Файл: Решение практических задач, контрольная работа, тест, защита проекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите.
4. Представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории).
5. Ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность,
убежденность, дружелюбие).
6. Деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность).
7. Правильно оформленная презентация.
Критерий
Уровни достижения
2 балла
1 балл
0 баллов
Обоснование актуальности проекта
(проблемное поле)
Актуальность работы полностью и всесторонне обоснована
Актуальность работы частично обоснована
Актуальность работы не обоснована
Образ продукта Выбор характеристик продукта полно и содержательно обоснован
Выбранные характеристики продукта не полностью обоснованы
Выбор характеристик продукта не обоснован и не позволяет решить заявленную проблему
Логика поэтапного планирования
(задачи)
Соблюдена логическая последовательность поставленных задач, ресурсы и сроки адекватны поставленным задачам
Логическая последовательность поставленных задач имеет недочеты, ресурсы и сроки не полностью адекватны поставленным задачам
Планирование отсутствует или имеет логические несоответствия, сроки и ресурсы неадекватны поставленным задачам
Продукт
Созданный продукт решает поставленную проблему; продукт соответствует изначально заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик
Созданный продукт частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно
Созданный продукт не решает поставленную проблему; не соответствует ключевым характеристикам
37
обоснованы обоснованы
Защита
(представление)
работы
Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы
Презентация не в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно
Презентация отсутствует, не отражает сущность проекта; ответы на вопросы отсутствуют
Владение методами
Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Возможны незначительные ошибки
Автор использовал неоптимальные методы. Не знаком со всем спектром методов в сфере проектирования
Автор не имеет представления о существующих методах в сфере проектирования
Оригинальность Данный проект оригинален и не имеет полных аналогов
Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован
Проект не оригинален, полностью копирует уже существующие проекты
Оценочное средство – дифференцированный зачет
Дифференцированный зачет - вид зачета, в результате которого обучающийся получает оценку в четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
При определении уровня достижений обучающихся на зачете необходимо обращать особое внимание на следующее:
дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи;
знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной дисциплины и междисциплинарных связей;
ответ формулируется в терминах дисциплины, изложен литературным языком,
логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося;
теоретические постулаты подтверждаются примерами из практики.
Защита
(представление)
работы
Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы
Презентация не в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно
Презентация отсутствует, не отражает сущность проекта; ответы на вопросы отсутствуют
Владение методами
Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Возможны незначительные ошибки
Автор использовал неоптимальные методы. Не знаком со всем спектром методов в сфере проектирования
Автор не имеет представления о существующих методах в сфере проектирования
Оригинальность Данный проект оригинален и не имеет полных аналогов
Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован
Проект не оригинален, полностью копирует уже существующие проекты
Оценочное средство – дифференцированный зачет
Дифференцированный зачет - вид зачета, в результате которого обучающийся получает оценку в четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
При определении уровня достижений обучающихся на зачете необходимо обращать особое внимание на следующее:
дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи;
знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной дисциплины и междисциплинарных связей;
ответ формулируется в терминах дисциплины, изложен литературным языком,
логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося;
теоретические постулаты подтверждаются примерами из практики.
1 2 3 4 5
Описание показателей и критериев оценивания, шкал оценивания
(максимум – 5 баллов)
Критерии
Показатели
Шкала
38
оцениван
ия
Степень раскрытия учебного материала
Знание программного материала и структуры дисциплины, а также основного содержания и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой
1 балл
Логически корректное, непротиворечивое,
последовательное и
аргументированное построение ответа по вопросам
0,5 балла
Понимание взаимосвязей между проблемными вопросами дисциплины
0,5 балла
Отчетливое и свободное владение концептуально- понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области
0,5 балла
Понимание содержания проблемы и ее междисциплинарных связей в рамках предметной области
0,5 балла
Умение применять теоретически й материал при решении практически х задач
Понимание существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины
0,5 балла
Владение методологией дисциплины, умение применять теоретические знания при решении задач, обосновывать свои действия
1 балл
Представление обоснованных выводов при решении практических задач
0,5 балла
4. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе их формирования
Текущий контроль успеваемости
Оценочное средство – контрольная работа
Примерный перечень вопросов:
1.
Классное руководство: сущность понятия, функции классного руководителя.
2.
Планирование работы классного руководителя.
3.
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.
4.
Педагогическое наблюдение в деятельности классного руководителя.
5.
Внеклассная воспитательная работа как вид деятельности классного руководителя.
39
6.
Основные направления внеклассной воспитательной работы.
7.
Классификация форм внеклассной воспитательной работы.
8.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
9.
Технология работы классного руководителя по формированию детского коллектива.
10.
Технология организации коллективной творческой деятельности.
11.
Технология организации самоуправления в коллективе младших школьников.
12.
Технология создания благоприятного психологического климата в классном коллективе.
13.
Технология работы классного руководителя в период адаптации первоклассников к школе.
14.
Общая схема организации и проведения внеклассного воспитательного мероприятия.
15.
Технология работы классного руководителя по подготовке внеклассного воспитательного мероприятия.
16.
Технология работы классного руководителя при проведении внеклассного воспитательного мероприятия.
17.
Праздник как форма внеклассной воспитательной работы: сущность, значение,
виды, содержание деятельности.
18.
Методика организации и проведения детского праздника.
19.
Соревнование как форма внеклассной воспитательной работы: сущность,
значение, виды, содержание деятельности.
20.
Методика организации и проведения соревнования.
21.
Игра как форма воспитательной работы: сущность, значение, виды,
содержание деятельности.
22.
Требования к организации и проведению игр с детьми. Алгоритм объяснения игры.
23.
Технология использования игры во внеклассной воспитательной работе.
24.
Экскурсия как форма внеклассной воспитательной работы и методика её
организации.
25.
Технология организации интерактивных экскурсий во внеклассной воспитательной работе.
26.
Прогулка как форма внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками.
27.
Технология работы классного руководителя с семьями воспитанников.
28.
Диагностика семьи и особенностей семейного воспитания как направление деятельности классного руководителя.
40
29.
Родительское собрание как основная форма организации работы с семьями обучающихся: сущность, виды, технология организации.
30.
Организация взаимодействия классного руководителя с сотрудниками образовательной организации, работающими с классом.
Оценочное средство – решение практических задач
Примерная тематика практических задач.
1) Родители первоклассницы обратились к учительнице с просьбой о помощи:
каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится,
одноклассники тоже. Что делать?
2) У одного из учеников родилась маленькая сестренка. Учительница заметила, что мальчик стал подолгу задерживаться в школе, а потом признался, что не хочет идти домой, так как ревнует родителей к малышке и считает, что стал «ненужным». Как помочь мальчику, и есть ли необходимость в разговоре с родителями?
3) К учительнице приходят ученики 4 класса и рассказывают, что у их одноклассницы из раздевалки украли новый дорогой телефон. Девочка плачет и боится идти домой, потому что родители ее накажут. Как построить учителю разговор с родителями?
4) В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком младшего школьного возраста.
Когда учитель вызывает ученика к доске, то мальчик только мнется и запинается,
боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом.
5) Диагностика состояния здоровья младших школьников, обучающихся в классе,
где вы являетесь классным руководителем, показала его резкое ухудшение. Что предпринять?
6) Ученик 3 класса, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу быть вместе с ним в одной группе
(команде)». Как на это должен отреагировать учитель?
7) Ученик 2 класса имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей, поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
8) Одного из учеников одноклассники зовут не по имени, а по национальности.
Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в школу. Учитель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда ребята начинают дразнить мальчика так,
чтобы не слышали взрослые.
9) Июнь. Дети ушли на каникулы. К классному руководителю подходит библиотекарь и ставит в известность, что несколько учеников класса сдали не все
41
учебники, но кто конкретно это не сделал, библиотекарь назвать не может. Как поступить в данной ситуации классному руководителю?
10) К концу второй четверти классный руководитель замечает, что хорошо успевающий по основным предметам ученик класса, заметно отстаёт по английскому языку. Надо ли что-то предпринимать в подобной ситуации классному руководителю?
11) Ученики 4 класса готовили новогодний праздник. Главным его событием должен был стать спектакль «Снежная королева», подготовленный четвероклассниками. За день до праздника выяснилось, что исполнитель главной роли - Сказочника – Саша Н. заболел и участвовать не сможет. Один из шестиклассников – Миша В. (недисциплинированный ученик) – предлагает свои услуги. Миша с поставленной сложной задачей справился успешно. Репетиция была удачной. Но за час до начала спектакля пришел основной исполнитель –
четвероклассник Саша Н. (не совсем здоровый, но готовый играть). Каковы действия руководителя 4 класса?
12) Классный руководитель 3 класса Е.Г. объявила об окончании классного часа и отпустила всех детей домой. Лена С. сидит за партой и плачет. Классный руководитель подходит к ней и спрашивает:
- Что случилось, Лена?
Девочка расплакалась, отвечая еле слышно:
- Мы сегодня писали контрольную работу по английскому языку, и я получила
«четвёрку». А мама сказала: «Без «пятёрки» домой не приходи!».
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Предложите варианты педагогически целесообразных действий классного руководителя.
13) Для проведения коллективного творческого дела классный руководитель М.А.
попросил учеников 2 класса принести по пять листьев дуба, клёна, ясеня, каштана.
Ученик класса Витя Ю. разволновался необыкновенно. Ещё бы! Впервые ему предстояло выполнить такое ответственное задание. Вместе с папой они долго бродили по осеннему парку города и собирали нужные листья.
На следующий день отец поинтересовался, что делали во время коллективной творческой деятельности с листьями. Оказалось, классный руководитель ни словом не обмолвился о своём задании. Не спросил он о листьях и на завтра, и через неделю.
Алгоритм решения:
1. Представьте ситуацию, постарайтесь почувствовать себя в ней.
2. Проанализируйте микросреду, субъектов, характер, мотивы поступков и действий.
3. Выявите педагогическое противоречие и сформулируйте проблему.
42
10) К концу второй четверти классный руководитель замечает, что хорошо успевающий по основным предметам ученик класса, заметно отстаёт по английскому языку. Надо ли что-то предпринимать в подобной ситуации классному руководителю?
11) Ученики 4 класса готовили новогодний праздник. Главным его событием должен был стать спектакль «Снежная королева», подготовленный четвероклассниками. За день до праздника выяснилось, что исполнитель главной роли - Сказочника – Саша Н. заболел и участвовать не сможет. Один из шестиклассников – Миша В. (недисциплинированный ученик) – предлагает свои услуги. Миша с поставленной сложной задачей справился успешно. Репетиция была удачной. Но за час до начала спектакля пришел основной исполнитель –
четвероклассник Саша Н. (не совсем здоровый, но готовый играть). Каковы действия руководителя 4 класса?
12) Классный руководитель 3 класса Е.Г. объявила об окончании классного часа и отпустила всех детей домой. Лена С. сидит за партой и плачет. Классный руководитель подходит к ней и спрашивает:
- Что случилось, Лена?
Девочка расплакалась, отвечая еле слышно:
- Мы сегодня писали контрольную работу по английскому языку, и я получила
«четвёрку». А мама сказала: «Без «пятёрки» домой не приходи!».
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Предложите варианты педагогически целесообразных действий классного руководителя.
13) Для проведения коллективного творческого дела классный руководитель М.А.
попросил учеников 2 класса принести по пять листьев дуба, клёна, ясеня, каштана.
Ученик класса Витя Ю. разволновался необыкновенно. Ещё бы! Впервые ему предстояло выполнить такое ответственное задание. Вместе с папой они долго бродили по осеннему парку города и собирали нужные листья.
На следующий день отец поинтересовался, что делали во время коллективной творческой деятельности с листьями. Оказалось, классный руководитель ни словом не обмолвился о своём задании. Не спросил он о листьях и на завтра, и через неделю.
Алгоритм решения:
1. Представьте ситуацию, постарайтесь почувствовать себя в ней.
2. Проанализируйте микросреду, субъектов, характер, мотивы поступков и действий.
3. Выявите педагогическое противоречие и сформулируйте проблему.
42
4. Осуществите перенос психолого-педагогических и других категорий и понятий на конкретную ситуацию.
5. Определите, типична ли эта ситуация.
6. Наметьте пути решения задачи-ситуации, методы и приемы педагогического участия. Найдите оптимальный вариант решения. Выбор обоснуйте.
7. Спрогнозируйте последствия принятого решения.
8. Проявите активную профессиональную направленность.
9. Определите, какой положительный опыт может стать Вашим.
Оценочное средство – тест
Примерный вариант теста
1. Установите соответствие направления воспитания и характерных форм,
методов воспитания.
А. Нравственное воспитание
Б. Физическое воспитание
В. Эстетическое воспитание
Г. Трудовое воспитание
1 Экскурсия, художественная самодеятельность
2 Дискуссия, акции милосердия, волонтерская деятельность
3 Самообслуживание, дежурство, работа на пришкольном участке
4 Соревнование, эстафета, зарядка
А
Б
В
Г
2. Установите соответствие уровня результата реализации программы ДНР и
его характеристики
А. Первый уровень результатов
Б. Второй уровень результатов
В. Третий уровень результатов
1 Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2 Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у них социально – приемлемых моделей поведения.
3 Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
А
Б
В
3. Выберите правильный ответ.
43
В плане проведения отдельных мероприятий классный руководитель
указывает:
а) тему и форму работы;
б) цель и задачи ее проведения;
в) время проведения, место, оборудование;
г) все ответы верны.
4. Перечислите формы работы с родителями__________________________
5. Назовите виды коллективных творческих дел в воспитательной работе
классного руководителя с младшими школьниками____________
6. Выберите правильный ответ.
Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан:
а) на заседании методического объединения классных руководителей;
б) на педагогическом совете;
в) на административном совещании;
г) все ответы верны.
7. Выберите правильный ответ.
Что входит в должностные обязанности классного руководителя:
а) создание благоприятных условий для формирования личности ребенка;
б) ведение психолого-педагогической документации;
в) соблюдение прав и свобод обучающихся;
г) все ответы верны
8. Выберите правильный ответ.
Основателем методики КТД является:
а) А.С. Макаренко;
б) И.П. Иванов; в) Г.И. Щукина;
г) Ю.К. Бабанский
9. Выберите правильный ответ.
Основным документом в работе классного руководителя является:
а) план работы на год; б) план работы с родителями;
в) план работы с творческим объединением;
г) все ответы верны
10. Выберите правильный ответ.
Индивидуальная форма взаимодействия классного руководителя с семьей:
а) собрание;
б) вечер вопросов и ответов;
в) консультация;
г) родительский лекторий
11. Перечислите документы, определяющие нормативно-правовую базу
профессиональной
деятельности
классного
руководителя
_______________________
44
12. Назовите игры на знакомство и сплочение коллектива младших
школьников ___
13. Выберите правильный ответ.
Классный час выполняет следующие воспитательные функции:
а) просветительную, ориентирующую, направляющую;
б) направляющую, просветительную, воспитывающую;
в) ориентирующую, направляющую, компенсирующую;
г) верный ответ не указан.
14.Верно ли утверждение:
«Классный руководитель является административным лицом, должностные обязанности которого закреплены в уставе общеобразовательной организации».
а) да;
б) нет.
15.Верно ли утверждение:
«Наблюдение – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал»
а) да;
б) нет.
16. Выберите правильный ответ.
Состав и структуру плана воспитательной работы определяет:
а) классный руководитель;
б) тьютор;
в) директор ОУ;
г) министерство образования.
17. Выберите правильный ответ.
Формы работы классного руководителя:
а) индивидуальные, фронтальные, творческие;
б) индивидуальные, групповые, парные;
в) индивидуальные, групповые, коллективные;
г) индивидуальные, групповые, творческие.
18. Закончите определение
Процесс усвоения норм, ценностей, типичных форм поведения - это
_________________
19. Закончите предложение
Вид плана, включающий планирование воспитательной работы на определенный временной промежуток-________________________
20. Закончите предложение
Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение - ___________________________
Ключ к итоговому тесту
1. А – 2
Б – 4
В – 1 45