластилине. Объемная лепка на каркасе. Комбинированные работы из пластилина и семян. Складывание игрушек. Складывание модулей и соединение их в изделие склеиванием. Работы с использованием соединения деталей встык. Многослойная аппликация. Изделия из крепированной бумаги. Игрушки из бумаги. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. Шитье мешочка швом «вперед иголку», «вперед иголку в два приема». Продергивание цветных ниток. Выдергивание «дорожек» на салфетке. Вышивание салфетки, мешочка швом «вперед иголку с перевивом». Изготовление из ниток куколки-кисточки. Картина из ниток и готовых деталей. Аппликация из воздушных цепочек. Плетение цепочек с использованием основного узла макраме: двойного плоского узла. Коллаж. Соединение готовых деталей, выполненных из разных материалов, разнообразными приемами. Формирование образа, например бабочки, стрекозы, в процессе плетения из отрезков проволоки. Комбинированная работа из фольги и бумаги.
3. Конструирование и моделирование (8 ч)
Изделие и его конструкция
Детали для зимней композиции: веточки ели; веточки рябины, бантики, соединение скручиванием; заснеженные ветки, соединение склеиванием. Выполнение деталей орнамента из пластилина. Соединение клеевое. Лепка деталей из пластилина. Детали геометрического конструктора: геометрические фигуры из картона. Соединение склеиванием. Гофрированные детали. Соединение с помощью щелевого замка, склеиванием. Детали — склеенные кружки из веревки. Соединение склеиванием. Детали — навивка нитки на карандаш. Соединение склеиванием.
Элементарные представления о конструкции
Конструкция из деталей конструктора разъемная. Конструкции изделий неразъемные, соединение неподвижное.
Конструирование и моделирование несложных объектов
Объемное моделирование зимней композиции. Конструктор «Орнамент». Конструктивный способ лепки. Геометрический конструктор. Детский городок из деталей конструктора. Моделирование изделий с применением гофрированных деталей. Моделирование из деталей. Детали — склеенные
кружки из веревки. Плоское моделирование из деталей. Детали — навивка нитки на карандаш.
Проектирование
Коллективный проект «Оформление класса к Новому году». В проект входят изделия, которые уже сделаны.
В результате обучения технологии ученик к концу 2 класса будет знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
- правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой;
- термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение (аппликация, мозаика, оригами, макраме);
уметь:
- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;
- вырезать из бумаги детали в форме прямоугольника, круга, овала, треугольника, ромба;
- выполнять аппликацию из разных материалов и деталей, выполненных ранее;
- плести с использованием основного узла макраме;
- вышивать швом «вперед иголку с перевивом»;
- выполнять мелкий ремонт: пришивать пуговицу, аппликацию;
- продергивать цветные нитки в виде дорожек на редкой ткани (мешковине);
- складывать бумагу по прямой линии, в том числе приемом гофрирования;
- складывать изделия и модули, собирать и склеивать изделия из модулей;
- собирать изделия и конструкции из деталей конструктора, ранее выполненных элементов и готовых форм;
- контролировать правильность выполнения работ на каждом этапе и вовремя вносить корректировку;
- сравнивать и выделять особенности профессий: археолог, реставратор, дизайнер, конструктор, технолог, швея-мотористка, закройщик, кузнец, чеканщик, гончар и др.;
- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
3 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности)
Рукотворный мир как результат труда человека
Из истории плетения разнообразными материалами. Солома в руках мастера. Легенда о возникновении узла Геркулеса, гордиев узел. Применение узлов в повседневной жизни. История возникновения кукольного театра. Трудовая деятельность в жизни человека.
Основы культуры труда
Технические модели создают люди следующих профессий: художник-конструктор, инженер-конструктор, технолог. Судном управляют люди профессий: капитан, штурман, механик, моторист, рулевой, матрос. Театрализованное представление создают люди этих профессий: режиссер-постановщик, художник по декорациям, художник-кукольник, актер. Люди этих профессий оберегают, спасают, охраняют природу в заповедниках: зоологи, биологи, экологи, географы и другие ученые. Книги делают люди следующих профессий: редактор, корректор, художественный редактор, печатник.
Мастерство ремесленника
Искусство обработки камня древних мастеров. Пропорции в русской архитектуре. История возникновения вышивки. Народные традиции. «Лоскутная мозаика». Старинное рукоделие — низание.
От работы ремесленника к современной технике
Из истории создания автомобиля. Из истории возникновения судна.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Сравнение свойств бумаги, проявляемых при размачивании (изменение формы). Подбор бумаги для папье-маше (она должна быть рыхлой, легко пропускать воду). Сравнение свойств бумаги и картона (толщина, упругость, прочность, гибкость). Выбор материала для работы с учетом его свойств. Знакомство с неткаными материалами, их свойствами. Различные свойства бумаги и ткани, проявляемые при их обработке. Уяснение зависимости размера плетеного изделия от толщины материала. Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания и шитья игрушек.
Сравнение шерстяных и хлопчатобумажных ниток.
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Правила организации рабочего места и гигиены. Приемы безопасной работы канцелярским ножом, пилкой, шилом, буравчиком. Выбор инструмента, соответствующего толщине нитки по номеру (игла, крючок, спицы). Правила организации рабочего места. Правила работы отверткой и гаечным ключом.
Технологические операции ручной обработки материалов
Подготовка природного материала к работе: очистка, сушка, хранение. Приемы декоративной обработки. Правила нанесения краски на опавший лист и печати на подготовленный фон. Основные приемы составления композиции при оформлении кашпо и горшочков для цветов. Особенности выполнения приемов декоративной обработки бумаги: набрызга, отпечатков при помощи стекла, соли, песка, смятой бумаги. Закрепление семян на пластилине при помощи клея. Приемы выполнения каркаса из гибких веток, детали которых соединяют при помощи проволоки, лыка, специального скотча. Окончательная обработка изделия: сушка, разглаживание. Выращивание растения: размножение, подготовка почвы, посадка, уход за растением. Приемы обработки пластичных материалов: постепенное изменение формы (загибание, вдавливание, вытягивание, оттягивание). Новые приемы получения углубленного рельефа. Приемы черчения развертки детали, простого изделия. Оформление деталей или изделия: рисование, раскрашивание, аппликация, мозаика. Приемы разметки деталей по шаблону, на глаз, с применением разметочных инструментов (линейка, угольник). Язык значков и схем в оригами. Приемы работы по схеме. Приемы работы с бумагой и картоном: симметричное вырезание с предварительным нанесением контура, складывание из квадрата или прямоугольника, скручивание квадрата в кулек, сгибание и склеивание элементов из бумажных полосок разной длины, изготовление бумажного теста. Соединение деталей между собой и с фоном с помощью клея. Соединение деталей путем сшивания их сторон. Приемы работы в разных технологиях (макраме, «изонить», вязание, вышивание, «лоскутная мозаика», шитье). Приемы вязания крючком воздушной цепочки, столбика. Приемы работы: обматывание нитками разнообразных форм, каркасов, крестовины. Плетение, вязание, вышивание, шитье. Способы заполнения углов нитью в технике «изонить». Способы выполнения проволочного каркаса. Приемы выполнения гобелена.
Графические изображения в математике, технике и технологии
Определение формы, количества и размеров деталей изделия по рисунку. Выполнение эскиза детали и изделия, рисунка на изделии. Внесение изменений в эскиз. Понимание схем, условных обозначений и последовательности выполнения изделия. Сравнение готового изделия с образцом.
Выявление неточностей и их исправление. Понимание технического рисунка и чертежа. Условное обозначение на чертежах. Изготовление простейшего чертежа, лекал. Выявление дефектов чертежей и их исправление.
Технологические процессы практических работ
Изготовление фона на бумаге при помощи декоративной обработки. Отпечатки листьев. Использование красок основных цветов. Композиции из природных материалов и их отпечатков. Напечатанные декорации. Выращивание растения из листка, черенка или семечка. Оформление кашпо, горшка для цветка. Изготовление каркаса из гибких веток для комнатных растений. Картина на плоской гальке. Декоративное оформление раковины. Углубленный рельеф на пластилине и глине. Комбинированная работа из пластилина, семян, ракушек, гальки. Изготовление нетрадиционной игрушки из старых газет с последующим оформлением (окрашивание и аппликация). Папье-маше. Изготовление изделия. Сундучок для мелочей и ячейки для него. Преобразование плоского листа в объемную настольную карточку. Изготовление развертки: упаковки, рамочки. Составление композиции: на объемной упаковке, в рамочке. Изготовление прищипанной мозаики. Технология мультипликации. Декорации из вырезок. Складывание базовых форм, плоских, подвижных и объемных изделий. Изготовление открытки. «Изонить». Заполнение угла нитью. Моделирование образа из таких элементов. Применение узлов в повседневной жизни. Плетение простых цепочек (из тесьмы) и узоров основными узлами макраме — двойным плоским (ДПУ), репсовым. Образование рядов линий при помощи плетения репсовых узлов. Обмотка нитками плоских и объемных фигур. Коллаж, композиции из выполненных ранее деталей и плетеных цепочек. Вязание полосок разной ширины, длины, расцветки. Изделия из них. Вязание крючком круга. Игрушки из вязаных кругов. «Звездное ткачество». Наматывание нити на крестовину. Шитье простой мягкой игрушки. Аппликация из ткани. Кукла для театрального представления. Выполнение проволочного каркаса. Соединение его с различными материалами. Бисерное плетение при помощи проволоки. Плетение ромбов. Сборка изделий из них. Вышивание крестом. Украшение изделия вышивкой. Обметывание края детали косыми и петельными швами. Сундучок для мелочей.
3. Конструирование и моделирование
Изделие и его конструкция
Выполнение из бумажных полосок деталей: «луковица», «листик», «сердце». Детали из готовых форм. Готовые детали конструктора. Детали из картона для подвижного соединения. Детали кулечки. Выполнение деталей из бумаги разного вида. Элементарные представления о конструкции
Конструкция изделия разъемная. Конструкция изделия неразъемная. Соединение подвижное. Соединение неподвижное. Приемы крепления подвижных деталей при помощи проволоки. Способы крепления: винтовое, сшивное, при помощи скручивания проволоки.
Конструирование и моделирование несложных объектов
Моделирование из деталей, выполненных из бумажных полосок. Декорации из таких изделий. Конструкция технической игрушки (автомобиля) из готовых форм по модели. Конструкции из металлических, пластмассовых полосок готового конструктора по образцу. Конструкция игрушки из картона с подвижными деталями по образцу. Конструкции из кулечков по образцу. Конструкции технических игрушек (парусника) из разных материалов. Конструирование из приготовленных деталей по эскизу (пейзаж по представлению).
Проектирование
Этапы создания коллективного проекта. Коллективный проект «Кукольное представление для родных и друзей».
4. Знакомство с информационной технологией. Графическая информация
Рукотворный мир как результат труда человека
Из глубины веков. Графическая информация. Из истории возникновения книги.
Элементы графической грамоты
Выполнение эскиза, рисунка. Оформление изделия. Изготовление технического рисунка, чертежа, выкройки. Понимание схем.
Технологические сведения и приемы обработки
Способы соединения листов с обложкой книги. Этапы создания макета книги.
Технологические процессы практических работ
Изготовление записной книжки.
Проектирование
Изготовление макета книги, переплета. Оформление книги: рисунками, аппликацией, мозаикой, коллажем.
В результате обучения технологии ученик к концу 3 класса будет знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
- правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой;
- термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение (папье-маше, каркас, «лоскутная мозаика», «изонить», «звездное ткачество»);