Файл: Учебное пособие организационноправовые основы местного самоуправления в российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит го- сударственной регистрации в форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается пра- вомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети
жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего
возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществле- ния территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей
избранных на собраниях делегатов, представляющих не менее одной
трети жителей соответствующей территории, достигших 16-лет- него возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции гра- ждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправ- ление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общест- венного самоуправления;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и допол- нений;
3) избрание органов территориального общественного само- управления;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соот- ветствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благо- устройству территории, иную хозяйственную деятельность, на- правленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей

80
граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использо- ванием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проек- ты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие ука- занных актов.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального обще- ственного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, порядок пользования и распоряжения им и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального об- щественного самоуправления.
Порядок организации и осуществления территориального об- щественного самоуправления, условия и порядок выделения не- обходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В апреле 2018 г. в ФЗ 2003 г. внесены дополнения, касающиеся
старосты сельского населенного пункта. Он может назначаться для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в этом населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории.
Староста назначается представительным органом МО, в состав которого входит сельский населенный пункт, по представлению схода граждан этого населенного пункта из числа лиц, прожива-


81
ющих на его территории и обладающих активным избирательным правом.
Старостой сельского населенного пункта не может назначаться лицо, замещающее государственную или муниципальную долж- ность, должность государственной гражданской или муниципаль- ной службы; признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным; имеющее непогашенную или неснятую судимость.
Срок полномочий старосты устанавливается уставом МО и не может быть менее 2 и более 5 лет. Его полномочия могут быть прекращены досрочно решением представительного органа МО по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных п. 1–7 ч. 10 ст. 40 ФЗ 2003 г.
Староста для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муни- ципальными предприятиями и учреждениями и иными организаци- ями по вопросам местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, участвует в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по их результатам обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муници- пальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей по вопросам местного самоуправле- ния, содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом МО и (или) нормативным правовым актом представитель- ного органа, в соответствии с законом субъекта РФ.
Публичные слушания, общественные обсуждения
Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образо- вания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов

82
по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
Инициаторами их проведения могут быть главы администрации и сами граждане.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назна- чаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы МО или главы администрации — главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и допол- нений в данный устав, кроме случаев, когда вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта
РФ в целях приведения устава в соответствие с этими норматив- ными правовыми актами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проект стратегии социально-экономического развития му- ниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования
(за исключением случаев, когда требуется голосование населения или решение схода).
Порядок организации и проведения этих публичных слуша- ний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа му- ниципального образования и должен предусматривать заблаговре- менное оповещение жителей муниципального образования о вре- мени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
По проектам генеральных планов, проектам: правил земле- пользования и застройки, планировки территории и ее межевания, правил благоустройства территорий, (проектам, предусматриваю-


83
щим внесение изменений в один из этих утвержденных докумен- тов), проектам решений: о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на от- клонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил зем- лепользования и застройки проводятся общественные обсуждения
или публичные слушания. Порядок их организации и проведения определяется уставом МО и (или) нормативным правовым актом представительного органа МО с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
В поселении, в котором полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общест- венные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципаль- ных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.
Собрание граждан
Для обсуждения вопросов местного значения, информирова- ния населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального обществен- ного самоуправления на части территории МО могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, пред- ставительного органа, главы МО, а также в случаях, предусмотрен- ных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, на- значается представительным органом в порядке, установленном уставом МО.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправле- ния определяется уставом территориального общественного само- управления.

84
Собрание граждан может принимать обращения к органам мест- ного самоуправления и его должностным лицам, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимо- отношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязатель- ному рассмотрению органами местного самоуправления и долж- ностными лицами, к компетенции которых относится решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письмен- ного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а так- же его полномочия определяются Федеральным законом 2003 г., уставом МО и (или) нормативными правовыми актами предста- вительного органа, уставом территориального общественного са- моуправления.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликова- нию (обнародованию).
Конференция граждан (собрание делегатов)
Полномочия собрания граждан могут осуществляться конферен- цией граждан (собранием делегатов) в случаях, предусмотренных уставом МО, нормативными правовыми актами его представи- тельного органа, уставом территориального общественного само- управления.
Порядок назначения и проведения конференции граждан (со- брания делегатов), избрания делегатов определяется этими доку- ментами.
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Опрос граждан
Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.


