ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно традиции, мужчины могли вступать в брак, начиная с 13 лет. Моисей установил также ограничения на браки с иноземцами и с близкими родственниками. Исключением из второго ограничения является закон, предписывающий младшему (или среднему) брату жениться на вдове старшего брата, умершего бездетным. Этот союз носит название левиратного брака. Первенец, родившийся от такого брака, получал имя умершего, считался его сыном и продолжал его генеалогическую линию. Уклонение от левиратного брака влекло за собой обряд публичного бесчестия: вдова, сняв башмаки, должна была публично плюнуть в лицо отказавшемуся деверю и дом его именовался отныне «домом разутого» (Дварим (Втор.) 25:5). Согласно Талмуду, во времена царей евреи, отправлявшиеся на войну, на всякий случай, чтобы, в случае гибели их на войне, братья не были обязаны жениться на их вдовах.
При первом вступлении в брак девушка обязана была засвидетельствовать свою непорочность. Общественная мораль, отражавшаяся в нормах права, придавала исключительное значение сохранению девушкой своей невинности до вступления в брак. После первой брачной ночи должны были предъявляться для осмотра признаки девственности. Согласно книге «Дварим» ((Втор.) 22'Л3-2V), в случае, если муж обвинял новобрачную в недевственности, родители обвиненной приносили признаки ее непорочности к городским воротам, где дело разбирали и приговор выносили «старцы» (старейшины). Если обвинение оказывалось ложным, муж должен был заплатить отцу новобрачной штраф в размере 100 сиклей серебра. Если же признаки девственности отсутствовали, виновная подлежала смертной казни через побиение камнями; экзекуция производилась у дома ее отца.
Положение мужа и жены в браке существенно отличалось. Если женщина обвинялась в нарушении супружеской верности, она подлежала ритуальному испытанию (Бемидбар (Числа) 5:12-31). Наказанием, в случае подтверждения обвинения (испытание «горькой водой»), явилось бы проклятие, грозившее виновной женщине бесплодием. В то же время древнееврейское обычное право допускало для мужчин некоторое «разнообразие» в виде многоженства (ради деторождения), хотя, идеалом все-таки считалась моногамия в браке. Многоженство у евреев было окончательно упразднено только в X в. н.э.
Муж должен был давать жене пропитание, одевать ее состоять с ней в супружеской близости. Жена обязывалась в безусловной верности и подчинении мужу: все свои имущественные приобретения она должна была передавать ему.
Развод признавался возможным по инициативе мужа и жены. Следует отметить, что законы развода необычайно суровы и необходимо было все тщательно обдумать, прежде чем прекратить предыдущий брак. Запрещалось возобновлять расторгнутый брак, если бывшая жена уже побывала замужем за другим мужчиной. Кроме того, если процедура развода не была надлежащим образом произведена, а женщина вышла замуж за другого, то все дети, рожденные после, будут иметь статус мамзера
Рамбам в первой главе законов о разводе пишет, что женщина может быть разведена путем вручения ей разводного письма (ГЕТ), надлежащим образом оформленного. Женщина получает развод как с ее согласия и по ее желанию, так и против ее желания. Закон Торы не требует согласия женщины для действительности развода.
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО. Наследственное право также подчинялось родовому началу. Хотя собственником всего имущества считался глава семьи, он не имел права на завещание (поскольку у иудеев в то время не получили развитие отношения частной собственности).
Наследование осуществлялось по закону, с учетом права старшинства. Первородный сын занимал в семье особое положение, что объяснялось - с точки зрения самого общества - его божественной избранностью. В плане материальном привилегированное положение первородного сына выражалось в том, что он имел право на двойную долю наследства по праву первородства. Второзаконие гласит: «если будут 2 жены: любимая и нелюбимая, и первенец будет от нелюбимой, должен предпочесть он первенца и оставить ему вдвое больше из всего за право первородства».
Наследниками имущества являлись и другие сыновья умершего, причем все они, кроме первородного, получали одинаковую долю; закон запрещал оказывать предпочтение кому-либо из сыновей. Дочь-наследница при отсутствии сыновей должна была выходить замуж за сородича, что призвано было гарантировать имущественную стабильность рода. При отсутствии сыновей и дочерей наследниками являлись братья умершего; при их отсутствии - братья отца умершего; при их отсутствии - ближайшие сородичи. Вдова имела право на возврат приданого и выделение специальной части прежнего имущества.
