Файл: Учебное пособие организационноправовые основы местного самоуправления в российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98
Местной администрацией руководит глава местной админист- рации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального
образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной
администрации по контракту, заключаемому по результатам кон- курса на замещение этой должности на срок полномочий, опреде- ляемый уставом муниципального образования, но не менее, чем на два года и не более чем на пять лет.
Условия контракта для главы местной администрации утвер- ждаются представительным органом местного самоуправления в части, касающейся полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ — в части, касающейся отдельных госполномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы
местной администрации, как и главы МО, устанавливается пред-
ставительным органом муниципального образования. Обязательно предусматривается опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позд- нее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муни- ципального образования.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом МО из числа кандидатов, представлен- ных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.
Глава местной администрации, назначенный по контракту, подконтролен и подотчетен представительному органу МО, пред- ставляет ему ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, обеспечивает работу ад- министрации по решению вопросов местного значения и отдельных госполномочий.
Глава местной администрации не вправе заниматься предприни- мательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключе-
99
нием педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Он должен соблюдать те же ограничения и запреты, что и глава МО.
Структура местной администрации утверждается предста-
вительным органом муниципального образования по представлению
главы местной администрации. В структуру местной администра- ции могут входить отраслевые (функциональные) и территориаль- ные органы местной администрации (департаменты, отделы, управ- ления — экономического развития, здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики и т. п.)
Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) расторжения контракта;
4) отрешения от должности;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспо- собным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства РФ, гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соот- ветствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, получения вида на жительство на территории иностранного государства;
10) призыва на военную службу или направления на заменяю- щую ее альтернативную гражданскую службу.
Контракт с главой местной администрации может быть рас-
торгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании
заявления:
1) представительного органа или главы МО — в связи с нару- шением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, связанных с должностью;
100 2) руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномо- чий, и несоблюдением ограничений по должности;
3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ;
4) высшего должностного лица субъекта РФ в судебном поряд- ке в связи с несоблюдением главой администрации ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных федераль- ными законами «О противодействии коррупции» 2008 г., «О контро- ле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» 2012 г., «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить налич- ные денежные средства и ценности в иностранных банках, располо- женных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
2013 г., выявленными в результате проверки достоверности и пол- ноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В случае досрочного прекращения полномочий главы админис- трации либо применения к нему по решению суда мер процессуаль- ного принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет долж- ностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муни- ципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом МО.
Контрольно‑счетный орган муниципального образования
Этот орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется представитель- ным органом в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в це- лях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной соб- ственности.
101
Порядок его организации и деятельности определяется Феде- ральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих прин- ципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образова- ний», Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях, установленных фе- деральными законами, правовое регулирование осуществляется также законами субъекта РФ.
Избирательная комиссия муниципального образования
Избирательная комиссия муниципального образования под- готавливает и проводит муниципальные выборы, местный рефе- рендум, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ, пре- образования муниципального образования.
Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.
Порядок формирования и полномочия избирательных комис- сий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта
РФ, а также уставами муниципальных образований.
Статус депутата, члена выборного органа местного
самоуправления, выборного должностного лица
местного самоуправления
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу обеспечиваются условия для бес- препятственного осуществления своих полномочий.
Срок их полномочий устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного са- моуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
102
Полномочия выборного должностного лица местного само- управления начинаются со дня вступления в должность и прекра- щаются в день вступления в должность вновь избранного должност- ного лица. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Если по федеральному закону 1995 г. на постоянной осно- ве могли работать все депутаты представительного органа МО, то по закону 2003 г. — не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа, если численность депутатов менее 10 человек — 1 депутат. Работа депутатов на постоянной ос- нове предполагает, что она является единственным видом трудовой деятельности, и они получают за нее денежное вознаграждение.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной думы, членами Совета Феде- рации Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных
(представительных) органов госвласти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ и ее субъектов, должности государственной гражданской службы и должности муниципаль- ной службы.
Депутаты представительного органа МО не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного само- управления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключе- нием случаев, установленных федеральным законом 2003 г.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.
Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депу- таты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением уча- стия в управлении объединений МО, политической партией, участия в съезде (конференции), собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов,
103
садоводческого, огороднического, дачного потребительских коопе- ративов, товарищества собственников недвижимости), заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой. Но эта деятельность не может фи- нансироваться исключительно за счет средств иностранных госу- дарств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выбор- ное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замеща- ющее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены федераль- ными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответст- вием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, рас- ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых этими лицами, проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. При выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных соответ- ствующими федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта РФ обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий этих лиц в орган местного самоуправления, уполно- моченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуни- кационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубли-
104
кования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголов- но-процессуальных и административно-процессуальных действий, при проведении оперативно-розыскных мероприятий занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов, устанавливаются федеральными законами.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, вы- борное должностное лицо не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, по- зицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответст- вующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий.
Данное положение не распространяется на случаи, когда эти лица допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоу- правления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспо- собным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы России на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства РФ или иностранного государ- ства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретение гражданства
иностранного государства, не являющегося участником этого до- говора, или вида на жительство;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10) в иных случаях, установленных федеральным законом 2003 г.
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10) в иных случаях, установленных федеральным законом 2003 г.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Контрольные вопросы
1. Какие органы местного самоуправления обязательны по Федераль- ному закону 2003 г.?
2. Как устанавливаются наименования этих органов?
3. В каких случаях и формах население само может определять струк- туру органов местного самоуправления?
4. Какие варианты формирования представительного органа муни- ципального района существуют?
5. Как закон 2003 г. регламентирует численность депутатов предста- вительного органа и оплату их труда?
6. Какова компетенция представительного органа местного само- управления?
7. Какие органы может возглавлять глава муниципального образо- вания?
8. Полномочия главы муниципального образования?
9. Кому подотчетен и подконтролен глава муниципального образо- вания?
10. Как заключается контракт с главой администрации?
11. Как можно расторгнуть этот контракт?
12. Каковы задачи контрольного органа?
13. На какой срок могут избираться депутаты представительного органа?
14. Какие ограничения и запреты должны соблюдать депутаты пред- ставительного органа, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления?
106
8. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Система муниципальных правовых актов
В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного ор- гана муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должност- ных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом МО.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и приме- няются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования по во- просам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, уста- навливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы МО в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом МО.