85
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муници- пального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
2) органов госвласти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и меж- регионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определя- ется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.
Решение о назначении опроса граждан принимается предста- вительным органом муниципального образования. В нем устанав- ливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предла- гаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей, участвующих в опросе.
Жители должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и про- ведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета субъекта РФ — при проведении опроса по инициативе его органов государственной власти.
Обращения граждан в органы местного самоуправления
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

86
Должностные лица местного самоуправления обязаны дать пись- менный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сро- ки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Феде- рации».
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений гра- ждан должностные лица местного самоуправления несут ответст- венность в соответствии с законодательством РФ.
Население муниципального образования может участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не про- тиворечащих Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны содействовать участию населения в осуществлении местного самоуправления.
Контрольные вопросы
1. Какие новые формы участия населения в местном самоуправле- нии введены Федеральным законом 2003 г. по сравнению с аналогичным законом 1995 г.?
2. Какое количество подписей нужно собрать, чтобы инициировать проведение референдума населением?
3. Кто может обращаться в суд по вопросу назначения референдума, если представительный орган отказывается это сделать?
4. Кто назначает и проводит муниципальные выборы?
5. Каковы основания для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и какой процент голосов избирателей нужно получить для отзыва?
6. Какая часть жителей должна участвовать в голосовании об изме- нении границ МО, чтобы считать голосование состоявшимся?
7. Сколько участников голосования должно поддержать изменение границ, чтобы вопрос получил положительное решение?
8. При каких условиях правомочен сход граждан?
9. Кто вправе его созвать?


10. Какой максимальный процент населения МО может составить инициативную группу, обращающуюся с правотворческой инициати- вой — проектом решения или постановления?
11. В течение какого срока орган или должностное лицо местного самоуправления обязано рассмотреть внесенный гражданами проект?
12. Что такое территориальное общественное самоуправление?
13. В пределах каких территорий оно осуществляется и в каких формах?
14. Должно ли территориальное общественное самоуправление иметь свой устав?
15. Каковы полномочия собрания, конференции граждан, осуществ- ляющих территориальное общественное самоуправление?
16. С какой целью и по чьей инициативе могут проводиться публичные слушания?
17. Какие вопросы подлежат обязательному вынесению на публичные слушания?
18. По каким вопросам могут проводиться общественные обсуждения?
19. Кто назначает собрание граждан по инициативе населения?
20. В какой форме участники собрания могут взаимодействовать с ор- ганами и должностными лицами местного самоуправления?
21. С какой целью проводится опрос граждан и по чьей инициативе?
22. В течение какого срока должностные лица местного самоуправления должны дать письменный ответ на индивидуальные или коллективные обращения граждан?

88
7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Структура органов местного самоуправления
Структуру органов местного самоуправления составляют пред- ставительный орган муниципального образования, глава муници- пального образования, местная администрация (исполнительно-рас- порядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по ре- шению вопросов местного значения.
Наличие представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом
2003 г. Так, в небольшом поселении сход граждан осуществляет полномочия представительного органа.
В муниципальном районе и поселении, являющемся его цент- ром, согласно их уставов, администрация муниципального района может исполнять и полномочия администрации поселения. В этом случае глава поселения входит в состав представительного органа поселения и является его председателем.
В сельском поселении, внутригородском МО города федераль- ного значения, согласно их уставов, глава муниципального образо- вания может возглавлять одновременно как администрацию, так и представительный орган, быть его председателем.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подот- четность, подконтрольность органов местного самоуправления, иные