Наследодатель не имел права нарушать признанный обычаем порядок наследования, ибо, как отмечалось выше, составление завещания вообще не предусматривалось.
25 вопрос:
Государственный строй Афин в 5-4 вв. до н. э.
Форма государства Афин в период наивысшего расцвета можно представить следующим образом: форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные); форма государственного устройства - полис (маленькое государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное); политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства в данный период являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (эклессия) - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее - 40 раз в год. Компетенция народного собрания: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны, решало вопрос об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20- летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие 6000 человек, т.е. примерно 1/5 всех полноправных, афинян.
В совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. Компетенция Совета: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Совет направлял деятельность народного собрания, пользуясь правом предварительного обсуждения вопросов, поступавших на рассмотрение эклессии. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
гелиэя была высшим судебным органом государства, включавшим 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из числа граждан, достигших 30 лет.
В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Компетенция гелиэи. В качестве суда первой инстанции Гелиэя рассматривала дела о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц, а в качестве апелляционной инстанции - дела, рассмотренные другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей: выборность, срочность, возмездность, подотчетность, коллегиальность. Перед вступлением в должность все кандидаты подвергались
особой проверке - докимасии. Главными должностными лицами в Афинах были: стратеги и архонты.
26 вопрос:
Правовое положение различных групп населения
В V в. до н.э. было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи отец и мать были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного реально управлять государством. Вместе с тем демократизация государственного устройства не устраняла социальных противоречий: развитие частной собственности привело к значительному имущественному расслоению.
А) рабы. Число свободных было гораздо меньше числа рабов. Различались государственные рабы и рабы частных лиц. Рабский труд широко использовался в Афинах, составляя основу производительных сил общества. Рабы частник лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею. Иногда рабов переводили на оброк и тогда они могли открыть лавочку или мастерскую и получить некоторое подобие правоспособности для заключения юридических сделок. Практиковался и отпуск рабов на волю, тогда раб переводился в разряд метеков и ставился в особое положение зависимости от бывшего господина, становившегося его патроном (простатом). Он не имел права вступать в брак без разрешения простата, а если умирал бездетным, ему наследовал также бывший господин.
Б) граждане. Полноправные афинские граждане (дети афинянина и афинянки) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов де- ма. Гражданское полноправие включало совокупность прав и обязанностей. Наиболее существенными правами были следующие: право на свободу и личную независимость от других, право на земельный участок и материальную помощь от государства в случае затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства, право на защиту и почитание отеческих богов и на участие в празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности заключались в необходимости беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в случае чрезвычайных обстоятельств, защищать полис от врага, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в политической жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление по суду граждане могли быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью (атимии). С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия: повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в пользу государства.
В) МЕТЕКИ. Метеками именовались чужеземцы, проживающие в Афинах, они не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата (патрона), исполнявшего функции посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. К метекам приравнивались и вольноотпущенники.
27 вопрос:
Система права Древних Афин
1. источники
Афины обладали наиболее развитой правовой системой в Древней Греции. Источниками права в разные эпохи являлись: религиозные нормы, обычаи (темис), законы (номос), судебные прецеденты, псефисмы (псефис- мы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.). В 621 году до н.э. появляется писаное право: первым законодателем Афин стал тиран Драконт и списки законов получили название Законов Драконта. Законы оформляли право частной собственности, устанавливали суровые наказания за проступки: практически за любое нарушение установленного порядка полагалась смертная казнь. Данными законами эвпатриды стремились свести к минимуму пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Предусматривалось ограничение власти архонтов, произвольно толковавших обычай.
По преданию, законы Драконта были отменены Солоном, который сам составил достаточно обширное законодательство (около 594 г. до н.э.).
Законы Солона, по-видимому, были записью не только религиозного права и обычных установлений, но и прямым заимствованием некоторых законов некоторых других греческих полисов и даже Египта.
Законы были выбиты на деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет.
В V-IV вв. до н.э. законы Солона становятся главным источником
права.
28 вопрос: