Файл: Учебное пособие организационноправовые основы местного самоуправления в российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
89
вопросы их организации и деятельности определяются уставом му- ниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
Наименования представительного органа, главы муниципально- го образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Так, представительные органы местного самоуправления в субъектах РФ называются думами, советами, советами депутатов, муниципаль- ными советами, муниципальными собраниями, собраниями пред- ставителей, в республиках — радами, курултаями, хуралами и т. п.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов местного самоуправления в случае образо-
вания на межселенных территориях нового муниципального образо-
вания или в случае преобразования существующего муниципального
образования определяется населением на местном референдуме или
представительным органом муниципального образования (сходом)
и закрепляется в уставе муниципального образования.
Проведение местного референдума или схода граждан по воп- росу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответ- ствующей инициативы жителей.
Местный референдум по определению структуры органов мест- ного самоуправления вновь образованного МО проводится в случае, если в течение месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ этого МО с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей, обладающих избирательным правом. Эта группа должна организовать сбор под- писей жителей (не менее 3 % от их общей численности) и предста- вить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ.
Избирательная комиссия субъекта формирует избирательную ко- миссию МО, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения референдума. Проведение референдума может быть поручено и территориальной избирательной комиссии.
Материально-техническое обеспечение референдума осуществляет исполнительный орган госвласти субъекта РФ.
90
В решении, принимаемом на местном референдуме (сходе гра- ждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного са- моуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
При отсутствии инициативы граждан о проведении референду- ма структуру органов местного самоуправления определяет пред- ставительный орган нового муниципального образования после его избрания.
Финансирование расходов на содержание органов местного са- моуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Представительный орган муниципального образования
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Он может осуществлять свои полно- мочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Представительный орган поселения не формируется, если чи- сленность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет до 300 человек. В этом случае полномочия представи- тельного органа выполняет сход граждан.
Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В слу- чае отсутствия инициативы граждан о проведении такого схода чи- сленность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта РФ.
Представительный орган муниципального района:
1) может избираться населением на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от од- ного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района;
2) может состоять из глав поселений, входящих в состав муни- ципального района, и из депутатов представительных органов этих
91
поселений, избранных представительным органом каждого поселе- ния из своего состава по равной норме, независимо от численности населения, например по два депутата. Законом субъекта РФ, устава- ми муниципального района и поселений может предусматриваться представительство поселений и исходя из численности населения поселения. В поселениях, где действует сход граждан, он будет изби- рать депутатов в представительный орган муниципального района.
Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта РФ и его уставом может формироваться также двумя способами: 1) избираться населением на муниципальных выборах; 2) избираться из состава депутатов представительных органов внутригородских районов равно, неза- висимо от численности населения внутригородских районов, либо с учетом его численности.
Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но Федеральный закон 2003 г.
устанавливает минимальную численность депутатов.
В поселении, городском округе число депутатов не может быть менее:
— 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
— 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 че- ловек;
— 15 человек — при численности населения от 10 000 до
30 000 человек;
— 20 человек — при численности населения от 30 000 до
100 000 человек;
— 25 человек — при численности населения от 100 000 до
500 000 человек;
— 35 человек — при численности населения свыше 500 000 че- ловек.
Число депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.
В представительном органе внутригородской территории города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) — не менее 10 человек.
92
В исключительной компетенции представительного органа
муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
5) определение порядка управления и распоряжения имущест- вом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорга- низации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, об установлении тарифов на их услуги;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и органи- зационного обеспечения деятельности органов местного само- управления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального об- разования в отставку;
11) утверждение правил благоустройства территории муници- пального образования.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимае- мыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Представительный орган муниципального образования заслуши- вает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе МО органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, постав- ленных представительным органом муниципального образования.
93
Основной формой работы представительного органа являются заседания, они проводятся не реже одного раза в три месяца. Яв- ляются правомочными при наличии 50 % депутатов. По основным вопросам своей деятельности представительные органы создают постоянные и временные комиссии.
Нормативные правовые акты представительного органа при- нимаются в форме решений. Вопросы, касающиеся установления, изменения, отмены местных налогов и сборов, расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение предста- вительного органа только по инициативе главы местной админис- трации или при наличии его заключения.
Нормативный правовой акт, принятый представительным ор- ганом муниципального образования, направляется главе МО для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право откло- нить этот нормативный правовой акт, в течение 10 дней возвратить в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
Если глава МО отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом, который может на- стоять на своей редакции 2/3 голосов от установленной численности депутатов. В этом случае глава МО обязан подписать его в течение семи дней и обнародовать.
Организацию деятельности представительного органа осуществ- ляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образо- вания, избираемый этим органом из своего состава.
Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, выдвину- тых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) и не вправе выйти из них, быть членом другой политической партии. Во фракции могут входить и депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избиратель- ным округам. Они также могут быть членами только той партии,
94
во фракцию которой входят. Несоблюдение этих требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Глава муниципального образования
Глава муниципального образования является высшим долж- ностным лицом муниципального образования и наделяется уставом
МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом МО может избираться: 1) на муниципаль- ных выборах; 2) представительным органом из своего состава;
3) представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, где полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава МО избирается на сходе граждан и исполняет пол- номочия главы местной администрации:
— в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет мест- ную администрацию;
— в случае избрания представительным органом муниципаль- ного образования из своего состава исполняет полномочия его председателя или возглавляет местную администрацию (в этом случае его депутатские полномочия прекращаются);
— не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной админис- трации.
Эти ограничения не распространяются на сельское поселение и внутригородскую территорию города федерального значения, в котором глава МО согласно уставу может возглавлять и админи- страцию, и представительный орган и оставаться его депутатом, если избран из их числа.
В случае избрания главы МО представительным органом из чи- сла кандидатов, представленных конкурсной комиссией по резуль- татам конкурса, он возглавляет местную администрацию.
95
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на долж-
ность главы МО устанавливается представительным органом
муниципального образования. Предусматривается опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса, формирование конкурсной комиссии.
Общее число ее членов устанавливается представительным органом муниципального образования. Половина членов назнача- ется представительным органом МО, другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего испол- нительного органа госвласти субъекта). В поселении, во внутри- городском районе — вторая половина членов назначается главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Условиями конкурса могут предусматриваться требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным зна- ниям и навыкам к кандидатам на пост главы МО, предпочтительным для исполнения им полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных госполномочий. Представительному органу для проведения голосования по кандидатурам на должность главы
МО представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Уставом муниципального образования могут устанавливаться ог- раничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать долж- ность главы МО более определенного количества сроков подряд.
Глава муниципального образования в пределах своих полно- мочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных обра- зований, органами государственной власти, гражданами и органи- зациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, при- нятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
96 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания предста- вительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправле- ния полномочий по решению вопросов местного значения и отдель- ных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.
Глава муниципального образования должен соблюдать огра- ничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены
Федеральными законами «О противодействии коррупции» 2008 г.,
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госу- дарственные должности, и иных лиц их доходам» 2012 г., «О запре- те отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Феде- рации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» 2013 г.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального обра- зования. Он представляет представительному органу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в случае, если возглавля- ет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона 2003 г.;
4) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 настоящего федерального закона;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспо- собным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
97 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора
РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жи- тельство или другого документа, подтверждающего право на посто- янное проживание гражданина РФ на территории иностранного госу- дарства, не являющегося участником международного договора РФ;
10) отзыва избирателями;
11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муници- пального образования.
Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия президента РФ в случаях:
1) несоблюдения главой МО, их супругами и несовершенно- летними детьми запрета, установленного федеральным законом открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
2) установления в отношении избранных на муниципальных вы- борах глав муниципального района, городского и муниципального округов фактов открытия или наличия таких счетов (вкладов) и т. д. в период, когда они были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах.
Местная администрация
Местная администрация — это исполнительно-распорядитель- ный орган муниципального образования, наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и полно- мочиями для осуществления отдельных государственных полномо- чий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.