Файл: Учебное пособие организационноправовые основы местного самоуправления в российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, пред- усматривающие наделение органов местного самоуправления от- дельными государственными полномочиями, вводятся в действие
ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюд- жете субъекта на очередной финансовый год.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осущест- вление целевых расходов) дополнительные меры социальной под- держки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Органы госвласти контролируют осуществление органами
местного самоуправления государственных полномочий, использо-
вание предоставленных на эти цели материальных ресурсов и фи-
нансовых средств.
Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам доку- менты, связанные с осуществлением отдельных госполномочий.
В случае выявления нарушений уполномоченные государствен- ные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и долж- ностными лицами местного самоуправления. Эти предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Контрольные вопросы
1. Какие вопросы относятся к отдельным государственным полно- мочиям, которыми могут наделяться органы местного самоуправления?
2. Государственные органы какого уровня могут передавать госпол- номочия органам местного самоуправления?
3. Какой при этом издается документ?
4. Какие вопросы обязательно должны отражаться в этом документе?
5. Как часто издается такой закон?
6. Контролируется ли выполнение госполномочий государством?

72
6. ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местный референдум
Это одна из форм непосредственного выражения народовластия.
Посредством референдума население муниципального образования может самостоятельно принимать решения по значимым вопросам, которые затрагивают интересы его жизни и быта.
Местный референдум проводится на всей территории муници- пального образования.
Инициаторами его проведения могут выступать:
1) граждане, имеющие право на участие в референдуме;
2) избирательные объединения, иные общественные объедине- ния, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) представительный орган муниципального образования и гла- ва местной администрации совместно.
Граждане, избирательные и иные общественные объедине- ния должны собрать подписи в поддержку проведения референ- дум. Количество подписей устанавливается законом субъекта РФ, но не может превышать 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня посту- пления документов, на основании которых назначается местный референдум.


73
В случае, если местный референдум не назначен представитель- ным органом МО в установленные сроки, референдум назначается су- дом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора.
Назначенный судом референдум организуется избирательной комис- сией муниципального образования, а обеспечивает его проведение исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или иной орган, на который суд возложит обеспечение его проведения.
В местном референдуме имеют право участвовать все граждане
Российской Федерации, проживающие в границах муниципального образования.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме реше- ние подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Принятое на местном референдуме решение подлежит обяза-
тельному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государст- венной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с раз- граничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в су- дебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, порядок его подготовки и проведения устанавливаются федераль- ным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Муниципальные выборы
Муниципальные выборы проводятся с целью избрать депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных

74
должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Муниципальные выборы назначает представительный орган му- ниципального образования в сроки, предусмотренные уставом му- ниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муни- ципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Законом субъекта устанавливаются виды избирательных систем, которые могут при- меняться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Законом субъекта РФ могут быть определены усло- вия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в му- ниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских манда- тов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опу- бликованию (обнародованию).
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления, голосование по вопросам
изменения границ муниципального образования,
преобразования муниципального образования
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа мест- ного самоуправления, выборного должностного лица проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ.


75
Основания для отзыва и процедура отзыва указанных лиц уста- навливаются уставом муниципального образования.
Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противо- правные решения или действия (бездействие) в случае их подтвер- ждения в судебном порядке.
Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица должна обеспе- чивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Де-
путат, член выборного органа местного самоуправления, выборное
должностное лицо местного самоуправления считается отозван-
ным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей,
зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном
округе).
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ му- ниципального образования, преобразовании муниципального об- разования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального об-
разования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории. Назначается оно представительным органом МО и счи- тается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Согласие населения на изменение границ муниципального обра- зования или его преобразование считается полученным, если за это проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или его части.
Итоги голосования и принятые решения подлежат официаль- ному опубликованию (обнародованию).

76
Сход граждан
В поселении с численностью житеей, обладающих избиратель- ным правом, не более 100 человек для решения вопросов местно- го значения проводится сход граждан. Сход может проводиться и в поселениях, где проживает более 100, но не более 300 избира- телей, если это предусматривается уставом. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования.
Сход граждан может созываться главой муниципального об- разования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной ад- министрации.
Участие в сходе выборных лиц местного самоуправления явля- ется обязательным.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него про- голосовало более половины участников схода граждан.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местно- го самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
На основе дополнений, внесенных в ФЗ 2003 г., сход граждан может проводиться:
1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения
(муниципального района), в состав которого входит этот населен- ный пункт, в случае отнесения его к территории другого поселения
(муниципального района);


77 2) в населенном пункте, входящем в состав поселения, внутри- городского района, внутригородской территории города федераль- ного значения, городского округа либо расположенном на межсе- ленной территории в муниципальном районе, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на территории данного населенного пункта;
3) в населенном пункте, расположенном на межселенной тер- ритории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам организации и осуществления местного самоуправления;
4) в сельском поселении, расположенном на территории с низ- кой плотностью населения или в труднодоступной местности, если численность населения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения;
5) в сельском населенном пункте по вопросу избрания старосты или досрочного прекращения его полномочий;
6) в сельском населенном пункте в целях выдвижения канди- датур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, пред- усмотренных законодательством РФ о муниципальной службе.
Правотворческая инициатива граждан
С правотворческой инициативой может выступить группа гра- ждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установ- ленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан, устанавливаемая этим нормативным актом, не может превышать
3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия такого нормативного правового акта пред- ставительного органа принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с федеральным законом 2003 г.
Проект муниципального правового акта, внесенный по ини- циативе граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом, к компетенции

78
которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотре- нии указанного проекта.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмо- трения проекта муниципального правового акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Территориальное общественное самоуправление
Под территориальным общественным самоуправлением пони- мается самоорганизация граждан по месту их жительства на части
территории поселения, внутригородской территории города фе- дерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопро- сам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территори- альное общественное самоуправление (ТОС), устанавливаются представительным органом МО по предложению населения, про- живающего на данной территории.
Оно может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением и т. д.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях гра- ждан, проживающих на соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление считается уч- режденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления.